Диагностика Речевая карта ФФНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Речевая карта для заключения ОНР для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_karta_ffnr.docx | 71.45 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА
I. Ф.И ребенка …………………………………………………II.Возраст................
Ш. Домашний адрес……………………………………телефон……………………..
IV. Ф.И.О.родителей
Мать……………………………………………………………………….. .Отец……………………………………………………………………….
V. Как протекало речевое развитие: Перенесенные заболевания………………………...
……………………………………………………………………..Слух………………………Зрение………………………Обращались ли к логопеду……………….. Заключение……………………………………….кол-во и период занятий………………………… Результативность………………………………………………………………………………………..
VI.Общее звучание речи:
* темп (N / Быстрый (тахилалия) / Замедленный (брадилалия)/ Запинки (полтерн)/Заикание(логоневроз)
* голос(N / Высокий / Громкий / Тихий / Слабый / Назализация)
* дыхание(N/ Слабое / Частое / Носовое дыхание затруднено / Носовоедыхание отсутствует)
* речь(N / Разборчивая, но искаженная /Неразборчивая /Назализированная / Смазанная.
VII.Физиологический слух:
N-(реагирует на звучание слов, произносимых шепотом с расстояния 6 метров)
Снижение слуха-(реагирует на звучание слов, шепотом с расстояния менее 6 м)
VIII.Обследование речевого аппарата
Строение:
* Губы( N / Толстые/ Тонкие / Ассиметричные /
Ращелина (Не полная / Полная (односторонняя, двухсторонняя) / Субмукозная
* Зубы (N/ Редкие / Кривые / Мелкие/Вне челюстной дуги / Отсутствие………………..
…………………………………………………………………………………………………………..
* Язык(N/ Массивный / Маленький / Длинный / Узкий / Парез / Тремор / Девиация)
* Небо(N / Узкое / Плоское / Готическое (высокое) /
Расщелина (Неполная / Полная / Субмукозная)
* Челюсти(прикус)(N/Прогения /Прогнатия / Перекрестный /
Открытый (передний / боковой (двусторонний /односторонний)
* Состояние подъязычной связки(N / короткая плотная / близко концу языка)
Подвижность
* N – точное, четкое выполнение;
* Недостаточная подвижность (вялость)
малоподвижные губы (вытягивание вперед, растягивание)
малоподвижный язык (движения вверх-вниз; вправо-влево; с верхней губы в рот)
* Мышцы напряжены (не может совершить движение (тонус повышен))
Мышцы расслаблены (лицо амимично, рот приоткрыт (тонус понижен))
* Не достаточная переключаемость с одного движения на другое .
* Не сразу находит нужное положение
Не удерживает язык: в верхнем положении «Парус» / в расслабленном состоянии «Блинчик»
Не удерживает губы: в растянутом состоянии «Улыбка» / вытянутыми вперед «Трубочка»
* Движения в области не речевых мышц
IX.Состояние моторики:
Общая
*N – подвижен, координация хорошая, выполняет все основные движения в соответствии с
программными требованиями.
*подвижен, координация удовлетворительная, но некоторыми основными движениями владеет
не достаточно
*нарушение в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата
Пальцевая(мелкая)
* N – точное выполнение движений.
* Мелкая моторика развита слабо, вялость в выполнении пальчиковых упражнений
* Нет синхронности выполнения / Не может одновременно обеими руками выполнить упражнение
* Трудности в переключении с одной пальчиковой комбинации на другую;
XI.Сенсомоторный уровень
1.Зрительный образ букв.
Знает / Не знает буквы / Знает большее количество букв / знает мало букв
2.Фонематический слух
Развит/ Не достаточно развит/ Глубокое фонематическое недоразвитие
*Различает слова отличающиеся одним звуком / Путает слова отличающиеся одним звуком:
мишка – мышка; уточка – удочка, санки - танки
* Выделяет заданный звук из ряда звуков /Не выделяет на слух заданный звук из звукового ряда
* Воспроизводит звуковой ряд / Не воспроизводит звуковой ряд:
А – У – А; К – Г – К; П – Т –.Т
* Воспроизводит слоговый ряд / Не воспроизводит слоговый ряд.
МА – НА – МА; ТА – ДА – ТА; ФА – ТА – ФА
* Не различает далекие по звучанию звуки / Не различает сходные звуки на слух.
*Выделяет заданный звук в словах / Не выделяет на слух заданный звук в словах.
3.Фонематический анализ и синтез
Сформирован/ Не достаточно сформирован / Не сформирован
* Дает характеристику звукам / Не дает характеристику / Знает характеристику, но не объясняет
* 1й гласный звук в словах: Определяет/Не определяет / Определяет с помощью
1й согласный звук в словах: Определяет/Не определяет / Определяет с помощью
*Последний гласный звук в словах: Определяет/Не определяет / Определяет с помощью
Последний согласный звук в словах: Определяет/Не определяет / Определяет с помощью
*Количество 2-ух звуков в словах:Определяет/Не определяет / Определяет с помощью
Количество 3-х, 4-х звуков в словах: Определяет/ Не определяет / Определяет с помощью
*Последовательность 2-ух звуков в словах :Называет/ Не называет
Последовательность 3-х, 4-х звуков в словах: Называет/Не называет
*Позицию звука в начале слова: Определяет/Не определяет / Определяет с помощью
Позицию звука в конце слова: Определяет/Не определяет/ Определяет с помощью
Позицию звука в середине слова: Определяет / Не определяет / Определяет с помощью
*Слоговый анализ: Делит/Не делит / Ошибки в делении односложных слов.
*Звуковой синтез: Хорошее слияние звуков / Нет звукового слияния
/ Не достаточно хорошее (на уровне слов из трех звуков);
справляется с заданиями после нескольких повторений
* Синтез предложения: Составляет предложение / Не составляет / Составляет с помощью
*Анализ предложения: Определяет/Не определяет количество слов в предложении
/Затрудняется в предложениях с предлогами
3 .Звуковая структура слова.
* N - воспроизводит слоговую структуру правильно
*Не грубые нарушения, воспроизводит слоговую структуру замедленно. (затруднено
произношение слов со сложной слоговой структурой),
* грубые нарушения – Уподобление слогов / Добавление звуков, слогов
/ Сокращение звуков, слогов / Замена местами звуков, слогов.
* глубокое нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости
XII.Экспрессивная речь. Активный словарь.
1 .Обобщающие понятия
Сформированы/ Не достаточно сформированы / Не сформированы
*Владеет (видовыми, родовыми) обобщающими понятиями
*Не владеет обобщающими понятиями:
Дикие животные, Домашние , Деревья, Цветы, Насекомые, Посуда, Мебель, Транспорт
2..Предметный словарь
Достаточный / Ограничен / Беден.
*Допускает ошибки в толковании лексических значений.(слова с одним значением)
Книга – тетрадь, тарелка – блюдце, стул – табурет.
*Не знает многих названий распространенных профессий.
Врач, Пожарный, Учитель, Парикмахер, Строитель, Продавец, Повар.
* Не знает многих названий детенышей животных :
Козленок, Теленок, Жеребенок, Поросенок, Львенок, Тигренок, Олененок, Лисенок.
*Не называет многие части тела; Части предметов;
* Не подбирает синонимы к существительным.
2. Глаголъныйсловаръ :
Достаточный / Ограничен / Беден.
* Отсутствует навык образования новых глаголов приставочным способом.
*Не употребляет глаголы движения;Глаголы трудовых действий.
* Не достаточно знает глаголы обозначающие звукоподражательные действия животных
Рычит, Пищит, Жужжит, Гогочет
* Не подбирает Синонимы / Антонимы к глаголам
- .Прилагательные:
Достаточный / Ограничен/Беден
* - Не употребляет относительные прилагательные:
Железная, Кирпичная, Деревянная, Резиновый, Плюшевый, Вишневый, Пшенная, Грушевое
- Допускает ошибки в образовании прилагательных.
* - Не употребляет притяжательные прилагательные:
Папина, Мамина, Бабушкины, Девочкина, Медвежья, Верблюжья, Заячьи, Беличьи.
- Не всегда правильно образует.
* Не подбирает Синонимы / Антонимы к прилагательным
ХIII.Грамматический строй:
Сформирован / Не достаточно сформирован /Аграмматизм:
*Не всегда правильное словоизменение существительных в ед.и мн. ч,
*Существительных в Р.п, существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами;
*Не всегда правильное употребление предлогов;
*Допускает ошибки в согласовании существительных с количественными числительными
*Не правильное употребление большинства грамматических форм.
Психологическое состояние.
Ребенок:
*активный, энергичный / пассивный, вялый
* спокойный, уравновешенный, сдержанный / неуравновешенный; вспыльчивый.
* подвижный / малоподвижный, вялый
* организован, усидчивый / неорганизованный, не усидчивый
* хорошая работоспособность / быстрая утомляемость,
* -общительный: хорошо находит контакт со взрослыми; со сверстниками
- плохо идет на контакт со взрослыми; с детьми
- не всегда находит общие интересы со сверстниками (уединяется),
- конфликтует со сверстниками; иногда возникают конфликтные ситуации со взрослыми
Психические процессы:
Развиты хорошо / Слабо развиты/ Не развиты.
Внимание:
Сосредоточенность: Хорошая сосредоточенность на задании, длительная концентрация
Не большая устойчивость, не может долго сосредоточиться на работе, отвлекается
Переключаемость: Легко переключается с одного вида деятельности на другой;
Рассеянность внимания, плохая переключаемость.
Длительность: При длительной работе, старается выполнить задание до конца.
Быстро теряет интерес при длительной работе.
Память:
-Зрительная память:Хорошая, быстро запоминает
Не достаточно развита, трудно и долго запоминает после нескольких демонстраций
Не развита, не может запомнить
-слуховая память: Хорошая, быстро запоминает
Не достаточно развита, трудно и долго запоминает, после нескольких и повторений
Не развита, не может запомнить
Восприятие:
*Произвольное: внимательно слушает и понимает, проявляет интерес без наглядного материала на слух.Легко овладевает знаниями и умениями
*Непроизвольное: отвлекается, иногда не понимает что от него требуют, не проявляет интерес без занимательного материала и наглядности.Тяжело овладевает знаниями и умениями
ХIV.Звукопроизношение…………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………....................
…………………………………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….…………………………………………………………………………………………….
Назначение………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Заключение
Психологическое состояние.
Ребенок: *активный, энергичный – пассивный, вялый
* спокойный, уравновешенный, сдержанный - неуравновешенный; вспыльчивый.
* подвижный – малоподвижный, вялый
* организован, усидчивый – неорганизованный, рассеянный, не усидчивый
* хорошая работоспособность - быстрая утомляемость,
* общительный: хорошо находит контакт со взрослыми; со сверстниками
плохо идет на контакт со взрослыми; с детьми
не всегда находит общие интересы со сверстниками (уединяется),
конфликтует со сверстниками; иногда возникают конфликтные ситуации со взрослыми
Психические процессы: * развиты хорошо, * слабо развиты, * не развиты.
Внимание: сосредоточен, внимателен, легко переключается с одного вида деятельности на другой; с трудом переключает внимание, быстро теряет интерес при длительной работе, быстро отвлекается.
Память: быстро запоминает, легко овладевает знаниями и умениями – трудно и долго запоминает, тяжело овладевает знаниями и умениями
Восприятие: произвольное: внимательно слушает, проявляет интерес без наглядного материала на слух – непроизвольное: отвлекается, не проявляет интерес без занимательного материала и наглядности
Рекомендации Заключение: ФНР
Задачи:
- Воспитание правильного звукопроизношения
-подготовка артикуляционного аппарата к произношению звука.
-постановка звука
-автоматизация звука
- Развитие мелкой моторики пальцев рук.
- Самомассаж кистей и пальцев рук.:
щеткой-ежиком, карандашом, мячиком с шипами, грецкими орехами; пощипывание, постукивание, поглаживание
- Пальчиковые игры: «Фонарики», «Моем руки», «Печем блины», «Флажки». «Шарик», «Цветок», «Домик», «Ножницы», «Дружные пальчики», «Зарядка», «Лошадки», «Кулачок-Ладошка», « Качели», «Бабочка».
- Развитие, совершенствование фонематической стороны речи.
Развитие навыка анализа и синтеза звукового состава слов, содержащих поставленный и автоматизированный звук.
Упражнения на развитие звукового анализа и синтеза.
- Развитие речевого дыхания.
Игры на развитие речевого дыхания
«Одуванчики летят», «Понюхаем цветочек», «Шарик», «Поиграем с вороной», «Дует ветер», «Приятный аромат», «Поиграем с перышком», «Фокус», «Красивые пузыри», «Игры с картинками», «Чей пароход лучше гудит», «Эхо», «Пузырь», «Собачка дышит», «Топорик», «Насосик», «Большой-Маленький», «Сдуй комарика», «Прыгнем в речку».
- Дифференциация вновь поставленного звука с акустически близкими к нему ранее отработанными фонемами.
РекомендацииЗаключение: ФФНР
Задачи:
- Воспитание правильного звукопроизношения
-Подготовка артикуляционного аппарата к произношению звука.
-Постановка звука
-Автоматизация звука
-Дифференциация смешиваемых звуков в речи.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук.
- Самомассаж кистей и пальцев рук.:
щеткой-ежиком, карандашом, мячиком с шипами, грецкими орехами; пощипывание, постукивание, поглаживание
- Пальчиковые игры: «Фонарики», «Моем руки», «Печем блины», «Флажки». «Шарик», «Цветок», «Домик», «Ножницы», «Дружные пальчики», «Зарядка», «Лошадки», «Кулачок-Ладошка», « Качели», «Бабочка».
- Формирование фонематической стороны речи
Упражнения на развитие фонематического слуха и на развитие звукового анализа и синтеза.
*Формирование фонематического слуха:
-дифференциация фонем
-выделение заданного звука из звукового ряда, слогового ряда, в словах
*Упражнения на развитие фонематического анализа и синтеза:
-Развитие анализа структуры предложения
формировать умение определять количество, последовательность и место
слов в предложении
- Развитие слогового анализа и синтеза
- Развитие звукового фонематического анализа и синтеза
умение выделять звуки в слове
определять позицию звука в начале, в конце слова
определение последовательности, кол-ва и места звука в слове
- Развитие речевого дыхания.
Игры на развитие речевого дыхания
«Одуванчики летят», «Понюхаем цветочек», «Шарик», «Поиграем с вороной», «Дует ветер», «Приятный аромат», «Поиграем с перышком», «Фокус», «Красивые пузыри», «Игры с картинками», «Чей пароход лучше гудит», «Эхо», «Пузырь», «Собачка дышит», «Топорик», «Насосик», «Большой-Маленький», «Сдуй комарика», «Прыгнем в речку».
- Дифференциация вновь поставленного звука с акустически близкими к нему ранее отработанными фонемами.
РекомендацииЗаключение: ОНР
Задачи:
- Словарная работа
Ввести в активный словарь:
Существительные: мебель, транспорт, одежда, посуда, насекомые…..;
Прилагательные: образование прилагательных от имени существительного;
Подбор антонимов: широкий-узкий. теплый-холодный .
Уточнение значений слов и обогащение словарного запаса за счет овладения
навыками словообразования ( подбора однокоренных слов)
2.Грамматический строй речи
- Уметь образовывать притяжательные и относительные прилагательные.
-Совершенствование грамматического оформления речи
( согласование в роде, числе, падеже)
3.Воспитание правильного звукопроизношения
-подготовка артикуляционного аппарата к произношению звука.
-постановка звука
-автоматизация звука
4.Развитие мелкой моторики пальцев рук.
- Самомассаж кистей и пальцев рук.:
щеткой-ежиком, карандашом, мячиком с шипами, грецкими орехами; пощипывание, постукивание, поглаживание
- Пальчиковые игры: «Фонарики», «Моем руки», «Печем блины», «Флажки». «Шарик», «Цветок», «Домик», «Ножницы», «Дружные пальчики», «Зарядка», «Лошадки», «Кулачок-Ладошка», « Качели», «Бабочка».
5.Формирование фонематической стороны речи.
*Развитие навыка анализа и синтеза звукового состава слов, содержащих
поставленный и автоматизированный звук.
*Формирование фонематического восприятия: дифференциация фонем
*Упражнения на развитие фонематического анализа и синтеза:
-Развитие анализа структуры предложения
формировать умение определять количество, последовательность и место
слов в предложении
-Развитие слогового анализа и синтеза
- Развитие звуковогофонематического анализа и синтеза
умение выделять звуки в слове
определять позицию звука в начале, в конце слова
определение последовательности, кол-ва и места звука в слове
6.Развитие речевого дыхания.
Игры на развитие речевого дыхания
«Одуванчики летят», «Понюхаем цветочек», «Шарик», «Поиграем с вороной», «Дует ветер», «Приятный аромат», «Поиграем с перышком», «Фокус», «Красивые пузыри», «Игры с картинками», «Чей пароход лучше гудит», «Эхо», «Пузырь», «Собачка дышит», «Топорик», «Насосик», «Большой-Маленький», «Сдуй комарика», «Прыгнем в речку».
7.Дифференциация вновь поставленного звука с акустически близкими к нему ранее отработанными фонемами.
РекомендацииЗаключение: ЛГНР
Задачи:
- Словарная работа
Ввести в активный словарь:
Существительные: мебель, транспорт, одежда;
Прилагательные: образование прилагательных от имени существительного;
Подбор антонимов: широкий-узкий. теплый-холодный .
Уточнение значений слов и обогащение словарного запаса за счет овладения
навыками словообразования ( подбора однокоренных слов)
2.Грамматический строй речи
- Уметь образовывать притяжательные и относительные прилагательные.
-Совершенствование грамматического оформления речи
( согласование в роде, числе, падеже)
3. Фразовая речь
Учить составлять предложения с однородными членами.
4.Связная речь
Совершенствовать навык пересказа
5.Развитие мелкой моторики пальцев рук.
- Самомассаж кистей и пальцев рук.:
щеткой-ежиком, карандашом, мячиком с шипами, грецкими орехами; пощипывание, постукивание, поглаживание
- Пальчиковые игры: «Фонарики», «Моем руки», «Печем блины», «Флажки». «Шарик», «Цветок», «Домик», «Ножницы», «Дружные пальчики», «Зарядка», «Лошадки», «Кулачок-Ладошка», « Качели», «Бабочка».
6. Развитие, совершенствование фонематической стороны речи.
Развитие навыка анализа и синтеза звукового состава слов.
(упражнения на развитие звукового анализа и синтеза).
-Развитие анализа структуры предложения
формировать умение определять количество, последовательность и место
слов в предложении
-Развитие синтеза предложения
Упражнять в составлении предложения из слов.
- Развитие слогового анализа и синтеза
делить слова на слоги, определять их количество
составлять из слогов слова.
- Развитие фонематического анализа и синтеза
умение выделять звуки в слове
определять позицию звука в начале, в конце слова
определение последовательности, кол-ва и места звука в слове
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая карта и мониторинг из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ".
Данные авторские разработки помогут учителям-логопедам, работающим в условиях логопункта в ДОУ, проводить углубленную диагностику детей-логопатов и отслеживать динамику их речевого развития....
Речевая карта для ФФНР
речевая карта для детей с ФФНР...
Речевая карта для детей с ФФНР (подробная, бальная система)
Предлагается речевая карта для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, подробная, с балловой системой. Для мониторинга предлагаются 5 уровней развития речи...
Речевая карта ФФНР
Речевая карта ФФНР разработана методическим советом учителей-логопедов для использования в логопедическом пункте...
РЕЧЕВАЯ КАРТА ОНР ,ФФНР, ФНР(ПО ИНШАКОВОЙ).
КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (Используя альбом Иншаковой).ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФФНР И ФНР УДАЛЯЕМ ЛИШНЕЕ....
Речевая карта для детей с ФФНР на логопункте ( подробная, с бальной системой).
Подробная речевая карта для обследования детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с балловой системой. Для мониторинга предлагаются 5 уровней развития речи....
Диагностика Речевая карта ОНР
Речевая карта -обследование детей старшего дошкольного возраста....