Диагностика Речевая карта ФФНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Кожевина Анна Юрьевна

Речевая карта для заключения ОНР для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_karta_ffnr.docx71.45 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ КАРТА

I. Ф.И ребенка        …………………………………………………II.Возраст................

Ш. Домашний адрес……………………………………телефон……………………..

IV.        Ф.И.О.родителей

Мать………………………………………………………………………..                                 .Отец……………………………………………………………………….

V.        Как протекало речевое развитие: Перенесенные заболевания………………………...

        ……………………………………………………………………..Слух………………………Зрение………………………Обращались ли к логопеду……………….. Заключение……………………………………….кол-во и период занятий…………………………   Результативность………………………………………………………………………………………..

VI.Общее звучание речи:

* темп (N / Быстрый (тахилалия) / Замедленный (брадилалия)/ Запинки (полтерн)/Заикание(логоневроз)

* голос(N  /  Высокий  /  Громкий  /  Тихий  /  Слабый  /  Назализация)

* дыхание(N/ Слабое  / Частое  / Носовое дыхание затруднено  / Носовоедыхание отсутствует)    

* речь(N  /  Разборчивая, но искаженная  /Неразборчивая /Назализированная  /  Смазанная.

VII.Физиологический слух:  

N-(реагирует на звучание  слов, произносимых шепотом с расстояния 6 метров)

Снижение слуха-(реагирует на звучание слов, шепотом с расстояния менее 6 м)

VIII.Обследование речевого аппарата
Строение:

* Губы( N  / Толстые/  Тонкие / Ассиметричные /

Ращелина (Не полная   /   Полная (односторонняя, двухсторонняя)  /  Субмукозная

* Зубы (N/   Редкие /  Кривые /  Мелкие/Вне челюстной дуги / Отсутствие………………..

…………………………………………………………………………………………………………..

* Язык(N/  Массивный / Маленький /  Длинный /   Узкий    /   Парез /  Тремор  /  Девиация)

* Небо(N  /  Узкое /   Плоское /  Готическое (высокое) /

          Расщелина (Неполная  /   Полная / Субмукозная)

* Челюсти(прикус)(N/Прогения /Прогнатия   /  Перекрестный  /

Открытый (передний  /  боковой (двусторонний /односторонний)

* Состояние подъязычной связки(N / короткая плотная  /  близко концу языка)

Подвижность

* N – точное, четкое выполнение;

* Недостаточная подвижность (вялость)

малоподвижные губы (вытягивание вперед, растягивание)

малоподвижный язык (движения вверх-вниз; вправо-влево; с верхней губы в рот)

* Мышцы напряжены (не может совершить движение (тонус повышен))

Мышцы расслаблены (лицо амимично, рот приоткрыт (тонус понижен))

* Не достаточная переключаемость с одного движения на другое .

* Не сразу находит нужное положение

Не удерживает язык:  в верхнем положении «Парус»  /  в расслабленном состоянии «Блинчик»

Не удерживает губы: в растянутом состоянии «Улыбка» /  вытянутыми вперед «Трубочка»

* Движения в области не речевых мышц

IX.Состояние моторики:

Общая

*N – подвижен, координация хорошая, выполняет все основные движения в соответствии с

программными требованиями.

*подвижен, координация удовлетворительная, но некоторыми основными движениями владеет  

  не достаточно

*нарушение в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата

Пальцевая(мелкая)

* N – точное выполнение движений.

* Мелкая моторика развита слабо, вялость в выполнении пальчиковых упражнений

* Нет синхронности выполнения  /  Не может одновременно обеими руками выполнить упражнение

* Трудности в переключении с одной пальчиковой комбинации на другую;

XI.Сенсомоторный уровень

1.Зрительный образ букв.

Знает / Не знает буквы   /   Знает большее количество букв   /  знает мало букв

2.Фонематический слух

Развит/ Не достаточно развит/ Глубокое фонематическое недоразвитие

*Различает слова отличающиеся одним звуком   /   Путает слова отличающиеся одним звуком:  

мишка – мышка; уточка – удочка, санки - танки

* Выделяет заданный звук из ряда звуков /Не выделяет на слух заданный звук из звукового ряда

* Воспроизводит звуковой ряд    /    Не воспроизводит звуковой ряд:

А – У – А;        К – Г – К;        П – Т –.Т

* Воспроизводит слоговый ряд    /    Не воспроизводит слоговый ряд.

МА – НА – МА;    ТА – ДА – ТА;     ФА – ТА – ФА

* Не различает далекие по звучанию звуки /   Не различает сходные звуки на слух.

*Выделяет заданный звук в словах    /    Не выделяет на слух заданный звук в словах.

3.Фонематический анализ и синтез

Сформирован/ Не достаточно сформирован / Не сформирован

* Дает характеристику звукам  / Не дает характеристику  / Знает характеристику, но не объясняет

* 1й гласный  звук в словах:      Определяет/Не определяет       /     Определяет с помощью

1й согласный звук в словах:   Определяет/Не определяет /      Определяет с помощью

*Последний гласный звук в словах:  Определяет/Не определяет /     Определяет с помощью

Последний согласный звук в словах: Определяет/Не определяет /  Определяет с помощью

*Количество 2-ух звуков в словах:Определяет/Не определяет  /    Определяет с помощью

Количество 3-х, 4-х звуков в словах: Определяет/ Не определяет /   Определяет с помощью

*Последовательность 2-ух звуков в словах :Называет/ Не называет

Последовательность 3-х, 4-х звуков в словах: Называет/Не называет

*Позицию звука в начале слова:    Определяет/Не определяет / Определяет с помощью

Позицию звука в конце слова:      Определяет/Не определяет/  Определяет с помощью

Позицию звука в середине слова:  Определяет / Не определяет / Определяет с помощью

*Слоговый анализ:    Делит/Не делит  / Ошибки в делении односложных слов.

*Звуковой синтез:     Хорошее слияние звуков /      Нет звукового слияния      

 /   Не достаточно хорошее (на уровне слов из трех звуков);

справляется с заданиями после   нескольких повторений

* Синтез предложения: Составляет предложение   /  Не составляет   /   Составляет с помощью

 *Анализ предложения:  Определяет/Не определяет количество слов в предложении

/Затрудняется в предложениях с предлогами

3 .Звуковая структура слова.    

* N  - воспроизводит слоговую структуру правильно

*Не грубые нарушения, воспроизводит слоговую структуру замедленно. (затруднено

произношение слов со сложной слоговой структурой),

* грубые нарушения – Уподобление  слогов  /  Добавление звуков, слогов

                                                / Сокращение звуков, слогов    /  Замена местами звуков, слогов.

* глубокое нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости

XII.Экспрессивная речь. Активный словарь.

1 .Обобщающие понятия

Сформированы/ Не достаточно сформированы / Не сформированы

*Владеет  (видовыми, родовыми) обобщающими  понятиями

*Не владеет обобщающими понятиями:

Дикие животные,  Домашние ,  Деревья,  Цветы,   Насекомые,  Посуда,  Мебель,  Транспорт

2..Предметный словарь

Достаточный / Ограничен / Беден.  

*Допускает ошибки в толковании лексических значений.(слова с одним значением)

Книга – тетрадь, тарелка – блюдце, стул – табурет.

*Не знает многих названий  распространенных профессий.

Врач,   Пожарный,   Учитель,   Парикмахер,   Строитель,   Продавец,   Повар.

* Не знает многих названий детенышей животных :

Козленок, Теленок, Жеребенок, Поросенок, Львенок, Тигренок, Олененок, Лисенок.

*Не называет многие части тела; Части предметов;

* Не подбирает синонимы к существительным.

2. Глаголъныйсловаръ :

Достаточный / Ограничен / Беден.  

* Отсутствует навык образования новых глаголов  приставочным способом.

*Не употребляет глаголы движения;Глаголы трудовых действий.

* Не достаточно знает  глаголы обозначающие звукоподражательные действия животных

Рычит,   Пищит,    Жужжит,    Гогочет

* Не подбирает Синонимы / Антонимы к глаголам

  1. .Прилагательные:

Достаточный / Ограничен/Беден

*  -   Не употребляет относительные прилагательные:

Железная,  Кирпичная,  Деревянная,  Резиновый,  Плюшевый,  Вишневый,  Пшенная, Грушевое

     -  Допускает ошибки в образовании прилагательных.

*   - Не употребляет притяжательные прилагательные:

Папина, Мамина, Бабушкины, Девочкина, Медвежья, Верблюжья, Заячьи, Беличьи.

  - Не всегда правильно образует.

* Не подбирает Синонимы / Антонимы к прилагательным

ХIII.Грамматический строй:

  Сформирован / Не достаточно сформирован /Аграмматизм:

*Не всегда правильное словоизменение существительных в ед.и мн. ч,

*Существительных в Р.п, существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами;

*Не всегда правильное употребление предлогов;

 *Допускает ошибки в согласовании существительных с количественными числительными

 *Не правильное употребление большинства грамматических форм.

Психологическое состояние.  

Ребенок:

 *активный, энергичный     / пассивный, вялый

*  спокойный, уравновешенный, сдержанный    /    неуравновешенный; вспыльчивый.

*  подвижный     /    малоподвижный, вялый

*  организован, усидчивый      /     неорганизованный, не усидчивый  

*  хорошая работоспособность    /    быстрая утомляемость,

*  -общительный: хорошо находит контакт со взрослыми; со сверстниками

- плохо идет на контакт со взрослыми; с детьми

   - не всегда находит общие интересы со сверстниками (уединяется),

    -  конфликтует со сверстниками; иногда возникают конфликтные ситуации со взрослыми

Психические процессы:

Развиты хорошо / Слабо развиты/ Не развиты.

Внимание:

Сосредоточенность:   Хорошая сосредоточенность на задании, длительная концентрация

Не большая устойчивость, не может долго сосредоточиться на работе, отвлекается

 Переключаемость:      Легко переключается с одного вида деятельности на другой;

Рассеянность внимания, плохая переключаемость.

Длительность:           При длительной работе, старается выполнить задание до конца.

Быстро теряет интерес при длительной работе.

Память:

-Зрительная память:Хорошая, быстро запоминает

                  Не достаточно развита, трудно и долго запоминает после нескольких демонстраций

                       Не развита, не может запомнить

 -слуховая память:      Хорошая, быстро запоминает

                       Не достаточно развита, трудно и долго запоминает, после нескольких  и повторений

                       Не развита, не может запомнить

Восприятие:

*Произвольное: внимательно слушает и понимает, проявляет интерес без наглядного материала на слух.Легко овладевает знаниями и умениями

 *Непроизвольное: отвлекается, иногда не понимает что от него требуют, не проявляет интерес без занимательного материала и наглядности.Тяжело овладевает знаниями и умениями

ХIV.Звукопроизношение…………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………....................

…………………………………………………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….…………………………………………………………………………………………….

Назначение………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Заключение

Психологическое состояние.  

Ребенок:  *активный, энергичный   –   пассивный, вялый

*  спокойный, уравновешенный, сдержанный   -  неуравновешенный; вспыльчивый.

*  подвижный   –  малоподвижный, вялый

*  организован, усидчивый   –   неорганизованный, рассеянный, не усидчивый  

*  хорошая работоспособность   -   быстрая утомляемость,

*  общительный: хорошо находит контакт со взрослыми; со сверстниками

   плохо идет на контакт со взрослыми; с детьми

   не всегда находит общие интересы со сверстниками (уединяется),

   конфликтует со сверстниками; иногда возникают конфликтные ситуации со взрослыми

Психические процессы: * развиты хорошо, * слабо развиты, * не развиты.

Внимание: сосредоточен, внимателен, легко переключается с одного вида деятельности на другой; с трудом переключает внимание, быстро теряет интерес при длительной работе, быстро отвлекается.

Память: быстро запоминает, легко овладевает знаниями и умениями – трудно и долго запоминает, тяжело овладевает знаниями и умениями

Восприятие: произвольное: внимательно слушает, проявляет интерес без наглядного материала на слух – непроизвольное: отвлекается, не проявляет интерес без занимательного материала и наглядности

Рекомендации  Заключение: ФНР

Задачи:

  1. Воспитание правильного звукопроизношения

-подготовка артикуляционного аппарата к произношению звука.

-постановка звука

-автоматизация  звука

  1. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

     -  Самомассаж кистей и пальцев рук.:

щеткой-ежиком, карандашом, мячиком с шипами, грецкими орехами;  пощипывание, постукивание, поглаживание

- Пальчиковые игры: «Фонарики», «Моем руки», «Печем блины», «Флажки». «Шарик», «Цветок», «Домик», «Ножницы», «Дружные пальчики», «Зарядка», «Лошадки»,  «Кулачок-Ладошка», « Качели»,  «Бабочка».

  1.  Развитие,           совершенствование фонематической стороны речи.

Развитие навыка анализа и синтеза звукового состава слов, содержащих поставленный и автоматизированный звук.

    Упражнения на развитие  звукового анализа и синтеза.

  1. Развитие речевого дыхания.

Игры на развитие речевого дыхания

«Одуванчики летят», «Понюхаем цветочек», «Шарик», «Поиграем с вороной», «Дует ветер», «Приятный аромат», «Поиграем с перышком», «Фокус», «Красивые пузыри», «Игры с картинками», «Чей пароход лучше гудит», «Эхо», «Пузырь», «Собачка дышит», «Топорик», «Насосик», «Большой-Маленький», «Сдуй комарика», «Прыгнем в речку».

  1. Дифференциация вновь поставленного звука с акустически близкими к нему ранее отработанными фонемами.

РекомендацииЗаключение:  ФФНР

Задачи:

  1. Воспитание правильного звукопроизношения

-Подготовка артикуляционного аппарата к произношению звука.

      -Постановка звука

     -Автоматизация звука

     -Дифференциация смешиваемых звуков  в речи.

  1. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

     -  Самомассаж кистей и пальцев рук.:

щеткой-ежиком, карандашом, мячиком с шипами, грецкими орехами;  пощипывание, постукивание, поглаживание

- Пальчиковые игры: «Фонарики», «Моем руки», «Печем блины», «Флажки». «Шарик», «Цветок», «Домик», «Ножницы», «Дружные пальчики», «Зарядка», «Лошадки»,  «Кулачок-Ладошка», « Качели»,  «Бабочка».

  1. Формирование   фонематической стороны речи

Упражнения на развитие фонематического слуха и на развитие звукового анализа и синтеза.

   *Формирование фонематического слуха:

    -дифференциация фонем

   -выделение заданного звука из звукового ряда, слогового ряда, в словах

  *Упражнения на развитие фонематического анализа и синтеза:

   -Развитие анализа структуры предложения

формировать умение определять количество, последовательность и место

слов в предложении

   - Развитие слогового анализа и синтеза

   - Развитие звукового фонематического анализа и синтеза

умение выделять  звуки в слове

        определять позицию звука  в начале, в конце слова

определение последовательности, кол-ва и места звука в слове

  1. Развитие речевого дыхания.

Игры на развитие речевого дыхания

«Одуванчики летят», «Понюхаем цветочек», «Шарик», «Поиграем с вороной», «Дует ветер», «Приятный аромат», «Поиграем с перышком», «Фокус», «Красивые пузыри», «Игры с картинками», «Чей пароход лучше гудит», «Эхо», «Пузырь», «Собачка дышит», «Топорик», «Насосик», «Большой-Маленький», «Сдуй комарика», «Прыгнем в речку».

  1. Дифференциация вновь поставленного звука с акустически близкими к нему ранее отработанными фонемами.

РекомендацииЗаключение:  ОНР

Задачи:

  1. Словарная работа

     Ввести в активный словарь:  

     Существительные: мебель, транспорт, одежда, посуда, насекомые…..;

     Прилагательные: образование прилагательных от имени существительного;

     Подбор антонимов: широкий-узкий. теплый-холодный .

Уточнение значений слов и обогащение словарного запаса за счет овладения

навыками словообразования ( подбора однокоренных слов)

   2.Грамматический строй  речи

- Уметь образовывать притяжательные  и относительные прилагательные.

     -Совершенствование грамматического оформления речи

( согласование в роде, числе, падеже)

3.Воспитание правильного звукопроизношения

-подготовка артикуляционного аппарата к произношению звука.

-постановка звука

-автоматизация  звука

4.Развитие мелкой моторики пальцев рук.

     -  Самомассаж кистей и пальцев рук.:

щеткой-ежиком, карандашом, мячиком с шипами, грецкими орехами;  пощипывание, постукивание, поглаживание

- Пальчиковые игры: «Фонарики», «Моем руки», «Печем блины», «Флажки». «Шарик», «Цветок», «Домик», «Ножницы», «Дружные пальчики», «Зарядка», «Лошадки»,  «Кулачок-Ладошка», « Качели»,  «Бабочка».

5.Формирование  фонематической стороны речи.

*Развитие навыка анализа и синтеза звукового состава слов, содержащих

поставленный и автоматизированный звук.

 *Формирование фонематического восприятия: дифференциация фонем

*Упражнения на развитие фонематического анализа и синтеза:

-Развитие анализа структуры предложения

формировать умение определять количество, последовательность и место

слов в предложении

-Развитие слогового анализа и синтеза

   - Развитие звуковогофонематического анализа и синтеза

умение выделять  звуки в слове

определять позицию звука  в начале, в конце слова

определение последовательности, кол-ва и места звука в слове

6.Развитие речевого дыхания.

Игры на развитие речевого дыхания

«Одуванчики летят», «Понюхаем цветочек», «Шарик», «Поиграем с вороной», «Дует ветер», «Приятный аромат», «Поиграем с перышком», «Фокус», «Красивые пузыри», «Игры с картинками», «Чей пароход лучше гудит», «Эхо», «Пузырь», «Собачка дышит», «Топорик», «Насосик», «Большой-Маленький», «Сдуй комарика», «Прыгнем в речку».

7.Дифференциация вновь поставленного звука с акустически близкими к нему ранее отработанными фонемами.

РекомендацииЗаключение:  ЛГНР

Задачи:

  1.  Словарная работа

     Ввести в активный словарь:  

     Существительные: мебель, транспорт, одежда;

     Прилагательные: образование прилагательных от имени существительного;

     Подбор антонимов: широкий-узкий. теплый-холодный .

Уточнение значений слов и обогащение словарного запаса за счет овладения

навыками словообразования ( подбора однокоренных слов)

   2.Грамматический строй  речи

- Уметь образовывать притяжательные  и относительные прилагательные.

     -Совершенствование грамматического оформления речи

( согласование в роде, числе, падеже)

3. Фразовая речь

      Учить составлять предложения с однородными членами.

 4.Связная речь

Совершенствовать навык пересказа

 5.Развитие мелкой моторики пальцев рук.

     -  Самомассаж кистей и пальцев рук.:

щеткой-ежиком, карандашом, мячиком с шипами, грецкими орехами;  пощипывание, постукивание, поглаживание

- Пальчиковые игры: «Фонарики», «Моем руки», «Печем блины», «Флажки». «Шарик», «Цветок», «Домик», «Ножницы», «Дружные пальчики», «Зарядка», «Лошадки»,  «Кулачок-Ладошка», « Качели»,  «Бабочка».

  6. Развитие,           совершенствование фонематической стороны речи.

Развитие навыка анализа и синтеза звукового состава слов.

(упражнения на развитие  звукового анализа и синтеза).

  -Развитие анализа структуры предложения

формировать умение определять количество, последовательность и место

слов в предложении

            -Развитие синтеза предложения

             Упражнять в составлении предложения из слов.

            - Развитие слогового анализа и синтеза

                  делить слова на слоги, определять их количество

                  составлять из слогов слова.

- Развитие фонематического анализа и синтеза

умение выделять  звуки в слове

определять позицию звука  в начале, в конце слова

определение последовательности, кол-ва и места звука в слове


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта и мониторинг из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ".

Данные авторские разработки  помогут учителям-логопедам, работающим в условиях логопункта в ДОУ, проводить углубленную диагностику детей-логопатов и отслеживать динамику их речевого развития....

Речевая карта для ФФНР

речевая карта для детей с ФФНР...

Речевая карта для детей с ФФНР (подробная, бальная система)

Предлагается речевая карта для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, подробная, с балловой системой. Для мониторинга предлагаются 5 уровней развития речи...

Речевая карта ФФНР

Речевая карта ФФНР разработана методическим советом учителей-логопедов для использования в логопедическом пункте...

РЕЧЕВАЯ КАРТА ОНР ,ФФНР, ФНР(ПО ИНШАКОВОЙ).

КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (Используя альбом Иншаковой).ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФФНР И ФНР УДАЛЯЕМ ЛИШНЕЕ....

Речевая карта для детей с ФФНР на логопункте ( подробная, с бальной системой).

Подробная речевая карта для обследования детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с балловой системой. Для мониторинга предлагаются 5 уровней развития речи....

Диагностика Речевая карта ОНР

Речевая карта -обследование детей старшего дошкольного возраста....