Диагностика Речевая карта ОНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Речевая карта -обследование детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_karta_onr.docx | 71.45 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА
I. Ф.И ребенка …………………………………………………II.Возраст................
Ш. Домашний адрес……………………………………телефон……………………..
IV. Ф.И.О.родителей
Мать……………………………………………………………………….. .Отец……………………………………………………………………….
V. Как протекало речевое развитие: Перенесенные заболевания………………………...
……………………………………………………………………..Слух………………………Зрение………………………Обращались ли к логопеду……………….. Заключение……………………………………….кол-во и период занятий………………………… Результативность………………………………………………………………………………………..
VI.Общее звучание речи:
* темп (N / Быстрый (тахилалия) / Замедленный (брадилалия)/ Запинки (полтерн)/Заикание(логоневроз)
* голос(N / Высокий / Громкий / Тихий / Слабый / Назализация)
* дыхание(N/ Слабое / Частое / Носовое дыхание затруднено / Носовоедыхание отсутствует)
* речь(N / Разборчивая, но искаженная /Неразборчивая /Назализированная / Смазанная.
VII.Физиологический слух:
N-(реагирует на звучание слов, произносимых шепотом с расстояния 6 метров)
Снижение слуха-(реагирует на звучание слов, шепотом с расстояния менее 6 м)
VIII.Обследование речевого аппарата
Строение:
* Губы( N / Толстые/ Тонкие / Ассиметричные /
Ращелина (Не полная / Полная (односторонняя, двухсторонняя) / Субмукозная
* Зубы (N/ Редкие / Кривые / Мелкие/Вне челюстной дуги / Отсутствие………………..
…………………………………………………………………………………………………………..
* Язык(N/ Массивный / Маленький / Длинный / Узкий / Парез / Тремор / Девиация)
* Небо(N / Узкое / Плоское / Готическое (высокое) /
Расщелина (Неполная / Полная / Субмукозная)
* Челюсти(прикус)(N/Прогения /Прогнатия / Перекрестный /
Открытый (передний / боковой (двусторонний /односторонний)
* Состояние подъязычной связки(N / короткая плотная / близко концу языка)
Подвижность
* N – точное, четкое выполнение;
* Недостаточная подвижность (вялость)
малоподвижные губы (вытягивание вперед, растягивание)
малоподвижный язык (движения вверх-вниз; вправо-влево; с верхней губы в рот)
* Мышцы напряжены (не может совершить движение (тонус повышен))
Мышцы расслаблены (лицо амимично, рот приоткрыт (тонус понижен))
* Не достаточная переключаемость с одного движения на другое .
* Не сразу находит нужное положение
Не удерживает язык: в верхнем положении «Парус» / в расслабленном состоянии «Блинчик»
Не удерживает губы: в растянутом состоянии «Улыбка» / вытянутыми вперед «Трубочка»
* Движения в области не речевых мышц
IX.Состояние моторики:
Общая
*N – подвижен, координация хорошая, выполняет все основные движения в соответствии с
программными требованиями.
*подвижен, координация удовлетворительная, но некоторыми основными движениями владеет
не достаточно
*нарушение в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата
Пальцевая(мелкая)
* N – точное выполнение движений.
* Мелкая моторика развита слабо, вялость в выполнении пальчиковых упражнений
* Нет синхронности выполнения / Не может одновременно обеими руками выполнить упражнение
* Трудности в переключении с одной пальчиковой комбинации на другую;
XI.Сенсомоторный уровень
1.Зрительный образ букв.
Знает / Не знает буквы / Знает большее количество букв / знает мало букв
2.Фонематический слух
Развит/ Не достаточно развит/ Глубокое фонематическое недоразвитие
*Различает слова отличающиеся одним звуком / Путает слова отличающиеся одним звуком:
мишка – мышка; уточка – удочка, санки - танки
* Выделяет заданный звук из ряда звуков /Не выделяет на слух заданный звук из звукового ряда
* Воспроизводит звуковой ряд / Не воспроизводит звуковой ряд:
А – У – А; К – Г – К; П – Т –.Т
* Воспроизводит слоговый ряд / Не воспроизводит слоговый ряд.
МА – НА – МА; ТА – ДА – ТА; ФА – ТА – ФА
* Не различает далекие по звучанию звуки / Не различает сходные звуки на слух.
*Выделяет заданный звук в словах / Не выделяет на слух заданный звук в словах.
3.Фонематический анализ и синтез
Сформирован/ Не достаточно сформирован / Не сформирован
* Дает характеристику звукам / Не дает характеристику / Знает характеристику, но не объясняет
* 1й гласный звук в словах: Определяет/Не определяет / Определяет с помощью
1й согласный звук в словах: Определяет/Не определяет / Определяет с помощью
*Последний гласный звук в словах: Определяет/Не определяет / Определяет с помощью
Последний согласный звук в словах: Определяет/Не определяет / Определяет с помощью
*Количество 2-ух звуков в словах:Определяет/Не определяет / Определяет с помощью
Количество 3-х, 4-х звуков в словах: Определяет/ Не определяет / Определяет с помощью
*Последовательность 2-ух звуков в словах :Называет/ Не называет
Последовательность 3-х, 4-х звуков в словах: Называет/Не называет
*Позицию звука в начале слова: Определяет/Не определяет / Определяет с помощью
Позицию звука в конце слова: Определяет/Не определяет/ Определяет с помощью
Позицию звука в середине слова: Определяет / Не определяет / Определяет с помощью
*Слоговый анализ: Делит/Не делит / Ошибки в делении односложных слов.
*Звуковой синтез: Хорошее слияние звуков / Нет звукового слияния
/ Не достаточно хорошее (на уровне слов из трех звуков);
справляется с заданиями после нескольких повторений
* Синтез предложения: Составляет предложение / Не составляет / Составляет с помощью
*Анализ предложения: Определяет/Не определяет количество слов в предложении
/Затрудняется в предложениях с предлогами
3 .Звуковая структура слова.
* N - воспроизводит слоговую структуру правильно
*Не грубые нарушения, воспроизводит слоговую структуру замедленно. (затруднено
произношение слов со сложной слоговой структурой),
* грубые нарушения – Уподобление слогов / Добавление звуков, слогов
/ Сокращение звуков, слогов / Замена местами звуков, слогов.
* глубокое нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости
XII.Экспрессивная речь. Активный словарь.
1 .Обобщающие понятия
Сформированы/ Не достаточно сформированы / Не сформированы
*Владеет (видовыми, родовыми) обобщающими понятиями
*Не владеет обобщающими понятиями:
Дикие животные, Домашние , Деревья, Цветы, Насекомые, Посуда, Мебель, Транспорт
2..Предметный словарь
Достаточный / Ограничен / Беден.
*Допускает ошибки в толковании лексических значений.(слова с одним значением)
Книга – тетрадь, тарелка – блюдце, стул – табурет.
*Не знает многих названий распространенных профессий.
Врач, Пожарный, Учитель, Парикмахер, Строитель, Продавец, Повар.
* Не знает многих названий детенышей животных :
Козленок, Теленок, Жеребенок, Поросенок, Львенок, Тигренок, Олененок, Лисенок.
*Не называет многие части тела; Части предметов;
* Не подбирает синонимы к существительным.
2. Глаголъныйсловаръ :
Достаточный / Ограничен / Беден.
* Отсутствует навык образования новых глаголов приставочным способом.
*Не употребляет глаголы движения;Глаголы трудовых действий.
* Не достаточно знает глаголы обозначающие звукоподражательные действия животных
Рычит, Пищит, Жужжит, Гогочет
* Не подбирает Синонимы / Антонимы к глаголам
- .Прилагательные:
Достаточный / Ограничен/Беден
* - Не употребляет относительные прилагательные:
Железная, Кирпичная, Деревянная, Резиновый, Плюшевый, Вишневый, Пшенная, Грушевое
- Допускает ошибки в образовании прилагательных.
* - Не употребляет притяжательные прилагательные:
Папина, Мамина, Бабушкины, Девочкина, Медвежья, Верблюжья, Заячьи, Беличьи.
- Не всегда правильно образует.
* Не подбирает Синонимы / Антонимы к прилагательным
ХIII.Грамматический строй:
Сформирован / Не достаточно сформирован /Аграмматизм:
*Не всегда правильное словоизменение существительных в ед.и мн. ч,
*Существительных в Р.п, существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами;
*Не всегда правильное употребление предлогов;
*Допускает ошибки в согласовании существительных с количественными числительными
*Не правильное употребление большинства грамматических форм.
Психологическое состояние.
Ребенок:
*активный, энергичный / пассивный, вялый
* спокойный, уравновешенный, сдержанный / неуравновешенный; вспыльчивый.
* подвижный / малоподвижный, вялый
* организован, усидчивый / неорганизованный, не усидчивый
* хорошая работоспособность / быстрая утомляемость,
* -общительный: хорошо находит контакт со взрослыми; со сверстниками
- плохо идет на контакт со взрослыми; с детьми
- не всегда находит общие интересы со сверстниками (уединяется),
- конфликтует со сверстниками; иногда возникают конфликтные ситуации со взрослыми
Психические процессы:
Развиты хорошо / Слабо развиты/ Не развиты.
Внимание:
Сосредоточенность: Хорошая сосредоточенность на задании, длительная концентрация
Не большая устойчивость, не может долго сосредоточиться на работе, отвлекается
Переключаемость: Легко переключается с одного вида деятельности на другой;
Рассеянность внимания, плохая переключаемость.
Длительность: При длительной работе, старается выполнить задание до конца.
Быстро теряет интерес при длительной работе.
Память:
-Зрительная память:Хорошая, быстро запоминает
Не достаточно развита, трудно и долго запоминает после нескольких демонстраций
Не развита, не может запомнить
-слуховая память: Хорошая, быстро запоминает
Не достаточно развита, трудно и долго запоминает, после нескольких и повторений
Не развита, не может запомнить
Восприятие:
*Произвольное: внимательно слушает и понимает, проявляет интерес без наглядного материала на слух.Легко овладевает знаниями и умениями
*Непроизвольное: отвлекается, иногда не понимает что от него требуют, не проявляет интерес без занимательного материала и наглядности.Тяжело овладевает знаниями и умениями
ХIV.Звукопроизношение…………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………....................
…………………………………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….…………………………………………………………………………………………….
Назначение………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Заключение
Психологическое состояние.
Ребенок: *активный, энергичный – пассивный, вялый
* спокойный, уравновешенный, сдержанный - неуравновешенный; вспыльчивый.
* подвижный – малоподвижный, вялый
* организован, усидчивый – неорганизованный, рассеянный, не усидчивый
* хорошая работоспособность - быстрая утомляемость,
* общительный: хорошо находит контакт со взрослыми; со сверстниками
плохо идет на контакт со взрослыми; с детьми
не всегда находит общие интересы со сверстниками (уединяется),
конфликтует со сверстниками; иногда возникают конфликтные ситуации со взрослыми
Психические процессы: * развиты хорошо, * слабо развиты, * не развиты.
Внимание: сосредоточен, внимателен, легко переключается с одного вида деятельности на другой; с трудом переключает внимание, быстро теряет интерес при длительной работе, быстро отвлекается.
Память: быстро запоминает, легко овладевает знаниями и умениями – трудно и долго запоминает, тяжело овладевает знаниями и умениями
Восприятие: произвольное: внимательно слушает, проявляет интерес без наглядного материала на слух – непроизвольное: отвлекается, не проявляет интерес без занимательного материала и наглядности
Рекомендации Заключение: ФНР
Задачи:
- Воспитание правильного звукопроизношения
-подготовка артикуляционного аппарата к произношению звука.
-постановка звука
-автоматизация звука
- Развитие мелкой моторики пальцев рук.
- Самомассаж кистей и пальцев рук.:
щеткой-ежиком, карандашом, мячиком с шипами, грецкими орехами; пощипывание, постукивание, поглаживание
- Пальчиковые игры: «Фонарики», «Моем руки», «Печем блины», «Флажки». «Шарик», «Цветок», «Домик», «Ножницы», «Дружные пальчики», «Зарядка», «Лошадки», «Кулачок-Ладошка», « Качели», «Бабочка».
- Развитие, совершенствование фонематической стороны речи.
Развитие навыка анализа и синтеза звукового состава слов, содержащих поставленный и автоматизированный звук.
Упражнения на развитие звукового анализа и синтеза.
- Развитие речевого дыхания.
Игры на развитие речевого дыхания
«Одуванчики летят», «Понюхаем цветочек», «Шарик», «Поиграем с вороной», «Дует ветер», «Приятный аромат», «Поиграем с перышком», «Фокус», «Красивые пузыри», «Игры с картинками», «Чей пароход лучше гудит», «Эхо», «Пузырь», «Собачка дышит», «Топорик», «Насосик», «Большой-Маленький», «Сдуй комарика», «Прыгнем в речку».
- Дифференциация вновь поставленного звука с акустически близкими к нему ранее отработанными фонемами.
РекомендацииЗаключение: ФФНР
Задачи:
- Воспитание правильного звукопроизношения
-Подготовка артикуляционного аппарата к произношению звука.
-Постановка звука
-Автоматизация звука
-Дифференциация смешиваемых звуков в речи.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук.
- Самомассаж кистей и пальцев рук.:
щеткой-ежиком, карандашом, мячиком с шипами, грецкими орехами; пощипывание, постукивание, поглаживание
- Пальчиковые игры: «Фонарики», «Моем руки», «Печем блины», «Флажки». «Шарик», «Цветок», «Домик», «Ножницы», «Дружные пальчики», «Зарядка», «Лошадки», «Кулачок-Ладошка», « Качели», «Бабочка».
- Формирование фонематической стороны речи
Упражнения на развитие фонематического слуха и на развитие звукового анализа и синтеза.
*Формирование фонематического слуха:
-дифференциация фонем
-выделение заданного звука из звукового ряда, слогового ряда, в словах
*Упражнения на развитие фонематического анализа и синтеза:
-Развитие анализа структуры предложения
формировать умение определять количество, последовательность и место
слов в предложении
- Развитие слогового анализа и синтеза
- Развитие звукового фонематического анализа и синтеза
умение выделять звуки в слове
определять позицию звука в начале, в конце слова
определение последовательности, кол-ва и места звука в слове
- Развитие речевого дыхания.
Игры на развитие речевого дыхания
«Одуванчики летят», «Понюхаем цветочек», «Шарик», «Поиграем с вороной», «Дует ветер», «Приятный аромат», «Поиграем с перышком», «Фокус», «Красивые пузыри», «Игры с картинками», «Чей пароход лучше гудит», «Эхо», «Пузырь», «Собачка дышит», «Топорик», «Насосик», «Большой-Маленький», «Сдуй комарика», «Прыгнем в речку».
- Дифференциация вновь поставленного звука с акустически близкими к нему ранее отработанными фонемами.
РекомендацииЗаключение: ОНР
Задачи:
- Словарная работа
Ввести в активный словарь:
Существительные: мебель, транспорт, одежда, посуда, насекомые…..;
Прилагательные: образование прилагательных от имени существительного;
Подбор антонимов: широкий-узкий. теплый-холодный .
Уточнение значений слов и обогащение словарного запаса за счет овладения
навыками словообразования ( подбора однокоренных слов)
2.Грамматический строй речи
- Уметь образовывать притяжательные и относительные прилагательные.
-Совершенствование грамматического оформления речи
( согласование в роде, числе, падеже)
3.Воспитание правильного звукопроизношения
-подготовка артикуляционного аппарата к произношению звука.
-постановка звука
-автоматизация звука
4.Развитие мелкой моторики пальцев рук.
- Самомассаж кистей и пальцев рук.:
щеткой-ежиком, карандашом, мячиком с шипами, грецкими орехами; пощипывание, постукивание, поглаживание
- Пальчиковые игры: «Фонарики», «Моем руки», «Печем блины», «Флажки». «Шарик», «Цветок», «Домик», «Ножницы», «Дружные пальчики», «Зарядка», «Лошадки», «Кулачок-Ладошка», « Качели», «Бабочка».
5.Формирование фонематической стороны речи.
*Развитие навыка анализа и синтеза звукового состава слов, содержащих
поставленный и автоматизированный звук.
*Формирование фонематического восприятия: дифференциация фонем
*Упражнения на развитие фонематического анализа и синтеза:
-Развитие анализа структуры предложения
формировать умение определять количество, последовательность и место
слов в предложении
-Развитие слогового анализа и синтеза
- Развитие звуковогофонематического анализа и синтеза
умение выделять звуки в слове
определять позицию звука в начале, в конце слова
определение последовательности, кол-ва и места звука в слове
6.Развитие речевого дыхания.
Игры на развитие речевого дыхания
«Одуванчики летят», «Понюхаем цветочек», «Шарик», «Поиграем с вороной», «Дует ветер», «Приятный аромат», «Поиграем с перышком», «Фокус», «Красивые пузыри», «Игры с картинками», «Чей пароход лучше гудит», «Эхо», «Пузырь», «Собачка дышит», «Топорик», «Насосик», «Большой-Маленький», «Сдуй комарика», «Прыгнем в речку».
7.Дифференциация вновь поставленного звука с акустически близкими к нему ранее отработанными фонемами.
РекомендацииЗаключение: ЛГНР
Задачи:
- Словарная работа
Ввести в активный словарь:
Существительные: мебель, транспорт, одежда;
Прилагательные: образование прилагательных от имени существительного;
Подбор антонимов: широкий-узкий. теплый-холодный .
Уточнение значений слов и обогащение словарного запаса за счет овладения
навыками словообразования ( подбора однокоренных слов)
2.Грамматический строй речи
- Уметь образовывать притяжательные и относительные прилагательные.
-Совершенствование грамматического оформления речи
( согласование в роде, числе, падеже)
3. Фразовая речь
Учить составлять предложения с однородными членами.
4.Связная речь
Совершенствовать навык пересказа
5.Развитие мелкой моторики пальцев рук.
- Самомассаж кистей и пальцев рук.:
щеткой-ежиком, карандашом, мячиком с шипами, грецкими орехами; пощипывание, постукивание, поглаживание
- Пальчиковые игры: «Фонарики», «Моем руки», «Печем блины», «Флажки». «Шарик», «Цветок», «Домик», «Ножницы», «Дружные пальчики», «Зарядка», «Лошадки», «Кулачок-Ладошка», « Качели», «Бабочка».
6. Развитие, совершенствование фонематической стороны речи.
Развитие навыка анализа и синтеза звукового состава слов.
(упражнения на развитие звукового анализа и синтеза).
-Развитие анализа структуры предложения
формировать умение определять количество, последовательность и место
слов в предложении
-Развитие синтеза предложения
Упражнять в составлении предложения из слов.
- Развитие слогового анализа и синтеза
делить слова на слоги, определять их количество
составлять из слогов слова.
- Развитие фонематического анализа и синтеза
умение выделять звуки в слове
определять позицию звука в начале, в конце слова
определение последовательности, кол-ва и места звука в слове
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)
Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...
речевая карта к диагностике В.Н. Макаровой
Во время диагностики предложенной В. Н. Макаровой предлагаю использовать речевую карту....
Речевая карта для диагностики речевого развития детей дошкольного возраста.
Экспресс-речевая карта обследования речевого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет....
Диагностика Речевая карта ФФНР
Речевая карта для заключения ОНР для детей старшего дошкольного возраста...
Речевая карта среднего возраста для диагностики в ДОУ
Речевая карта среднего возраста для диагностики в ДОУ для учителей-логопедов....
Речевые карты для старшего и подготовительного возраста для диагностики
Речевые карты для старшего и подготовительного возраста для диагностики. Для учителей-логопедов...