Речевая карта для детей с ФФНР (подробная, бальная система)
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring.doc | 104 КБ |
urovni_rechevogo_razvitiya.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА
РЕБЕНКА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дата обследования: «__» _____________ 20__г.
- Анкетные данные
- Фамилия, имя ребенка ________________________________
- Дата рождения ______________________________________
- Домашний адрес, телефон ___________________________________________________________
- Ф.И.О. родителей, образование, возраст
Мать _____________________________________________________________________________
Отец _____________________________________________________________________________
- Уровень общего развития ребенка
- Вводная беседа:
Как тебя зовут? _______________________________________________________
Сколько тебе лет? _____________________________________________________
С кем ты живешь? _____________________________________________________
Какое сейчас время года? _______________________________________________
Нравится ли тебе в детском саду? ________________________________________
- Психологические особенности ребенка:
Контактность (вступает, вступает избирательно, вступает частично, не вступает)
Особенности поведения (общительный, спокойный, застенчивый, вспыльчивый, обидчивый, неуправляемый, избегающий контактов)
Устойчивость внимания (устойчивое, повышенная отвлекаемость, неустойчивое)
Работоспособность (нормальный темп деятельности, сниженный темп, медленный темп)
- Состояние слуховой функции:
Слуховое внимание (узнает и различает музыкальные инструменты, различает с ошибками, не различает)
Восприятие речи (понимает простые и сложные инструкции, понимает только простые инструкции, не понимает инструкции)
Выводы:
3 балла – выполняет задание самостоятельно по словесной инструкции
2 балла – выполняет задание по подражанию
1 балл – выполняет задание с помощью
0 баллов – не выполняет задание
- Состояние зрительного восприятия, пространственного праксиса:
Называние и дифференциация основных цветов и их оттенков (называет основные и оттеночные цвета, называет основные и оттеночные цвета с ошибками и помощью, называет только основные цвета, не называет основные и оттеночные цвета)
Соотношение картинки с цветовым фоном (соотносит, соотносит с ошибками и помощью, не соотносит)
Показ правой, левой руки (показывает, путает, не показывает)
Показ предметов впереди, позади, вверху, внизу (показывает, показывает с ошибками и помощью, не показывает)
Складывание разрезных картинок из 2-х, 4-х, 6-ти частей (складывает все, складывает из 2-х, складывает из 2-х и 4-х, не складывает)
Выводы:
3 балла – выполняет задание самостоятельно по словесной инструкции
2 балла – выполняет задание по подражанию
1 балл – выполняет задание с помощью
0 баллов – не выполняет задание
- Состояние общей и мелкой моторики:
Общая моторика
- попрыгать на обеих ногах (выполняет, выполняет неточно и неловко, не выполняет)
- попрыгать попеременно на правой, левой ноге (выполняет, выполняет неловко, путает ноги, не выполняет)
- поймать брошенный мяч, подбросить мяч над головой, поймать (выполняет, не ловит мяч, не выполняет)
Мелкая моторика
- одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой руки (выполняет, выполняет неточно, не выполняет)
- одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой руки (выполняет, выполняет неточно, не выполняет)
- поместить указательный палец на средний и наоборот (выполняет, выполняет неточно, не выполняет)
- соединить большой палец правой, левой руки с указательным, средним, безымянным, мизинцем (выполняет, выполняет неточно, с ошибками, не выполняет)
- «пальчики здороваются» (выполняет, выполняет неточно, с ошибками, не выполняет)
- кулак-ребро-ладонь (выполняет, выполняет неточно, с ошибками, не выполняет)
Выводы:
3 балла – выполняет задание точно по подражанию
2 балла – выполняет задание с ошибками по подражанию
1 балл – выполняет задание с помощью
0 баллов – не выполняет задание
- Общее звучание речи
- Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)
- Ритм (нормальный, дисритмия)
- Голос (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком – гнусавый,
глухой, монотонный)
- Дыхание (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)
- Паузация (правильность, неправильность расстановки пауз в речевом патоке)
- Строение и подвижность артикуляционного аппарата
- Губы (нормальные, тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы:
частичная, полная, односторонняя, двухсторонняя)
- Зубы (нормальные, редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд
зубов)
- Прикус (в норме, прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)
- Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная
щель)
- Мягкое небо (в норме, отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)
- Язык (нормальный, массивный, маленький, короткий, длинный, «географический»)
- Подъязычная связка (нормальная, короткая, укороченная, наличие спайки с тканями
подъязычной области, наличие послеоперационного узла)
Артикуляционная моторика
- открыть рот, закрыть рот (выполняет, выполняет неточно, не выполняет)
- «улыбка» с оскалом резцов, попеременно «улыбка» - «хоботок» (выполняет, выполняет
неточно, медленная переключаемость, не выполняет)
- высунуть язык, сделать язык широким, узким (выполняет, выполняет неточно,
медленная переключаемость, не выполняет)
- пощелкать языком (выполняет, не выполняет)
- облизать губы (выполняет, выполняет неточно, не выполняет)
- надувание щек, поднимание бровей, поочередное зажмуривание глаз (выполняет, выполняет
неточно, медленная переключаемость, не выполняет)
Выводы:
3 балла – выполняет задание точно по подражанию
2 балла – выполняет задание с ошибками по подражанию
1 балл – выполняет задание с помощью
0 баллов – не выполняет задание
- Произношение звуков
Звук изолированный в начале слова в середине слова в конце слова
Б _____________ ____________ _______________ ____________
БЬ _____________ ____________ _______________ ____________
П _____________ ____________ _______________ ____________
ПЬ _____________ ____________ _______________ ____________
Г _____________ ____________ _______________ ____________
К _____________ ____________ _______________ ____________
КЬ _____________ ____________ _______________ ____________
Д _____________ ____________ _______________ ____________
ДЬ _____________ ____________ _______________ ____________
Т _____________ ____________ _______________ ____________
ТЬ _____________ ____________ _______________ ____________
Ж _____________ ____________ _______________ ____________
Ш _____________ ____________ _______________ ____________
Щ _____________ ____________ _______________ ____________
Ч _____________ ____________ _______________ ____________
С _____________ ____________ _______________ ____________
СЬ _____________ ____________ _______________ ____________
З _____________ ____________ _______________ ____________
ЗЬ _____________ ____________ _______________ ____________
Ц _____________ ____________ _______________ ____________
В _____________ ____________ _______________ ____________
ВЬ _____________ ____________ _______________ ____________
Ф _____________ ____________ _______________ ____________
ФЬ _____________ ____________ _______________ ____________
Х _____________ ____________ ______________ _____________
ХЬ _____________ ____________ ______________ _____________
М _____________ ____________ ______________ _____________
МЬ _____________ ____________ ______________ _____________
Н _____________ ____________ ______________ _____________
НЬ _____________ ____________ ______________ _____________
Л _____________ ____________ ______________ _____________
ЛЬ _____________ ____________ _______________ _____________
Р _____________ ____________ ______________ _____________
РЬ _____________ ____________ ______________ _____________
Й _____________ ____________ ______________ _____________
Е _____________ ____________ ______________ _____________
Ё _____________ ____________ ______________ _____________
Ю _____________ ____________ ______________ _____________
Я _____________ ____________ ______________ _____________
Выводы:
3 балла – звукопроизношение не нарушено
2 балла – нарушена 1 группа звуков
1 балл – нарушены 2 группы звуков
0 баллов – нарушены более 2 групп звуков
- Состояние фонематических процессов: различение звуков на слух и в произношении
Способность к фонематическому анализу и синтезу:
- выделение ударного гласного в начале слова: Аня, аист, Оля, осы, утро, умный, Ира, иней
(выделяет, выделяет с ошибками, не выделяет)
- выделение звука из слова:
звук «с» - сом, мак, нос, коса, утка, миска, дерево, автобус, лопата (выделяет, выделяет с
ошибками, не выделяет)
звук «ш» - дым, шар, нога, душ, книга, кошка, подушка, картина, камыш (выделяет, выделяет с
ошибками, не выделяет)
звук «р» - рак, дом, перо, стакан, пирамида, машина, листья, топор, помидор (выделяет, выделяет
с ошибками, не выделяет)
звук «л» - сад, лом, шум, лапа, бумага, весло, самокат, булавка, стол (выделяет, выделяет с
ошибками, не выделяет)
- определение первого и последнего звука в слове: мак, дом, топор, ландыш, самолет
(определяет, определяет только первый, определяет только последний, не определяет)
- определение последовательности и количества звуков в слове: дым, ваза, кошка, волк
(определяет, определяет только последовательность, определяет только количество,
не определяет)
- составление слова из последовательно данных звуков: н, о, с; л, у, ж, а; с, т, о, л (составляет,
составляет с ошибками, не составляет)
Слухо-произносительная дифференциация звуков:
- не смешиваемых в произношении: почка- бочка, мошка- ножка, банка- банька, мышка- мишка,
корка- горка (дифференцирует, дифференцирует с ошибками, не дифференцирует)
- смешиваемых в произношении: рак- лак, роза- глаза, угорь- уголь, суп- зуб, коса- коза, лиса-
лица, Луша- лужа, кочка- кошка, миска- мишка (дифференцирует, дифференцирует с ошибками,
не дифференцирует)
- повторение серий слогов: та-да, ба-ма, да-га, ва-та, ня-на, ка-га, фа-фя, ба-на-ба, ка-ка-га, на- ня-на, са-та-са, за-за-жа, ца-са-ца (дифференцирует, дифференцирует с ошибками,
не дифференцирует)
Фонематические представления:
- нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук (находит, находит с ошибками,
не находит)
- подбор слов с заданным звуком (подбирает, подбирает с ошибками, не подбирает)
Выводы:
3 балла – выполняет задание самостоятельно с небольшим количеством ошибок
2 балла – выполняет задание с помощью с небольшим количеством ошибок
1 балл – допускает большое количество ошибок
0 баллов – не выполняет задание
- Состояние слоговой структуры слова
Сохранение слоговой структуры слова:
лапа_________, вода________, сквозняк____________, пылесос___________,
троллейбус______________, сковорода___________, библиотека___________.
(повторяет, пропускает слоги, усекает слова, не повторяет)
Речевой ритм: повтори, как стучат колеса поезда:
ту-ту______, ту-ту_______, ту-ту-ту_________, ту-ту-ту_______, ту-ту-ту_________.
(повторяет, повторяет с неправильным ударением, не повторяет)
Выводы:
3 балла – выполняет задание самостоятельно с небольшим количеством ошибок
2 балла – выполняет задание с помощью с небольшим количеством ошибок
1 балл – допускает большое количество ошибок
0 баллов – не выполняет задание
- Словарный запас
А) Изучение состояния словаря существительных:
обобщение
- помидор, огурец, морковь, лук, репа____________________________
- яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, банан____________________
- платье, юбка, рубашка, брюки, куртка, носки____________________
- тапочки, ботинки, туфли, сапоги, валенки_______________________
- тарелка, чашка, кастрюля, вилка, ложка, чайник__________________
- кошка, корова, собака, коза, свинья, лошадь______________________
- лиса, заяц, медведь, белка, еж, лось_____________________________
- стол, стул, кровать, шкаф, кресло_______________________________
- корабль, грузовик, поезд, самолет, автобус_______________________
(обобщает, обобщает частично, с ошибками, не обобщает)
называние целого предмета и его частей
- стул: ножки, сиденье, спинка
- машина: кабина, фары, колеса, кузов
- рука: плечо, локоть, кисть, пальцы
- лицо: брови, ресницы, подбородок, лоб
(называет, называет частично, с ошибками, не называет)
Б) Изучение состояния глагольного словаря:
называние действий по картинкам
птица (летает)__________, рыба (плавает)____________, змея (ползает)____________,
заяц (прыгает)__________, самолет (летает)___________, лодка (плывет)___________.
(называет, называет с ошибками, не называет)
называние профессиональных действий
врач (лечит)___________, учитель (учит)________, строитель (строит)__________,
повар (готовит)_________, художник (рисует)___________, маляр (красит)___________.
(называет, называет с ошибками, не называет)
В) Изучение состояния словаря прилагательных
называние цвета
(называет, называет с ошибками, не называет)
подбор определений к слову
еж_________________________________________________
роза________________________________________________
медведь_____________________________________________
(подбирает, подбирает неправильно, не подбирает)
подбор антонимов (с 6-ти лет)
большой-____________, широкий-_____________, длинный-______________,
грязный-_____________, молодой-_____________, открывать-_____________,
опускать-_____________, доьро-_______________, далеко-______________.
(подбирает, подбирает частично с ошибками, не подбирает)
Выводы:
3 балла – выполняет задание самостоятельно с небольшим количеством ошибок
2 балла – выполняет задание с помощью с небольшим количеством ошибок
1 балл – допускает большое количество ошибок
0 баллов – не выполняет задание
- Состояние грамматического строя речи
А) Изменение имен существительных по числам:
стол-________, жук-_________, рот-___________, пень-____________, стул-_____________,
рука-___________, кукла-__________, ухо-__________.
(изменяет, наличие аграмматизмов, не изменяет)
Б) Изменение имен существительных по падежам:
у меня есть ручка, у меня нет ____________, я пишу___________, я говорю о ___________.
(изменяет, наличие аграмматизмов, не изменяет)
В) Употребление формы родительного падежа множественного числа:
дом (много чего?)- домов ручка-______________
день-_____________ ключ-_______________
вилка-____________ книга-_______________
дерево-____________ окно-________________
(употребляет, наличие аграмматизмов, не употребляет)
Г) Согласование имен прилагательных с существительными:
(Ребенку предлагаются контурные изображения предметов и круги разных цветов. Мы
закрасим этот предмет такой краской, показывает, например, красный кружок. Что у нас
получится?)
красный шар- ________________, платье-_________________, флажок-________________,
пальто- ___________________, шары __________________, машина __________________,
звезда - ___________________, брюки - ________________,
(согласовывает, согласовывает с ошибками, не согласовывает)
Д) Согласование имен существительных с числительными:
гриб- два _____________, пять ____________________
ночь- _________________, ________________________
окно- _________________, ________________________
(согласовывает, наличие аграмматизмов, не согласовывает)
Е) Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
ключ-_____________, ведро-________________, тетрадь-_______________,
кукла-_____________, дом-_______________, лист-__________________,
ухо-_______________, ложка-_____________.
(образовывает, наличие аграмматизмов, не образовывает)
Ж) Образование относительных прилагательных от существительных:
стакан из стекла-_______________, мяч из резины-__________________,
варенье из яблок-_______________, коробка из картона-______________,
сумка из кожи-_________________, одеяло из шерсти-________________.
(образовывает, наличие аграмматизмов, не образовывает)
З) Образование притяжательных прилагательных (с 6-ти лет):
книга дедушки-_____________, хвост зайца-____________, платок мамы-____________,
уши лисы-______________, зубы волка-______________.
(образовывает, наличие аграмматизмов, не образовывает)
Выводы:
3 балла – выполняет задание самостоятельно с небольшим количеством ошибок
2 балла – выполняет задание с помощью с небольшим количеством ошибок
1 балл – допускает большое количество ошибок
0 баллов – не выполняет задание
- Связная речь
пересказ:
Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Лев проснулся и поймал мышь. Она стала просить,
чтобы он отпустил ее. Лев рассмеялся и отпустил. Вскоре охотник поймал льва и привязал
его веревкой к дереву. Мышь подкралась, перегрызла веревку и освободила льва.
(пересказывает, пересказывает по наводящим вопросам, пересказывает неточно, не пересказывает)
составление рассказа по сюжетной картине
(составляет, составляет по наводящим вопросам, составляет неполно, использует простые предложения, не составляет)
составление рассказа по серии сюжетных картин
(составляет, составляет по наводящим вопросам, составляет неполно, использует простые предложения, не составляет)
Выводы:
3 балла – выполняет задание самостоятельно по словесной инструкции
2 балла – выполняет задание по наводящим вопросам
1 балл – выполняет задание неполно, с ошибками по наводящим вопросам
0 баллов – не выполняет задание
Логопедическое заключение:
Количество баллов:
Уровень речевого развития:
0-6 баллов – низкий
7-12 баллов – ниже среднего
13-18 баллов – средний
19-24 баллов – выше среднего
25-30 баллов – высокий
Предварительный просмотр:
№ п/п | Ф.И. ребенка | Компоненты речи | Месяц | Уровень | |||||||||||
Слуховая функция | Зрительное восприятие, пространственный гнозис | Общая и мелка моторика | Строение и подвижность артикуляционного аппарата | Произношение | Фонематические процессы | Слоговая структура | Словарный запас | Грамматический строй речи | Связная речь | СЕНТЯБРЬ | ЯНВАРЬ | МАЙ | |||
УРОВНИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Уровни | Речевая коммуникация | Произношение | Фонематическое восприятие | Лексика | Грамматический строй | Связная речь |
Высокий | Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, легко входит в контакт, ясно и последовательно выражает свои мысли. | Отчетливое произношение всех звуков родного языка в отдельных словах и во фразовой речи. Правильное воспроизведение слов любой звуко-слоговой структуры. | Хорошо дифференцирует все звуки родного языка. Точно и правильно воспроизводит все цепочки слогов с фонетически сходными звуками в темпе предъявления. Правильно подбирает картинки и слова с заданным звуком. | Ребенок умеет быстро подбирать наиболее точное слово, классифицирует и обобщает, подбирает определения к существительным. Правильно образует качественные, относительные и притяжательные прилагательные от существительных. | Ребенок правильно понимает сложные логико-грамматические конструкции. Самостоятельно и правильно составляет предложения из слов. Правильно использует предлоги, владеет формами словоизменения. | Составляет рассказы по серии картинок. Рассказ соответствует ситуации, в правильной последовательности. При пересказе правильно воспроизводит текст, формулирует основную мысль. |
Выше среднего | Ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении чаще по инициативе других. | Правильное произношение всех звуков. Слова сложной звуко-слоговой структуры ребенок может воспроизвести только в замедленном темпе. | Ребенок умеет дифференцировать все звуки. При воспроизведении слогов может ошибиться 1-2 раза, но быстро исправляет сам себя. | У ребенка достаточный словарный запас, он владеет навыками словообразования, обобщающими словами, правильно подбирает синонимы, антонимы. Подбирает 2-3 определения к заданному слову. | Ребенок по картинкам составляет простые предложения. Может пропускать отдельные слова без искажения смысла. Допускает 1-2 ошибки в сложных формах словообразования, но исправляет сам себя. | Рассказ ребенка соответствует ситуации, составлен без аграмматизмов. Картинки разложены самостоятельно, иногда с помощью. Пересказ последователен, с незначительными сокращениями. |
Средний | Ребенок слушает и понимает собеседника, но сам неохотно вступает в диалог, затрудняется вести его. Не всегда ясно и последовательно выражает свои мысли. | Ребенок изолированно все звуки произносит правильно, но во фразовой речи наблюдаются замены и искажения, т.е. звуки недостаточно автоматизированы. Недостаточная четкость произношения. Наблюдаются ошибки при воспроизведении сложной звуко-слоговой структуры слова. | Недостаточная дифференциация звуков. Отмечаются устойчивые ошибки в различении 1-2 пар звуков. Картинки и слова с заданным звуком ребенок выбирает с ошибками. | Ребенок делает только простые обобщения. Синонимы и антонимы подбирает с ошибками. Подбирает 1-2 определения к существительному. Допускает ошибки при образовании прилагательных от существительных. | Составляет предложения с помощью взрослого. Не знает некоторых предлогов. При словоизменении сложных форм допускает ошибки, исправляет их после того как логопед обратит внимание на эти ошибки. | При составлении рассказа незначительно искажает ситуации. Наблюдается стереотипность грамматического оформления. При пересказе допускает незначительные отклонения от текста, требуются подсказки. Использует только простые предложения, встречаются грамматические ошибки. |
Ниже среднего | Ребенок малоактивен, малоразговорчив, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание. | Нарушение произношения отдельных звуков (1-4 звука) одной артикуляционной группы во всех позициях. Ребенок не договаривает слова или сокращает их. | Ребенок воспроизводит цепочки слов неточно, переставляет, заменяет, пропускает слоги. Неверно выбирает слова и картинки с заданным звуком. Отмечаются устойчивые ошибки в различении более двух пар звуков. | Словарный запас ограничен рамками бытовой тематики. Ребенок подбирает одно определение к существительному и не всегда верно. Не может подобрать синонимы, антонимы. Неверно образует новые слова. | При составлении предложений допускает ошибки грамматического характера. Ребенок неправильно употребляет предлоги, заменяет одни предлоги другими. Не подходящими по смыслу. При словоизменении допускает ошибки. | При составлении рассказа наблюдается существенное искажение смысла или рассказ не завершен. Или ребенок составляет рассказ по наводящим вопросам. Встречаются аграмматизмы. При пересказе требуется повторное чтение текста. Необходимы подсказки, нарушает последовательность, неадекватно использует слова. |
Низкий | Ребенок неактивен и неразговорчив, молчит, не вступает в речевое общение. | Нарушение произношения 5 и более звуков разных артикуляционных групп. Грубое искажение звуко-слоговой структуры слов. | Дифференциация фонетически сходных звуков отсутствует. Отказ от выполнения задания. | Бедный словарный запас. Ребенок не владеет обобщающими словами, не может подобрать определение к существительному. Не может образовать новое слово даже после предъявления 3-4 образцов. | При составлении предложений только перечисляет предметы. Наблюдается смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания. Не может изменить слово даже после предъявления образца. | При составлении рассказа не может выполнить задания даже при наличии помощи. Ребенок не может обнаружить связи между картинками, просто перечисляет предметы. При пересказе не может воспроизвести текст, нарушает его структуру, либо пересказ недоступен вообще. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая карта для детей 5-6 лет с ОНР
Речевая карта для детей с ОНР разработана для логопедов. Карта удобная в использовании, так как в ней есть три графы для заполнения промежуточных диагностик в течении года....
Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)
При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...
Речевая карта обследования детей 4-7 лет с Общим недоразвитием речи Обуховой Н.В.
Удобно, быстро оформлять ( многие графы уже заполнены и нужно только подчеркнуть необходимое) . Удобно сравнивать динамику развития ребенка по всем диагностир...
Мастер – класс для родителей "Преодоление речевого дефекта у детей с ФФНР"
Практический материал по коррекции речевых нарушений с исподьзованием дыхательной и артикуляционной гимнастик, а также упражнений на развитие мелкой моторики рук....
Речевые игры для детей с ФФНР
речевые игры...
Речевая карта для детей с ФФНР на логопункте ( подробная, с бальной системой).
Подробная речевая карта для обследования детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с балловой системой. Для мониторинга предлагаются 5 уровней развития речи....
Речевая карта для детей 5-6 ЛЕТ с ФФНР
Речевая карта — документ, характеризующий состояние речи ребенка или взрослого, поступившего в логопедическое учреждение. Речевую карту заполняет логопед на основании данных обсле...