Речевая карта и мониторинг из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ".
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
Данные авторские разработки помогут учителям-логопедам, работающим в условиях логопункта в ДОУ, проводить углубленную диагностику детей-логопатов и отслеживать динамику их речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_karta.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА
1. Фамилия, имя ребёнка, дата рождения____________________________
__________________________________________________________________
2. Образовательное учреждение, группа _____________________________
3. Домашний адрес, телефон________________________________________
__________________________________________________________________
4. Дата зачисления в логопедический пункт_________________________
5. Жалобы родителей (законных представителей)_____________________
__________________________________________________________________
6. Заключение ПМПК______________________________________________
__________________________________________________________________
7. Состояние слуха_________________________________________________
8. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность):
А) анатомическое строение органов артикуляции:
- губы (норма, тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы: частичная, полная, односторонняя, двусторонняя);
- зубы (норма, отсутствие ___________________________________________, редкие, мелкие, неправильной формы, диастема, вне челюстной дуги);
- прикус (нормальный, прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый односторонний или двусторонний, перекрестный, прогнатия, прогения);
- язык (норма, макроглоссия, микроглоссия, короткая укороченная, толстая, утолщённая подъязычная связка, наличие послеоперационного узла);
- твёрдое и мягкое нёбо (норма, высокое или готическое; низкое; расщелина; укорочение мягкого нёба; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка).
Б) артикуляционная моторика:
* для нижней челюсти (открыть, закрыть рот, подвигать нижней челюстью из стороны в сторону)______________________________________________
*для губ («улыбка» с оскалом резцов; попеременно «улыбка» - «хоботок»)
__________________________________________________________________
* для языка:
- высунуть язык, удержать по средней линии__________________________
- сделать язык широким («лопаткой»)______________________________
- сделать язык узким («иголочкой»)__________________________________
- попеременно широким, узким______________________________________
- поднять кончик языка за верхние резцы______________________________
- опустить за нижние резцы________________________________________
- узким кончиком языка коснуться правого, затем левого углов рта_________
* для мягкого нёба:
- покашлять с открытым ртом (язык на нижней губе)___________________
- произнести звук А с широко открытым ртом___________________________
Выводы:
- объём движений (полный, неполный);
- точность выполнения (точно, неточно);
- активность (нормальная, заторможенность, расторможенность);
- мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный);
- темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный);
- замена одного движения другими___________________________________;
- наличие синкенезий_______________________________________________;
- длительность удержания органов в заданном положении________________;
- увеличение гиперкинезов или замедление темпа движений при повторных движениях________________________________________________________;
- отклонение кончика языка при высовывании__________________________;
- слюнотечение____________________________________________________;
- отклонение маленького язычка в сторону_____________________________;
- сглаженность носогубных складок___________________________________;
- замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз____________;
В) лицевая мускулатура:
- надувание щёк___________; - поднимание бровей_________;
- нахмуривание бровей_______; - поочерёдное зажмуривание глаз________;
- наморщивание носа_________; - поднимание верхней губы_____________.
10. Дыхательная и голосовая функции:
- физиологическое дыхание (верхнеключичное, диафрагмальноя, брюшное, смешанное);
- речевое дыхание (5 лет - фраза из 3-4 слов);( 6-7 лет – 4-6 слов)__________;
- голос (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком – гнусавый, - глухой, монотонный).
11. Просодические компоненты речи:
- темп (нормальный, ускоренный, замедленный);
- ритм (нормальный, дисритмия);
- паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке);
- интонирование (употребление основных видов интонации).
Показатели развития компонентов речи | Первич- ное обследова- ние | Промежуточное обследование | Итоговое обследование |
12. Состояние ручной моторики: А) кинестетическая основа движений: - одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой руки, обеих рук___________________________________________ - одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой руки, обеих рук_______________ - положить кисть правой , левой руки с вытянутыми пальцами перед собой, поместить указательный палец на средний (и наоборот)___________________________________________ - соединить в кольцо большой палец правой, левой руки, обеих рук с указательным, средним, безымянным, мизинце_______________________________________ Б) кинетическая основа движений: - поочередное сгибание и разгибание пальцев правой, левой руки, начиная с большого___________________ - «пальчики здороваюся»__________________________ - «игра на рояле»________________________________ - одновременное изменение положений кистей рук (одна сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами) - «кулак, ребро, ладонь»___________________________ Вывод: - объём движений (полный, неполный); - темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый); - активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство); - координация движений (нормальная, некоординированность); - наличие синкенезий в общескелетной, мимической, артикуляционной мускулатуре____________________; - способность к переключению движений___________________________________________ | |||
13. Состояние звукопроизношения: Свистящие_____________________________________ _______________________________________________ Шипящие______________________________________ _______________________________________________ Соноры________________________________________ _______________________________________________ Заднеязычные__________________________________ _______________________________________________ Йотированные__________________________________ _______________________________________________ Вывод: нарушено произношение __________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |||
14. Звуко-слоговая структура слова: помидоры____________сквозняк_________________ сковорода____________температура_______________ свисток______________скворечник__________________ милиционер___________аквариум___________________ лекарство_____________ простокваша______________ подснежник___________вертолёт___________________ Мальчики слепили снеговика._______________________ Волосы подстригают в парикмахерской.______________ Милиционер ездит на мотоцикле.____________________ ________________________________________________ Регулировщик стоит на перекрёстке._________________ ________________________________________________ Вывод: звуко-слоговая структура слова ______________ | |||
15. Фонематические функции: А) Способность к фонематическому анализу и синтезу: - выделение ударного гласного в начале слова (аист, иглы, облако, утка)___________________________; - выделение звука из слова: - звук С (сом, мак, нос, коса, утка, миска, дерево, автобус, лопата)_______; - звук Ш (дым, шар, нога, душ, книга, кошка, картина, подушка, камыш)_________; - звук Р (рак, дом, перо, стакан, пирамида, машина, листья, топор, помидор)______________________; - звук Л (сад, лом, шум, лапа, бумага, весло, самокат, булавка, стол)______; - определение первого, последнего звука в слове (мак, дом, кот)______________________________________; - определение последовательности и количества звуков в слове (дым, ваза, волк)___________________; - составление слова из последовательно данных звуков (д, о, м; д, у, б, ы; т,а,п,к,и)_________________. | |||
Б) Слухо-произносительная дифференциация звуков: - не смешиваемых в произношении (почка-бочка, мышка-мишка; уточка-удочка; дрова-трава)_________; - смешиваемых в произношении (рожки-ложки, коса-коза, крыса-крыша, речка-редька)__________________; - повторение серий слогов: ТА-ДА _________БА-МА_________ДА-ГА___________ ВА-ТА_________ НЯ-НА__________КА-ГА__________ ФА-ФЯ_________ БА-ПА__________ФА-ВА__________ БА-НА-БА____________ КА-КА-ГА________________ НА-НЯ-НА____________ СА-ЗА-СА________________ ЗА-ЗА-ЖА_____________ЦА-СА-ЦА________________ ДА-ТА-ДА____________ ПА-БА-ПА_______________ Вывод: слухо-произносительная дифференциация звуков______________________, осуществление простых форм фонематического анализа___________________, осуществление сложных форм фонематического анализа_________________, осуществление фонематического синтеза_____________________, уровень развития фонематических представлений____________________________________. | |||
16. Состояние лексики: А) Изучение состояния словаря существительных: - называние предметных картинок по лексическим темам___________________________________________; - обобщение картинок одним словом________________; - называние целого предмета и его частей: стул: ножки, сиденье, спинка; ______________________ машина: кабина, фары, колёса, кузов;________________ рубашка: рукав, воротник, пуговицы;________________ рука: плечо, локоть, кисть, пальцы;_________________ лицо: брови, ресницы, подбородок, лоб_______________ | |||
Б) Изучение состояния глагольного словаря: - называние действий по картинкам: Птица – летает__; Рыба – плавает__; Змея – ползает__ Заяц – прыгает___; Гусь – гогочет___; Петух – кукарекает___; Собака – лает___; Лошадь – ржёт___; Волк – воет___; Свинья – хрюкает___; Корова – мычит___; Кошка – мяукает___; Утка – крякает___; Воробей – чирикает___; Лягушка – квакает___; Кукушка – кукует___; Ворона – каркает___ - называние профессиональных действий (с использованием наименований профессий): Врач – лечит___;Учитель – учит___; Повар – варит__; Маляр – красит___; Продавец – продаёт___; Шофёр – водит машину___. | |||
В) Изучение словаря прилагательных: - называние цвета: основные ______________; промежуточные__________ - подбор определений к слову: Роза - ___________________________________________ Лиса - __________________________________________ Груша _________________________________________ Лимон___________________________________________ | |||
- подбор антонимов (с 6 лет): Большой - ____________ Широкий - ______________ Длинный - ___________ Грязный - _______________ Молодой - ___________ Быстро - _____________ Твёрдый - ____________ Добрый - _______________ Сильный - _____________ Радость - ______________ Вывод: ________________________________________ ________________________________________________. | |||
17. Состояние грамматического строя речи: А) Употребление существительных во множественном числе воробьи___________ окна - ______________ деревья - __________ стулья - ___________ вёдра - ____________ дома - _______________ уши - ______________ платья - _____________ | |||
Б) Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных: На картинке много: Мячей - _______ Книг - ___________Листьев - _____ Кукол- _________ Дверей - ________ Глаз - ________ Кроватей - __________ Ключей - ______________ | |||
В) Изменение существительных по падежам: Родительный падеж: Предмет без чего? - без ручки - _____________;- без ножки - ___________; - без колеса - _____________;- без гребешка - _________ Дательный падеж: Девочка даёт корм кому? - петуху____________- гусю ________ Винительный падеж: Мальчик нарисовал кого? - собаку - ______; - белку - _______;- медведя - ________ Творительный падеж: Мальчик работает чем? - пилой - ______; - молотком - ______;- топором - _____ Предложный падеж: Девочка мечтает о чём? - о мишке - ______; - о платье - ______;- о кукле - ____ | |||
Г) Согласование прилагательных с существительными: - Роза какая? Сумка какая?_________________________ - Мяч какой? Флажок какой?________________________ - Кресло какое? Полотенце какое?___________________ | |||
Д) Согласование существительных с числительными два и пять: - два шара - _______; пять шаров - __________________ - два яблока - _______; пять яблок - _________________ - две белки - _________; пять белок - ________________ | |||
Е) Употребление предлогов: - на крыше - ______;- в доме - ______;- за домом - ____; - под верандой - _____;- над домом - ______. | |||
Ж) Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: - дом – ________; - яблоко - _________;- кукла - ______; - стул - _______;- кружка - _______;- ложка - ________ З) Образование названий детёнышей животных: - у кошки - _________; у лисы - ______________; у утки - __________; у зайчихи - _______________; у козы - ____________; у медведицы - ______________ | |||
З) Образование относительных прилагательных от существительных: - стакан из стекла – _______ - мяч из резины - _______ - варенье из яблок - ______- коробка из картона - ______ - сумка из кожи - ________ - одеяло из шерсти - ______ | |||
И) Образование притяжательных прилагательных: - книга дедушки - _________; - хвост белки - _________; - уши лисы - __________ ;- зубы волка - ______________; - платок мамы - ________; - хвост лисы - ____________ Вывод о наличии и характере аграмматизмов: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | |||
18. Состояние связной речи: - составление рассказа по серии сюжетных картинок __________________________________________________________________________________________________ Вывод:__________________________________________ _________________________________________________ | |||
19. Уровень развития зрительного восприятия, пространственного праксиса: - показ правой, левой руки__________________________; - показ предметов впереди, позади, вверху, внизу______; - складывание разрезных картинок из 2( ), 4( ), 6( ) частей; - складывание фигурки из палочек по образцу ________; - складывание фигурки из палочек по памяти __________ | |||
Общее количество баллов/ средний балл | |||
Уровень речевого развития (высокий - 4,1-5 баллов; средний - 3,0-4,0 баллов; низкий - 0-2,9 балла) |
20. Логопедическое заключение:
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
21. Логопедический диагноз: _______________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
22. План работы учителя-логопеда по коррекционно-педагогическому сопровождению ребёнка:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
23. Результаты коррекции речи (отмечаются в карте к моменту отчисления ребёнка из логопедического пункта)
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
Учитель-логопед: ______________________
Мониторинг уровня речевого развития ребёнка
и дальнейшего определения результативности
коррекционно-логопедической работы
(заносится в речевую карту в таблицу показателей развития компонентов речи)
1. Состояние ручной моторики:
А) Кинестетическая основа движений:
Высокий уровень – выполняет правильно все 4 задания (5 баллов);
Средний уровень – допускает ошибки при выполнении 1-2 заданий (3-4 балла);
Низкий уровень – допускает ошибки при выполнении 3-4 заданий (0–2 балла).
Б) Кинетическая основа движений:
Высокий уровень – выполняет правильно все 5 заданий (5 баллов);
Средний уровень – допускает ошибки при выполнении 1- 2 заданий (3-4 балла) ;
Низкий уровень – допускает ошибки при выполнении 3-5 заданий.
2. Состояние звукопроизношения:
Высокий уровень – произносит правильно все группы звуков(5 баллов);
Средний уровень – нарушено правильное произношение 1-2 групп звуков
(3-4 балла);
Низкий уровень – нарушено правильное произношение более 2 групп звуков (0-2 балла).
3. Состояние слоговой структуры слова:
Высокий уровень – правильно выполняет 90-100 процентов заданий (5 баллов);
Средний уровень – правильно выполняет 40-80 процентов заданий
(3-4 балла);
Низкий уровень – правильно выполняет менее 40 процентов заданий
(0-2 балла).
4. Фонематические функции:
А) Состояние фонематического анализа и синтеза:
Высокий уровень – выполняет правильно задания 7- 9 пунктов(5 баллов);
Средний уровень – выполняет правильно задания 4-6 пунктов (3-4 балла);
Низкий уровень – выполняет правильно задания менее 4 пунктов(0-2 балла).
Б) Слухо-произносительная дифференциация звуков:
Высокий уровень – правильно выполняет задания всех 3 пунктов(5 баллов);
Средний уровень – правильно выполняет задания 2 пунктов(3-4 балла);
Низкий уровень – правильно выполняет задания одного или не справляется с выполнением заданий вообще (0-2 балла).
5. Состояние лексики:
А) Изучение словаря существительных:
Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий
(5 баллов);
Средний уровень – правильно выполняет 30-80 процентов заданий
(3-4 балла);
Низкий уровень – правильно выполняет менее 30 процентов заданий
(0-2 балла).
Б) Изучение словаря глаголов:
Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий (5 баллов) ;
Средний уровень – правильно выполняет 30-80 процентов заданий
(3-4 балла) ;
Низкий уровень – правильно выполняет менее 30 процентов заданий
(0-2 балла).
В) Изучение словаря прилагательных:
Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий
(5 баллов) ;
Средний уровень – правильно выполняет 30-80 процентов заданий
(3-4 балла);
Низкий уровень – правильно выполняет менее 30 процентов заданий
(0-2 балла).
Г) Изучение словаря антонимов (с 6 лет):
Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий
(5 баллов) ;
Средний уровень – правильно выполняет 30-80 процентов заданий
(3-4 балла);
Низкий уровень – правильно выполняет менее 30 процентов заданий
(0-2 балла).
6. Состояние грамматического строя речи:
А) Изменение существительных по числам
Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий (5 баллов) ;
Средний уровень – правильно выполняет 30-80 процентов заданий
(3-4 балла);
Низкий уровень – правильно выполняет менее 30 процентов заданий
(0-2 балла).
Б) Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных:
Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий
(5 баллов) ;
Средний уровень – правильно выполняет 40-80 процентов заданий
(3-4 балла);
Низкий уровень – правильно выполняет менее 40 процентов заданий
(0-2 балла).
В) Изменение существительных по падежам:
Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий
(5 баллов);
Средний уровень – правильно выполняет 40-80 процентов заданий
(3-4 балла);
Низкий уровень – правильно выполняет менее 40 процентов заданий
(0-2 балла).
Г) Согласование прилагательных с существительными:
Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий
(5 баллов);
Средний уровень – правильно выполняет 40-80 процентов заданий
(3-4 балла);
Низкий уровень – правильно выполняет менее 40 процентов заданий
(0-2 балла).
Д) Согласование существительных с числительными два и пять:
Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий
(5 баллов);
Средний уровень – правильно выполняет 40-80 процентов заданий
(3-4 балла);
Низкий уровень – правильно выполняет менее 40 процентов заданий
(0-2 балла).
Е) Употребление предлогов:
Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий
(5 баллов) ;
Средний уровень – правильно выполняет 40-80 процентов заданий
(3-4 балла);
Низкий уровень – правильно выполняет менее 40 процентов заданий
(0-2 балла).
Ж) Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий
(5 баллов);
Средний уровень – правильно выполняет 40-80 процентов заданий
(3-4 балла);
Низкий уровень – правильно выполняет менее 40 процентов заданий
(0-2 балла).
З) Образование относительных прилагательных от существительных:
Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий
(5 баллов) ;
Средний уровень – правильно выполняет 40-80 процентов заданий
(3-4 балла);
Низкий уровень – правильно выполняет менее 40 процентов заданий
(0-2 балла).
И) Образование притяжательных прилагательных:
Высокий уровень – правильно выполняет 80-100 процентов заданий
(5 баллов);
Средний уровень – правильно выполняет 40-80 процентов заданий
(3-4 балла);
Низкий уровень – правильно выполняет менее 40 процентов заданий
(0-2 балла).
7. Состояние связной речи:
Высокий уровень – самостоятельно составляет рассказ по серии картинок
(5 баллов);
Средний уровень – составляет рассказ по серии картинок с помощью вопросов педагога (3-4 балла);
Низкий уровень – абсолютно не справляется с выполнением задания
(0-2 балла).
8. Состояние зрительного восприятия, пространственного праксиса:
Высокий уровень – выполняет правильно 6 – 8 заданий (5 баллов);
Средний уровень – выполняет правильно 3-5 заданий (3- 4 балла);
Низкий уровень – выполняет правильно менее 3 заданий (0-2 балла).
Результаты состояния всех компонентов речи заносятся в таблицу речевой карты в сентябре, январе и мае каждого учебного года. Подсчитывается общее количество баллов, а затем выводится средний балл, который и определяет уровень речевого развития ребёнка:
- высокий уровень: 4,1 – 5 баллов
- средний уровень: 3,0 – 4,0 баллов
- низкий уровень: 0 – 2,9 баллов
Результативность коррекционно-логопедической работы определяется путём сравнения средних баллов стартовой, промежуточной и итоговой диагностик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"
Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка, вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...
План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».
Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...
План – конспект подгруппового занятия "По программе развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ ". Тема «Звуки Ф, Фь. Буква Ф. Звуковой анализ прямых и обратных слогов».
Коррекционно-образовательные задачи:- уточнить артикуляцию звуков Ф, Фь;- продолжать вводить в пассивный и активный словарь детей понятия согласный звук, твёрдый (мягкий) согласный звук, глухой ...
Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи, при помощи авторских ИКТ технологий.
Развитие фонематических процессов у детей с ТНР при помощи ИКТ технологий....
Логопедическая коррекция фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
Согласно статистике количество детей с ФФН в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции фонематических нарушений необходимо уделять большое внимание....
Методическая разработка игр и рекомендаций на летний период для развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
Материал предназначен для учителей-логопедов дошкольных логопунктов и родителей...
Консультация для воспитателей логопедической группы «Использование наглядного моделирования в развитии фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровень речевого развития»
Данная консультация может быть использованна в работе учителя- логопеда с детьми с ТНР 5 - 7 лет....