Формирование представления о звуках.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование представления о звуках»
Материал. Зеркало на каждого ребенка, ширма, музыкальные инструменты, бумага, ножницы, пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние человека, маски зверей.
Ход занятия
- Оргмомент
Психогимнастика
Посмотрите на эти лица.
Детям показывают пиктограммы.
Какие они разные! (радостный, огорченный, печальный, сердитый). Мимические упражнения.
Изобразите злую Бабу Ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана-царевича. возьмите зеркало, оно поможет вам.
- Сообщение темы занятия
Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.
- Развитие слухового внимания
Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.
Проводится игра «молчанка».
Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки.
Игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой, постукивание молотком.
А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию.
Действие выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало.
Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. Чем мы слушали? (Ушами). Уши – это важный орган нашего тела. Что нам делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии . Нужно закрывать уши в холодную погоду.)
- Знакомство с термином «Речевой звук»
Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».
Где-то собаки рычали: -Р-р-р!
В стойле коровы мычали: -Мммуу!
В комнате мухи жужжали: -Жжж!
Мимо машины бежали: -Тррр!
Гудели от ветра все провода: - Зззнь!
Капала в кухне из крана вода: -Динь!
Перекликались в ночи поезда: -Ууу! Ууу!
Листья на ветру щумели: -Тсс!
Змеи в лесу шипели: -Шшшш!
А комары все пели: -Ззз!
Непоседа мячик днем и ночью
Успокоиться не хочет: -Пам!Пам!
Куклы кашляют в постели –
Днем мороженое ели! –Кхх! Кхх!
Как перекликались поезда? Вы сегодня еще не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их произносить.
Звуки издают животные, а мы с вами – говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.
- Физминутка.
Пантомима «Прогулки в лес». Ходьба с высоким подниманием колен.
Перешагиваем через высокую траву. Перепрыгиваем через лужу. (прыжки на двух ногах)
Посмотрите какая красота! Прислушаемся к шуму листьев. Вдруг подул ветерок.
Легкий выдох с округлением губ. Имитация сильного ветра и ветра во время бури.
Ветер утих. Будем собирать грибы. Мы по лесу шли, шли, подосиновик (подберезовик, боровик) нашли.
- Произношение отдельных звуков.
Однажды на лесной полянке собрались зайка. Мишка, лисонька, волк, белочка и ежик. Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисонька запела: а-а-а. волк: у-у-у. мишка: ы-ы-ы. Белочка: и-и-и. Ежик э-э-э. как пели звери?
Дети надевают маски. Повторение детьми «песенок» зверей с изменением силы и высоты голоса.
За зверей мы пропели разные звуки. Звуки речи звучат по-разному Р-р-р, д-д-д (громко), п-п-п-, т-т-т (тихо), ж-ж-ж (с голосом) ш-ш-ш (без голоса).
- Ознакомление с органами артикуляционного аппарата
Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик звуков.
В домике этом,
Красные двери.
Рядом с дверями –
Белые звери.
- Артикуляционная гимнастика.
Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, язык выполнять разные упражнения. Вытяните губы трубочкой, а теперь улыбнитесь.
Упражнения для губ и языка.
А еще надо научиться правильно дышать.
Упражнения на дыхание.
- Итог занятия.
Что мы слушали? (звуки). Чем мы слушали? (ушами). Чем произносим звуки? (ртом).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"
В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово". Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата; проводится работа по формиров...
Формирование представления о звуках. Развитие слухового восприятия и т.д. Конспекты
Конспекты занятий разработаны для детей старшей логопедической группы с общим недоразвитием речи....
Формирование представления о звуках детей старшей логопедической группы
конспект НОД для старшей группы компенсирующей направленности (с нарушением речи)....
Формирование представления о звуках
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе...
Конспект в средней группе на тему "Формирование представления о звуках. Звуки вокруг нас"
Тема: Формирование представления о звуках. Звуки вокруг насЦель: сформировать понятие о речевых звуках.Задачи:1. Формировать у детей представление о звуках, учить различать речевые и нерече...
Реализация представлений в звуках и шумах ритмических игр на формирование у детей хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание.
В настоящее время такие проблемы со вниманием у детей далеко не редкость. Причины самые разные — употребление родителями некоторых лекарств и алкогольных напитков, инфекционные заболевания и осл...
Формирование представления о звуках. Тема: "В мире звуков"
Формировать представление о звуках которые нас окружают и какие звуки издают животные и птицы. Имитация их произношения. Развивать слуховое внимание. Знакомство с термином "Речевой звук". За...