Формирование представления о звуках.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Ересько Ольга Анатольевна

Конспект занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия.18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование представления о звуках»

Материал. Зеркало на каждого ребенка, ширма, музыкальные инструменты, бумага, ножницы, пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние человека, маски зверей.

Ход занятия

  1. Оргмомент

Психогимнастика

Посмотрите на эти лица.

Детям показывают пиктограммы.

 Какие они разные! (радостный, огорченный, печальный, сердитый). Мимические упражнения.

Изобразите злую Бабу Ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана-царевича. возьмите зеркало, оно поможет вам.

  1. Сообщение темы занятия

Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

  1. Развитие слухового внимания

Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.

Проводится игра «молчанка».

Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки.

Игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой, постукивание молотком.

А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию.

Действие выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало.

Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. Чем мы слушали? (Ушами). Уши – это важный орган нашего тела. Что нам делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии .  Нужно закрывать уши в холодную погоду.)

  1. Знакомство с термином «Речевой звук»

Вы уже слышали,  как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».

Где-то собаки рычали: -Р-р-р!

В стойле коровы мычали: -Мммуу!

В комнате мухи жужжали: -Жжж!

Мимо машины бежали: -Тррр!

Гудели от ветра все провода: - Зззнь!

Капала в кухне из крана вода: -Динь!

Перекликались в ночи поезда: -Ууу! Ууу!

Листья на ветру щумели: -Тсс!

Змеи в лесу шипели: -Шшшш!

А комары все пели: -Ззз!

Непоседа мячик днем и ночью

Успокоиться не хочет: -Пам!Пам!

Куклы кашляют в постели –

Днем мороженое ели! –Кхх! Кхх!

Как перекликались поезда? Вы сегодня еще не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их произносить.

Звуки издают животные, а мы с вами – говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.

  1. Физминутка.

Пантомима «Прогулки в лес». Ходьба с высоким подниманием колен.

Перешагиваем через высокую траву. Перепрыгиваем через лужу. (прыжки на двух ногах)

Посмотрите какая красота! Прислушаемся к шуму листьев. Вдруг подул ветерок.

Легкий выдох с округлением губ. Имитация сильного ветра и ветра во время бури.

Ветер утих. Будем собирать грибы. Мы по лесу шли, шли, подосиновик (подберезовик, боровик) нашли.

  1. Произношение отдельных звуков.

Однажды на лесной полянке собрались зайка. Мишка, лисонька, волк, белочка и ежик. Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисонька запела: а-а-а. волк: у-у-у. мишка: ы-ы-ы. Белочка: и-и-и. Ежик э-э-э. как пели звери?

Дети надевают маски. Повторение детьми «песенок» зверей с изменением силы и высоты голоса.

За зверей мы пропели разные звуки. Звуки речи звучат по-разному Р-р-р, д-д-д (громко), п-п-п-, т-т-т (тихо), ж-ж-ж (с голосом) ш-ш-ш (без голоса).

  1. Ознакомление с органами артикуляционного аппарата

Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик звуков.

В домике этом,

Красные двери.

Рядом с дверями –

Белые звери.

 

  1. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, язык выполнять разные упражнения. Вытяните губы трубочкой, а теперь улыбнитесь.

Упражнения для губ и языка.

А еще надо научиться правильно дышать.

Упражнения на дыхание.

  1. Итог занятия.

Что мы слушали? (звуки). Чем мы слушали? (ушами). Чем произносим звуки? (ртом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"

В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово".  Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата;  проводится работа по формиров...

Формирование представления о звуках. Развитие слухового восприятия и т.д. Конспекты

Конспекты занятий разработаны для детей старшей логопедической группы с общим  недоразвитием речи....

Формирование представления о звуках детей старшей логопедической группы

конспект НОД для старшей группы компенсирующей направленности (с нарушением речи)....

Формирование представления о звуках

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе...

Конспект в средней группе на тему "Формирование представления о звуках. Звуки вокруг нас"

Тема: Формирование представления о звуках. Звуки вокруг насЦель: сформировать понятие о  речевых звуках.Задачи:1. Формировать у детей представление о звуках, учить различать речевые и нерече...

Реализация представлений в звуках и шумах ритмических игр на формирование у детей хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание.

В настоящее время такие проблемы со вниманием у детей далеко не редкость. Причины самые разные — употребление родителями некоторых лекарств и алкогольных напитков, инфекционные заболевания и осл...

Формирование представления о звуках. Тема: "В мире звуков"

Формировать представление о звуках которые нас окружают и какие звуки издают животные и птицы. Имитация их произношения. Развивать слуховое внимание. Знакомство с термином "Речевой звук". За...