Формирование представления о звуках
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по развитию речи
в подготовительной группе ОНР № 8 на тему:
"Формирование представления о звуках"
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Психогимнастика.
- Посмотрите на эти лица.
Детям показывают пиктограммы.
- Какие они разные!
Дети называют эмоциональное состояние человека: радостный, огорченный, печальный, сердитый. Мимические упражнения.
- Изобразите злую Бабу Ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана-царевича. Возьмите зеркало, оно поможет вам.
2. Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.
3. Развитие слухового внимания.
- Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.
Проводится игра «Молчанка».
- Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки.
Игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой, постукивание молотком.
- А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию.
Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало.
- Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. Чем мы слушали? (Ушами). Уши – это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду).
4. Знакомство с термином "Речевой звук"
- Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».
Где-то собаки рычали:
- Р-р-р!
В стойле коровы мычали:
- Мммуу!
В комнате мухи жужжали:
- Жжж!
Мимо машины бежали:
- Тррр!
Гудели от ветра все провода:
- Зззнь!
Капала в кухне из крана вода:
- Динь!
Перекликались в ночи поезда:
- Ууу! Ууу!
Листья на ветру шумели:
- Тсс!
Змеи в лесу шипели:
- Шшш!
А комары все пели:
- Ззз!
Непоседа мячик днем и ночью
Успокоиться не хочет:
- Пам! Пам!
Куклы кашляют в постели –
Днем мороженое ели!
- Кхх! Кхх!
Э.Нийт
(Перевод с эстонского Е.Ракеева)
- Как перекликались поезда? (Ууу!) Вы сегодня еще не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их произносить.
Звуки издают животные, а мы с вами – говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.
5. Физминутка
Пантомима «Прогулка в лес». Ходьба с высоким подниманием колен.
- Перешагиваем через высокую траву. Перепрыгиваем через лужу.
Прыжки на двух ногах.
- Посмотрите, какая красота! Выразим восхищение: о-о-о! Прислушаемся к шуму листьев. Вдруг подул ветерок.
Легкий выдох с округлением губ. Имитация сильного ветра во время бури.
- Ветер утих. Будем собирать грибы. Мы по лесу шли, шли, подосиновик (подберезовик, боровик) нашли.
6. Произношение отдельных звуков. Развитие просодии.
- Однажды на лесной полянке собрались зайка, мишка, лисонька, волк, белочка и ежик. Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисонька запела: а-а-а. Волк: у-у-у. Мишка: ы-ы-ы. Белочка: и-и-и. Ежик: э-э-э. Как пели звери?
Дети надевают маски. Повторение детьми «песенок» зверей с изменением силы и высоты голоса.
- За зверей мы пропели разные звуки. Звуки речи звучат по-разному. Р-р-р, д-д-д (громко), п-п-п, т-т-т (тихо), ж-ж-ж (с голосом), ш-ш-ш (без голоса).
7. Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.
- Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик звуков.
В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями –
Белые звери.
Любят зверушки
Конфеты и плюшки
Н.В. Новотворцева
- В каждом домике есть дверь, и не одна. Первая дверь – губы, вторая – зубы. Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносим губами. Произнесите звук б-б-б. Этот звук тоже произносится … (губами). Произнесите звук л. Посмотрите, как прижался к губам наш язычок. В домике есть потолок. Это – нёбо. Пощелкайте язычком. Поднимите его за верхние зубы и постучите д-д-д. Почувствовали, как язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.
- Положите ладошку на горло. Произнесите: д-д-д-б-б-б. Здесь живет голос. Иногда он спит, и его не слышно. Произнесите звук к. Вы услышали голос? (Нет). А теперь произнесите звук г. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала.
- Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, нёбо, язык, альвеолы). Ка надо заботиться о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы).
8. Артикуляционная гимнастика.
- Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, язык выполнять разные упражнения. Вытяните губы трубочкой, а теперь улыбнитесь.
Упражнения для губ и языка.
- А еще надо научиться правильно дышать.
Упражнение на дыхание «мячик-ямка».
9. Итог занятия.
- Что мы слушали? (Звуки). Чем мы слушали? (Ушами). Чем произносим звуки? (Ртом).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/19/picture-457050-1558296119.jpg)
Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"
В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово". Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата; проводится работа по формиров...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/24/picture-353540-1385313541.jpg)
Формирование представления о звуках. Развитие слухового восприятия и т.д. Конспекты
Конспекты занятий разработаны для детей старшей логопедической группы с общим недоразвитием речи....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/30/picture-444794-1427695119.jpg)
Формирование представления о звуках детей старшей логопедической группы
конспект НОД для старшей группы компенсирующей направленности (с нарушением речи)....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-145197-1353266113.jpg)
Конспект в средней группе на тему "Формирование представления о звуках. Звуки вокруг нас"
Тема: Формирование представления о звуках. Звуки вокруг насЦель: сформировать понятие о речевых звуках.Задачи:1. Формировать у детей представление о звуках, учить различать речевые и нерече...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/09/picture-1152329-1562692377.jpg)
Формирование представления о звуках. Тема: "В мире звуков"
Формировать представление о звуках которые нас окружают и какие звуки издают животные и птицы. Имитация их произношения. Развивать слуховое внимание. Знакомство с термином "Речевой звук". За...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/24/picture-1450477-1674575078.jpg)
Конспекты ОД "Грамота" ОО "Речевое развитие" Тема: "Формирование представлений о звуке (а, о, у), слове"
В этом разделе опубликованы конспекты занятий по развитию речи в подготовительной группе...