Конспект в средней группе на тему "Формирование представления о звуках. Звуки вокруг нас"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Тема: Формирование представления о звуках. Звуки вокруг нас
Цель: сформировать понятие о речевых звуках.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о звуках, учить различать речевые и неречевые звуки. Познакомить с органами речевого аппарата.
2. Развивать слуховое внимание, учить различать темп звучания, воспроизводить звукоподражания.
3. Развивать внимание, память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_2_srednyaya_gruppa.docx | 156.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия для средней группы
2.Тема: Формирование представления о звуках. Звуки вокруг нас
Цель: сформировать понятие о речевых звуках.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о звуках, учить различать речевые и неречевые звуки. Познакомить с органами речевого аппарата.
2. Развивать слуховое внимание, учить различать темп звучания, воспроизводить звукоподражания.
3. Развивать внимание, память.
Оборудование: зеркало на каждого ребенка, мячики , картинки: собака, корова, машина, листья, комар, муха , пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние человека, бубен.
Лексический материал: звуки, звуки речи, радостный, печальный, сердитый.
Ход занятия:
Организационный момент.
Психогимнастика:
- Посмотрите на эти лица.. Детям показывают пиктограммы.
– Какие они разные!
Они изображают эмоциональное состояние человека: радостный, весёлый, печальный, сердитый.
Мимические упражнения. Изобразите доброго волшебника, печальную Алёнушку, веселого Ивана-царевича. Возьмите зеркало, оно вам поможет.
Основная часть.
Объявление темы занятия.
-Сегодня будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.
Развитие слухового внимания
Игра «Молчанка».
Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы слушать звуки.
Вокруг вас множество звуков. Предметы издают разные звуки. Послушайте эти звуки.
- Послушайте звуки за окном. (Дети закрывают глаза.)
- Что шумит? (Деревья, листья.)
- Что гудит? (Машины.)
- Кто кричит? (Мальчики, дети.)
- Кто разговаривает (Люди.)
- Внимательно послушайте и определите, какие звуки доносятся из коридора. (Дети отвечают.)
- Скажите, что же мы с вами слышим? /Звуки/
А чем же мы слушали? (Ушами.) Уши – это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)
Динамическая пауза. Игра «Прогулка в лес»
Логопед говорит детям, что погода хорошая, светит солнышко, и сейчас они пойдут на прогулку. В это время он звенит бубном, а дети гуляют. Затем говорит, что погода испортилась, пошёл дождь. Теперь логопед стучит в бубен и просит детей подбежать к нему, спрятаться от дождя. Логопед объясняет детям, что они должны внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться» .После окончания игры дети идут к столам, перешагивая через мячи.
- Представьте себе, что это не мячи, а лужи и вам нужно перешагивать через лужи, чтобы добраться до места. Поставьте руки на пояс. Шагайте, высоко поднимая колени. Молодцы. Ловко выполнили задание, перешагнули через лужи и не промочили ноги. - Садитесь.
Игра «Кто сказал "Бум"?».
- Узнайте по голосу: кто сказал «бум»?
Педагог выбирает водящего. Ребенок-водящий закрывает глаза. Он должен по голосу определить того, кто сказал «бум».
Знакомство с термином «Речевой звук»
Развитие слухового внимания и памяти.
Звуки могут издавать многие предметы, которые нас окружают. Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить (показ предметных картинок).
Где-то собаки рычали: р-р-р.
В стойле коровы мычали: му-му-му.
В комнате мухи жужжали: ж-ж-ж.
Мимо машины трещали: тр-тр-тр.
Листья на ветру шумели: ш-ш-ш.
А комары всё пели: з-з-з.
- Помогите мне рассказать его снова (Взрослый читает стихотворение, дети договаривают последние звуки).
Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.
Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот – дом для звуков.
В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь – губы, вторая – зубы. Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносим губами. Произнесите звук б-б-б. Этот звук тоже произносится… (губами). Произнесите звук л. Посмотрите, как прижался к зубам наш язык. В каждом домике есть потолок. Это – нёбо. Пощелкайте язычком. Поднимите язык за верхние зубы и постучите: д-д-д. Почувствовали, как язык стучит по бугоркам? Это альвеолы.
Положите ладошку на горло. Произнесите: д-д-д-б-б-б. Здесь живёт голосок. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы слышите голос? (Нет). А теперь произнесите звук г. Голос проснулся и запел так громко, что стенка домика задрожала.
Так что же помогает произносить звуки? (Губы, зубы, нёбо, язык, альвеолы.)
Как надо заботиться о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы.)
Артикуляционная гимнастика.
Чтобы правильно произносить звуки, надо научить губы, язык делать зарядку.
Вытяните губы трубочкой, а теперь улыбнитесь. (часики , качели)
А еще надо научиться правильно дышать.
Упражнение на дыхание «мячик-ямка».
«Мячик» – вдох, живот становится как мячик. «Ямка» – выдох, живот втягиваем, становится как ямка.
Пока звучит бубен, вдыхаем воздух, превращаем живот в мячик. Когда зашуршит бумага, выдыхаем воздух, превращаем живот в ямку.
Физкульт. минутка.
Есть на пальцах наших ногти,
На руках ладони, локти.
Лицо, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Есть колени. Есть спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, щёки и виски,
Две ноздри, что так близки.
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой!
Итог занятия
Что мы слушали? (Звуки)
Какие неречевые звуки звучали?
Какие речевые звуки произносили?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в средней группе по звуковой культуре речи Тема: «Звук л».
Этот конспект составлен в игровой форме. Дети с удовольствием занимаются, выполняют задания играя....
Мастер -класс "Я хочу услышать звуки, звуки жизни вокруг нас"
Ознакомление с принципами образования звуков.1.Воспитание интереса к звучащему миру.2.Развитие внимания, а также эмоциональной отзывчивости на музыку....
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе на тувинском языке тема: ЗКР Звук "Ч"
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе на тувинском языкеТема: ЗКР Звук «Ч».Сорулгазы: уругларга «Ч» деп уну шын адап ооредири, бо унге мергежилгелерни кылдыртыры (ангы, соске, шулукке...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звуки «с» и «сь»»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе, направленный на отработку детьми звуков "с" и "сь"...
Конспект 1 часть по развитию речи в старшей группе на тему "Путешествие в страну звуков. Звуки Ч и Ц"
Тема «Путешествие в страну звуков. Звук Ч и Ц» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстети...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Путешествие в страну звуков. Звук -Ц-»
Задачи:Познакомить со звуком -Ц-.Формировать умение произносить звук чётко с различной силой голоса (изолированно, в чистоговорках, словах, фразовой речи).Совершенствовать умение определять перв...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...