Формирование представления о звуках. Тема: "В мире звуков"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Формировать представление о звуках которые нас окружают и какие звуки издают животные и птицы. Имитация их произношения. Развивать слуховое внимание. Знакомство с термином "Речевой звук". Закрепление гласных и согласных звуков и букв, звонких и глухих. Деление слов на слоги. Ознакомление с органами слуха и речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 29.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование представления о звуках.
Тема: «В мире звуков».
Задачи: Формировать представления о звуках. Развивать слуховое внимание. Знакомство с термином "Речевой звук". Произношение отдельных звуков. Закрепление гласных и согласных звуков и букв, звонких и глухих. Деление слов на слоги. Ознакомление с органам слуха, речи.
Материал: дудочка, свирель, погремушка, бумага, палочка, пакет, коробочки: с деревянными предметами; с железными предметами; с крупой, шапочки: лисички, белочки, медвежонка, зайчика, ежика;азбука, гласные буквы.
Раздаточный материал. Карточки со схемами слов. Гласные буквы.
Новые слова: альвеолы, небо.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Игра "Молчанка" Закройте глаза.
Раз, два, три, четыре, пять –
начинаем мы молчать
и спокойно слушать звуки.
- Что вы услышали? (звуки)
- Да, вокруг нас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному.
- Послушайте эти звуки и по очереди будите отгадывать эти предметы по звучанию.
(Игра на музыкальных инструментах, шуршание бумагой, шуршание пакетом, постукивание палочкой, потряскивание коробочкой с деревянными и железными предметами, с крупой.)
(Выполняются действия, а дети называют, что звучало, за правильные ответы дети получают фишки.)
- Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал.
- Чем мы слушали? (Ушами.)
- Уши - это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда?
- Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии;
- класть в уши мелкие предметы;
- не ковыряться в ушах;
- нужно закрывать уши в холодную погоду.
2. Знакомство с термином "Речевой звук"
- Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки.
Послушайте стихотворение и помогайте мне:
"Разные звуки"
Где-то собаки рычали: Листья на ветру шумели:
- Р-р-р! - Шшшш!
В стойле коровы мычали: Змеи в лесу шипели:
- Ммммуу! - Шшшш!
В комнате мухи жужжали: А комары всё пели:
- Жжж! - Ззз!
Мимо машины бежали: Непоседа мячик днём и ночью
- Тррр! Успокоиться не хочет:
Гудели от ветра все провода: - Бух! Бух!
- ДЗззынь! Куклы кашляют в постели:
Капала в кухне из крана вода: - Ккк!
-Кап! Кап! Днём мороженое ели!
Как перекликались поезда?
- Ууу!
- А теперь давайте, Вы будите придумывать звуки, которые издают животные и птицы, только при этом правильно произносить звуки. А делать, мы будим так:
Скалываем ладошки, а на каждый звук, наши пальчики будут
здороваться друг с другом.
- Вы сегодня ещё не сможете произнести все звуки, но мы обязательно научимся их произносить. Звуки издают животные, а мы с вами - говорим. Человек обладает речью.
3. Деление слов на слоги.
- Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова.
- Как, мы с вами делим слова на слоги? (хлопаем)
- Правильно, хлопаем. Сколько раз хлопнули…столько слогов.
- Давайте вспомним, как мы это делали.
- Дуб-1слог, сом, кот, лом;
- ка-ша – 2 слога, ва-за, ли-са, ко-за;
- ма-ши-на – 3 слога, до-ро-га, че-мо-дан, со-ро-ка;
( раздаются карточки, дети знакомятся со словами и схемами к ним, за правильные ответы дети получают фишки)
4. Психотерапия (психологический настрой детей).
- Логопед: Кто хочет разговаривать?
Тот должен выговаривать!
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!
- Дети проговаривают с логопедом:
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
5. Физкультминутка. Произношение отдельных звуков.
- Однажды на лесной полянке собрались: лисичка, белочка, медвежонок, зайчик и ежик.
(надеваются на голову детей шапочки и раздаются гласные, красные буквы)
- И решили зверушки показать друг другу, как хорошо они умеют петь.
(Детям логопед раздает гласные красные буквы и поют "песенки" зверей с изменением силы и высоты голоса) За правильное пение дается фишка.
Лисенок запел: а-а-а.
Ежик запел: у-у-у.
Медвежонок запел: ы-ы-ы.
Белочка запела: и-и-и.
Зайчик запел: э-э-э.
(Другие дети встают, одевают шапочки, раздаются гласные красные буквы: Ю, Я, О - дети поют, садятся на места.)
6. Звонкие и глухие звуки.
- Давайте с Вами, вспомним какие бывают звуки (показываю азбуку и вспоминаем: красные гласные их можно петь. Синие, согласные произносятся кратко.)
- Звуки речи звучат по разному, послушайте и определите, как я их произнесла:
- ж-ж-ж (с голосом),
- ш-ш-ш (без голоса),
- с-с-с (без голоса),
- з-з-з (с голосом).
- Давайте с вами вспомним стишок про звуки как их легко и просто различать:
Если горлышко – дрожит,
Значит звонкий звук бежит.
( каждый ребенок, называет: какой это звук и получает фишку)
7. Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.
- Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки?
- (Ротик, язык, губы).
- Правильно, мы произносим звуки ртом.
Наш рот - домик звуков.
В домике этом
Красные двери,
рядом с дверями-
Белые звери.
Любят зверюшки
Конфеты и плюшки.
- В каждом домике есть двери, и даже не одна.
- Первая дверь - губы,
- вторая - зубы.
- Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносим губами.
- Произнесите звук б-б-б. Этот звук тоже произносится губами.
- В домике есть потолок. Это-нёбо. Произнесите звук Л. Почувствуйте, как прижался язычок к
нёбу.
- Поднимите язычок за верхние зубы и постучите: д-д-д. Почувствовали, как язычок стучит по
бугоркам? Это альвеолы.
- Положите ладошку на горло. Произнесите: д-д-д-б-б-б. Здесь живёт голосок. Иногда он спит и
его не слышно.
- Произнесите звук К. Вы услышали голос? (Нет).
- А теперь произнесите звук Г. Голос проснулся, запел.
- Так что же нам помогает произносить звуки?
- Губы,
- зубы,
- язык,
- нёбо,
- альвеолы,
- горлышко.
- Как надо заботится о нашем ротике?
- Чистить зубы.
- Полоскать рот после еды.
- Не кусать твёрдые предметы.
- Не пить холодную воду.
8. Итог занятия.
- Что мы слушали? (Звуки.)
- Чем мы слушали? (Ушами.)
- Чем произносим звуки? (Ртом.)
- Спасибо, мы сегодня с вами поработали, а сейчас посчитайте про себя у кого, сколько фишек – это ваши пятерки за правильные ответы.
- Дома обязательно расскажите, сколько Вы получили пятерок и за что?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Занятие по развитию речи в средней группе на тему: «В мире звуков» (звуковая культура речи).
Занятие по развитию речи в средней группе ...
Конспект занятия в разновозрастной группе по обучению грамоте на тему "В мире звуков и слов"
Коспект занятия по обучению грамоте...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «В мире звуков» (звуковая культура речи).
Конспектзанятия по развитию речи в средней группе на тему: «В мире звуков» (звуковая культура речи)....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "В мире звуков. Не речевые звуки"...
Занятие по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «В мире звуков»
Цель: Закрепить понятия: «слово, слог, звук, буква, гласные, твёрдые, мягкие согласные». Умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Различать на слух твёрдые и мяг...
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности с использованием ЭОР в старшей группе по теме «В мире звуков»
Образовательные задачи: - познакомить детей с термином «Речевой звук»; - познакомить детей с органами артикуляционного аппарата; - закрепить знания детей о значении охраны органов слуха от вредных ...