Формирование представления о звуках детей старшей логопедической группы
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Кулик Елена Григорьевна

конспект НОД для старшей группы компенсирующей направленности (с нарушением речи). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_osen._formirovanie_predstavleniya_o_zvukah.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 50 комбинированного вида Кировского р-на Санкт-Петербурга

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности (с нарушением речи) на материале лексической темы

«Осень». Формирование представления о звуках.

Используемые современные технологии:

  • Здоровьесберегающие
  • Обучение в сотрудничестве
  • Развивающие технологии

Составила и провела:

Учитель-логопед: Кулик Е. Г.

Санкт-Петербург

2015г.

Конспект ООД для старшей группы компенсирующей направленности:

Расширение и активизация словаря по теме «Осень»; формирование представления о звуках.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Программные задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Обобщать и систематизировать словарь по теме.
  2. Упражняться в составлении рассказов по картинно-графическому плану.
  3. Формировать представления о звуках.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать длительный плавный выдох.
  2. Развивать мелкую и общую моторику, координацию движений.
  3. Развивать зрительное и слуховое внимание, память.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать чувство взаимопомощи;
  2. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Оборудование:

Интерактивное оборудование, демонстрационный материал – картинно-графический план, сюжетные картинки, корзинка с листьями, мячи, подушечки, зеркало.  

Ход ООД

Логопед

Дети (предполагаемые ответы)

Ход ООД

1.Открытый вход в деятельность.

Создание эмоционально положительного фона. Приветствие детей.

Логопед предлагает детям пройти в кабинет.

По дороге к кабинету Л. Раскладывает на полу на равном расстоянии друг от друга четыре мяча

Л. Представьте себе, что это не мячи, а лужи и вам нужно перешагивать через лужи, чтобы добраться до места. Поставьте руки на пояс. Шагайте, высоко поднимая колени.

Л. Молодцы. Присаживайтесь на подушечки.

 

Здравствуйте.

Дети выполняют задание. Логопед следит за правильностью выполнения упражнения.

2.Вводно-организационный этап.

Логопед читает стихотворение:

Листья с деревьев в лесу осыпаются.

Дождик уныло по крышам стучит.

Светлое небо с землею прощается.

Хмурая осень в окошко глядит.

 

Л. Дети, сегодня мы будем слушать и узнавать, а так же и произносить различные звуки (включается запись   шума дождя, звука  шуршащих листьев под ногами, прощальное пение улетающих в теплые края птиц).

Дети слушают

Звуки природы – «Дождь и фортепиано»

Звуки природы – «Шуршание листьев», «Пение птиц» «Завывание ветра»

3. Активизация и уточнение словаря по теме, расширение имеющихся знаний  по теме

Л.  -Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?

- Назовите осенние  месяцы.

- Как можно назвать осень в сентябре?

- Как можно назвать осень в октябре?

- Как можно назвать осень в ноябре?

(Вывешивается картинно-графический план и несколько сюжетных картинок об осени)

солнце

небо

деревья

птицы

звери

люди

Л. Что вы можете сказать про солнце осенью?

- А какое небо осенью?

- Что делают птицы осенью?

- Что делают животные осенью?

- Что делают люди на полях и в садах?

- Что происходит с осенью с деревьями?

- Листья осенью что делают?

Развитие длительного плавного выдоха. Упражнение «Осенние листочки»

Л. По дороге в детский сад я набрала целую корзинку листьев.

Встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы «Трубочкой» и подуйте на листочек.

(логопед следит за тем, чтобы не надували щеки и не поднимали плечи)

Л. Вы молодцы!

Об осени

Сентябрь, октябрь, ноябрь

Ранняя, золотая.

Дождливая Поздняя

Греет плохо, солнечных дней меньше

Дождливое, пасмурное, серое

Улетают в теплые края

Готовятся к зиме, меняют шкурку, ложатся спать, делают запасы

Люди собирают урожай овощей и фруктов

Деревья становятся голые

Листья меняют свой цвет и опадают.

Упражнение выполняется 3-4 раза.

4. Развитие слухового внимания.  Знакомство с термином «Речевые и неречевые звуки».

Л. Мы сегодня с вами слушали различные звуки природы, звучание музыкальных инструментов. Чем мы слушали?

Уши – это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить слух и не причинить ему вреда?

Л. Любой предмет, который нас окружает, издает звук. Каждый предмет звучит  по- разному. Все живые существа тоже издают звуки. Давайте подумаем и скажем:

- как мычит корова?

- как жужжат мухи?

- как пищит комар?  

- как рычит тигр?

Л. Животные издают звуки, а мы с вами – говорим. Звуки речи соединяются – получаются слоги. Слоги соединяясь – образуют слова.  Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки. А чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, язык выполнять разные упражнения.

Ушами

Нужно закрывать уши в холодную погоду, нельзя громко кричать на близком расстоянии к уху, нельзя класть в уши мелкие предметы.

Мммуу!

Жжж!

Ззз!

Ррр!

5.Артикуляционная гимнастика

Я предлагаю вам присесть у зеркала. Мы будем учиться выполнять артикуляционную гимнастику.

- «Окошко» - на счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

 - «Лягушка» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до 5. Нижняя челюсть не выдвигается вперед.

- «Хоботок» - губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до 5.

 

Выполняют

Выполняют

Выполняют

6. Развитие творческого воображения, общей моторики, координации речи с движениями.

(Логопед приглашает детей на ковер)

 

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

Кружатся на пальчиках,

Руки в стороны,

Приседают,

Движения руками вправо-влево,

Поднимаются, кружатся.

7. Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, связной речи.

Л. Дети, а сейчас мы поиграем в игру «Четвертый лишний»

На наборное полотно помещаются четыре картинки:

  • зонт, резиновые сапоги, плащ-дождевик, спасательный круг.  

Посмотрите на картинки и подумайте, которая из них лишняя, не имеет отношения к осени.  

  • желтый листок, желуди, гроздь рябины, снеговик

             Проводится  аналогично по количеству детей.

             Л. Молодцы.

Лишний спасательный круг.

Он нужен летом, чтобы не утонуть в воде.

Лишняя картинка – снеговик

8.Открытый выход из деятельности.

Логопед убирает картинки и предлагает детям

вспомнить, чем они занимались, что больше всего запомнилось.

На стол выставляется корзинка.

Л. Дети, вы можете взять  понравившиеся листочки и в группе составить осенний букет.

Дети берут листочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная организованная образовательная деятельность для детей старшей логопедической группы "Поиск потерявшихся звуков" совместно с с логопедом и музыкальным руководителем.

Данная интегрированная организованная образовательная  деятельность была разработана педагогом- психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем для детей старшей логопедической группы....

Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшей логопедической группы с ОНР Различение звуков [з] - [з’] на слух.

Действующими персонажами занятия являются Комар и Комарик, которые приглашают ребенка в увлекательное путешествие, и ребенок незаметно сам становится участником драматизации сказки «Комар и Кома...

Конспект занятия по формированию звукопроизносительной стороны речи в старшей логопедической группе. Тема: "Звук (п)".

Этот конспект будет полезен тем логопедам, которые используют в своей работе символы звуков Т. А. Ткаченко....

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы "Звук и буква М".

Предложенное занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Занятие  построено с опорой на зрительные символы, что помогает детям овладеть звуковым анализом и синтезом. В игрово...

ООД по формированию элементарных математических представлений "Поможем Белоснежке" в старшей логопедической группе

Формировать у детей представления о количестве, числе, об основных свойствах геометрических фигур.Находить отличительные признаки треугольников.Дети получают звуковое письмо о тБелоснежки. В письме Бе...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей старшей логопедической группы (ОНР) «Путешествие в Страну Гласных Звуков»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей старшей логопедической группы (ОНР)«Путешествие в Страну Гласных Звуков»...