Статья: "Комплексное использование логопедической ритмики и фитбол-гимнастики как форма коррекции психофизического и речевого развития детей дошкольного возраста с ОВЗ".
статья по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika_fitbol_statyacheboksary2015g.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Лепехина Светлана Викторовна
учитель-логопед
МДОУ ДСКВ № 19
г. Волгоград, Волгоградская область
КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ И ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ КАК ФОРМА КОРРЕКЦИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.
Аннотация: в статье рассматривается роль таких здоровьесберегающих технологий, как логопедическая ритмика и фитбол-гимнастика, а также их значимость в коррекции психофизического и речевого развития детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Ключевые слова: логоритмика, фитбол-гимнастика, движения, речь, музыка.
В последние десятилетия наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья физического, психического и речевого развития детей. По данным исследований дети с тяжелыми нарушениями речи отличаются низким уровнем ловкости, низкой степенью сформированности двигательных навыков. Эти факты свидетельствуют о недостаточном развитии психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления.
Наш детский сад посещают дети дошкольного возраста с ОВЗ. Уникальное сочетание физических упражнений, фитбола, музыки, проговаривания стихов в ритм движений или пение в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, а также вызывает эмоциональный подъем. Яркий, большой мяч, музыкальное сопровождение и многообразие упражнений создают положительный эмоциональный настрой у детей. Занимающиеся меньше болеют, появляется чувство радости, хорошего настроения.
Дыхательные упражнения, направленные на тренировку диафрагмального дыхания, а также звукоречевая гимнастика с упражнениями на мячах необходимы детям с речевыми расстройствами. Особенно эффективно сочетание дыхательной гимнастики с упражнениями на мячах, используя их вибрационные свойства расслабления, а также используя музыку и пение. При выполнении упражнений дети приучаются регулировать свои движения, сначала по указанию педагога, затем самостоятельно. Освоению каждого упражнения способствуют музыка и стихотворные строчки. Такой прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, ведь их индивидуальный внутренний ритм часто или ускорен, или, наоборот, замедлен. У данной группы детей часто изменен тонус мышц, в связи с этим необходимо включать упражнения на активное расслабление и напряжение мышц, особенно в сочетании со стихами, которые активизируют артикуляцию и силу голоса.
На первых занятиях выполняются простые задания – дети осваивают исходное положение и различные игры: «Замри», «Кто дольше простоит», «Кто самый сильный» и т.д. Как только ребенок освоит эти манипуляции с мячом, постепенно вводим ритмические упражнения с речью. Данные упражнения направлены на развитие динамической координации в сочетании с ритмическими речевыми автоматизированными рядами, последовательность которых соответствует работе логопеда по постановке звуков. Задача данных упражнений – координация речи ребенка, простейших элементов движений в сочетании с ритмичной вибрацией мяча.
Двигательные упражнения объединяются в комплекс. Важное значение при составлении комплексов имеет подбор музыки. Произведения должны быть простыми по мелодии и ритму, чтобы дети могли быстро запомнить композиции, точно организовать свои движения. Как правило, это детские песенки, например, из мультфильмов. Каждый комплекс (пять – шесть отдельных песен) исполняется 10 – 12 минут. Все комплексы объединяются единым сюжетом и единым по стилю музыкальным материалом. Для эффективной коррекции многообразных речевых и неречевых нарушений у детей, для развития творческого потенциала мы используем речедвигательные игры и упражнения, игрогимнастику, игроритмику, упражнения и игры на фитбол-мячах, упражнения на расслабление и релаксацию.
Увлекательный сюжет, игровая форма в сочетании с использованием наглядного материала развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоциональный отклик. В одном занятии, как правило, сочетаются игры разнообразной направленности, происходит частая смена видов деятельности, что позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности. Содержание занятия напрямую связано с обучаемой лексической темой в конкретной возрастной группе, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию.
В результате использования упражнений на фитболах с элементами логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободить от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, артикуляции, регулированию ритма речи. Фитбол-гимнастика стимулирует двигательную активность детей, повышает интерес, снижает утомление и даёт положительный эмоциональный заряд.
Список литературы
1. Шашкина Г. Р. «Логопедическая ритмика для дошкольников». Методические рекомендации — М., 2001г.
2. Потапчук А.А. "Лечебные игры и упражнения для детей". С.-П. 2007.
3. Шилкова И.К., Большев А.С."Здоровьеформирующее физическое развитие". - М. 2001.
4. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. «Двигательный игротренинг для дошкольников». «Речь» 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР.
В сообщении представлен опыт работы педагога по использованию малых фольклорных форм для речевого развития детей с ОНР...
Использование ИКТ в коррекции психофизического и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Средства информационных компьютерных технологий позволяют нам сделать процесс развития ребенка с ОВЗ достаточно эффективным....
«Применение различных форм работы для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста»
Создание обновленных условий совместной деятельности детей, педагогов и родителей....
Комплексное использование логопедической ритмики и фитбол-гимнастики как форма коррекции психофизического и речевого развития детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Изучена и подтверждена взаимосвязь общей и речевой моторики. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы ...
Практика применения форм народного фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста
Практика применения форма народного фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста. Краткая характеристика малых форм народного фольклора. Результаты использования в речевом развитии детей до...
Практика применения форм народного фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста. Часть 2
Практика применения форма народного фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста. Краткая характеристика малых форм народного фольклора. Результаты использования в речевом развитии детей до...
Использование ИКТ в коррекции психофизического и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Использование ИКТв коррекции психофизического и речевого развитиядетей с ограниченными возможностями здоровья Подготовила: Воспитатель: Гуслякова Н.В. ...