Практика применения форм народного фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Гусева Валентина Викторовна

Практика применения форма народного фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста. Краткая характеристика малых форм народного фольклора. Результаты использования в речевом развитии детей дошкольного возраста народного фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_primeneniya_folklora.pptx2.83 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему: «Практика применения форм народного фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста» Подготовил воспитатель первой категории Гусева Валентина Викторовна Часть I

Слайд 2

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать. Лафатер , Иоганн Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают большие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает огромную силу в познании мира. Непременным условием развития речи ребенка являются общение его со взрослым. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе, как с помощью языка, так как язык является важнейшим средством человеческого общения. В системе дошкольного образования развитие речи занимает ведущее место. Ее цель - развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения детей дошкольного возраста. Актуальность этой работы определяется уникальной ролью, которую играет развитие речи в становлении личности ребенка.

Слайд 3

Фольклор - означает народная мудрость, поэзия и культура народов. Фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение, интересное содержание, богатство фантазии. Яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и, в то же время, оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства: речевые, смысловые, звуковые. Знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям; воспитывает художественный вкус, а также многому учит: развивает речь, формирует нравственные привычки, обогащает знаниями о природе.

Слайд 4

Малые фольклорные формы Прибаутки Игровые припевы, приговоры Заклички Календарные песни Сказки Пестушки Частушки Колыбельные песни Загадки Потешки Поговорки

Слайд 5

Основные принципы с малыми формами фольклора 1. учитывая возрастные возможности детей ; 2 . должна быть интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры); 3 . активно включать в деятельность всех детей 4. максимально использовать развивающий потенциал малых форм фольклора в создании речевой среды.

Слайд 6

Пословицы и поговорки Радость и труд здоровье берегут. Труд – хороший доктор. Режим – залог здоровья. Нет в мире краше Родины нашей. Нет лучшего дружка, чем родная матушка. Где родится, там пригодится Например, используя в своей речи пословицы и поговорки (краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений за окружающим, открывающие детям правила поведения, моральные нормы), дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, при этом интонационно окрашивают свою речь.

Слайд 7

Загадки Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Слайд 8

Колыбельные песни Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька". Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. При чем это не просто кот, а " котенька ", " коток ", "котик", " котя ". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Слайд 9

Продолжение следует…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Роль народного фольклора в развитии детей дошкольного возраста

Консультация для родителей Роль народного фольклора в развитии детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Роль народного фольклора в развитии детей дошкольного возраста"

Фольклор – устное народное творчество. Передаваясь из уст в уста, он меняется, принимает разные формы, но остается таким же полезным и нужным нашим детям....

Применение интерактивных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона...

Мастер-класс для педагогов «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовыв...

Применение устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста

Применение  устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста...

"Лучшая педагогическая практика для педагогов в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста"

10 января 2024 года в СП ГБОУ НШ с. Красноармейское детском саду "Огонек" воспитатель Головкина Марина Викторовна провела мастер-класс с педагогами по теме «Нравственно-патриотическое ...

"Лучшая педагогическая практика для педагогов в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста"

В января 2024 года в СП ГБОУ НШ с. Красноармейское детском саду "Огонек" воспитателем Никитиной Е.В. и учителем-логопедом/учителем-дефектологом Пичужкиной М.С. был проведен мастер-класс с педагогами п...