Использование ИКТ в коррекции психофизического и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья
Использование ИКТ
в коррекции психофизического и речевого развития
детей с ограниченными возможностями здоровья
Подготовила:
Воспитатель: Гуслякова Н.В.
На сегодняшний день нас очень тревожит значительный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Для таких детей характерно отставание в сроках развития и всех форм мышления; к началу школьного обучения у этих детей, как правило, не сформированы основные мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение. Выявлено снижение познавательной активности.
Именно поэтому одной из актуальных задач на современном этапе логопедии является преодоление речевых и мыслительных функций дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Нашу логопедическую группу посещают дети с общим недоразвитием речи обусловленным ограниченными возможностями здоровья.
Поэтому задача, стоящая перед нами - вовремя помочь детям, чтобы в дальнейшем предупредить трудности в обучении в школе.
В рамках нашей коррекционно-развивающей программы мы используем как традиционные формы работы, так и средства компьютерных технологий, что позволяет нам сделать процесс развития ребенка достаточно эффективным.
В работе придерживаемся следующих принципов (слайд 3)
Формы работы:
В подгрупповых и фронтальных формах используем интерактивную доску и мультимедийное устройство, а индивидуально логотренажёр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности № 7 «Антошка»
Использование ИКТ
в коррекции психофизического и речевого развития
детей с ограниченными возможностями здоровья
Подготовила:
Воспитатель: Гуслякова Н.В.
На сегодняшний день нас очень тревожит значительный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Для таких детей характерно отставание в сроках развития и всех форм мышления; к началу школьного обучения у этих детей, как правило, не сформированы основные мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение. Выявлено снижение познавательной активности.
Именно поэтому одной из актуальных задач на современном этапе логопедии является преодоление речевых и мыслительных функций дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Нашу логопедическую группу посещают дети с общим недоразвитием речи обусловленным ограниченными возможностями здоровья.
Поэтому задача, стоящая перед нами - вовремя помочь детям, чтобы в дальнейшем предупредить трудности в обучении в школе.
В рамках нашей коррекционно-развивающей программы мы используем как традиционные формы работы, так и средства компьютерных технологий, что позволяет нам сделать процесс развития ребенка достаточно эффективным.
В работе придерживаемся следующих принципов (слайд 3)
Формы работы:
В подгрупповых и фронтальных формах используем интерактивную доску и мультимедийное устройство, а индивидуально логотренажёр.
Вашему вниманию мы предлагаем комплект «Говорим и читаем с пеленок», - методика разработана специалистами компании «Умница», которая нашла широкое применение в нашей практике и помогает решать поставленные задачи в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Это комплексное пособие для обучения чтению, способствующее развитию интеллекта, воображения, памяти и других психических функций.
Методика «Букварь с пеленок» включает в себя несколько этапов:
- Чтение ребёнку книги-листалки.
- Игра-манипуляция, которой посвящена данная листалка.
- Работа с карточками-словами и с карточками-буквами.
Последовательность работы может быть любой, главное, чтобы этапы постоянно чередовались.
Методика «Читаем с пеленок» содержит 16 комплектов, в каждом по три урока. Комплекты отличаются друг от друга порядком слов: они идут в разной последовательности.
К моменту начала демонстрации слов взгляд ребёнка уже должен быть обращен на экран монитора (то есть, малыш должен слово увидеть раньше, чем услышать). Все слова в программе озвучены, но, при желании, можно убрать звук и озвучить слово своим голосом.
Методика позволяет пополнить лексику новыми словами и расширить цветовосприятие малыша.
Принцип работы с карточками следующий: сначала ребёнок видит слово, обозначающее цвет, затем саму карточку с соответствующим цветом. Такая демонстрация объясняется тем, что Вы не только знакомите ребёнка с новым цветом, но и обучаете его чтению.
Достаточно от 15 секунд до 5 минут, чтобы познакомить ребенка с новыми словами и словосочетаниями, а смысл и значение слов помогут объяснить красочные картинки.
Таким образом, комплект «Читаем с пеленок» способствует обогащению словарного запаса ребенка, развивает эмоциональное восприятие, ассоциативное мышление и закрепляет навыки чтения целыми словами.
Также вашему вниманию предлагаем логопедический тренажер «Дэльфа-142» - комплекную многостороннюю программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей с речевой патологией.
Основная цель тренажера - дидактическое обеспечение процесса коррекции речи. Тренажер успешно используется в системе упражнений по формированию устной и письменной речи в детских садах и школах с детьми ОНР и с ограниченными возможностями здоровья.
С помощью логопедического тренажёра можно решать различные речевые задачи.
- коррекция речевого дыхания;
- коррекция силы голоса;
- работа над устранением назального оттенка голоса;
- коррекция произношения гласных и согласных звуков;
- отработка дифференциации парных глухих и звонких согласных;
- отработка дифференциации согласных по твердости-мягкости;
- работа над звукобуквенным составом слова;
- работа над слоговой структурой слова;
- формирование обобщенного лексического значения слова;
- коррекция лексико-грамматической стороны речи;
- работа над морфологическим значением слова;
- формирование и развитие навыка чтения;
- расширение словарного запаса;
- работа над построением плана речевого высказывания;
- развитие связной монологической речи и т.д.
Тренажер позволяет нам:
- внести игровые моменты
- многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал
- использовать различный стимульный материал
- работать на разных уровнях сложности
- одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию психических процессов.
Широкое использование информационно-коммуникационных технологий позволяет нам решать задачи в непосредственно-образовательной деятельности в области познания, коммуникации, социализации.
Мультимидийные презентации используем на
- формирование лексико-грамматического строя речи и развития познавательных процессов согласно лексическим темам.
- во время проведения физминуток и пальчиковых игр.
- развлечений.
- по изучению правил дорожного движения.
- работы с родителями.
Таким образом, применение компьютерных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья приводит к существенному ускорению темпов коррекционного процесса и качественным позитивным сдвигам в развитии детей. Данные изменения начинаются с появления устойчивого познавательного интереса, повышения уровня активности в целом, увеличения работоспособности (прирост энергетического потенциала), усиления положительных эмоций, коммуникативных функций.
Однако, каким бы положительным огромным потенциалом не обладали Информационно-коммуникационные технологии , но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие и коррекция мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья.
У многих детей с проблемами развития отмечается: - недостаточность двигательных навыков: - скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; - недоразвитие ме...
Семинар - практикум "«Коррекция эмоционального развития конфликтных детей с ограниченными возможностями здоровья»
Наиболее благоприятным периодом коррекции социальных качеств является дошкольное детство. В это время через общение с окружающими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстн...
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
материал может использоваться педагогами и специалистами для работы с детьми с ОВЗ....
«Использование ресурсов арт-терапии в развитии и коррекции познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья"
В работе расскрываются особенности работы с обучающимися с ОВЗ, используя методы арт-педагогики...
Опыт работы: Коррекция недостатков познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья через сенсорное воздействие
В настоящее время существуют разные методы и приемы коррекции и развития детей с ограниченными возможностями. Но перед нами встал вопрос: как организовать коррекционно-развивающую ...
Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья как средство успешной социализации
Эмоции сопровождают нас всю жизнь. Любое явление природы нейтрально, а мы раскрашиваем его красками своего восприятия. Один человек обрадуется дождю, а другой – снегу. Люди с негативными эмоциям...
Методические рекомендации родителям по коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Овладение речью и дальнейшее её формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка, от особенностей развития его высшей нервной деятельности....