ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

В сообщении представлен опыт работы педагога по использованию малых фольклорных форм для речевого развития детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dsad_noyabr_6.doc73.5 КБ
Microsoft Office document icon zanyatieno1.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР.

Актуальность темы я хочу обозначить словами К. Д. Ушинского:

«Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, он пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.

*Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель;

*оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить, ни один историк;

*оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик;

*оно, наконец, даёт такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребёнку ни один философ».

Актуальность темы определяется той огромной ролью, которую играет пословица, поговорка и загадка в развитии речи ребенка. Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где чистое звукопроизношение, монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.

Художественное устное слово играет большую роль в жизни детей. Колыбельные песни, потешки, шуточные песни, забавные сказочки входят в жизнь ребенка, радуют, развлекают, утешают, учат его задолго до того, как он прочитает свою первую книжку. Считалки, скороговорки, игровые припевки, дразнилки – неотъемлемая часть детского быта.

Именно в  период дошкольного детства с поразительной быстротой и активностью дети  начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средствами человеческого общения – речью.

Язык народных произведений лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия помогают детям овладеть правильным звукопроизношением.

Большинство произведений устного народного творчества создавались в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал, хранил и передавал из уст в уста эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания, дети легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаются пользоваться им в своей речи.

 В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема внедрения в речь детей старшего дошкольного возраста малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях 6-7 лет.

Развитие речи детей находится в прямой зависимости от следующих факторов:

  1. речевое окружение (речевая среда);
  2. педагогических воздействий, направленных на освоение ребёнком определённого речевого содержания.

Использование малых фольклорных, форм в коррекционно-логопедической работе способствует освоению системы родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль. Работа с малыми фольклорными формами позволяет уменьшить количество речевых штампов, способствует активизации речевой деятельности ребенка с ОНР, повышает эффективность логопедической работы.

Методологические основы.     

К детскому фольклору как средству языковой характеристики народа обращались  К. Д. Ушинский, В.И. Даль, Д.К. Зеленин, П. Тиханов, А. Молотилов.

 Все они свидетельствуют о возможности использования малых форм фольклора для развития образной речи детей. Именно эти концептуальные идеи использования малых форм фольклора в развитии речи детей легли в основу темы моей работы. В своей работе, поначалу, совершенно интуитивно, а  впоследствии осознанно, я стала активно использовать плоды народного творчества, ведь это то, что складывалось и проверялось временем, проросло и  вызрело ,  впитав знания и мудрость многих поколений.

Целью которой является : оптимизация логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ОНР посредством использования малых фольклорных форм.
     В соответствии с  поставленной  целью  были  
определены задачи:

      1.Определить теоретико-методологические основы использования малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми 4-7 лет с ОНР;

2. выявить особенности понимания и употребления малых  фольклорных форм детьми старшего дошкольного возраста с ОНР;

3. разработать  тематический блок  использования малых фольклорных форм в работе с детьми 4-7 лет с ОНР с целью развития у них полноценной речевой деятельности и повышения эффективности логопедического процесса;

4. проверить эффективность использования малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми 4-7 лет с ОНР.

Свою работу в детском саду по развитию речи детей средствами детского фольклора мы строим  на следующих основных принципах:

  1. интеграции работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитие речи, различные игры);
  2.  активного включения детей в разнообразные художественно-творческие деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную;
  3.  на основе принципа индивидуального подхода к детям, учета их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной детской  деятельности, индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми;
  4. бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

Для решения поставленных задач использую комплекс методов: теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме, обследование детей, беседы с родителями, объяснение, разучивание, игры - драматизации.                                                                                          

В начале года была проведена диагностика детей по знаниям форм малого фольклора. Качественный анализ  свидетельствовал о том, что дети не достаточно знали  потешек, пословиц, поговорок, не употребляли их в речи, не могли объяснить смыслового значения. Поэтому я начала использовать малые формы фольклора.                                                                                            

1.Эффективно использую малые фольклорные формы при постановке звуков.  Подготовка для артикуляции звука (Р) сопровождается  прочтением  потешки:   «Из – за леса, из – за гор, едет дедушка Егор», предлагаю детям прищелкивая языком,  поцокать,  как лошадка. При выполнении  упражнения « Вкусное варенье» читается  потешка: как «Котя – коток лакомится пирогом» (облизывание языком верхней и нижней губы). При выполнении подготовительных упражнений для свистящих и шипящих звуков: « Закроем - откроем домик» - учимся смыкать и размыкать обнаженные зубы  сказка «Теремок»; «Звенит комар - з-з», «Шуршит мышка-ш-ш-ш» и т.д. Или показать, как воет волк (вытянуть губы в трубочку и произнести звук «у-у-у»).  При выполнении упражнения быстро выбрасывать и втягивать язык читается потешка: « Уж ты Котя - коток, Котя серенький лобок» (выполняется подражание как Котя- коток будет лакать молоко). Занятия по постановке звуков и развитию подвижности артикуляционной моторики  носят  игровой, подражательный  характер.

2.Работа на этапе автоматизации звука.

На этапах  автоматизации и дифференциации каждого звука использую разнообразные формы малого фольклора:

Чистоговорки:                        Ца-ца-ца—весело поёт синица.                                                                                    

                                                Ва-ва-ва – сидит на дереве сова.                                                                                

       Би-би-би-  в небе голуби смотри.                                                                                       Жи-жи-жи прилетели к нам стрижи.

Прибаутки:                  Цып-цып-цып, цыплятки, есть водица в кадке.

                              Кто меня боится, тем не дам водицы!

                              Вот бегут цыплятки, не боятся кадки.

                             Возле кадки блюдца: все они напьются.                                                                              

*«Договори слово»:      Если вместе все семь я,

                                    Получается … (семья)

                                                     ***

                                                    - Что в горбу?

                                   - Денежки.

                                   - Кто наклал?

                                   - Дедушка.

                                   - Чем черпал?

                                  - Ковшичком.

                                  - Дай-ка мне! Дай-ка мне!

                                                      ***

                                 Диалоги        - Куда, Фома, едешь?

             - Сено косить.

             - А на что тебе сено?

             - Коровушку кормить.

             - А на что тебе коровушка?

             - Молоко доить.

             - А на что тебе молоко?

             - Деток кормить.

        Потешки:

                                                      Дождик, дождик, не дожди

                                             Дождик, дождик, подожди

                                             Дай дойти до дому

                                             Дедушке седому.          

Через пословицы и поговорки дошкольники учатся лаконично выражать свои мысли, развивать мастерство слова, понимать их смысл, иносказательную особенность и красоту фразы. А для этого необходимо знать и понимать их, ведь в них народная мудрость.

            Поговорки:             Вся семья вместе так и душа на месте.

                                                            .

Пословицы:             Глаза боятся, а руки делают (з-зь )

                                    Кончил дело – гуляй смело (л –ль)

   Скороговорки:  

                                    Сел сокол на гол ствол.

                                            ***

                               Ехал грека через реку.
                                    Видит грека: в реке рак,
                                    Сунул грека руку в реку -
                                    Рак за руку грека — цап!

3.Для совершенствования дикции  использую специальные упражнения - заучивание скороговорок, чистоговорок,  потешек, приговорки:

                              Божья коровка улети на небко,

                             там твои детки, кушают котлетки…

Заклички,  приговорки  дают возможность узнать о явлениях природы. Через них  народ обращался к явлениям природы.

Заклички: Солнышко-вёдрышко,

                            Выгляни, высвети.

                            Твои детки плачут,

                            Пить-есть хотят.

Они содержит в себе возможность формирования фонематического восприятия, напевание, выделение голосом гласных звуков, позволяет детям освоить лексическую сторону речи

        Колыбельные:       Баю, баю, баиньки.

                                        Купим сыну валенки,

                                        Наденем на ножки,

                                        Пустим по дорожке.

                                        Будет наш сынок ходить ,

                                        Новы валенки носить.

Потешки:                  Кто у нас хороший?

                                  Кто у нас пригожий?

                                  Ванечка хороший,

                                  Ванечка - пригожий

                                  Наша деточка в дому

                                          Что оладышек в меду

                                  Красно яблочко в саду.

4.Эти упражнения развивают фонематический  слух, формируют грамматический строй речи, развивают звуковую культуру речи, чувство ритма и рифмы.
Но самое главное - использую материал ненавязчиво и увлекательно, например - имитируя действия, о которых идет речь. ..

5.Особенно интересной формой фольклора является загадка, через неё дети учатся видеть признаки предметов, данных в особой предельно сжатой, образной форме.

Цель разгадывания загадок:

 -умение самостоятельно делать выводы, умозаключения;

-четко выделять характерные, выразительные признаки предметов, явлений,  

умение ярко и лаконично передавать образы предметов,

-развивать у детей поэтический взгляд на действительность.

 Анализ загадки   предполагает не только лучше понимать и быстро отгадывать, но и  приучает внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить и употреблять их в речи, создавая яркий точный образ.                

 Загадки:                

                              В воде купался, сухим остался. / Гусь /                                                

                                Не лает, не кусает, а в дом не пускает. / Замок/

                                Ползун ползет, иголки везет./ Еж /

6.  Пестушки, песенки - это игры с пальцами рук, ног, развивается не только речь, но и мелкая моторика.  Мы проснулись, 
                                        Мы проснулись.
                                        Сладко, сладко потянулись.
                                        Маме с папой улыбнулись.

                                         Мы проснулись,
                                        Потянулись,
                                        Вместе солнцу улыбнулись.
                                        Здравствуй, солнышко,
                                        Колоколышко!

                                          Вышел дождик погулять.

                                          Дождь прошел и солнце светит,

                                          Согревая всё кругом

                                          На поляну вышли звери,

                                          Что сидели под грибом.

                                          Сушат крылья, сушат шерстку,

                                          сушат перья и носы…

                                                        ***

                                             Уродись, репка,

                 Ни густа, ни редка.

                 С мышиный хвост,

                 С тараканий нос.

7.Народные песенки, частушки, пестушки, заклички представляют речевой материал при обучении и формировании грамматического строя речи, обучая детей образовывать однокоренные слова, формированию словесного творчества детей.

 В результате проделанной работы за короткий промежуток времени можно сделать следующие выводы:

  1. У детей   в группе улучшается грамматика;
  2. Увеличился словарный запас;
  3. Повысилась общая звуковая культура речи;
  4. Улучшается связная речь.

Использование малых форм фольклора в работе с детьми с ОНР позволяет дать ребенку возможность проявить все свои способности, закрепить его произношение и научить его использовать в своей речи тот материал, который он усвоил на занятиях.

 За небольшой промежуток времени, дети стали более раскрепощенными, они не бояться говорить, более интенсивно выполняют задания, стараются запомнить речевой материал и перенести его в общение со своими сверстниками. Занятия по речевому развитию стали более интересными как для них, так и для логопеда. В дальнейшей  в своей работе я буду активно использовать все виды и формы детского фольклора, чтение и рассказывание сказок, так как малые формы фольклора развивает устную речь детей, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.



Предварительный просмотр:

             Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 33»

Конспект  открытого занятия

в старшей логопедической группе

по теме: «Дифференциация звуков п-пь, б-бь»

                                                                                                             

                                                                                                                                      Подготовила:

                                                                                                                        Учитель-логопед

                                                                                                                Чиркова Е. В.

г. Усолье - Сибирское.

2012г.

Тема: «Дифференциация п - пь, б –бь.

Группа: старшая 1год обучения.

Учитель-логопед: Чиркова Елена Владимировна, первая квалифицированная категория.

Цели по содержанию:

Коррекционно-образовательные:                                                                                                                        - активизация и актуализация словаря по теме зимующие птицы;                                                                  -- совершенствование навыка проговаривания звуков п-пь, б-бь в слогах, словах, в предложениях                                                                                                                                                                                                                                                            - совершенствование навыка дифференциации звуков п – пь, б –бь;                                                                                                                                              - совершенствование навыка  звукового и слогового анализа слов;                                                                                            - совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений из  трёх и четырёх слов)                                   - совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существит.) совершенствование  грамматического строя речи (употребление сущ. с предлогами)                                                                                                                      Коррекционно-развивающие:                                                                                                                              - развитие фонематического восприятия;                                                                                                            развитие слухового и  зрительного внимания;                                                                                                           - развитие подвижности артикуляционной и общей моторики;                                                                                                              -  совершенствование общих речевых навыков.                                                                        Воспитательные:                                                                                                                                                            - воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, активности.                                              Оборудование: предметные  картинки, звуковые модели, магниты красного, синего, зелёного цвета.

Предварительная работа:- ознакомление с пословицами, потешками, закличками,

Средства обучения:                                                                                                                                                      1. О.А.Иванова «Учится читать художественную литературу» Москва, Школьная пресса, 2004                          2.Е.В.Кузнецова, И.А. Тихонова «Обучение грамоте детей с нарушениями речи» Москва,2008                 3.М.Ю.Картушина «Народные праздники в детском саду» М., Творческий центр,2007                                        4.Ресурсы сети Интернет:

Индивидуальная работа: помощь Полине П., Диме Т, Диме К.,

Ход:    1.Орг. момент.                                                                                                                                   Тай, тай, налетай!                                                                                                                     Поиграем мы  в игру,                                                                                                                          А в какую не скажу!  (закличка)

Игра: « Чьи, чья, чей, чьё?»

 -перья у воробья, крылья у голубя, карканье  у ворон, грудки у снегирей, следы у синиц. Названия каких птиц вспомнили.

            2.Игра: «Подбери признак»

 Погода какая без солнышка  (пасмурная, облачная,  морозная, холодная, ветреная, зимняя).                                                                                                                                             Давайте позовём солнышко. Потешка:                                                                                                   «Солнышко – вёдрышко!                                                                                                                       Выгляни в окошко!                                                                                                                    Солнышко, нарядись!                                                                                                                    Красное, покажись.                                                                                                                        Ждут тебя детки.                                                                                                                                Ждут малолетки»  ( повторить тихо-громко)  

Погода с солнцем какая? (солнечная, яркая, ясная, безоблачная,

Солнце какое? (холодное, тусклое, блеклое, морозное, яркое,

Посмотрите вместе с солнышком к нам пришёл Незнайка. Ему нужна помощь в выполнении заданий. Поможем?  (да)                                                                               Первое задание:                                                                                                                                           Мы гимнастику покажем,  про неё тебе расскажем:                                                                   Улыбочка.  Тянуть губы прямо к ушкам, очень нравиться лягушкам.                                                                                                                                  Заборчик. Поспешим к себе во двор, чтобы починить забор.                                                                                                                                Трубочка.  На трубе мы тут играем и Незнайку забавляем. Ту-ту-ту-ту-ту-ту.                                                                                                                                  Блинчик.  Язык блином ты положи и чуть-чуть ты подержи,1,2,3,4,5 язык надо расслаблять.                                                                                                                                   Птенчики.  Ротик  шире открывай, не зевай.                                                                                                                                     Снегири. С красной грудкой посмотри, вот на ветках…снегири.

          3.Какие гласные звуки мы помним? Почему они гласные?

             Какие согласные звуки вы помните? Почему они согласные?

             Чем произносим звуки П-ПЬ, Б-БЬ. Какие это звуки?

- Слоговой анализ: составить слоги   ПА-АП.  Назови первый звук, (согл., тв.)            назови  второй звук ( гл.); назови первый  слог, назови второй слог; БО-ОБ, ПУ-УП, БИ- ИБ.  молодцы!  

Второе задание.                                                                                                                                          - Произнесение слоговой цепочки « Повтори за мной точно».

ба-ба-па, ба-па-па, па-па-ба, пи-пи-би, би-би-пи.

                    4. Физ. пауза. В прятки мы с тобой играем. Ты ищи нас  мы подскажем.                                                                              

Третье задание. Незнайка: « Я не могу разобрать картинки по звукам. Всё в голове перепуталось. Помогите…»

                    5. Мы тебе поможем сами, сами мы с усами.       Но спешить не надо.       Поспешишь, людей насмешишь. (пословица)

 Звук П    Звук ПЬ    Звук Б     Звук БЬ  (                                                                                              В первом столбике какой звук выделяли?  А во втором?  А в третьем столбике?                  А в четвёртом? Ну, что Незнайка, мы справились с заданием, посмотри.

                     6. Пауза.                                                                                                                                          Мы сидели. Мы устали.                                                                                                                         Мы немного отдохнём и опять работать начнём.

Бе-бе-бе – весело щебечет воробей.             ( взмахи  кистями рук)                                                                                          Ва-ва-ва – сидит на дереве сова.           ( подъём плечей – руки на поясе)                                                                                                   Би-би-би-  в небе голуби смотри.          (вращение кистями  рук вверху)                                                                                          Жи-жи-жи прилетели к нам стрижи.     ( кисти рук перекрещены, взмахами  кистями рук)

                 7. Незнайка: « Ой, ещё одно заданье. Не могу я отгадать. Предложение сказать. Плетёт, паутину, паук.       Бабочка, в, порхает, полёте.      Паровоз,  п-п-п-п , пыхтит.

                 8. Итог. ( Какие звуки мы учились различать в словах, слогах, предложениях)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формируются ...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Все мы хорошо понимаем, что основы физического здоровья, гармоничного развития личности, высокой жизненной активности и в конечном итоге успешности человека закладываются  еще в  детстве....

Презентация не тему «Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Устное народное творчество (фольклор) – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, приро...

Влияние малых фольклорных форм на формирование речевой активности детей раннего возраста

Раннее детство — начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца...Ранний период жизни ребенка во многом зависит от нас взрослых, воспитывающих д...

Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают большие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь ок...

Консультация на педсовет по теме: «Использование малых фольклорных форм в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

В данной консультации рассматривается фольклор, как своеобразный инструмент социализации ребенка....