Путешествие в Звукоград. Занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе. Дифференцирование звуков Т-Д
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Цели:
коррекционно-образовательные:
- учить детей различать по акустическим признакам звуки Т, Д;
- учить детей дифференцировать звуки Т, Д в слогах, словах;
- формировать навыки словообразования.
коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать дыхание и голос;
- расширять и уточнять словарь;
- развивать звуковой анализ и синтез;
- развивать интонационную выразительность речи;
- развивать внимание, память;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
коррекционно-воспитательная:
- Воспитывать коммуникативные навыки: желание помочь товарищу,
умение слушать ответ другого, не перебивая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_zvukograd.docx | 25.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие в Звукоград.
Занятие по обучению грамоте
в логопедической подготовительной к школе группе.
Дифференцирование звуков Т-Д
Цели:
коррекционно-образовательные:
- учить детей различать по акустическим признакам звуки Т, Д;
- учить детей дифференцировать звуки Т, Д в слогах, словах;
- формировать навыки словообразования.
коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать дыхание и голос;
- расширять и уточнять словарь;
- развивать звуковой анализ и синтез;
- развивать интонационную выразительность речи;
- развивать внимание, память;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
коррекционно-воспитательная:
- Воспитывать коммуникативные навыки: желание помочь товарищу,
умение слушать ответ другого, не перебивая.
Оборудование:
- Буквы («проездные билетики»);
- Картинки-«камешки» с 1-3 слогами (со звуками Т-Д);
- Картинки- «лепестки» со звуками Д-Дь, Т-Ть по кол-ву детей (игра «ромашка»);
- Схема слова «двери»;
- Картинки «дом», «дерево», «каток», «туфли»;
- Голубая ткань («речка»);
- Ширма с тканью – «дверь»;
- Мягкие модули для «ледяных гор»;
- Светоидная гирлянда – «северное сияние»;
- «Олень» - игрушка или плоскостное изображение;
- Аудиозапись с «голосом оленя»;
- Аудиозапись со звуком школьного звонка;
- Слова-«льдины»: поможет в Друг беде ! (восклицательный знак).
Ход занятия
Организационный момент:
Ребята, вы любите путешествовать, узнавать что-то новое?
(Да)
Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в ЗВУКОГРАД. Вы слышали о нем?
(нет)
Как вы думаете, кто живет в этом городе?
(в нем живут Звуки)
Правильно! Это город, где живут звуки!
Вы готовы? Нас уже ждет волшебный автобус.
Вход в автобус по билетам, на которых написаны буквы-звуки. Чтобы войти в автобус, нужно придумать слово, в котором этот звук будет первым в слове.
(Дети получают «билеты» и, назвав слово, «садятся» в автобус.
- Мы все в автобусе. Но топлива в нем нет! Завести мотор можете только вы! Попробуйте: Т-Т-Т-Т.
(дети произносят т-т-т-т)
- Не заводится! Попробуйте добавить голос: Д-Д-Д-Д.
(дети произносят д-д-д-д)
Автобус завелся! А чем отличаются звуки Т и Д?
(Звук Т — согласный, твердый, глухой
Звук Д — согласный, твердый, звонкий)
- Правильно! Завели автобус! Поехали!
Чтобы нам не скучно было ехать, послушайте загадку:
«На серебряное блюдце
Мало, кто в обиде:
Кто на блюдечко посмотрит –
В нем себя увидит!»
(Зеркало)
- Если мы заговорили о зеркале, тогда давайте проведем артикуляционную гимнастику для язычка:
Улыбочка-трубочка;
Качели;
Чашечка;
Вкусное варенье;
Звук мотора автобуса: Т-Д-Т-Д-Т-Д.
- Стоп! Впереди река! За рекой, наверно, Звукоград.
Как бы нам перебраться на другой берег?
(варианты ответов детей: на лодке, на плоту, на пароходе, на водных лыжах)
Ребята, как вы думаете: для чего на берегу лежат камешки-картинки.
(рассуждения детей)
Они могут нам помочь? Что можно сделать из камешков??
(мост, переправу, насыпать новую дорогу)
Ну тогда попробуем: произнесите название камешка-картинки по слогам, определите, сколько слогов и положите «камень» в речку.
(дети называют слово по слогам, говорят количество слогов и кладут картинку в «воду» - «строят» переправу).
- Молодцы! Мы перешли через речку.
Какая красивая поляна! Но почему-то на поляне разбросаны лепестки ромашки.
(на «поляне» лежат два круга зеленого и синего цвета, диаметром 15 см, а вокруг лежат картинки со звуками Т, Ть, Д, Дь.)
(рассуждения детей: сильный ветер, колдун, упал метеорит)
Наверно, ветер постарался! Попробуем собрать цветы! Как вы думаете, будет красиво? Соберите лепестки вокруг каждой «сердцевинки» цветка?
Лепестки со звуками Т, Д куда поместите?
(вокруг синего кружка)
Лепестки со звуками Ть, Дь?
(вокруг зеленого кружка)
Дети формируют «ромашки»
- Вы справились! Как стало красиво! А что это у нас впереди? Глухая стена! (доска). Что же за стеной? (волшебный город Звукоград)
И двери в страну нет!
На стене развешены какие-то картинки, а еще - звуковая схема слова. Как вы думаете: зачем это задание на стене? (наверное, это шифр, чтобы войти в этот город!)
А вам хочется оказаться в этом городе Звукограде?
(Да!)
Тогда, давайте подумаем, как нам угадать этот «шифр»! Подберите картинку к схеме слова.
(на доске картинки: двери, дом, туфли, дерево – все слова со звуками Т-Д)
(схема совпала со словом «двери»)
- Сделайте звуковой анализ слова «двери» (дети отвечают по очереди):
1 звук, « д» - согласный, твердый, звонкий
2 звук «вь» - согласный, мягкий, звонкий
3 звук «э» - гласный
4 звук «рь» - согласный, мягкий, звонкий
5 звук «и» - гласный
- Ребята, Посмотрите: двери открылись!
(на ширме поднимается штора, дети проходят через «двери».
Уголок группы оформлен для лексической темы « Крайний север», Затемнение, гирлянды «северное сияние» не включены, из мягких модулей сделаны горы, на линолеуме разложены льдины-слова)
Вам нравится здесь? Почему?
( красиво, сказочно, что-то произойдет)
Ребята, здесь действительно необычно!
И льдины странные – со словами.
(запись голоса оленя)
Но чей это голос просит нас о помощи? Да это олень упал в море! Он так далеко! Что делать?
(Рассуждения детей: надо помочь ему вылезти на лед, надо положить доски, досок нет! Надо льдины сложить как «мост» и вытащить оленя).
Хорошо, будем строить «мост». Но на льдинах написаны слова. Что это значит? Наверно, надо их прочитать.
(дети читают слова)
поможет в Друг беде !
Ребята, вспоминайте: с какой буквы мы начинаем писать предложение?
(с большой буквы)
Как вы думаете, какое слово будет первым в предложении?
(Друг)
Дети составляют предложение:
Друг поможет в беде
Сколько слов в предложении?
(4 слова)
Какое маленькое слово?
(маленькое слово - в)
А теперь прочитайте с выражением:
Друг поможет в беде!
Что поставим в конце предложения?
(поставим восклицательный знак)
(«льдины» заканчиваются у «холма» на котором стоит олень. Включается «северное сияние» и голос оленя в записи:
«Ребята, спасибо! Вы спасли меня, когда я тонул. В благодарность за это, я вам подарю волшебный колокольчик, который пройдет с вами через весь Звукоград, поможет узнать, что есть интересного и полезного в этом городе и проводит вас в 1 класс. Мы еще с вами встретимся!»
Запись звонка. Гаснет «северное сияние», опять затемнение.
- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Но как мы туда попадем?
(на ракете, айсберге, подводной лодке, ледоколе)
Я знаю способ быстрее добраться до группы: встаньте в круг и повторите за мной:
Ты соседу улыбнись
И на месте повернись,
В нашей группе очутись!
Рефлексия
- Вот мы и в садике!
- Где же мы были?
- Какой была дорога: трудной или легкой?
- Какие задания вам особенно понравилось выполнять?
- Какие задания выполнить было трудно?
- Чем вас встретил Звукоград?
- Чем вы там занимались?
- Хотели бы еще раз туда попасть?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия о обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Дифференциация звуков П-Б"
Конспект из серии конспектов по обучению грамоте детей дошкольного возраста...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Дифференциация звуков П-Б"
Конспект из серии конспектов по обучению грамоте детей дошкольного возраста...
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Р".
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Р" разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Дифференциация звуков [Х], [Х’]»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Дифференциация звуков [Х], [Х’]» Задачи: - Учить умение различать звуки [Х] [Х’] среди серии звуков, в слогах, в словах. - ...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Звук [э], буквы Э,э.
- учить детей рассуждать, четко выражать свои мысли;- знакомить с буквой Э;- развивать мелкую моторику;- упражнять в проведении звукового анализа слова.Оборудование: карточка с буквой Э (шрифт черный)...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Занимательные звуки, буквы, слова и слоги"
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...
Конспект занятия по «Обучению грамоте» в подготовительной к школе группе Тема: «Звук и буква Ээ»
Конспект занятия по «Обучению грамоте» в подготовительной к школе группеТема: «Звук и буква Ээ»...