Путешествие в Звукоград. Занятие по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе. Дифференцирование звуков Т-Д
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Лубяко Людмила Васильевна

Цели:

коррекционно-образовательные:

  • учить детей различать по  акустическим признакам звуки Т, Д;
  • учить детей дифференцировать звуки Т, Д в слогах, словах;
  • формировать навыки словообразования.

коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать дыхание и голос;
  • расширять и уточнять словарь;
  • развивать звуковой анализ и синтез;
  • развивать интонационную выразительность речи;
  • развивать внимание, память;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

коррекционно-воспитательная:

  • Воспитывать коммуникативные навыки: желание помочь товарищу,

умение слушать ответ другого, не перебивая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_zvukograd.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в Звукоград.

Занятие по обучению грамоте

в логопедической подготовительной к школе группе.

Дифференцирование звуков Т-Д

Цели:

коррекционно-образовательные:

  • учить детей различать по  акустическим признакам звуки Т, Д;
  • учить детей дифференцировать звуки Т, Д в слогах, словах;
  • формировать навыки словообразования.

коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать дыхание и голос;
  • расширять и уточнять словарь;
  • развивать звуковой анализ и синтез;
  • развивать интонационную выразительность речи;
  • развивать внимание, память;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

коррекционно-воспитательная:

  • Воспитывать коммуникативные навыки: желание помочь товарищу,

умение слушать ответ другого, не перебивая.

Оборудование:

  • Буквы («проездные билетики»);
  • Картинки-«камешки»  с 1-3 слогами (со звуками Т-Д);
  • Картинки- «лепестки»  со звуками Д-Дь, Т-Ть по кол-ву детей (игра «ромашка»);
  • Схема слова «двери»;
  •  Картинки «дом», «дерево», «каток», «туфли»;
  • Голубая ткань («речка»);
  • Ширма с тканью – «дверь»;
  • Мягкие модули для «ледяных гор»;
  • Светоидная гирлянда – «северное сияние»;
  • «Олень» - игрушка или плоскостное изображение;
  • Аудиозапись с «голосом оленя»;
  • Аудиозапись со звуком школьного звонка;
  • Слова-«льдины»: поможет  в  Друг  беде  ! (восклицательный знак).

Ход занятия

Организационный момент:

Ребята, вы любите путешествовать, узнавать что-то новое? 

(Да)

Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в  ЗВУКОГРАД. Вы слышали о нем?

(нет)

Как вы думаете, кто живет в этом городе? 

(в нем  живут Звуки)

Правильно! Это город, где живут звуки!

Вы готовы? Нас уже ждет волшебный автобус.

Вход в автобус по билетам, на которых написаны буквы-звуки. Чтобы войти в автобус, нужно придумать  слово, в котором этот звук будет первым в слове.

(Дети получают «билеты» и,  назвав слово, «садятся»  в автобус.

  1. Мы все в автобусе. Но топлива в нем нет! Завести мотор можете только вы! Попробуйте: Т-Т-Т-Т.

(дети произносят т-т-т-т)

  1. Не заводится! Попробуйте добавить голос: Д-Д-Д-Д.

(дети произносят д-д-д-д)

Автобус завелся! А чем отличаются звуки Т и Д?

(Звук Т — согласный, твердый, глухой

Звук Д — согласный, твердый, звонкий)

  1. Правильно! Завели автобус! Поехали!

Чтобы нам не скучно было  ехать, послушайте загадку:

«На серебряное блюдце

Мало, кто в обиде:

Кто на блюдечко посмотрит –

В нем себя увидит!»

(Зеркало)

  1. Если мы заговорили о зеркале, тогда давайте проведем артикуляционную гимнастику для язычка:

Улыбочка-трубочка;

Качели;

Чашечка;

Вкусное варенье;

Звук мотора  автобуса: Т-Д-Т-Д-Т-Д.

  1. Стоп! Впереди река! За рекой, наверно, Звукоград.

Как бы нам перебраться на другой берег?

(варианты ответов детей: на лодке, на плоту, на пароходе, на водных лыжах)

Ребята, как вы думаете: для чего на берегу  лежат камешки-картинки.

(рассуждения детей)

Они  могут нам помочь?  Что можно сделать из камешков??

(мост, переправу, насыпать новую дорогу)

Ну тогда попробуем: произнесите название  камешка-картинки по слогам, определите,  сколько слогов и положите  «камень» в речку.

(дети называют слово по слогам, говорят количество слогов  и  кладут картинку в «воду» - «строят» переправу).

  1. Молодцы! Мы перешли через речку.

Какая красивая поляна! Но почему-то  на поляне разбросаны лепестки ромашки.

(на «поляне» лежат два круга зеленого и синего цвета, диаметром 15 см, а вокруг лежат картинки со звуками Т, Ть, Д, Дь.)

(рассуждения детей: сильный ветер, колдун, упал метеорит)

Наверно, ветер постарался! Попробуем собрать цветы! Как вы думаете, будет красиво? Соберите лепестки вокруг каждой «сердцевинки» цветка?

Лепестки со звуками Т, Д куда поместите?

 (вокруг синего кружка)

Лепестки со звуками Ть, Дь?

(вокруг зеленого кружка)

Дети формируют «ромашки»

  1. Вы справились! Как стало красиво! А что это у нас  впереди? Глухая  стена! (доска). Что же за стеной? (волшебный город Звукоград)

И двери  в страну  нет!

На стене развешены какие-то картинки, а еще - звуковая схема слова. Как вы думаете: зачем это задание на стене? (наверное, это шифр, чтобы войти в этот город!)

А вам хочется оказаться в этом городе Звукограде?

(Да!)

Тогда,  давайте подумаем, как нам угадать этот «шифр»!   Подберите  картинку к схеме слова.

(на доске картинки: двери, дом, туфли,  дерево – все слова со звуками Т-Д)

(схема совпала со словом «двери»)

  1. Сделайте звуковой анализ слова «двери» (дети отвечают по очереди):

1 звук, « д»  - согласный,  твердый, звонкий

2 звук «вь» - согласный,  мягкий, звонкий

3 звук «э» - гласный

4 звук «рь» - согласный,  мягкий, звонкий

5 звук «и» - гласный

  1. Ребята, Посмотрите:  двери открылись!

(на ширме поднимается штора, дети проходят через «двери».

 Уголок группы оформлен для лексической темы « Крайний север», Затемнение, гирлянды «северное сияние» не включены, из мягких модулей сделаны горы, на линолеуме разложены льдины-слова)

Вам нравится здесь? Почему? 

( красиво, сказочно, что-то произойдет)

Ребята, здесь действительно необычно!

И льдины странные – со словами.

(запись голоса оленя)

Но чей это голос просит нас о помощи? Да это олень упал в море! Он так далеко! Что делать?

(Рассуждения детей: надо помочь ему вылезти на лед, надо положить доски, досок нет! Надо льдины сложить как  «мост» и вытащить оленя).

Хорошо, будем  строить «мост». Но на льдинах написаны слова. Что это значит? Наверно, надо их прочитать.

(дети читают слова)

поможет  в  Друг  беде !

Ребята, вспоминайте: с какой буквы мы начинаем писать предложение?

(с большой буквы)

Как вы думаете, какое слово будет первым в предложении?

(Друг)

Дети составляют предложение:

Друг поможет в беде

Сколько слов в предложении?

(4 слова)

Какое маленькое слово?

(маленькое слово - в)

А теперь прочитайте с выражением:

Друг поможет  в беде!

Что  поставим в конце предложения?

(поставим восклицательный знак)

 («льдины» заканчиваются у «холма» на котором стоит олень. Включается «северное сияние» и голос оленя в записи:  

«Ребята, спасибо! Вы спасли меня, когда я тонул. В благодарность за это, я вам подарю волшебный колокольчик, который пройдет с вами через  весь  Звукоград,  поможет узнать, что есть интересного и полезного  в этом городе и  проводит вас в 1 класс. Мы еще с вами встретимся!»

Запись звонка. Гаснет «северное сияние», опять затемнение.

  1. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Но как мы туда попадем?

(на ракете, айсберге, подводной лодке, ледоколе)

Я знаю способ быстрее добраться до группы: встаньте в круг и  повторите за мной:

Ты соседу улыбнись

И на месте повернись,

В нашей группе очутись!

Рефлексия

  • Вот мы и в садике!
  • Где же мы были?
  • Какой была дорога: трудной или легкой?
  • Какие задания вам особенно понравилось выполнять?
  • Какие задания выполнить было трудно?
  • Чем вас встретил Звукоград?
  • Чем вы там занимались?
  • Хотели бы еще раз туда попасть?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия о обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Дифференциация звуков П-Б"

Конспект из серии конспектов по обучению грамоте детей дошкольного возраста...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Дифференциация звуков П-Б"

Конспект из серии конспектов по обучению грамоте детей дошкольного возраста...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Р".

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Р" разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Дифференциация звуков [Х], [Х’]»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Дифференциация звуков [Х], [Х’]» Задачи: - Учить умение различать звуки [Х] [Х’] среди серии звуков, в слогах, в словах. - ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Звук [э], буквы Э,э.

- учить детей рассуждать, четко выражать свои мысли;- знакомить с буквой Э;- развивать мелкую моторику;- упражнять в проведении звукового анализа слова.Оборудование: карточка с буквой Э (шрифт черный)...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Занимательные звуки, буквы, слова и слоги"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...

Конспект занятия по «Обучению грамоте» в подготовительной к школе группе Тема: «Звук и буква Ээ»

Конспект занятия по «Обучению грамоте» в подготовительной к школе группеТема: «Звук и буква Ээ»...