Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Согласные звуки [В] [В’], буква В»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Менщикова Марина Александровна

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Согласные звуки [В] [В’], буква В»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soglasnye_zvuki_v_v_bukva_v.docx41.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

«Согласные звуки [В] [В’], буква В»

Тема: «Согласный звуки [В] [В’], буква В».

Цель: знакомство детей со звуками [в], [в’], буквами В, в.

Задачи:

  • познакомить детей с согласными звуками [в], [в’], буквами В, в;
  • формировать умение чётко произносить звуки [в] и [в’], дифференцировать их на слух и в произношении;
  • Закрепить умение определять место звуков [в], [в’] в слове (в начале, в середине, в конце);
  • продолжать знакомить детей с понятиями: «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»;
  • учить детей составлять предложения с заданными словами;
  • познакомить с образом буквы В;
  • совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику, тактильные ощущения, навыки звуко-слогового анализа;
  • воспитывать культуру речевого общения.

Ход НОД.

I. Вводная часть 

Повторение знаний о звуках. Введение в тему занятия.

– В одной волшебной стране живут звуки. Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? (гласные звуки). Другие звуки при произношение встречают преграду. Какие это звуки? (согласные звуки).

– С некоторыми из этих звуков мы уже знакомы.

– Сейчас я буду называть гласные и согласные звуки?

– Назову гласные – хлопаете.

– Назову согласные – топаете.

[м], [л’], [а], [с’], [о], [к], [у], [н], [к], [ы], [з], [т’], [и], [р’],

II. Основная часть

Знакомство с новым звуком.

– Сегодня мы познакомимся с новым звуком. С каким вы узнаете, отгадав загадку:

В ней ромашковый букет

Или килограмм конфет.

Догадаетесь вы сразу,

То, что перед вами…(ваза).

(Воспитатель показывает вазу)

– Произнесите слово ваза еще раз.

– Сколько слогов в этом слове?

– Назовите первый слог, второй.

– Какой первый звук слышите в первом слоге?

– Произнесем звук [в] все вместе.

– Какой это звук гласный или согласный, почему?

– Какие бывают согласные звуки?

– Звук [в] звонкий или глухой?

– Звук [в] твердый или мягкий?

Вывод: звук согласный, звонкий, твердый.

– Что можно поставить в вазу?

– Послушайте загадку:

Крона деревьев

Из них состоит.

Ветер их клонит

И листик дрожит.

– О чем загадка?

– Произнесем слово ветка все вместе.

– Разделите слово ветка на слоги.

– Сколько слогов в слове ветка?

– Назовите первый слог, второй слог?

– Назовите первый звук в слоге ве -.

– Произнесем звук [в’] все вместе.

– Какой это звук гласный или согласный, почему?

– Какие бывают согласные звуки?

– Звук [в’] звонкий или глухой?

– Звук [в’] твердый или мягкий?

– Звук [в’] мягкий, он младший братик.

Вывод: звуки [в], [в’] согласные, звонкие. Звук [в] твердый как камень, а звук [в’] мягкий как вата.

Закрепление знаний о новых звуках.

1. Игра «Кто внимательный?»

– Послушайте внимательно сказку «Мыша – водолаз», запомните слова, в которых есть звуки [в] или [в’].

Сказка «Мыша – водолаз»

Как только мама с папой ушли, мышонок Мыша решил, что настало время стать водолазом. Он налил полную ванну воды, заткнул ноздри и уши, привязал к поясу утюг, чтобы не всплывать, взял длинную макаронину, чтобы через нее дышать, сделал глубокий вдох и нырнул. Выставив из воды макаронину, Мыша свободно разгуливал по дну, восхищаясь своей выдумкой.

«Ну, пора всплывать», - наконец решил мышонок и попытался оттолкнуться от дна, но утюг был так тяжел, что выплыть не удалось. Он попробовал отвязать утюг, но веревка разбухла и не развязывалась.

«Что делать», в отчаянии думал «водолаз» и вдруг увидел на дне ванны пробку.

Кое – как выдернул ее Мыша, и вода с шумом устремилась вон из ванны, подхватив водоворотом бедного «водолаза» и мгновенно засосала его в дырку.

И так, выставив макаронину, наполовину всосанный в дырку, просидел Мыша под водой до самого вечера, пока не пришли папа с мамой. Они быстро вычерпали ведрами всю воду из ванны, вынули «водолаза», а потом сидели на кухне и пили из чайника валерьянку…

Г. Юдин

– Какие слова со звуками [в] и [в’] вы запомнили?

Время, водолаз, ванна, вода, всплывать, взял, вдох, разгуливал, увидел, выдернул и другие.

– Кто главный герой сказки?

– Кем решил стать мышонок?

– Каким был мышонок Мыша?

2. Игра малой подвижности «Непослушные мышата».

– Я предлагаю поиграть нам в непослушных мышат.

– Непослушные мышата слушать маму не хотят.

– Ручками похлопайте!

– Нет, нет, нет!

– Ножками потопайте!

– Нет, нет, нет!

– Головкой покивайте!

– Нет, нет, нет!

– Со мною поиграйте!

– Нет, нет, нет!

– Ах, какие озорные, непослушные мышата! («Мама – мышка качает головой»)

– Ручками не хлопайте!

– Будем, будем, будем!

– Ножками не топайте!

– Будем, будем, будем!

– Головкой не кивайте!

– Будем, будем, будем!

– Со мною не играйте!

– Будем, будем, будем!

Дети начинают выполнять движения, соответствующие тексту.

Скачут мышки-шалунишки,

Кто на чашке, кто на крышке.

Прыгают на месте.

Тише, тише, тише, мышки,

Идут на носочках.

Не мешайте спать малышке!

Садятся на корточки, кладут ладони

сложенные «лодочкой», под щечку.

Игра повторяется 2 – 3 раза. После чего, дети садятся на стульчики.

3. Дидактическая игра «Цепочка слов».

– Сейчас прослушайте цепочку слов, и повторите из этой цепочки только слово со звуками [в] или [в’].

– роза, ветка, лист;

– овраг, яма, лужа;

– остров, озеро, поляна;

– олень, медведь, заяц.

4. Дидактическая игра «Твердый – мягкий».

– Я буду называть слова, которые начинаются со звуков [в] или [в’], если вы услышите твердый звук [в], вы встаете, если услышите мягкий звук [в’] – сидите.

Весна, вода, волк, веревка, аквариум, велосипед, виноград, свисток, светлячок, вулкан.

Знакомство с буквой.

– Ребята, твердый согласный звук [в] и мягкий согласный звук [в’] на письме обозначаются буквой «вэ».

– Это заглавная, большая буква В. А это строчная, маленькая бука в. (Воспитатель показывает детям буквы).

– В каких случаях мы пишем заглавную букву?

– Посмотрите и скажите, на что походит буква В.

Вот буква В

Видна вдали –

Красивая, витая.

Как будто крендель

Испекли,

Приезжих поджидая.

Словно букву В

Алена

Держит

Трубку телефона.

Вот ведь горе у старушки:

На очках сломались душки.

Закрепление знаний о букве В.

1. Чтение слогов.

Чтение слогов хором, фронтально, по цепочке.

ВЫ

ВУ

ВО

ВА

ВИ

2. Чтение слоговой таблицы.

– Читаем слоги, затем из слогов составляем слова.

МО

ЗО

РЫ

ВА

РО

СЫ

НО

ЗА

ЗЫ

Морозы, розы, росы, сыры, заноза, носы, норы, ваза.

Работа над предложением.

Составьте предложение из слов: наступила, весна, долгожданная.

Какое предложение получилось?

Наступила долгожданная весна.

– Сколько слов в этом предложении?

– Назовите первое слово, второе, третье.

– Подберите схему к этому предложению.

– Почему первое слово пишется с большой буквы?

– Почему в конце предложения ставится точка.

– Произнесите предложение так, чтобы в конце стоял восклицательный знак.

– Произнесите это предложение с вопросом?

– Какой знак поставим в конце предложения?

– Придумайте предложение из четырех слов.

Уже наступила долгожданная весна.

Работа в тетрадях.

1. Печатание заглавной и строчной буквы в.

В В

в в

2. Закрашивание схемы к слову ВАЗА.

Прочитайте слово, записанное в тетрадях.

Сколько звуков в слове ваза?

Какой первый звук в слове ваза?

Звук [в].

Какой это звук?

Согласный.

Какой согласный: твердый или мягкий?

Твердый.

Каким цветом обозначается твердый согласный звук на схеме?

Синим.

Какой второй звук в слове ваза?

Звук [а].

Какой это звук?

Гласный.

Каким цветом обозначается гласный звук?

Красным цветом.

Какой третий звук в слове ваза?

Звук [з].

Какой это звук?

Согласный, твердый обозначается синим цветом.

Какой последний звук в слове ваза?

Звук [а].

Какой это звук?

Гласный, обозначается красным цветом.

Сколько гласных звуков в слове ваза?

Сколько в слове согласных звуков?

Сколько в этом слове всего звуков?

Сколько в этом слове слогов?

III. Заключительная часть

Итог занятия.

С какой буквой сегодня познакомились?

Какие звуки обозначает буква Л?

Какие это звуки гласные или согласные?

– Звонкие или глухие?

Почему согласные?

Рефлексия «Весенняя полянка».

– Посмотрите, что это?

Воспитатель показывает рисунок полянки.

– Давайте украсим полянку цветочками.

– Если вам было легко, и вы справились со всеми заданиями, украсьте полянку цветочками желтого цвета.

– Если вам было немножко трудно – оранжевого.

– Если очень трудно – красного.

– Какая полянка получилась? (весенняя, разноцветная).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе). Тема: «Звук и буква Ш»

План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе).Тема: «Звук и буква Ш»...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группе «Согласные звуки Т (Т’), буква Т»

Задачи:   1. Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению;   2. Работать с тремя единицами речи: звуком, словом, предложением;   3.Обучать звуковом...

План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте. (в подготовительной к школе группе) Тема: «Звук и буква Ж»

В плане-конспекте подробно отражается работа по закреплению буквы Ж в разных видах работы. Занятие ориентировано для работы с старшими доольниками с ОВЗ....

НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Звук [Ы] и буква Ы»

НОД по обучению грамоте  в подготовительной к школе группе Тема: «Звук [Ы] и буква Ы»...

Конспект по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Знакомство с буквой и звуком Х.

Представлен конспект занятия в подготовительной к школе группе по обучению грамоте по программе "Предшкола Нового поколения"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Звук [э], буквы Э,э.

- учить детей рассуждать, четко выражать свои мысли;- знакомить с буквой Э;- развивать мелкую моторику;- упражнять в проведении звукового анализа слова.Оборудование: карточка с буквой Э (шрифт черный)...