Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Согласные звуки [В] [В’], буква В»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Согласные звуки [В] [В’], буква В»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soglasnye_zvuki_v_v_bukva_v.docx | 41.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
«Согласные звуки [В] [В’], буква В»
Тема: «Согласный звуки [В] [В’], буква В».
Цель: знакомство детей со звуками [в], [в’], буквами В, в.
Задачи:
- познакомить детей с согласными звуками [в], [в’], буквами В, в;
- формировать умение чётко произносить звуки [в] и [в’], дифференцировать их на слух и в произношении;
- Закрепить умение определять место звуков [в], [в’] в слове (в начале, в середине, в конце);
- продолжать знакомить детей с понятиями: «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»;
- учить детей составлять предложения с заданными словами;
- познакомить с образом буквы В;
- совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику, тактильные ощущения, навыки звуко-слогового анализа;
- воспитывать культуру речевого общения.
Ход НОД.
I. Вводная часть
Повторение знаний о звуках. Введение в тему занятия.
– В одной волшебной стране живут звуки. Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? (гласные звуки). Другие звуки при произношение встречают преграду. Какие это звуки? (согласные звуки).
– С некоторыми из этих звуков мы уже знакомы.
– Сейчас я буду называть гласные и согласные звуки?
– Назову гласные – хлопаете.
– Назову согласные – топаете.
[м], [л’], [а], [с’], [о], [к], [у], [н], [к], [ы], [з], [т’], [и], [р’],
II. Основная часть
Знакомство с новым звуком.
– Сегодня мы познакомимся с новым звуком. С каким вы узнаете, отгадав загадку:
В ней ромашковый букет
Или килограмм конфет.
Догадаетесь вы сразу,
То, что перед вами…(ваза).
(Воспитатель показывает вазу)
– Произнесите слово ваза еще раз.
– Сколько слогов в этом слове?
– Назовите первый слог, второй.
– Какой первый звук слышите в первом слоге?
– Произнесем звук [в] все вместе.
– Какой это звук гласный или согласный, почему?
– Какие бывают согласные звуки?
– Звук [в] звонкий или глухой?
– Звук [в] твердый или мягкий?
Вывод: звук согласный, звонкий, твердый.
– Что можно поставить в вазу?
– Послушайте загадку:
Крона деревьев
Из них состоит.
Ветер их клонит
И листик дрожит.
– О чем загадка?
– Произнесем слово ветка все вместе.
– Разделите слово ветка на слоги.
– Сколько слогов в слове ветка?
– Назовите первый слог, второй слог?
– Назовите первый звук в слоге ве -.
– Произнесем звук [в’] все вместе.
– Какой это звук гласный или согласный, почему?
– Какие бывают согласные звуки?
– Звук [в’] звонкий или глухой?
– Звук [в’] твердый или мягкий?
– Звук [в’] мягкий, он младший братик.
Вывод: звуки [в], [в’] согласные, звонкие. Звук [в] твердый как камень, а звук [в’] мягкий как вата.
Закрепление знаний о новых звуках.
1. Игра «Кто внимательный?»
– Послушайте внимательно сказку «Мыша – водолаз», запомните слова, в которых есть звуки [в] или [в’].
Сказка «Мыша – водолаз»
Как только мама с папой ушли, мышонок Мыша решил, что настало время стать водолазом. Он налил полную ванну воды, заткнул ноздри и уши, привязал к поясу утюг, чтобы не всплывать, взял длинную макаронину, чтобы через нее дышать, сделал глубокий вдох и нырнул. Выставив из воды макаронину, Мыша свободно разгуливал по дну, восхищаясь своей выдумкой.
«Ну, пора всплывать», - наконец решил мышонок и попытался оттолкнуться от дна, но утюг был так тяжел, что выплыть не удалось. Он попробовал отвязать утюг, но веревка разбухла и не развязывалась.
«Что делать», в отчаянии думал «водолаз» и вдруг увидел на дне ванны пробку.
Кое – как выдернул ее Мыша, и вода с шумом устремилась вон из ванны, подхватив водоворотом бедного «водолаза» и мгновенно засосала его в дырку.
И так, выставив макаронину, наполовину всосанный в дырку, просидел Мыша под водой до самого вечера, пока не пришли папа с мамой. Они быстро вычерпали ведрами всю воду из ванны, вынули «водолаза», а потом сидели на кухне и пили из чайника валерьянку…
Г. Юдин
– Какие слова со звуками [в] и [в’] вы запомнили?
Время, водолаз, ванна, вода, всплывать, взял, вдох, разгуливал, увидел, выдернул и другие.
– Кто главный герой сказки?
– Кем решил стать мышонок?
– Каким был мышонок Мыша?
2. Игра малой подвижности «Непослушные мышата».
– Я предлагаю поиграть нам в непослушных мышат.
– Непослушные мышата слушать маму не хотят.
– Ручками похлопайте!
– Нет, нет, нет!
– Ножками потопайте!
– Нет, нет, нет!
– Головкой покивайте!
– Нет, нет, нет!
– Со мною поиграйте!
– Нет, нет, нет!
– Ах, какие озорные, непослушные мышата! («Мама – мышка качает головой»)
– Ручками не хлопайте!
– Будем, будем, будем!
– Ножками не топайте!
– Будем, будем, будем!
– Головкой не кивайте!
– Будем, будем, будем!
– Со мною не играйте!
– Будем, будем, будем!
Дети начинают выполнять движения, соответствующие тексту.
Скачут мышки-шалунишки, Кто на чашке, кто на крышке. | Прыгают на месте. |
Тише, тише, тише, мышки, | Идут на носочках. |
Не мешайте спать малышке! | Садятся на корточки, кладут ладони сложенные «лодочкой», под щечку. |
Игра повторяется 2 – 3 раза. После чего, дети садятся на стульчики.
3. Дидактическая игра «Цепочка слов».
– Сейчас прослушайте цепочку слов, и повторите из этой цепочки только слово со звуками [в] или [в’].
– роза, ветка, лист;
– овраг, яма, лужа;
– остров, озеро, поляна;
– олень, медведь, заяц.
4. Дидактическая игра «Твердый – мягкий».
– Я буду называть слова, которые начинаются со звуков [в] или [в’], если вы услышите твердый звук [в], вы встаете, если услышите мягкий звук [в’] – сидите.
Весна, вода, волк, веревка, аквариум, велосипед, виноград, свисток, светлячок, вулкан.
Знакомство с буквой.
– Ребята, твердый согласный звук [в] и мягкий согласный звук [в’] на письме обозначаются буквой «вэ».
– Это заглавная, большая буква В. А это строчная, маленькая бука в. (Воспитатель показывает детям буквы).
– В каких случаях мы пишем заглавную букву?
– Посмотрите и скажите, на что походит буква В.
Вот буква В
Видна вдали –
Красивая, витая.
Как будто крендель
Испекли,
Приезжих поджидая.
Словно букву В
Алена
Держит
Трубку телефона.
Вот ведь горе у старушки:
На очках сломались душки.
Закрепление знаний о букве В.
1. Чтение слогов.
Чтение слогов хором, фронтально, по цепочке.
ВЫ
ВУ
ВО
ВА
ВИ
2. Чтение слоговой таблицы.
– Читаем слоги, затем из слогов составляем слова.
МО | ЗО | РЫ |
ВА | РО | СЫ |
НО | ЗА | ЗЫ |
Морозы, розы, росы, сыры, заноза, носы, норы, ваза.
Работа над предложением.
– Составьте предложение из слов: наступила, весна, долгожданная.
– Какое предложение получилось?
Наступила долгожданная весна.
– Сколько слов в этом предложении?
– Назовите первое слово, второе, третье.
– Подберите схему к этому предложению.
– Почему первое слово пишется с большой буквы?
– Почему в конце предложения ставится точка.
– Произнесите предложение так, чтобы в конце стоял восклицательный знак.
– Произнесите это предложение с вопросом?
– Какой знак поставим в конце предложения?
– Придумайте предложение из четырех слов.
Уже наступила долгожданная весна.
Работа в тетрадях.
1. Печатание заглавной и строчной буквы в.
В В
в в
2. Закрашивание схемы к слову ВАЗА.
– Прочитайте слово, записанное в тетрадях.
– Сколько звуков в слове ваза?
– Какой первый звук в слове ваза?
Звук [в].
– Какой это звук?
Согласный.
– Какой согласный: твердый или мягкий?
Твердый.
– Каким цветом обозначается твердый согласный звук на схеме?
Синим.
– Какой второй звук в слове ваза?
Звук [а].
– Какой это звук?
Гласный.
– Каким цветом обозначается гласный звук?
Красным цветом.
– Какой третий звук в слове ваза?
Звук [з].
– Какой это звук?
Согласный, твердый обозначается синим цветом.
– Какой последний звук в слове ваза?
Звук [а].
– Какой это звук?
Гласный, обозначается красным цветом.
– Сколько гласных звуков в слове ваза?
– Сколько в слове согласных звуков?
– Сколько в этом слове всего звуков?
– Сколько в этом слове слогов?
III. Заключительная часть
Итог занятия.
– С какой буквой сегодня познакомились?
– Какие звуки обозначает буква Л?
– Какие это звуки гласные или согласные?
– Звонкие или глухие?
– Почему согласные?
Рефлексия «Весенняя полянка».
– Посмотрите, что это?
Воспитатель показывает рисунок полянки.
– Давайте украсим полянку цветочками.
– Если вам было легко, и вы справились со всеми заданиями, украсьте полянку цветочками желтого цвета.
– Если вам было немножко трудно – оранжевого.
– Если очень трудно – красного.
– Какая полянка получилась? (весенняя, разноцветная).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе). Тема: «Звук и буква Ш»
План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе).Тема: «Звук и буква Ш»...
План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте. (в подготовительной к школе группе). Тема: «Звук и буква Р»
План-конспект по обучению грамоте "Звук и буква Р" (подгрупповое занятие....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группе «Согласные звуки Т (Т’), буква Т»
Задачи: 1. Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению; 2. Работать с тремя единицами речи: звуком, словом, предложением; 3.Обучать звуковом...
План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте. (в подготовительной к школе группе) Тема: «Звук и буква Ж»
В плане-конспекте подробно отражается работа по закреплению буквы Ж в разных видах работы. Занятие ориентировано для работы с старшими доольниками с ОВЗ....
НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Звук [Ы] и буква Ы»
НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Звук [Ы] и буква Ы»...
Конспект по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Знакомство с буквой и звуком Х.
Представлен конспект занятия в подготовительной к школе группе по обучению грамоте по программе "Предшкола Нового поколения"...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Звук [э], буквы Э,э.
- учить детей рассуждать, четко выражать свои мысли;- знакомить с буквой Э;- развивать мелкую моторику;- упражнять в проведении звукового анализа слова.Оборудование: карточка с буквой Э (шрифт черный)...