Конспект интегрированной образовательной деятельности «Транспорт» для детей старшей группы компенсирующей направленности V вида
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Береза Мария Владимировна

Конспект

интегрированной образовательной деятельности

 «Транспорт»

для детей старшей группы компенсирующей направленности V вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_na_temu_transport.docx32.37 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида  № 32 «Сказка»

(МБДОУ № 32)

Конспект

интегрированной образовательной деятельности

 «Транспорт»

для детей старшей группы компенсирующей направленности V вида

                                                                                                                   

                                                    Составили:                                                                                                                                                                Береза М.В. – учитель-логопед

Коновальчик Н.А. – педагог-психолог

Турумтаева Р.Х. – воспитатель

г. Кировск

Цель: обобщать и закреплять знания детей по лексической теме «Транспорт».

Задачи:

- закрепление умения детей классифицировать транспорт на виды: наземный, воздушный, водный, подземный;

- закрепление умения детей составлять и решать простейшие арифметические задачи на сложение, используя знаки «+», «=»;

- совершенствование навыка слогового анализа слов;

- закрепление звуков «Т» «П» «Н» «М» и формирование фонематического слуха;

- развитие навыков звукового анализа и синтеза;

- формирование грамматического строя речи;

- развитие речевого дыхания;

- развитие у детей умения понимать и передавать эмоциональные состояния;

-формирование доброжелательных межличностных отношений в детском коллективе;

-формирование навыков общения и сотрудничества в различных ситуациях.

Оборудование: цветок-фонарик, 9 пар рукавичек с различными орнаментами, фонограмма звуков: транспорт и утренний лес, цветные карандаши 3-х цветов – по 2 шт. каждый, конструктор синего и желтого цвета, набор картинок «транспорт», игрушки (обезьянка, 4 машины с буквами на кабинах, мяч, красный самолет и синий кораблик), самолеты бумажные.

Ход НОД:

Дети играют и занимаются свободной деятельностью. Звучит свисток. Дети подходят к воспитателю, становятся полукругом.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон принес нам конверт, смотрите, что я в нем нашла.

Ответы детей (свисток, письмо).

Воспитатель: Правильно, это письмо. Но оно не простое. Оно с загадками. Давайте попробуем их отгадать.

Загадки

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней. (МАШИНА)

По волнам дворец плывёт,

На себе людей везет. (КОРАБЛЬ)

Он по рельсам быстро мчал –

Шпалы все пересчитал. (ПОЕЗД)

Очень длинный и могучий

Он летит, пронзая тучи.

Громко в облаках ревет.

Пассажиров он везет. (САМОЛЁТ)

Под землею с давних пор

Понарыто много нор,

И по ним туда-сюда

Быстро едут поезда. (МЕТРО)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все загадки отгадали правильно.

Воспитатель обобщает, что все отгадки – это названия разных видов транспорта.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путь на разных видах транспорта и в конце путешествия нас будет ждать сюрприз. Но для того, чтобы получить этот сюрприз, нам нужно будет решить много задач. Вы должны будете найти части одного из видов транспорта, соединить их и собрать в единое целое.

Итак, вы готовы отправиться в путь?  Тогда, слушайте внимательно, на чем мы будем добираться к нашей первой станции.

Раздается звук поезда.

Воспитатель: Правильно, мы поедем на поезде. Занимайте свои места.

Дети садятся на стулья.

Воспитатель: Поезд наш не простой, он волшебный и топливо у него необычное. Топливом для нашего поезда будет скороговорка.

Вагончики веселые бегут, бегут.

Их круглые колесики тук, тук.

Скороговорка повторяется 2 – 3 раза

Молодцы, поехали!

Дети закрывают глаза, слушают звук уходящего поезда.

Дети становятся полукругом.

Воспитатель:  Мы подъехали к первой станции «Узнавай-ка», где нас ждет первое задание. Это поезд, который перевозит большие грузы (грузовой). А погрузчиками сегодня будете вы сами. В первый вагон вы должны будете погрузить только водный транспорт, во второй – наземный, в третий вагон – воздушный, в 4 –ый – подземный.

Дети выполняют задание.

Воспитатель:  Молодцы, ребята. Вы справились с этим заданием и за это вы получаете первую часть нашего транспорта.

Ребята, а ведь кроме обычного транспорта существует еще и волшебный транспорт на котором путешествуют сказочные герои.

Варианты детей (ступа Бабы-Яги, метла, сапоги-скороходы, ковер-самолет, машина времени и т.д.).

Воспитатель: Ребята, а теперь мы с вами отправляемся к следующей станции. Называется она – Волшебный Лес. Наш лес – волшебный, поэтому я предлагаю полететь туда на волшебном транспорте. Слушайте загадку:

На полу он тихонько лежит

И тепло моих ног сторожит,

Но отправиться может в полет

Разноцветный ….(КОВЕР-САМОЛЕТ)

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. На ковре-самолете.

Дети рассаживаются на «ковре - самолете».

Психолог: Пожалуйста, устраивайтесь поудобнее, закройте глаза, давайте сделаем глубокий вдох и выдох… У нас появилась возможность отправиться в чудесное путешествие в мир удивительной, сказочной страны.

Звучит музыка «В гостях у сказки».

 В этой стране есть Волшебный лес. Ему уже очень много лет. Он многое видел и очень многое знает. Тому, кто в него входит, он дает силу и мудрость.

Упражнение на релаксацию «Звуки Волшебного леса» - 4 мин.

Дети ложатся на ковре, закрывают глаза. Звучат звуки леса.

И сейчас мы с вами представим, как входим в этот Волшебный лес. (пауза). В лесу свежо и хорошо. (пауза). В лесу много полян с удивительными цветами и волшебными ягодами. Представьте, что вы гуляете по Волшебному лесу и выберите для себя самое лучшее место. Может быть, вы познакомитесь с птицами, может быть, вы познакомитесь с животными и другими обитателями Волшебного леса. А может быть, вы будете собирать ягоды или цветы. (пауза). Что бы вы ни делали — Волшебный лес охраняет вас и дает вам силу. (пауза). Все то, что вы нашли для себя в этом Прекрасном Волшебном лесу, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться… Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. А сейчас вы делаете глубокий вдох. и выдох. И потихонечку открываем глаза.

Понравилось Вам «путешествие» по волшебному лесу?

Ой, ребята, посмотрите, что это? (ответы детей).

Упражнение «Добрые слова» - 5 мин.

Психолог: Правильно, это волшебный цветок. Давайте станем в круг и, передавая его, скажем друг другу хорошие, добрые, радостные слова – комплименты. (дети по кругу говорят друг другу «Ты хороший», «Ты добрый», «Ты ласковая» и т.п.).

Ой, смотрите, наш волшебный цветок засиял от ваших хороших слов!

 Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились с заданием. Поэтому вы получаете следующую часть нашего транспорта. Вам пора отправляться дальше. Садитесь на стульчики. Слушайте внимательно.

Раздается звук метро. Дети отгадывают, садятся на стулья, закрывают глаза «едут».

Логопед:

  1.  Игра «Поставь в гараж» (совершенствование навыка слогового анализа слов)

-Ребята, вы попали на станцию «Речезнайка»  Здесь вас ждут увлекательные задания со звуками, буквами и словами. Вот первое задание, с которым вам предстоит справиться.

-На столе перед вами лежат картинки с различными видами транспорта. Расставьте, пожалуйста, весь транспорт по гаражам. В жёлтый гараж-тот транспорт, в названиях которых по два слога, а в синий-тот транспорт, в названиях которых по три слога. Отхлопайте слово и сосчитайте количество слогов.

Жёлтый гараж                              Синий гараж

так-си                                          гру-зо-вик

ко-рабль                                      ма-ши-на

лод-ка                                         ав-то-бус

трак-тор                                       са-мо-лёт

по-езд                                          трол-лей-бус

трам-вай                                       вер-то-лёт

(дети выполняют)

-Молодцы! Справились с заданием.  Бросить Маше Обезьянку.

  1. Игра «Помоги обезьянке-иностранке» (закрепление звуков «Т» «П» «Н» «М» и формирование фонематического слуха)

-Следующее задание.

(другой педагог кидает обезьянку к логопеду)

-Ой, ребята, кто это к нам прилетел?

-Это обезьянка.

-Странно, откуда она здесь взялась? А давайте сейчас у неё и спросим.

-Давайте!

-Никита, спроси у обезьянки, что она здесь делает.

-Обезьянка как ты сюда попала?

(обезьянка начинает говорить на непонятном языке)

-Она говорит как-то странно. Вы её понимаете?

-Нет.

-Думаю, с этим заданием справится только логопед. Обезьянка повтори, пожалуйста, что ты сказала.

(обезьянка повторяет)

-Ребята, она говорит, что прилетела сюда на воздушном шаре. Ей нужно выполнить очень важное поручение, которое дала ей злая волшебница. Если она его выполнит, то сможет вернуться обратно домой.

Но она не справится без вашей помощи. Поможем обезьянке-иностранке?  

-Да.

-Перед вами грузовики, на которых приклеины буквы. Назовите их.

-«Т»  «П»  «Н»  «М»

-Вот картинки, которые нужно разложить по машинам. Если слово начинается со звука «Т», то эту карточку нужно положить в грузовик с буквой «Т». Если слово начинается на звук «М», то карточку нужно положить в грузовик с буквой «М» и т.д. Понятно?

-Да.

(дети выполняют)

-Теперь давайте проверим, чтобы не подвести нашу иностранку.

(проверяют)

-Молодцы! Всё сделали  без ошибок. Обезьянка прощай, ты возвращаешься к себе домой. (улетает)

  1. Упражнение «Что получится?» (развитие навыков звукового анализа и синтеза )

-Теперь нам никто не мешает, можем продолжать.  Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Если я сначала скажу «А», а потом «Н» что получится?

-АН

-Правильно. Звук «А» гласный звук, поэтому он обозначается каким цветом?

-Красным.

-У нас это будет красный самолётик. Звук «Н»-согласный, поэтому обозначается каким цветом?

-Синим.

-Правильно. У нас это будет синий кораблик. Вот наша схема гласный и согласный, красный и синий. Если я сначала скажу «Т» потом «У», что получится?

-ТУ

-Молодцы. Ксюша Кранкурс выложит схему этого слога.

-Синий кораблик и красный самолётик.

-Отлично. Если я скажу «М» потом «О», что получится?

-МО

-Амина выложит схему.

-Если я скажу «П» потом «А» что получится?

-ПА

-Мирон выложит схему.

-А теперь попробуйте сложить два слога вместе «МА»  «МА»

-Мама.

-Сначала «НО» потом «ТА»

-Нота

-Сначала «МО» потом «РЕ»

-Море.

-Молодцы! Вы справились со всеми заданиями на станции «Речезнайка». Получите вашу часть от транспорта.

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. Но я вижу, что вы немного устали. Давайте с вами потанцуем. Но будьте внимательны. Повторять движения нужно точно за мной! Не ошибайтесь! Приготовились, начали!!!

Физ. минутка – дети танцуют с воспитателем под песню «Бибика».

Воспитатель: Ну что, догадались, на чем мы поедем дальше! Правильно, на машине. Садимся на стулья, взяли руль в руки, закрыли глаза. Поехали!

Дети закрыли глаза, слушают звук отъезжающей машины.

Воспитатель: Наша следующая станция – «Решайка». На этой станции мы с вами будем решать простые арифметические задачи.

Наша первая задача: На парковке стояло 4 синих машины и 3 красные машины. Сколько всего машин стояло на парковке? Каких машин стояло больше? На сколько?

Вторая задача: У велосипеда 2 колеса и у мотоцикла 2 колеса. Сколько  всего у колес у велосипеда с мотоциклом ?

Третья задача: В аэродроме стояло 3 самолета. Прилетело еще 2 самолета. Сколько стало самолетов теперь в аэродроме? На сколько стало самолетов больше?

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы справились с заданием, за это вы получаете следующую часть нашего транспорта.

Продолжаем наш путь. Послушайте звук следующего транспорта.

Дети садятся на стулья, угадывают – звук самолета.. Все закрывают глаза и представляют, как летят на самолете..

Разложить по группе рукавички. Приготовить карандаши.

Воспитатель: Мы и не заметили, как добрались до следующей станции – «Рукавичкино»

Упражнение «Рукавички» - 5 – 7 мин.

Психолог: Смотрите, ребята – рукавичка. На ней нарисован рисунок. Но она одна. А сколько их должно быть? (Две). Правильно, ведь рукавички всегда должны быть в паре. Вам нужно найти по две одинаковых рукавички. Разбиться по парам. Затем вы должны обязательно договориться, какого цвета будут узоры на ваших рукавичках и одинаково их раскрасить. Помните, ваши узоры на обеих рукавичках обязательно должны быть одинаковыми! Победителями становится та пара, которая быстрее всех и правильно выполнит задание.

Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с заданием! Забирайте следующую часть нашего транспорта.

Дети слышат звук моря.

Воспитатель: Что это за звук? (дети отвечают - море). Правильно, это звуки моря. А какой транспорт ходит по морю? (дети отвечают - корабль). До нашей последней станции мы будем добираться на корабле.

Дети садятся на стулья и под звуки моря представляют, как плывут на корабле.

Логопед: Мы и не заметили, как добрались до станции «Конечная».

  1. Игра с мячом «Один-много» (формирование грамматического строя речи+развитие ловкости)

-Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Один-много», я называю один вид транспорта и кидаю вам мяч, а вы называете множественное число этого транспорта и возвращаете мяч обратно.

Автобус – автобусы

Трамвай – трамваи

Самосвал – самосвалы

Трактор – трактора

Корабль – корабли

Самолёт – самолёты

Троллейбус – троллейбусы

Грузовик – грузовики

          Лодка – лодки

Ракета – ракеты

Вертолёт – вертолёты

Катер – катера

Маршрутка – маршрутки

Поезд – поезда

Электричка – электрички

-Отлично справились с заданием.

  1. Упражнение «Самолёты» (развитие речевого дыхания, правильной воздушной струи)

-Ребята, ну и напоследок, давайте запустим в небо бумажные самолётики. Если будете дуть правильно, то самолётики приведут нас к сюрпризу. Напомните мне, пожалуйста, правильно дуть - это как?

-Не надувать щёки.

-Правильно. Плечи не поднимать, губы вытянуть вперёд трубочкой, щёки не надувать, сильно и плавно подуть на ладошку.

(дети выполняют 4 раза)

-Потренировались? А теперь волшебные слова:

Самолётики летите,

Нас к сюрпризу приведите.

(Дети произносят слова и сдувают самолётики в последний раз).

Дети подходят к фланелеграфу. Воспитатель подводит  итоги занятия: путешествие закончилось,, что нового узнали, что запомнилось и т.д.

Воспитатель: Ребята, а что у нас получилось? (Грузовик). Но грузовик у нас не простой, а волшебный. За ваши старания он привез вам сюрприз с угощением.

Педагоги раздают детям конфеты.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе компенсирующей направленности «Портрет мамы»

Цель: Вызвать у детей желание сделать маме подарок - нарисовать её портрет. Задачи: Учить детей в рисунке правильно располагать части лица. Закрепить знания детей о жанре живописи - портрете...

Образовательная деятельность по ФЭМП в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Весёлая ярмарка»

Образовательная деятельность по ФЭМП в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Весёлая ярмарка»...

Конспект организованной образовательной деятельности по математике в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Игрушки» (по Н.В.Нищевой).

Цель: способствование развитию математических навыков, представлений детей об игрушках, мыслительной и речевой деятельности....

Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшей группы компенсирующей направленности

Конспектнепрерывной образовательной деятельности воспитателяс детьми старшей группы компенсирующей направленности«В гостях у сказки «Колосок»...

Конспект организованной образовательной деятельности. Интегрированное занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Конспект организованной образовательной деятельности. Интегрированное занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР«День рождения Робота Винтика» Тема: «...