Конспект НОД по формированию лексико - грамматических категорий у детей среднего дошкольного возраста "Помощники" (по лексической теме "Посуда")
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)
Цель: формирование лекико-грамматических категорий. Задачи:
коррекционно-развивающие:
развивать диалогическую речь детей;
продолжать формировать умение самостоятельно отвечать на вопросы;
закреплять умение различать формы единственного и множественного числа имен существительных;
закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе;
закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
закреплять умение образовывать и употреблять в речи существительные в форме Вин. падежа без предлога и с предлогом НА, В; существительные в форме Род. падежа;
закреплять умение употреблять в речи слова-антонимы: грязный — чистый;
развивать произвольное внимание, долговременную память, логическое мышление; зрительную память, внимание;
развивать общую и мелкую моторику;
развивать артикуляторную моторику;
формировать правильное дыхание.
образовательные:
активизировать пассивный и активный словарь детей по теме «Посуда»
воспитательные:
формировать положительную мотивацию к познавательной деятельности;
воспитывать бережное отношение к посуде;
формировать доброжелательное отношение к сверстникам через умение слушать товарища и принимать мнение другого.
Педагогические технологии:
игровая технология;
здоровьесберегающая технология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_teme_posuda_pomoshchniki.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга.
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения «Помощники» (по теме «Посуда»)
Составитель: учитель-логопед Журавлева Татьяна Валентиновна
Санкт-Петербург 2019 г.
Цель: формирование лексико-грамматических категорий.
Задачи:
коррекционно-развивающие:
- развивать диалогическую речь детей;
- продолжать формировать умение самостоятельно отвечать на вопросы;
- закреплять умение различать формы единственного и множественного числа имен существительных;
- закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе;
- закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- закреплять умение образовывать и употреблять в речи существительные в форме Вин. падежа без предлога и с предлогом НА, В; существительные в форме Род. падежа;
- закреплять умение употреблять в речи слова-антонимы: грязный — чистый;
- развивать произвольное внимание, долговременную память, логическое мышление; зрительную память, внимание;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать артикуляторную моторику;
- формировать правильное дыхание.
образовательные:
- активизировать пассивный и активный словарь детей по теме «Посуда»
воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к познавательной деятельности;
- воспитывать бережное отношение к посуде;
- формировать доброжелательное отношение к сверстникам через умение слушать товарища и принимать мнение другого.
Педагогические технологии:
- игровая технология;
- здоровьесберегающая технология.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Методы и приёмы:
- словесные, наглядные, практические, игровые методы;
- наглядно-зрительные, наглядно-слуховые приёмы, беседа, вопросы, художественное слово;
Предварительная работа:
- чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе»;
- заучивание стихотворений о посуде;
- рассматривание иллюстраций;
- отгадывание загадок о посуде;
- лепка и аппликация, рисование.
Оборудование:
- силуэты посуды;
- картинки посуды;
- мягкие игрушки: бегемотик Жужа, щенок Дружок;
- чудо-дерево;
- игрушечная посуда;
- песочница;
- картонные шаблоны разноцветных чашек без ручек;
- разноцветные блюдца;
- разноцветные прищепки;
- стаканы с водой, коктейльные трубочки;
- презентация
Ход НОД:
I. Организационный момент.
Дети заходят в кабинет логопеда, здороваются.
Л-д. Постарается Кирюша,
Будет внимательным Вася,
Ушки услышат у Таи,
Меня увидит Миша. (Логопед называет имена всех присутствующих на занятии детей).
Поднимите руки выше,
Кто имена свои услышал! (Дети поднимают руки)
(Л-д раздаёт детям картинки посуды)
Логопед. Сначала сядет тот, у кого чашка.
Теперь сядет тот, у кого чашки.
Можно сесть тому, у кого чайник.
А теперь — тому, у кого чайники. (Дети садятся на подушечки)
- Как можно назвать одним словом все эти предметы?
- Да, это посуда. И сегодня на занятии мы будем говорить о посуде.
- Основная часть. (Слайд №1: иллюстрация к сказке К.И.Чуковского «Федорино горе»).
Л-д. - Кто это? (Федора из сказки «Федорино горе»)
- А какое у Федоры горе? Почему плачет Федора?
(Слайд № 2: иллюстрация к сказке)
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе Федоре,
Горе!
- Почему посуда убежала от Федоры?
Л-д. Поможем Федоре найти посуду? Согласны?
1. Артикуляционная гимнастика.
Л-д. В нелёгком пути нам придётся много говорить, поэтому наш язычок должен хорошо работать. Давайте сделаем гимнастику для язычка. А помогут нам в этом наш знакомый бегемотик Жужа и щенок Дружок. (Дети вместе с игрушками выполняют артикуляционные упражнения «Бегемотик», «Щенок», чередование «Бегемотик» - «Щенок», «Часики»).
- Молодцы! Наши язычки готовы! Теперь можно отправляться в путь. И корзину для посуды возьмём с собой!
- Игра «Чудо-дерево». (Слайд №3: иллюстрация к сказке)
И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам.
Давайте и мы вслед за посудой пойдём по пенёчкам. Дети шагают по «пням», лежащими на полу, подходят к дереву, на ветках которого висит игрушечная посуда.
Л-д. Чудо-дерево растёт:
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А что же на нём?
Л-д. Что вы видите на этом чудо-дереве?
(Дети называют предметы посуды, висящей на дереве: «На дереве чашка. И т.д.»).
3. Игра «Назови ласково».
Л-д. Предлагаю снять посуду с дерева, но нужно будет назвать её ласково. Я начинаю первой: «Сковородочка, сковородка. Положу её в корзину. Продолжайте вы». Дети называют предметы посуды и кладут её в корзинку.
Молодцы! Вы были дружными, внимательными и быстро справились с задачей. Теперь посуда вернётся к Федоре.
4. (Слайд №4: иллюстрация к сказке )
А посуда вперёд и вперёд:
По полям, по болотам идёт.
Дети идут дальше, преодолевая препятствия - «кочки» на «болоте».
Л-д. Дорожка привела нас на берег речки. Но никакой посуды я здесь не вижу... А вы видете?
Зрительная гимнастика.
Л-д. Давайте выполним гимнастику для глазок, чтобы наши глазки смогли всё рассмотреть. Следите за моей рукой. (Вверх — вниз, вправо — влево, закрываем глазки и считаем до 5). Теперь открывайте глазки и внимательно смотрите.
5. Игра с песком «Узнай по силуэту».
Может быть, посуда от Федоры спряталась в песке? Попробуйте поискать (силуэты: кастрюля, сковорода, чашка, чайник, тарелка).
(Дети по очереди ищут силуэты посуды в песке, называют: «В песке я нашла чайник, …..»).
Л-д. Ой, какая посуда грязная! Федора не узнает её.
6. Пальчиковая гимнастика «Моем посуду».
Л-д. Давайте поможем Федоре узнать свою посуду, вымоем её.
Мы почистим тебя песочком, Дети имитируют движения.
Окатим тебя кипяточком,
Вытрем тебя полотенчиком.
И ты будешь опять
Словно солнышко сиять!
Л-д. Я начну класть посуду в корзинку: «Сковородка была грязная, а стала чистая. (беру силуэт и его цветное изображение). Продолжайте по очереди!»
- Какие молодцы! Теперь Федора узнает свою посуду!
Слайд № 5: иллюстрация к сказке.
Дети идут дальше, змейкой проходят через «ручеёк» - (синюю ткань) и приходят на полянку. (Зелёный коврик, на котором лежат картонные шаблоны чашек разного цвета без ручек).
7. Игра с прищепками «Чашка».
Л-д. Смотрите, Федорина посуда разбилась. Как же нам помочь Федоре? (Ответы детей)
Может быть, мы поможем Федоре склеить посуду? (Логопед раздает детям картонные шаблоны чашек разного цвета и разноцветные прищепки).
(Показывает шаблон.) Скажите, чего нет у чашки?
Дети. Нет ручки.
Логопед показывает, как «приклеить» ручку-прищепку, акцентируя внимание детей на том, что ручки должны быть одного цвета с чашкой.
Дети выполняют задание
8. «Подбери блюдце к чашке».
Л-д. Чашки мы «склеили». Молодцы! А теперь подберите к своей чашке блюдце.
(Дети находят блюдце соответствующего цвета)
Л-д. Расскажите, какого цвета у вас посуда. У меня белая чашка и белое блюдце.
1-й ребенок. У меня жёлтая чашка и жёлтое блюдце.
2-й ребенок. У меня красная чашка и красное блюдце.
3-й ребенок. У меня синяя чашка и синее блюдце.
4-й ребенок. У меня зелёная чашка и зелёное блюдце.
Молодцы! Собрали всю посуду? Пора нести её Федоре.
Дети подходят к экрану.
Л-д. Как нужно обращаться с посудой, чтобы она никуда не убежала? (Дети отвечают)
Слайд № 6: иллюстрация к сказке.
Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить, и уважать!
9. Дыхательная гимнастика «Вскипяти водичку».
Федора очень нам благодарна за помощь и приглашает на чаепитие. Давайте поможем Федоре вскипятить воду для чая.
- Дети садятся за стол, логопед ставит перед ними стаканы с водой и трубочками для коктйля. Дети «кипятят» воду — дуют в трубочки.
- Слайд №7: иллюстрация к сказке.
- Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
- Больше греться не хочу.
- Крышка громко зазвенела.
- Пейте чай, вода вскипела!
III. Итог занятия (подведение итогов работы, оценка деятельности детей).
Л-д. Какие вы молодцы! Вам понравилось помогать Федоре? Спасибо вам, мне было приятно вместе с вами помогать Федоре. Вот вам баранки к чаю. А чай будем пить в группе все вместе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста
В плане содержится работа логопеда на год с детьми имеющими тяжелые нарушения речи....
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «В гостях у Лета»
Целью непрерывной образовательной деятельности является формирование лексико-грамматических категорий, активизация словарядетей по теме "Лето"....
Использование ИКТ на логопедических занятиях по формирование лексико-грамматических категорий у детей 4-5 с ОНР. Лексическая тема "Дикие животные"
Предлагаю вашему вниманию цикл игр для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по лексической теме "Дикие животные". В перезентации представлены следующие игры на развитие речи:1. Игр...
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей среднего дошкольного возраста «В саду у бабушки»
Цель: формирование лексико-грамматических категорий.Задачи:коррекционно-развивающие: развивать диалогическую речь детей;продолжать формировать умение самостоятельно отвечать на вопросы;продолжать форм...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста на тему: «Покорение космоса»
Рассказываем детям о космосе...
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста по теме " Осень"
Активизация словаря по теме "Осень"...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Прогулка по лесу"
Занятие предназначено для проведения в старшей группе детского сада для формирования и закрепления у детей-логопатов знаний о диких животных; их особенностях поведения в зимний период, отличительных в...