Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста на тему: «Покорение космоса»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
по формированию лексико-грамматических категорий
у детей старшего дошкольного возраста
на тему:
«Покорение космоса»
2021г
Цель нод: закрепление и обобщение материала по теме «Космос».
Задачи нод:
Коррекционно-образовательные:
- Расширить представление детей о космосе; активизировать словарь по данной теме;
- развивать связную речь;
- развивать общую и мелкую моторику;
Коррекционно-развивающие:
- развивать умения составлять простые предложения;
- формировать грамматический строй речи;
- развивать внимание память, мышление;
Коррекционно-воспитательные: воспитывать культуру взаимоотношений.
Словарная работа: космос, космонавт, космическая станция, солнце, Земля, земляне, планета, Марс, Юпитер, Венера, Сатурн, Плутон, ракета, Луна, звезда, звездочёт, космодром, телескоп, невесомость, тюбик.
Оборудование: презентация по теме «Космос», шары воздушные, листы бумаги А4.
Предварительная работа:
- Рассматривание альбомов, иллюстраций и фотографий, глобуса по теме «Космос».
- Чтение стихотворения В. Степанова «Космонавт»
Ход НОД.
1.Организационный момент.
Логопед: - Ребята, когда я шла из детского сада, я посмотрела на небо.
- Как вы думаете, что я увидела? (Ответы детей).
- Да, действительно, на небе можно увидеть луну, звезды.
- Как вы думаете, какими звезды бывают? (Ответы детей)
- Вы правы, ребята. Звезды бывают большие и маленькие. Яркие и тусклые.
- А вы любите смотреть на звезды? Они такие загадочные. А все о звездах знает звездочет, без его помощи нам не обойтись. А вот и он к нам спешит. (звучит космическая музыка, кукла Звездочет со звездой).
Звездочёт: -
Я звезды знаю
Все наперечет,
Я самый лучший
В мире звездочет.
Я слышал, что вы хотите знать о звездах. Звёзды – это огромные раскалённые шары, похожие на Солнце, они бывают разного цвета: среди них бывают звёзды-великаны, гиганты и звёзды-карлики. Ученые пытались сосчитать, сколько звёзд на небе. Эта была трудная работа, но на помощь пришёл телескоп (слайд Телескоп). Теперь можно сказать, что звёзд очень много и все они разные (слайд Звёзды). И цвет у них разный. Если звезда очень горячая, то она белого или голубого цвета. Если похолоднее, то жёлтого или оранжевого. Холодные звёзды – красного цвета.
-Ребята, давайте сделаем свои телескопы и посмотрим на звёздное небо. (Дети скручивают из листа А4 трубочку и смотрят в неё на звёздное небо, изображённое на экране).
Динамическая пауза.
На Луне жил звездочет –
(«Смотрят» в телескоп)
Он планетам вёл учёт:
(Показывать в небо рукой)
Меркурий – раз,
(Описать круг руками)
Венера-два-с,
(Хлопок)
Три-Земля, четыре – Марс,
(Присесть)
Пять-Юпитер, шесть-Сатурн,
(Наклон вправо-влево)
Семь-Уран, восемь-Нептун,
(Наклон вперед, прогнуться назад)
Девять – дальше всех-Плутон,
(Прыжок)
Кто не видит-выйди вон!
(Развести руки в стороны)
Логопед: Ребята, а не хотите ли вы отправиться в космическое путешествие? А чтобы отправиться в путешествие надо подготовить наши язычки, давайте выполним космическую артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика.
Иголочка
Лошадка.
Чашечка
Вкусное варенье.
- Как вы думаете на чем мы можем полететь в космос? (Ответы детей).
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим.
Всем экипажам занять места в ракете.
Дыхательное упражнение «Греем руки». В этом упражнении учим сравнивать выдыхаемую воздушную струю (Для этого детям предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего дыхания). Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.
Задание «Собери рюкзак в космос». На космическом корабле нет ничего лишнего и случайного. Поэтому мы возьмем только те вещи, которые нам нужны во время космического полета. Попробуем собрать рюкзак для нашего путешествия. Каждый из вас по очереди подходит и выбирает предмет и объясняет, почему он может пригодиться в нашем путешествии.
Почему вся космическая еда находится в тюбиках? Потому что в космосе невесомость, еда может вылиться из простой посуды и летать по кораблю в виде пузырьков.
Задание. Игра «Старт ракеты» (Экспериментальная деятельность «В ракете»).
- Кто знает, как называется место, где происходит запуск ракет?
- Это место называется космодром (слайд Космодром).
- Хотите узнать, как ракета взлетает в космос?
Логопед: Смотрите, я надуваю воздушный шарик и зажимаю отверстие пальцами. А потом разжимаю пальцы, и наш шарик резко вырвется вверх. Как вы думаете, почему это происходит? (ответы детей). Правильно, это происходит, потому что воздух выходит из шара. А что будет, когда воздух в шарике закончится? (ответы детей) Правильно, когда воздух закончится, тогда шарик упадет.
Логопед: Наш шар летел, как ракета, он двигался вперед, пока в нем был воздух. Вот примерно так же и ракета летит в космос.
Задание. Игра «Составь предложение».
Логопед: Ребята, предлагаю вам послушать предложения, в которых слова поменялись местами.
В, космонавт, летит, ракете.
Звёзды, светят, небе, на.
Падает, с, комета, неба, хвостатая.
Логопед: Ну вот, пришла пора нам возвращаться домой! Но чтобы вернуться в наш детский сад, надо отгадать «Космические загадки».
Освещает ночью путь,
Звёздам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам… (Луна)
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется… (Земля)
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, тёмный и необычный,
В нём живут Вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)
Логопед: Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием, и мы вернулись домой!
Итог. Рефлексия.
Логопед: О чём мы сегодня говорили? Куда мы совершили путешествие? На чём мы путешествовали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий
Тема: «Дикие животные»...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего возраста Тема: «День Победы».
Цель: развитие общих речевых навыков.Коррекционно-образовательные задачи: расширять и активизировать словарь по теме «День Победы», «Война», «Военные профессии...
План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических навыков для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по теме Весна
План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических навыков для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по теме "Весна" предложен к использованию как воспитателям, так и учителям-...
Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических представлений с детьми старшего дошкольного возраста по теме: « Друзья Маши – дикие животные».
Цель: Активизировать словарный запас по теме, совершенствуя лексико-грамматическую структуру языка посредством осуществления коррекционной работы по устранению речевых нарушений у детей с речевыми...
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических категорий с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с ТНР по теме: «Домашние животные»
Цель: развитие лексико-грамматических категорий по теме «Домашние животные»....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Прогулка по лесу"
Занятие предназначено для проведения в старшей группе детского сада для формирования и закрепления у детей-логопатов знаний о диких животных; их особенностях поведения в зимний период, отличительных в...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшей группы «День Победы»
Цель: развитие общих речевых навыков.Коррекционно-образовательные задачи: расширять и активизировать словарь по теме «День Победы», «Война», «Военные профессии...