Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Прогулка по лесу"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Занятие предназначено для проведения в старшей группе детского сада для формирования и закрепления у детей-логопатов знаний о диких животных; их особенностях поведения в зимний период, отличительных внешних особенностях, детенышах и способе добывания пищи. Так же большое внимание уделяется заданиям по развитию связной речи и обучению грамоте, развитию психических функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_nechaeva.docx | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 92 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия c детьми старшего дошкольного возраста с ТНР
по формированию лексико-грамматических категорий
«Прогулка по лесу»
Составила учитель-логопед
Нечаева Т.В.
Санкт-Петербург
2024
Цель занятия:
Пополнить знания детей о диких животных; обогащать словарный запас детей по лексической теме.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Активизировать словарный запас по теме "Дикие животные".
2. Побуждать отвечать на вопросы полными предложениями, использовать в речи предлоги «В», «ПОД».
3. Упражнять детей в назывании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывании притяжательных прилагательных, делении слов на слоги.
4. Учить детей согласовывать слова в роде, числе, падеже.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать слуховое внимание; 2. Развивать координацию движений; 3. Развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику; 3. Развивать логическое мышление.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать уважение детей друг к другу; 2. Воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе.
Оборудование:
Презентация, картинки с изображением диких животных, конверт с письмом, загадки про диких животных, части диких животных сшитые из материала, су-джоки, снежинки на ниточках, профили артикуляции гласных А О У И, игрушка зайчонка, карточки с наложенными изображениями диких животных, цветные карандаши.
Ход занятия:
ЛОГОПЕД | ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ, ОБОРУДОВАНИЕ |
Организационный момент | |
- Ребята! Поздоровайтесь с гостями. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по лесу. Посмотрите, какой он? - Послушайте, какие-то звуки раздаются, кто может издавать такой звук? - Посмотрите, тут письмо… - Прочтем его? «Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки. У нас в лесу случилась беда, был сильный ветер и снег. Животные все разбежались и не могут найти свои домики. Помогите, пожалуйста!» - Сильный ветер и снег… как такое явление природы называется | Слайд зимнего леса на экране - Зимний, снежный, белый, пушистый, морозный… Запись стука дятла - Дятел \ картинка на экране Конверт с письмом около экрана Дети садятся на стульчики - метель, вьюга |
Ход занятия | |
1. Дыхательная гимнастика «Метель» - Давайте подуем на снежинки и покажем какая вьюга была. Вдыхаем носом, надуваем животик, щеки не надуваются 2. Отгадывание загадок о диких животных - Чтобы найти животных, отгадайте загадки и поделите слова на слоги Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса) Сама мала, шубка пышна. В дупле живёт, орешки грызёт. (Белка) Летом ходит без дороги. Возле сосен и берёз. А зимою спит в берлоге. От мороза, прячет нос. (Медведь) Комочек пуха, длинное ухо. Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц) Кто зимой холодной. В лесу бродит злой, голодный? (Волк) - Молодцы ребята, вы справились! Как мы одним словом назовем этих животных? 3. «Найдем домики животным» - Животных мы с вами нашли, а помните, в письме дятел говорил, что метель занесла все их домики, поможем отыскать их? 4. Физминутка Как на горке снег, снег И под горкой снег, снег И на елке снег, снег И под елкой снег, снег А под снегом спит медведь Тише, тише не шуметь 5. Рассказ о еже. - Какое еще животное спит зимой? - Kогда заканчивается тепло и наступают холода, исчезают все насекомые, ежи уходят спать. Прежде, чем лечь в спячку ежи ищут себе убежище и улучшают его. Когда наступает осень ежи роют себе нору в земле. Подготавливая место для зимовки, этот милый зверек таскает в убежище много засохших листьев. Когда наступают первые холода, ежи торопятся к себе в нору. Забравшись туда, они закрывают проход приготовленными заранее листьями. 6. Игра с ежиком (су-джок) Катится колючий ежик Нет ни головы ни ножек Он по пальчикам бежит И пыхтит, пыхтит, пыхтит Бегает туда-сюда Мне щекотно да-да-да В норку спать скорей ложись Весну теплую дождись. 7. Артикуляция гласных звуков Однажды, дятел в лесу услышал, что кто-то громко звал – “Мама! Мама!” Он сел на веточку дерева и стал наблюдать. Это был зайчонок, он потерял свою маму и жалобно плакал. - Как плакал зайчонок? 8. «Чудо-зверь» - Ребята, посмотрите, может быть это мама зайчонка или другая мама? - Как должна выглядеть мама зайчонка. Составим ее портрет У зайчихи пушистая шубка, летом серая, а зимой белая. У зайчихи длинные уши, раскосые глаза, маленький пушистый хвостик. У зайчихи передние лапы короткие, а задние длинные - Молодцы, ребята! Вы помогли найти зайчонку маму. Давайте поможем и другим лесным детенышам отыскать их мам? 9. «Найди маму”. - Обведите изображение той мамы, чей детёныш на вашей карточке и ласково его назовите. - Какой детеныш у тебя, назови ласково, кто у него мама? | у детей “снежинка” привязанная к палочке На экране появляются отгадки - Дикие животные Выключить экран Дети стоят полукругом На панно логово, нора, берлога, дупло, куст. Дети прикрепляют животного на липучке к жилищу и рассказывают: - Медведь спит в берлоге. - Волк живет в логове. - Лиса живет в норе. -Белка живет в дупле. -Заяц живет под кустиком. Дети идут по кругу Встать на носочки, потянуться Присесть Встать руки в стороны Обхватить себя руками, покачаться из стороны в сторону Сложенные ладони поднести к уху Палец к губам, грозящий жест Дети садятся на стулья - Ежи - еж / картинка Стоят около стульчиков Дети садятся на стульчики Артикуляция по профилям АААА УУУУ ОООО ИИИИ Дети узнают артикуляции и произносят гласные звуки - нееет это какой-то чудо-зверь - У него беличья голова, медвежье туловище, волчьи ноги, лисий хвост Мнемотаблица Дети составляют на фланелеграфе и комментируют: - у зайчихи заячьи уши, заячья голова, заячьи лапы и заячий хвост. Дети выбирают карточку с детенышем, которому хотят найти маму. Дети сидят за столами На карточке несколько наложенных друг на друга контурных изображений лесных мам, а рядом изображение одного детёныша. |
Заключительная часть | |
- Диким животным не просто выжить зимой. Люди в парках и заповедниках подкармливают их сеном и овощами. - Молодцы вы сегодня очень хорошо потрудились, пора нам возвращаться в детский сад. - Что вам запомнилось в нашей прогулке, Какие задания были самые интересные, а самые трудные? | Ответы детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ТЕМА: Путешествие в деревню к бабушке Наташе
обмен опытом работы по развитию речи у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста...
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО»
Итоговое логопедическое занятие по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....
Логопедическое занятие "Здравствуй, гостья-зима!"по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Открытое логопедическое занятиепо формированию лексико-грамматических категорийу детей старшей группы с ОНР«Здравствуй, гостья - зима»...
Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста Тема подгруппового занятия: «Продукты питания» Сюжетное занятие: «День рождения Мишки»
Закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Продукты питания"...
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языкау детей старшего дошкольного возраста с ОНР...
Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД"
Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД&quo...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"
Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"...