Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей среднего дошкольного возраста «В саду у бабушки»
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)
Цель: формирование лексико-грамматических категорий.
Задачи:
коррекционно-развивающие:
развивать диалогическую речь детей;
продолжать формировать умение самостоятельно отвечать на вопросы;
продолжать формировать умение самостоятельно составлять предложение из нескольких слов с предлогом В;
закреплять умение различать формы единственного и множественного числа имен существительных и употреблять в речи;
закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
развивать произвольное внимание, долговременную память, логическое мышление; зрительную память, внимание;
развивать общую и мелкую моторику;
развивать артикуляторную моторику;
формировать правильное дыхание.
образовательные:
активизировать пассивный и активный словарь детей по теме «Фрукты»;
формировать обобщающее понятие «фрукты».
воспитательные:
формировать положительную мотивацию к познавательной деятельности;
совершенствовать навыки игрового взаимодействия;
формировать доброжелательное отношение к сверстникам через умение слушать товарища и принимать мнение другого.
Педагогические технологии:
игровая технология;
здоровьесберегающая технология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_teme_posuda_pomoshchniki.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей среднего дошкольного возраста «В саду у бабушки»
Составитель: учитель-логопед
Журавлева Татьяна Валентиновна
Цель: формирование лексико-грамматических категорий.
Задачи:
коррекционно-развивающие:
- развивать диалогическую речь детей;
- продолжать формировать умение самостоятельно отвечать на вопросы;
- продолжать формировать умение самостоятельно составлять предложение из нескольких слов с предлогом В;
- закреплять умение различать формы единственного и множественного числа имен существительных и употреблять в речи;
- закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- развивать произвольное внимание, долговременную память, логическое мышление; зрительную память, внимание;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать артикуляторную моторику;
- формировать правильное дыхание.
образовательные:
- активизировать пассивный и активный словарь детей по теме «Фрукты»;
- формировать обобщающее понятие «фрукты».
воспитательные:
- формировать положительную мотивацию к познавательной деятельности;
- совершенствовать навыки игрового взаимодействия;
- формировать доброжелательное отношение к сверстникам через умение слушать товарища и принимать мнение другого.
Педагогические технологии:
- игровая технология;
- здоровьесберегающая технология.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Методы и приёмы:
- словесные, наглядные, практические, игровые методы;
- наглядно-зрительные, наглядно-слуховые приёмы, беседа, вопросы, художественное слово.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы по теме;
- наблюдение в природе
- заучивание стихотворений;
- рассматривание иллюстраций;
- отгадывание загадок о фруктах;
- лепка и аппликация, рисование.
Оборудование:
- ковролин с изображением дерева;
- муляжи фруктов в корзине;
- картинки с изображением фруктов;
- мяч;
- разрезные картинки фруктов;
- презентация.
ХОД НОД
I. Организационный момент.
Логопед. Сегодня мы с вами отправимся к бабушке в сад и узнаем, что же там растёт.
Вокруг себя повернитесь и у бабушки в саду окажитесь! (Дети поворачиваются вокруг себя и вместе с логопедом подходят к интерактивной доске, на которой появляется изображение фруктового сада). Слайд № 1
II. Основная часть.
1. Разгадывание загадок.
Логопед. Ну вот, мы с вами оказались в бабушкином саду. Посмотрите, сколько здесь деревьев. А вы знаете, что растет у бабушки? Наши любимые загадки помогут нам!
Итак, первая загадка:
Слайд № 2 (дети разгадывают загадки, в это время на экране появляются отгадки — изображения фруктов)
Пригрев на солнышке бока,
Висит на дереве пока,
Душистым соком налилось,
И видно семечки насквозь. (Яблоко)
Ты на лампочку похожа
И на ваньку-встаньку тоже.
У тебя румяный бок,
А откусишь — брызнет сок. (Груша)
В атласных синих платьицах
В траву под кроной скатятся.
Пойдут на джем и на компот
Или — помыть и сразу в рот. (Сливы)
В золотистой шкурке бок,
А под шкуркой сладкий сок.
В каждой дольке по глоточку
И для сына, и для дочки. (Апельсин)
Спелый, сочный, ароматный
Я на яблоко похож.
Если пополам разрежешь,
Внутри ты косточку найдешь. (Персик)
Жёлтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его?… (Лимон)
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран.
Высоко растет… (банан)
Логопед. Вот и последняя загадка:
Груша, яблоко, банан,
Ананас из жарких стран.
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся… (фрукты)
2. Дидактическая игра «Что в саду?»
Логопед. Перед вами лежат картинки фруктов, которые растут в саду у бабушки. Берите картинку и прикрепляйте её к дереву на ковролине. Я начинаю: «В саду у бабушки растут яблоки». (Дети продолжают).
Логопед. Посмотрите, ребята, какое дерево у нас получилось. Да, это не просто дерево, а Чудо-дерево! Скажите, а в настоящем саду мы можем увидеть такое?
(Ответы детей).
3. Дидактическая игра «Назови ласково».
Логопед. Посмотрите-ка, что это за неизвестный предмет, укрытый салфеткой, стоит около нашего Чудо — дерева? Как вы думаете, что это? (Предположения детей)
Логопед. А давайте снимем салфетку и посмотрим! Что это?
Дети: Это фрукты.
Логопед. …, выбери фрукт и назови его ласково (Яблоко - яблочко). Дети продолжают.
4. Артикуляционная гимнастика, физкультминутка (по тексту дети выполняют общие движения и артикуляционные упражнения)
«Раз, два, три, четыре, пять,
В сад пошли мы погулять!
— Видим, растет яблонька, а на ней — наливные яблочки (дети выполняют упражнение «Щечки-яблочки» — ваши щечки круглые, как яблочки — надуть обе щеки)
— Яблочки румяные, сладкие. Ползет мимо червячок, увидел яблочки: «Дай, — думает, — попробую!» (дети выполняют упражнение «Червячок в яблочке» — высунуть язычок и спрятать его)
— Бежали мимо дети. Увидели наливные яблочки, тоже решили попробовать: (дети выполняют упражение «Жуём твёрдое яблочко» — имитация жевания)
— Яблоки оказались очень вкусные: вдох, пауза, выдох — «Ах! Какое вкусное яблоко!» (проговаривает каждый ребенок)
— Каждый из ребят съел по яблочку, остались от яблок только огрызки: (дети выполняют упражнение «Огрызок яблока» — втянуть щечки — худышки)
— Побежали ребята дальше. Увидели растет слива. Каждый взял по одной сливе и спрятал за щечку (дети выполняют упражнение «Спрячем сливу за щеку» — попеременно надувают то правую, то левую щеку.)
— Пошли ребята дальше и увидели растет виноград. Каждый взял одну виноградинку и попробовал удержать ее губами (упражнение «Круглая виноградинка» — вытянуть губы вперед узкой трубочкой.)
— Долго гуляли дети по саду и радостно улыбались.(упражнение «Банан» — улыбнуться, приподняв уголки губ вверх; губы сомкнуты).
5. Дидактическая игра «Закончи предложение» («Один — много» ) Слайд № 3.
Логопед. Ребята, давайте посмотрим, сколько фруктов выросло у бабушки в саду.
Дети. У бабушки выросла не одна груша, а много ….
У бабушки выросло не одно яблоко, а много …. И т. д.
6. Пальчиковая игра «Фрукты»
Раз, два, три, четыре, пять Будем фрукты мы считать: Груша, персик, мандарин, Абрикос и апельсин. Раз, два, три, четыре, пять Фруктов было ровно пять. | Поочерёдно сжимают и разжимают пальцы. Хлопают. Поочерёдно загибают пальцы, начиная с больших. Поочерёдно сжимают и разжимают пальцы. Хлопают. |
7. Дидактическая игра «Собери картинку».
Логопед. Бабушка для каждого из вас оставила конверт. Возьмите их, откройте и скажите, что в конверте?
(Дети разбирают конверты, открывают их и говорят, что находится в конверте).
Логопед. Садитесь за столы и соберите свои картинки. (Дети собирают картинки). Логопед. Что у тебя, …? Какой фрукт ты собрал, …?
Логопед. Пришло время возвращаться нам в сад, но теперь уже в наш детский сад. Вокруг себя повернитесь, в детском саду окажитесь.
III. Итог занятия (подведение итогов работы, оценка деятельности детей).
Ребята, вам понравилось у бабушки в саду? Ложитесь на коврик, закройте глазки и вспомните всё, что вы видели и что делали в саду у бабушки. Вспоминайте... (звучит тихая музыка). Музыка заканчивается, дети встают с коврика и рассказывают, что они видели и что делали в саду у бабушки. Логопед оценивает работу детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание гов...
Картотека дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста
Для воспитателей и логопедов...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ТЕМА: Путешествие в деревню к бабушке Наташе
обмен опытом работы по развитию речи у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста...
Конспект занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Дикие животные»
Коррекционно – образовательные задачи: формирование представлений о внешнем виде диких животных, уточнение и расширение словаря по теме (медведь, лиса, заяц, ежик; маленький, большой, рыжий, хитрый, т...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности по теме "Путешествие в деревню к бабушке Кате"
НОД с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме "Домашние животные" по развитию лексико-грамматических категорий:образование существительных с уменьшительно-ласкательными суфф...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИE ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ТЕМЕ «СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ. ЖИВОТНЫЕ»
Занятие по активизации глагольного словаря....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"
Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"...