Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей среднего дошкольного возраста «В саду у бабушки»
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Журавлева Татьяна Валентиновна

Цель: формирование лексико-грамматических категорий.

Задачи:

коррекционно-развивающие:

  • развивать диалогическую речь детей;

  • продолжать формировать умение самостоятельно отвечать на вопросы;

  • продолжать формировать умение самостоятельно составлять предложение из нескольких слов с предлогом В;

  • закреплять умение различать формы единственного и множественного числа имен существительных и употреблять в речи;

  • закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

  • развивать произвольное внимание, долговременную память, логическое мышление; зрительную память, внимание;

  • развивать общую и мелкую моторику;

  • развивать артикуляторную моторику;

  • формировать правильное дыхание.

образовательные:

  • активизировать пассивный и активный словарь детей по теме «Фрукты»;

  • формировать обобщающее понятие «фрукты».

воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию к познавательной деятельности;

  • совершенствовать навыки игрового взаимодействия;

  • формировать доброжелательное отношение к сверстникам через умение слушать товарища и принимать мнение другого.

Педагогические технологии:

  • игровая технология;

  • здоровьесберегающая технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_teme_posuda_pomoshchniki.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей среднего дошкольного возраста «В саду у бабушки»

Составитель: учитель-логопед

Журавлева Татьяна Валентиновна

Цель: формирование лексико-грамматических категорий.

Задачи: 

коррекционно-развивающие:

  • развивать диалогическую речь детей;
  • продолжать формировать умение самостоятельно отвечать на вопросы;
  •  продолжать формировать умение самостоятельно составлять предложение из нескольких слов с предлогом В;
  • закреплять умение различать формы единственного и множественного числа имен существительных и употреблять в речи;
  • закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • развивать произвольное внимание, долговременную память, логическое мышление; зрительную память, внимание;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать артикуляторную моторику;
  • формировать правильное дыхание.

образовательные:

  • активизировать пассивный и активный словарь детей по теме «Фрукты»;
  • формировать обобщающее понятие «фрукты».

воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию к познавательной деятельности;
  • совершенствовать навыки игрового взаимодействия;
  •  формировать доброжелательное отношение к сверстникам через умение слушать  товарища и принимать мнение другого.

Педагогические технологии:

  • игровая технология;
  • здоровьесберегающая технология.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Методы и приёмы:

  •  словесные, наглядные, практические, игровые методы;
  •  наглядно-зрительные, наглядно-слуховые приёмы, беседа, вопросы, художественное слово.

Предварительная работа: 

  • чтение художественной литературы по теме;
  • наблюдение в природе
  • заучивание стихотворений;
  •  рассматривание иллюстраций;
  • отгадывание загадок о фруктах;
  • лепка и аппликация, рисование.

Оборудование:

  • ковролин с изображением дерева;  
  • муляжи фруктов в корзине;
  • картинки с изображением фруктов;
  •  мяч;
  • разрезные картинки фруктов;
  • презентация.

ХОД НОД

I. Организационный момент.

Логопед.  Сегодня мы с вами отправимся к бабушке в сад и узнаем, что же там растёт.

Вокруг себя повернитесь и у бабушки в саду окажитесь! (Дети поворачиваются вокруг себя и вместе с логопедом подходят к интерактивной доске, на которой появляется изображение фруктового сада).            Слайд № 1

II. Основная часть.

1. Разгадывание загадок.

Логопед. Ну вот, мы с вами оказались в бабушкином саду. Посмотрите, сколько здесь  деревьев.   А вы знаете, что растет у бабушки? Наши любимые загадки помогут нам!

Итак, первая загадка:                              

Слайд № 2 (дети разгадывают загадки, в это время  на экране появляются отгадки — изображения фруктов)

Пригрев на солнышке бока,

Висит на дереве пока,

Душистым соком налилось,

И видно семечки насквозь.      (Яблоко)

Ты на лампочку похожа

И на ваньку-встаньку тоже.

У тебя румяный бок,

А откусишь — брызнет сок.     (Груша)

В атласных синих платьицах

В траву под кроной скатятся.

Пойдут на джем и на компот

Или — помыть и сразу в рот.   (Сливы)

В золотистой шкурке бок,

А под шкуркой сладкий сок.

В каждой дольке по глоточку

И для сына, и для дочки.         (Апельсин)

Спелый, сочный, ароматный

Я на яблоко похож.
Если пополам разрежешь,

Внутри ты косточку найдешь.   (Персик)

Жёлтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его?…             (Лимон)

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран.

Высоко растет… (банан)

Логопед. Вот и последняя загадка:

Груша, яблоко, банан,

Ананас из жарких стран.

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся… (фрукты)

2. Дидактическая игра «Что в саду?»

Логопед. Перед вами лежат картинки фруктов, которые растут в саду у бабушки. Берите картинку и прикрепляйте её к дереву на ковролине. Я начинаю: «В саду у бабушки растут яблоки».           (Дети продолжают).

Логопед. Посмотрите, ребята, какое дерево у нас получилось. Да, это не просто дерево, а Чудо-дерево! Скажите, а в настоящем саду мы можем увидеть такое?

(Ответы детей).

3. Дидактическая игра «Назови ласково».

Логопед. Посмотрите-ка, что это за  неизвестный предмет, укрытый салфеткой,  стоит около нашего Чудо — дерева? Как вы думаете, что это? (Предположения детей)

Логопед.  А давайте снимем салфетку и посмотрим!    Что это?

Дети: Это фрукты.

Логопед.     …, выбери фрукт и назови его ласково (Яблоко - яблочко). Дети продолжают.

4. Артикуляционная гимнастика, физкультминутка (по тексту дети выполняют общие движения и артикуляционные упражнения)

«Раз, два, три, четыре, пять,  

В сад пошли мы погулять!

— Видим, растет яблонька, а на ней — наливные яблочки (дети выполняют упражнение «Щечки-яблочки» — ваши щечки круглые, как яблочки — надуть обе щеки)

— Яблочки румяные, сладкие. Ползет мимо червячок, увидел яблочки: «Дай, — думает, — попробую!» (дети выполняют упражнение «Червячок в яблочке» — высунуть язычок и спрятать его)

— Бежали мимо дети. Увидели наливные яблочки, тоже решили попробовать: (дети выполняют упражение «Жуём твёрдое яблочко» — имитация жевания)

— Яблоки оказались очень вкусные: вдох, пауза, выдох — «Ах! Какое вкусное яблоко!» (проговаривает каждый ребенок)

— Каждый из ребят съел по яблочку, остались от яблок только огрызки: (дети выполняют упражнение «Огрызок яблока» — втянуть щечки — худышки)

— Побежали ребята дальше. Увидели растет слива. Каждый взял по одной сливе и спрятал за щечку (дети выполняют упражнение «Спрячем сливу за щеку» — попеременно надувают то правую, то левую щеку.)

— Пошли ребята дальше и увидели растет виноград. Каждый взял одну виноградинку и попробовал удержать ее губами (упражнение «Круглая виноградинка» — вытянуть губы вперед узкой трубочкой.)

Долго гуляли дети по саду и радостно улыбались.(упражнение «Банан» — улыбнуться, приподняв уголки губ вверх; губы сомкнуты).

5.  Дидактическая игра «Закончи предложение» («Один — много» )  Слайд № 3.

Логопед.  Ребята, давайте посмотрим, сколько фруктов выросло у бабушки в саду.

Дети. У бабушки выросла не одна груша, а много ….

У бабушки выросло не одно яблоко, а много …. И т. д.

6. Пальчиковая игра «Фрукты»

Раз, два, три, четыре, пять

Будем фрукты мы считать:

Груша, персик, мандарин,

Абрикос и апельсин.

Раз, два, три, четыре, пять

Фруктов было ровно пять.

  Поочерёдно сжимают и разжимают пальцы.

  Хлопают.

  Поочерёдно загибают пальцы, начиная с больших.

  Поочерёдно сжимают и разжимают пальцы.

  Хлопают.

7.  Дидактическая игра «Собери картинку».

Логопед.  Бабушка для каждого из вас оставила конверт. Возьмите их,  откройте и скажите, что в конверте?

(Дети разбирают конверты, открывают их и говорят, что находится в конверте).

Логопед. Садитесь за столы и соберите свои картинки. (Дети собирают картинки).          Логопед. Что у тебя, …? Какой фрукт ты собрал, …?

Логопед.  Пришло время возвращаться нам в сад, но теперь уже в наш детский сад. Вокруг себя повернитесь, в детском саду окажитесь.

III.  Итог занятия (подведение итогов работы, оценка деятельности детей).

Ребята, вам понравилось у бабушки в саду? Ложитесь на коврик, закройте глазки и вспомните всё, что вы видели и что  делали в саду у бабушки.  Вспоминайте... (звучит тихая музыка). Музыка заканчивается, дети встают с коврика  и  рассказывают, что они видели и что делали в саду у бабушки. Логопед оценивает работу детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание гов...

Конспект занятия по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Дикие животные»

Коррекционно – образовательные задачи: формирование представлений о внешнем виде диких животных, уточнение и расширение словаря по теме (медведь, лиса, заяц, ежик; маленький, большой, рыжий, хитрый, т...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности по теме "Путешествие в деревню к бабушке Кате"

НОД с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме "Домашние животные" по развитию лексико-грамматических категорий:образование существительных с уменьшительно-ласкательными суфф...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"...