Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «В гостях у Лета»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Целью непрерывной образовательной деятельности является формирование лексико-грамматических категорий, активизация словарядетей по теме "Лето".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 28.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий
у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
«В гостях у Лета»
Цель: Формирование лексико-грамматических категорий по теме «Лето».
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- развитие диалогической речи детей – самостоятельные ответы на вопросы;
- закрепление умения согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе;
- закрепление умения образовывать относительное прилагательное от существительного;
- закрепление умения образовывать притяжательные прилагательные;
- употребление существительного «лето» в разных падежных формах;
- формирование навыков составления короткого рассказа «Лето» с использованием опорной схемы;
- развитие произвольного внимания, долговременной памяти, логического мышления; зрительной памяти, внимания;
- развитие общей и мелкой моторики;
- совершенствовать умение детей ориентироваться в большом пространстве, передвигаться в заданном направлении по ориентирам.
Образовательные:
- активизация пассивного и активного словаря детей по теме «Лето»;
- закрепление умения выделять характерные признаки времени года;
Воспитательные:
- формирование положительной мотивации к познавательной деятельности;
- воспитание интереса и бережного отношения к природе;
- формирование доброжелательного отношения к сверстникам через умение слушать - товарища и принимать мнение другого.
Педагогические технологии:
- игровая технология;
- технология обучения на основе опорных сигналов;
- здоровьесберегающая технология;
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Методы и приёмы:
- словесные, наглядные, практические, игровые методы;
- наглядно-зрительные, наглядно-слуховые приёмы, беседа, вопросы, художественное слово;
Предварительная работа: Наблюдения за погодой и состоянием живой природы; чтение произведений о временах года; рассматривание картин и иллюстраций; отгадывание и заучивание загадок, стихотворений, о временах года и сезонных явлениях в природе. Изготовление поделок и аппликаций из природного материала, рисование.
Оборудование:
- разрезные картинки животных;
- план-схема для составления рассказа (мнемотаблица разрезанная на шесть частей);
- солнце с лучиками;
- предметные картинки (деревья, листья);
- сюжетные картинки (по теме Лето);
- стеклянные камушки;
- цветной лабиринт на полу;
- следы;
- одежда для куклы;
- кукла;
- карточка схема из геометрических фигур (лабиринт);
- часы на руку с циферблатом из цифр;
- предметные картинки (цветы, бабочки);
- контурное изображение бабочек.
Ход НОД:
1.Организационный момент.
- Приветствие гостей, коммуникативная игра «Назови свое имя!»
Дети вместе с логопедом заходят в группу.
Логопед: Ребята, у нас сегодня в гостях гости, давайте поприветствуем их! Гости не знают наших имен, давайте встанем в круг, будем передавать друг другу бабочку и называть свое имя. Я начинаю первая. Меня зовут - Лилия Анатольевна, а тебя? (Ребенок отвечает - Меня зовут Илья и т.д. по цепочке).
После того, как дети назовут свои имена, логопед обращает их внимание на следы в группе.
- Введение в тему занятия.
Ребята, посмотрите, у нас в группе кто-то был. На полу непонятные следы. Вам они знакомы? Вы знаете, чьи они? (Нет).
- И я не знаю, смотрите тут конверт.
Логопед открывает конверт, там обращение к детям и стихотворение про лето.
- Здравствуйте ребята, если вы меня не узнали, вы мои загадки отгадайте и гостя узнайте!
Жаркая стоит погода,
Рано солнышко встаёт,
Днём и греет, и печёт,
Речка манит нас прохладой,
В лес за ягодами надо.
В поле рожь шумит как море,
Соловьи поют на зорях,
Травы сочные стоят,
Косари в поля спешат.
Когда это бывает? (Летом)
Логопед: Похоже, вы правы, Лето к нам в группу заглянуло, в этом году оно раннее, но по календарю наступит только через две недели. Предлагаю вам сходить к Лету в гости. Вы знаете куда идти? (Нет). И я не знаю. Тут в конверте часы, они подписаны вашими именами, может они нам помогут найти Лето. А пойдем мы вот по этим тропинкам. Возле каждой тропинки цифра. Посмотрите на часы, у кого цифра «1» (Илья – красная дорожка).
- Илья, ты пойдешь первый. Встаньте по порядку за Ильей. Иди по тропинке и рассказывай, как ты идешь. (Ребенок: я иду прямо, повернул на лево, иду прямо, повернул на лево, иду прямо.)
По тропинке мы все пойдём –
Кто гостил у нас – найдем!
- Игра «Подбери к солнышку слова».
Логопед: Тут, опять конверт, а в нем солнышко (выставляет солнышко на магнитный мольберт). Почему солнышко? (Дети: Потому что, оно летом светит ярко, и погода теплая.)
- Помогите солнышку собрать свои лучики, чтобы оно могло скорее согреть всю землю. (На мольберте с помощью магнитов солнышку прикрепляются лучики.)
- Чтобы лучики собрать –
слова красивые должны мы подобрать.
- Солнышко какое? (Теплое, яркое, блестящее, желтое, золотистое, лучистое, веселое, нежное, приветливое, радостное,…)
- Лето какое? (Чудесное, раннее, позднее, теплое, солнечное, долгожданное, нарядное,…
Логопед: Ребята, у кого на часах цифра «2». (Аглая – голубая дорожка)
- Аглая, найди цифру «2», по дорожке какого цвета ты поведешь ребят? (Голубого.) Встаньте за Аглаей по порядку. Иди и рассказывай, как ты идешь?
- Игра «Найди дереву свой листочек!»
- Ребята, и куда же мы с вами попали? Как называется место, где растет много деревьев? (Лес.) Давайте, назовем деревья, которые мы здесь видим. (Тополь, осина, береза, дуб, рябина, клен.) А летом, деревья разве так выглядят? (Нет.) Что не так? (Не хватает листьев.) Летом деревья укатаны зеленой листвой.
Логопед раздает детям мелкие листочки и предлагает украсить ими дерево.
- Ваня, у тебя листья с какого дерева? (С клена.) Какие они? (Кленовые.)
Дети по очереди называют листья, образовывая относительные прилагательные.
- Посмотрите на часы у кого цифра «3». (Аня – желтая дорожка )
Инструкция как в предыдущих заданиях.
- Игра «Поймай бабочку!»
- Ребята, куда же мы сейчас попали? (На поляну, луг.) А почему вы решили, что это поляна? (На ней много цветов и бабочек?) Подул сильный ветер и все насекомые спрятались. Но потом выглянуло солнышко и они опять вернулись. Надо каждой бабочке помочь вернуться к своему цветку. Я начну первая. Слушайте внимательно. Моя бабочка летает над красным цветком. (Моя бабочка сидит на белом цветке. Моя бабочка летает возле Ириса).
Дети по очереди находят контур бабочки и озвучивают её расположение по отношению к цветку.
- Молодцы, ребята, давайте немножко отдохнем и поиграем с бабочками, которые прилетели к нам в группу.
Логопед дает детям бабочек на палочке.
Физ. минутка: Игра «Бабочка летела и села отдохнуть»
Зрительная гимнастика «Поймай глазами бабочку».
Логопед: Ребята, посмотрите у кого цифра «4». (Ваня П. – синяя дорожка)
- Игра «Чьи лапы? Чей хвост?»
Дети располагаются на ковриках, логопед показывает конверт, в котором лежат части туловища животных.
- Ребята, чьи это лапы и хвосты? Логопед показывает части туловища, дети называют и собирают картинку. (Медвежьи, волчьи, заячьи, лисьи, беличьи, лосинные.) Кто появляется у животных летом? (Детеныши?) Очень часто мамы - животные уходят далеко на охоту, чтобы прокормить своих малышей. А малыши, иногда, непослушные выбегают из свои домиков и теряются. Помогите мамам найти своих малышей. Возьмите камушки и проложите путь только по кружочкам.
Дети, дифференцируя овал - круг выделяют маршрут с помощью камней.
Логопед спрашивает каждого ребенка, как мама зовет своего малыша (ревет, воет, тявкает.)
Логопед: Ребята, у кого часы с цифрой «5». (Саша – полосатая тропинка )
(Иду прямо, повернул на право, повернул на лево, иду прямо.)
- Игра «Во что играют дети летом?»
- Ребята, расскажите мне, чем можно заниматься летом, а помогут вам картинки на доске.
(Собирать ягоды в лесу. Ловить рыбу. Кататься на велосипеде. Кататься на лыжах. Кататься на санках. Играть в мяч. Купаться в море.)
Дети выбирают картинку, отвечая фразой из трех слов.
Логопед: Посмотрите у кого часы с цифрой «6». (Катя – зеленая дорожка)
(Иду прямо по дорожке, поворачиваю на лево.)
- Игра «Помоги Маше собраться на море»
- Ребята, кукла Маша собралась со своей хозяйкой на море, взяла с собой много одежды. Посмотрите, правильно ли она собрала чемодан. Какую одежду носим летом (зимой, весной, осенью)? (Летнюю.)
Дети перебирают чемодан куклы, называя летнюю одежду.
Итог занятия:
- Ну вот, и закончились все маршруты, выберете себе любую карточку, и давайте вспомним, что мы говорили про лето.
Дети с помощью логопеда (по наводящим вопросам, с опорой на схему) составляют простой рассказ.
Рефлексия:
Вы так много рассказали мне про Лето, нам пора возвращаться в детский садик. Вам понравилось в гостях у Лета? Оно вам тоже оставило небольшие сюрпризы. Попрощаемся с гостями.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий
у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
«В гостях у Лета»
Составитель:
Лилия Анатольевна Бойко
учитель-логопед высшей кв категории
Санкт-Петербург 2016г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста"
Интегрированное занятие в старшей группе компенсирующего сада...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Материал представляет собой конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР. Поставлена цель, описаны дидактические игры, игров...
Игры на формирование лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Авторские игры...
План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических навыков для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по теме Весна
План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических навыков для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по теме "Весна" предложен к использованию как воспитателям, так и учителям-...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста на тему: «Покорение космоса»
Рассказываем детям о космосе...
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста по теме " Осень"
Активизация словаря по теме "Осень"...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Прогулка по лесу"
Занятие предназначено для проведения в старшей группе детского сада для формирования и закрепления у детей-логопатов знаний о диких животных; их особенностях поведения в зимний период, отличительных в...