«Звуки весеннего лес » Конспект по формированию звуковой культуры речи в старшей группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Рожкова Лора Александровна

  формирование знаний детей по лексической теме «Весна», создание условий для закрепления навыков правильного произношения звуков [С],      [ С’]. Знакомство с буквой С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vesna.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №62» д. Старая

«Звуки весеннего лес »

Конспект по формированию  звуковой культуры речи в старшей группе

                                                                   Разработала : учитель-логопед

                                                                       высшей категории  Рожкова Л.А.    

           

Цель:  формирование знаний детей по лексической теме «Весна», создание условий для закрепления навыков правильного произношения звуков [С],      [ С’]. Знакомство с буквой С.

Задачи: 

Коррекционно – образовательные:  - формирование представлений о весне, признаки весны. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении; упражнять в правильном произношении звука [С], [ С’] , в четком и ясном произнесении слов; дифференциации твердости и мягкости звука, закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим); фонематического анализа и синтеза;  деление слов на слоги; анализа и синтеза слов СОВА; правильно использовать различную громкость голоса, темп речи, интонационные средства выразительности.

Коррекционно – развивающие: создать условия для развития: слуховой памяти, внимания, восприятия; умения концентрировать внимание; слухоречевой памяти, фонематического восприятия, мимики; развивать познавательный интерес, активизировать речь, умение аргументировать свои высказывания.

Коррекционно – воспитательные:  Воспитывать интерес к образовательной деятельности по развитию речи, уверенность в своих возможностях, формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма;  воспитание культуры речевого общения;   интерес к занятиям по развитию речи. Создавать у детей эмоциональный, позитивный настрой, желания помогать друг другу; интереса к играм со звуками и буквами.

Форма организации: Игра – путешествие.

Формы работы: беседа, показ, орф-педагогика, биоэнергопластика, чтение,  

 Предварительная работа: беседа с детьми на тему: «Весна». Разучивание с детьми стихотворений. Проведение занятий по рисованию, аппликации на тему «Весна», наблюдения на прогулках, работа с календарем природы. Разучивание физминутки, биоэнергопластики, чтение текста «Лиса», разучивание игры «Берем, отдаем» (Орф-педагогика).

Материал: картинки приметы весны, солнышко, прищепки, перчатки, цветочек, сундук, замки, ключи, картинки со звуком [С], стаканчики, краски, тарелочки с манкой, палочки, фишки красного, синего и зеленого цвета.

Ход занятия

I. Организационный момент. Дети входят в группу.

Логопед:

-Здравствуйте ребята. Мы сейчас с вами поздороваемся по – новому,

- Па-да-ба-да Здравствуйте! (дети идут по кругу, стучат по коленям затем хлопают в ладоши друг другу, отбивая ритм и здороваются по очереди). Эмоциональный настрой.

Логопед:

 -Дети посмотрите, какое у нас солнышко? Давайте мы без слов покажем, что случилось?
Мимические упражнения: 
- На наше солнышко налетел ветер и оно испугалось
(приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот)
-Ветер разметал все лучи, и солнышко рассердилось на него
(сдвигают брови)
-Мы решили солнышку помочь, и оно сначала удивилось (приподнимают брови, широко открывают глаза)
-А потом обрадовалось 
(улыбаются)
II. Логопед:
- Поможем солнышку стать ярче и теплее? Давайте вспомним приметы весны. (На доске картинки с приметами весны: сосульки, капель, проталинки, набухли почки, журчать ручьи, на улице тепло). Дети составляют предложения с союзом потому что (снег тает и бегут ручьи, потому что ярко светит солнышко; звенит с крыш капель, потому что ярко светит солнышко; дни становятся теплее, потому что ярко светит солнышко, набухли почки на деревьях, потому что ярко светит солнышко) и прицепляют прищепки на солнышко. Посмотрите, как наше солнышко заулыбалось. Мы с вами молодцы.

Логопед: - Рот –дом, губы- двери, кто живет в этом доме, а живет здесь наш веселый язычок. ( Гимнастика для язычка, бионергопластика, дети надевают перчатки). Использование Логомера МирСиб.

Выходит весна :

 Здравствуйте, друзья,
Я - Весна-Красна!
Знаю, ждут меня повсюду,
Всем на свете я нужна,
Приношу я радость людям,
Ведь недаром - я Весна!
Долго шла лесной тропой
Я спешила в край родной.
Вдруг откуда ни возьмись
Злые вьюги и метели
Закружились, налетели.
Замели они пути,
Без помощи мне не пройти.

 - Вы мне поможете?

Вот вам волшебный цветочек, он покажет путь. Много дел у меня, пойду я.
- Ну что ребята поможем весне?  Я думаю, что очень, много трудностей на нашем пути, не испугаетесь?

Дети идут по группе.- Что это такое? Дети – Сундук.

Логопед: - Это проделки зимы. А сундук не простой, 8 замков и все разного цвета, а к нему ключи, все перепутались (замки разного цвета, и к ним ключи) давайте откроем, но надо найти ключ  этого же света.

 Дети открывают замки и проговаривают цвета (оранжевый замок, оранжевый ключ..).

-Ребята, да в этом сундуке задание, которые мы должны выполнить.

1 задание

Дети берут пакет из сундука (в нем находятся картинки со словами, а сверху прикрыты салфетками, отработка речевого выдоха) .

- Если подуть на салфетки, то появиться слово.

( Слова со звуком  [С] самолет, самокат, солнце …)

-Ребята какой звук повторяется чаще всего?

- звук С.

-Давайте его произнесем С….

- Губы улыбаются, видны зубы, а теперь еще раз долго, сердито посвистим, покажем, как воздух выходит из насоса, и скажем, куда спрятался кончик языка? (кончик языка спрятался за нижние зубы).
-Какая струйка воздуха выходит, когда мы произносим звук с: холодная или теплая? Поднесите руку ко рту и скажите с. Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта,  когда мы произносим звук [с]. Гласный или согласный звук [с]? Попробуем его петь. Что происходит? (это согласный звук)Звонкий или глухой этот звук? Почему? Приложим руку к горлышку. Дрожит голосок? (звук глухой)  Какой фишкой будем обозначать звук с? (синей), каким звук бывает еще? Твердый и мягкий? Как обозначаем? Мягкий –зеленый.

2 задание:Дети достают стаканчики. Игра «Берем, отдаем» (элементы ОРФ- педагогики)- Ребята мы должны поймать звук [С]   в слогах, затем в словах. Вы садитесь в круг и передать стаканчики друг другу, проговаривая «Берем, отдаем», как только услышите звук [С]  поднимите стаканчики на голову ..

- Следующая игра: «Угадай звук [С]   в слове» (Используется ИКТ «Игры для тигры»). Определение звука [С]   в начале, конце, середине.

3 задание:
Из сундучка дети достают два чистых листа бумаги, в углу круги заштрихованы синим и зеленым цветом.

- Что это за проделки зимы, опять колдовство. Надо листы заштриховать, и появляется буквы. Дети выполняют задание. Буквы С синего, зеленого цвета ( ставятся на доску). Что это ребята?

- Буквы.

- Почему они разного цвета? Чем отличается звук от буквы? Буквы мы видим, читаем и пишем, а звуки произносим. Давайте нарисуем букву  С (дети рисуют по манке букву С), сколько элементов в этой букве?

- Один полуовал.

Чтение слогов и определение мягкого звука [С]   (ИКТ «Игры для тигры»)

4 задание

Ребята достают музыкальные клависы и отбивают ритмический рисунок.  Физминутка (ОРФ-педагогика)

5 задание

Дети достают звуковые линейки из сундучка и садятся за столы.

- Ребята надо сделать звуковой анализ слова  СОВА (Картинка). Дети садятся за столы. Один ребенок у доски.

-Делим слово на слоги, затем выкладываем звуки.

-Сколько гласных, сколько согласных. Обозначим их буквами.

 -Закрыли глазки , какой звук пропал? А теперь?

6 задание: Дети достают микрофон, он дает задание: - Дети вы должны оживить картинки. Внимание идет запись. Логопед читает знакомый текс. (ИКТ   «Обучение грамоте». На экране картинки ).    

Выдался солнечный денек. Лисавета с маленьким лиской отправились на прогулку. Мать учит сына переходить дорогу. Сейчас для нас горит красный свет. Мы с тобой пешеходы. А для слоненка на самокате горит зеленый свет, он может проезжать.

-  Назовите слова из этого текста со звуком  [С].    Затем дети пересказывают текст в микрофон по мнемокартинкам. В конце пересказа  просмотр получившегося мультфильма.

III. Логопед:

 -Ребята, вот наше путешествие и подошло к концу. Мы выполнили все задания зимы. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали? Какое задание вам было очень интересно выполнять? Какое из заданий вам показалось наиболее сложным? Логопед оценивает работу детей.

 Давайте позовем весну: «Весна приходи»

Весна: - Спасибо вам ребята, что прогнали злую зимушку, выполнили все ее задания. Я хочу подарить вам весенние цветы. Надеюсь, что с этим букетом в ваш дом придет тепло, радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект по звуковой культуре речи в старшей группе: «Звук «С» и «Сь».

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия детей....

Конспект по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков [С]-[З]»

Конспект по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков [С]-[З]»...

Конспект по звуковой культуре речи в старшей группе

Конспект по звуковой культуре речи в старшей группе...