Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Звуковая культура речи - дифференциация звуков р – л
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Краснологская средняя общеобразовательная школа
Структурное подразделения «Детский сад»
Конспект занятия по развитию речи
в старшей группе
Звуковая культура речи - дифференциация звуков р – л
Подготовила Воспитатель:
Муравлева Ирина Андреевна
с. Красный Лог 2017г
Звуковая культура речи - дифференциация звуков р – л
Направление «Развитие речи»
Образовательная область «Познание» Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков[ л] –[р]
Составление рассказа на предложенную тему»
Воспитатель: Муравлева И.А.
Старшая группа
Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Задачи:
Образовательные:
- упражнять детей в различении звуков [л] —[ р] в слогах, словах;
- учить слышать звук в слове,
- учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинке;
- уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]— [р], изолированных, в словах и фразах;
- учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками, называть слова на заданный звук;
- учить правильно отгадывать загадки.
Развивающие:
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
- развивать фонематический слух: различение на слух и называние слов, начинающихся на звуки [л] —[ р];
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Методы и приемы:
-Практические: произношение звуков [л] и [р], дидактические игры "Услышь звук", "Подбери слово", физминутка, соотнесение картинок с их звуками.
- Наглядные: наблюдение за артикуляцией звука, рассматривание карточек .
- Словесные: рассказ об артикуляции звуков, отгадывание загадок, беседа по содержанию текста , вопросы, ответы.
Материалы и оборудование: проектор, карточки для определения звука
Предварительная работа: артикуляционная гимнастика,
Форма проведения: Игра-путешествие.
Воспитатель : Ребята кто знает что у нас за знаменательная дата 12 апреля скоро? у нас будет день космонавтики
. Воспитатель: А как называются люди, которые путешествуют в космосе?
Дети: Космонавты.
Воспитатель: А вы хотите полететь в космос
Дети: Да
Воспитатель: А подскажите мне, на чем можно совершить космическое путешествие?
Дети: На ракете
Воспитатель: А как у любого летательного аппарата имеется название, давайте придумаем и нашей ракете название.
Воспитатель: Ребята, раз мы летим с вами в космос, значит мы кто?
Дети: Космонавты
Показ видео
Воспитатель: Скажите все кто живет на других планетах как их можно назвать?
Воспитатель: Правильно инопланетяне Вот и к нам на нашу ракету заглянули два интересных человечка Они незнают как их зовут но у каждого на животике есть такие знаки и они не знают что это означает?
Воспитатель: Как вы думаете что это такое у них?
Правильно это буквы и звуки.
Воспитатель: Давайте им расскажем что это еще и означает
Воспитатель: Но сначала сделаем гимнастику для своих губ. Возьмите зеркала
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знаем много букв. Буквы бывают гласные, которые можно петь: А. О, У, Ы. (Дети рассматриваю буквы, произносят их, прорисовывают их в воздухе)
Воспитатель: Давайте теперь повторим согласные буквы: М. С, П, К, X. Н, Ш, Л, Р. Которые застревают у нас в губках или прячутся за зубками
.
Когда вы произносите звук [л], то кончик языка упирается в верхние зубы. (Показ воспитателем и произнесение детьми.) Когда произносим звук [р] кончик языка касается бугорков на потолочке в ротике-домике, а когда мы выдыхаем воздух, он дрожит. (Показ и произнесение)
Воспитатель: Ребята наши гости любят играть .Давайте и мы с вами поиграем в игру но сначала проведем физкультминутку
Физкультминутка «Космос»
Один, два, три, четыре, пять, (ходьба на месте)
В космос мы летим опять. (соединить руки над головой)
Отрываюсь от Земли, (подпрыгнуть)
долетаю до Луны. (руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим, (покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим. (ходьба на месте)
3. Игра "Подбери слово" (подбор слов на заданный звук).
Поиграем в игру, в которой вы мне назовете слова со звуком [р]. (Воспитатель бросает детям мяч, в ответ дети называют слово с нужным звуком)
А теперь назовите мне слова со звуком л
2. Игра "Услышь звук" (определение наличия звука в слогах и словах).
Я буду называть слоги. Если вы услышите в звук [р], пустите рыбку поплавать (движение кистью руки от себя), если услышите звук [л], попробуйте позвонить в «колокольчик».
Будьте внимательны: ла, ва, на,ра, са, ла, да, ра, фа, ла, ка, ча, ла, ра и т.д.
(Дети все вместе выполняют задание, воспитатель следит за их движениями, объясняет ошибки.)
Сейчас я буду произносить слова: праздник, полка, полосатая, рыжая, лев, зебра, муравьи, ползают, прыгают.
4.Отгадывание загадок.
Отгадайте загадку.
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает. Что это?
Д е т и. Лук.
Воспитатель. Почему выдумаете, что это лук? Дети отвечают.
Какой звук слышится в слове лук — [л] или [р]? Дети отвечают.
Воспитатель
Послушайте еще одну загадку
Начинает он копать,
Заменяет сто лопат. Что это?
Д е т и:Экскаватор.
Воспитатель. Почему выдумаете, что это экскаватор? Дети отвечают.
Какой звук слышится в этом слове — [л] или [р]?Дети отвечают.
Воспитатель. Произнесите это слово так, чтобы в нем отчетливо слышался звук [р].
Дети выполняют.
Еще одна загадка.
Стоят в поле сестрички:
Желтые глазки, белые реснички. Что это?
Дети отвечают.
Воспитатель Почему вы думаете, что это ромашки? Дети отвечают.
Воспитатель Какой звук слышится в этом слове — [л] или [р]? Дети отвечают.
Воспитатель Произнесите это слово так, чтобы в нем слышался звук [р].
Дети выполняют.
Один, два, три, четыре, пять | Ходьба на месте |
Воспитатель Ребята нам надо возвращаться домой давайте оставим нашим знакомым наши карточки картинки на память только каждому свою возьмите карточку посмотрите и определите, какой звук в этом слове если л то подарить надо кому? правильно другу л а если р то нашему другу по имени р
Воспитатель: И объясните мне, почему вы эту карточку подарили.
Дети выполняют
Воспитатель: Хорошо ребята, вы все такие молодцы.
Давайте взойдем на нашу ракету. 5,4,3,2,1 – пуск
Видео пуск
Закрыли глаза, руки и ноги расслабили, открыли глаза. Ну, вот мы и дома.
Дети выходят из ракеты
Воспитатель: Ребята, а где мы с вами сегодня были, с кем встретились, кому помогли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/18/picture-357396-1439915630.jpg)
Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»
Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/03/picture-388307-1667460384.png)
Конспект занятия по развития речи для старшей группы "Мир звуков. Гласные звуки."
Формировать представление о гласных звуках русского языка, учить выделять первый звук в слове....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/03/picture-388307-1667460384.png)
Конспект занятия по развития речи для старшей группы "Мир звуков. Согласные звуки.
Формировать представление о гласных и согласных звуках русского языка, учить выделять первый звук в слове....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/28/picture-614930-1427526423.jpg)
Конспект занятия по развитию речи "Царство Снежной Королевы-Зимний лес. Дифференциация звуков С (сь)-З в речи."
На занятии активизируется словарный запас по лексической теме "Зима". с детьми проводятся : Зрительная гимнастика, Пальчиковая гимнастика, Двигательный речетренинг, Логопедическа...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/30/picture-1371446-1643568268.jpg)
Конспект занятия по развитию речи младшей группы " Звуковая культура речи звуки б и бь
Цель занятия упражнять детей в в правилном произношении звуков б,бь (взвукосочетаниях , словах , фразах)...
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: звуки щ-ч»
Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ-ч. Развивать фонетический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе ...