перспективный план работы учителя-логопеда
методическая разработка по логопедии

Поспелова Светлана Владимировна

перспективный план работы учителя - логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе  и средней группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                   

Перспективный план логопедической работы  

с детьми средней группы

 с тяжелыми нарушениями речи

на 2019-2020 учебный год

Период

Лексическая тема

Формирование словарного

запаса

Формирование лексико-грамматических категорий

Связная речь

I период обучения

сентябрь

1-я, 2-я

неделя

Обследование детей учителем-логопедом. Заполнение речевых карт. Мониторинг развития детей воспитателями и педагогом-психологом.

3-я неделя

Золотая осень

Формирование словаря существительными, прилагательными и глаголами (осень, дождь, ветер, дерево, листья; красный, желтый, оранжевый; дуть, опадать, желтеть, краснеть)

Использование в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами – чик, - очк, - ечк.

Рассматривание картины по теме «Осень». Рассказ учителя-логопеда по картине. Ответы детей на вопросы.

4-я

неделя

Золотая осень

Фрукты. Овощи. Обогащение словаря существительными-названиями овощей и фруктов; прилагательными, описывающими форму, цвет, величину, вкус. Формирование умений дифференцировать овощи и фрукты.

Использование в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами – чик, - очк, - ечк. Употребление в речи имен существительных в единственном и множественном числе (яблоко-яблоки); в форме родительного падежа (груша-много груш)

Повторение за учителем-логопедом рассказа-описания из 2-3 предложений о фруктах и овощах.

октябрь

1-я

неделя

Дикие животные

Обогащение словаря существительными, обозначающими названия диких животных; введение в речь глаголов, обозначающих движения и повадки диких животных; расширение словаря прилагательными для описания диких животных.

Дикие животные и их детеныши. Употребление существительных с суффиксами – онок, - енок в форме родительного падежа множественного числа (–ат, -ят). Образование множественного числа существительных (заяц - зайцы)

Составление рассказов-описаний диких животных из нескольких предложений.

2-я неделя

Домашние животные

Введение в речь слов, обозначающих названия домашних животных; глаголов, обозначающих способы передвижения животных (ходит, скачет, прыгает, бегает); прилагательных для описания.

Домашние животные и их детеныши. Употребление существительных с суффиксами – онок, енок в форме родительного падежа множественного числа (козленок-козлят). Согласование существительных с прилагательными.

Составление рассказа-описания о кошке и собаке по вопросам и с опорой на картинку.

3-я неделя

Птицы вокруг нас. Перелетные птицы.

Обогащение словаря существительными, обозначающими названия птиц; использование глаголов для обозначения действий (летит, клюет, поет, пьет); подбор прилагательных для описания птиц.

Закрепление в речи простых предлогов - в, на, из. Изменение слов по падежам.

 Образование уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.

Составление 2-3 –словных предложений по вопросам (Кто? Что? Что делает?)

4-я неделя

Одежда, обувь, головные уборы

Введение в речь существительных, обозначающих одежду, обувь и головные уборы; формирование умения подбирать прилагательные для описания.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Употребление глаголов, противоположных по смыслу. Употребление притяжательных прилагательных (У Кати сапожки. Чьи это сапожки? Это Катины сапожки.)

Составление описательного рассказа с опорой на схему

ноябрь

1-я

неделя

Лес, грибы, ягоды

Формирование словаря существительными, прилагательными и глаголами (лес, дерево, тропинка, полянка, корзина, подберезовик, подосиновик, клюква, черника; красный, длинный, вкусный, сладкий, кислый; срывать, собирать)

Образование множественного числа существительного. Закрепление в речи простых предлогов - в, на, из. Изменение слов по падежам.

 Образование уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.

Диалог «За грибами»

2-я неделя

Мой любимый город Омск

Формирование словаря существительными, прилагательными и глаголами по теме.

Формирование навыков словообразования и словоизменения

Составление описательного рассказа «Мой город»

3-я неделя

Я и моя семья

Формирование словаря существительными, прилагательными и глаголами по теме. Учить детей называть членов семьи, выделять родственные слова (папа, мама, сестра…)

Образование глаголов единственного и множественного числа. Употребление существительных в творительном падеже. Усвоение притяжательных местоимений (мой, моя) в сочетании с существительными мужского и женского рода.

Составление рассказа по сюжетной картине «Семья»

4-я неделя

Мир профессий

Обогащение словаря существительными – названиями профессий; введение в словарь глаголов, обозначающих трудовые действия (учит, продает, водит и т.д.)

Расширение словаря по теме. Формирование навыков словообразования и расширение словаря.

Образование глаголов единственного и множественного числа. Употребление существительных в творительном падеже.

Составление короткого описательного рассказа по сюжетной картине

II период обучения

декабрь

1-я

неделя

Здравствуй, Зимушка-Зима!

Расширение словаря существительными, обозначающими явления неживой природы  зимой; формирование умения подбирать прилагательные для описания явлений природы зимой.

Зимние месяцы. Расширение предикативного словаря.

Обработка падежных окончаний.

Составление рассказа по серии сюжетных картин

2-я неделя

Живой мир зимой

Обогащение словаря существительными, обозначающими названия диких животных; введение в речь глаголов, обозначающих движения и повадки диких животных; расширение словаря детей прилагательными для описания диких животных.

Дикие животные зимой. Практическое закрепление в речи употребления имен существительных в различных падежах.

Употребление существительных с суффиксами – онок, - енок, в форме родительного падежа множественного числа (-ат, -ят). Образование множественного числа существительных (заяц - зайцы).

Составление рассказов – описаний диких животных из нескольких предложений.

3-я неделя

Мы со спортом крепко дружим

Обогащение словаря существительными, обозначающими разные зимние виды спорта.

Формирование навыков словообразования и расширение словаря. Обучение составлению сложносочиненных предложений.

Составление коротких описательных рассказов на тему «Спортивные атрибуты»

4-я неделя

Новый год

Введение в речь существительных, связанных с новогодним праздником (Дед Мороз, Снегурочка, елка и т.д.); формирование подбирать прилагательные для их описания.

Употребление в речи глаголов, обозначающих действия детей на празднике в форме повелительного наклонения (петь, танцевать, играть и т.д.)

Составление описательного рассказа «Любимый праздник Новый год»

январь

1-я

неделя

каникулы

2-я неделя

Народные праздники. Зимние забавы

Расширение словаря по теме недели.

Формирование навыков словообразования. Обучение составлению сложносочиненных предложений

Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине

3-я неделя

По страницам любимых сказок

Расширение и обогащение словаря по теме недели.

Практическое закрепление в речи употребления имен существительных в различных падежах.

Рассказывание сказок по серии сюжетных картин

4-я неделя

Что нам стоит дом построить

Введение в речь существительных, связанных с темой.

Закрепление навыка употребления имен существительных в творительном падеже. Формирование словаря глаголов.

Рассказывание сказки «Заюшкина избушка» по серии сюжетных картин

февраль

1-я

неделя

Дом, квартира, мебель

Обогащение словаря существительными – названиями мебели; употребление прилагательных для описания предметов мебели; формирование умения подбирать глаголы в соответствии с назначением мебели.

Употребление в речи предлогов в, из, под, над, на. Согласование существительных с числительными.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Составление предложений по тематическим картинкам.

2-я неделя

Посуда, продукты питания

Введение в речь существительных, обозначающих названия продуктов; расширение словаря глаголами, обозначающими действия с продуктами.

Расширение словаря с обобщающим значением «посуда»; обогащение словаря прилагательными для описания предметов посуды.

Формирование словаря прилагательных. Образование относительных прилагательных (грибной суп и т.д.). Употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа.

Составление предложений с опорой на картинку.

Заучивание наизусть загадки.

3-я неделя

Есть такая профессия – Родину защищать!

Расширение словаря по теме. Введение в речь существительных, связанных с темой.

День защитников Отечества. Употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа.

Составление рассказа «Поздравляем папу» с опорой на картинку.

4-я неделя

Комнатные растения

Расширение словаря по теме. Введение в речь существительных, связанных с темой (листья, стебель, бутон, земля, лейка и т.д.)

Формирование глагольного словаря по теме. Формирование навыков словообразования.

Составление мини-рассказа «Как ухаживать за комнатными растениями»

III период обучения

март

1-я

неделя

Маму я свою люблю!

Обогащение словаря прилагательными, обозначающими нравственные качества людей; формирование умения подбирать глагол для конкретных действий.

Мамин праздник. Развитие навыков словообразования, согласования существительных с прилагательными.

Составление рассказа «Поздравляем маму» по серии сюжетных картин.

Заучивание стихотворения.

2-я

неделя

Весна пришла

Расширение словаря существительными, обозначающими признаки весны; подбор прилагательных для описания явлений природы весной.

Упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже (птица – много птиц). Образование грамматических форм, выраженных глаголами единственного и множественного числа (летит - летят)

Составление рассказа-описания о весне по опорным картинкам.

3-я

неделя

Транспорт

Введение в речь детей существительных с обобщающим понятием «транспорт»; употребление наречий для описания характерных особенностей разного вида транспорта.

Употребление в речи грамматических форм, выраженных глаголами единственного и множественного числа. Подбор наречий, противоположных по смыслу.

Составление предложений по картинкам (Шофер водит машину)

4-я

неделя

Перелетные птицы весной

Введение в речь существительных – названий птиц; обогащение словаря глаголами, обозначающими действия птиц весной.

Употребление в речи предлогов в, на, из, под, на, над. Отработка падежных окончаний.

Закрепление умения пересказывать тексты из 2-3 предложений. Заучивание стихотворения.

апрель

1-я

неделя

Наша страна

Расширение словаря по теме. Введение в речь существительных, связанных с темой (страна, город, улица, река, мост и т.д.)

Согласование существительных с прилагательными (большой город, красивая улица, родная страна и т.д.)

Составление мини-рассказа о родном городе.

2-я

неделя

Путешествие в космос

Расширение словаря по теме. Введение в речь существительных, связанных с темой (космонавт, звезды, планеты, ракета и т.д)

Формирование навыков словообразования и словоизменения.

Составление рассказа по серии сюжетных картин по теме

3-я

неделя

Наш дом

Расширение словаря по теме. Введение в речь существительных, связанных с темой

Упражнение в образовании слов сложного состава. Уточнение и расширение словаря по теме.

Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта)

4-я

неделя

Животные жарких стран

Расширение словаря по теме. Введение в речь существительных, связанных с темой

Закрепление употребления имен существительных множественного числа в родительном падеже. Формирование навыка словообразования по теме.

Составление описательных рассказов о животных жарких стран

май

1-я

неделя

Человек, семья

Ввести в речь детей слова, обозначающие части тела человека; учить подбирать глаголы для действий, которые выполняют разные органы и части тела человека. Учить называть членов семьи (папа, мама, сестра)

Усвоение притяжательных местоимений (мой, моя) в сочетании с существительными мужского и женского рода.

Составление рассказа «Человек» по серии картин

2-я

неделя

День Победы

Расширение словаря по теме. Введение в речь существительных, связанных с темой

Согласование существительных с прилагательными

Заучивание стихотворения.

3-я

неделя

Разноцветный мир

Введение в речь существительных обозначающих насекомых; формирование умения подбирать глаголы для описания действий насекомых

Насекомые. Закрепление употребления имен существительных в родительном падеже. Особенности строения тела насекомых. Формирование навыка слогового анализа слов.

Развитие диалогической речи. Беседа по сказке В. Сутеева «Кораблик».

4-я

неделя

Водоемы и их обитатели.

Здравствуй лето!

Введение в речь существительных обозначающих обитателей водоемов; формирование и расширение словаря по теме «Лето»

Морские, речные и аквариумные обитатели. Лето. Упражнение в образовании и употреблении в речи прилагательных сравнительной степени. Формирование и расширение словаря по теме.

Составление рассказа – описания о золотой рыбке по предложенному плану.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                   

Перспективный план логопедической работы  

с детьми подготовительной к школе группы

 с общим недоразвитием речи III уровня

на 2019-2020 учебный год

Период

Лексическая тема

Звуки,

буквы

Формирование лексико-грамматических категорий

Связная речь

I период обучения

сентябрь

1-я, 2-я

неделя

Обследование детей учителем-логопедом. Заполнение речевых карт. Мониторинг развития детей воспитателями и педагогом-психологом.

3-я неделя

16.09-20.09

Золотая осень

У, А

Формирование номинативного словаря (словаря существительных) по теме.

Периоды осени. Осенние месяцы. Обучение детей задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.

Рассказывание по теме «Осень»

4-я

неделя

23.09-27.09

Золотая осень

У, А, И

Деревья осенью. Листья. Преобразование существительных единственного числа в форме именительного падежа в форму множественного числа.

Образование прилагательных от существительных.

Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания

октябрь

1-я

неделя

30.09-04.10

Дикие животные

П – Пь

К - Кь

Дикие животные и их детеныши. Образование существительных множественного числа и их практическое употребление в речи.

Пересказ русской народной сказки

«Мужик и медведь» с элементами драматизации

2-я неделя

07.10-11.10

Домашние животные

Т – Ть

К - Т

Домашние животные и их детеныши. Место обитания домашних животных. Закрепление и расширение знаний детей по теме.

Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин

3-я неделя

14.10-18.10

Птицы вокруг нас. Перелетные птицы.

П – Т – К

О

Особенности строения тела птиц. Формирование навыков словообразования.

 Образование уменьшительно-ласкательной формы имен существительных.

Пересказ И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» с помощью опорных схем

4-я неделя

21.10-01.11

Одежда, обувь, головные уборы

Х – Хь

К - Х

Дифференциация типов одежды по сезонам. Образование относительных прилагательных.

Составление описательного рассказа с опорой на схему

ноябрь

1-я

неделя

04.11-08.11

Лес, грибы, ягоды

Ы, А, У

И, О

Согласование имен существительных с числительными. Образование прилагательных от существительных.

Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин

2-я неделя

11.11-15.11

Мой любимый город Омск

М – Мь

Н - Нь

Расширение словаря по теме. Формирование навыков словообразования и расширение словаря

Составление описательного рассказа с опорой на схему

3-я неделя

18.11-22.11

Я и моя семья

Н - М

Б

Обучение составлению сложносочиненных предложений. Расширение словаря антонимов. Словообразование притяжательных прилагательных.

Составление рассказа по сюжетной картине «Семья»

4-я неделя

25.11-

29.11

Мир профессий

Б – Бь

П - Б

Расширение словаря по теме. Формирование навыков словообразования и расширение словаря

Составление рассказа «Неудачная охота»

II период обучения

декабрь

1-я

Неделя

02.12-06.12

Здравствуй, Зимушка-Зима!

С, Сь

Развитие семантического поля слова «снег». Практическое закрепление в речи детей глаголов прошедшего времени. Зимние месяцы. Расширение предикативного словаря.

Составление рассказа по сюжетной картине

2-я неделя

09.12-13.12

Живой мир зимой

С – Сь

З

Дикие животные зимой. Практическое закрепление в речи употребления имен существительных в различных падежах.

Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин

3-я неделя

16.12-20.12

Мы со спортом крепко дружим

Зь

З - Зь

Формирование навыков словообразования и расширение словаря. Обучение составлению сложносочиненных предложений.

Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации)

4-я неделя

23.12-27.12

Новый год

Сь – Зь

С – З

В - Вь

Закрепление употребления имен существительных в творительном падеже.

Составление описательного рассказа «Любимый праздник Новый год»

январь

1-я

неделя

каникулы

2-я неделя

13.01-17.01

Народные праздники. Зимние забавы

Д- Дь

Формирование навыков словообразования и расширение словаря. Обучение составлению сложносочиненных предложений

Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине

3-я неделя

20.01-24.01

По страницам любимых сказок

Т - Д

Практическое закрепление в речи употребления имен существительных в различных падежах.

Рассказывание сказок по серии сюжетных картин

4-я неделя

27.01-31.01

Что нам стоит дом построить

Ть – Дь

Г

Инструменты. Закрепление навыка употребления имен существительных в творительном падеже. Формирование словаря глаголов.

Пересказ рассказа Б. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра»

февраль

1-я

неделя

03.02-

07.02

Дом, квартира, мебель

Г – Гь

Г - К

Расширение знания значений предлогов в употребление их в самостоятельной речи. Закрепление предложно-падежных конструкций.

Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным картинкам

2-я неделя

10.02-14.02

Посуда, продукты питания

Э

Й

Формирование словаря прилагательных. Образование относительных прилагательных. Развитие навыка словообразования.

Пересказ сказки «Две косы»

3-я неделя

17.02-

21.02

Есть такая профессия – Родину защищать!

Е

Я

День защитников Отечества. Расширение словаря по теме «Военные профессии».

Составление рассказа «Собака - санитар» по серии сюжетных картин

4-я неделя

25.02-28.02

Комнатные растения

Ш

Ш - С

Формирование глагольного словаря по теме.

Составление рассказа «Все хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий

III период обучения

март

1-я

неделя

02.03-06.03

Маму я свою люблю!

Ж

Ж - З

Мамин праздник. Развитие навыков словообразования.

Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий

2-я

неделя

10.03-13.03

Весна пришла

Ж – Ш

Ш – Ж – С - З

Формирование и расширение семантического поля слова «жук». Развитие и формирование словаря по теме.

Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

3-я

неделя

16.03-20.03

Транспорт

Л

Ль

Образование и закрепление в речи глаголов движения с приставками. Дифференциация транспорта по видам.

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

4-я

неделя

23.03-04.04

Перелетные птицы весной

Ц

Формирование семантического поля слова «ласточка».  Расширение глагольного словаря по теме.

Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин

апрель

1-я

неделя

06.04-10.04

Наша страна

Ц – С

Ю

Упражнение в образовании синонимических рядов. Уточнение и расширение словаря по теме.

Пересказ рассказа С. Баруздина «Страна, где мы живем» с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий

2-я

неделя

13.04-17.04

Путешествие в космос

Р

Рь

Формирование навыков словообразования и расширение словаря. Обучение составлению сложносочиненных предложений

Составление описательного рассказа «Первый космонавт»

3-я

неделя

20.04-24.04

Наш дом

Р – Рь

Р - Л

Упражнение в образовании слов сложного состава. Уточнение и расширение словаря по теме.

Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта)

4-я

неделя

27.04-30.04

Животные жарких стран

Ч

Ч - Ть

Закрепление употребления имен существительных множественного числа в родительном падеже. Формирование навыка словообразования по теме.

Составление описательных рассказов о животных жарких стран

май

1-я

неделя

04.05-07.05

День Победы

Ф – Фь

Ф - В

Расширение словаря по теме. Формирование навыка употребления в речи возвратных глаголов.

Школьные принадлежности. Расширение словаря по теме.

Составление рассказа по серии сюжетных картин с одним закрытым фрагментом

2-я

неделя

12.05-15.05

Человек.

Школа.

Щ

Щ - Ч

Расширение словаря по теме

Составление рассказа «Человек» по серии картин

3-я

неделя

18.05-22.05

Разноцветный мир

Щ – Ть

Щ – Т – Сь - Ть

Насекомые. Закрепление употребления имен существительных в родительном падеже. Особенности строения тела насекомых. Расширение и активизация словаря по теме.

Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин

4-я

неделя

25.05-29.05

Водоемы и их обитатели.

Здравствуй лето!

Мягкие и твердые согласные.

Глухие и звонкие согласные

Морские, речные и аквариумные обитатели. Образование отыменных и притяжательных прилагательных.

Лето. Упражнение в образовании и употреблении в речи прилагательных сравнительной степени. Формирование и расширение словаря по теме.

Составление рассказа «Как я проведу лето» (на заданную тему)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы учителя-логопеда на 2011-2012 уч.год

Перспективный план работы учителя-логопеда  на 2011-2012 уч.год  в старшей логопедической группе...

Перспективный план работы учителя- логопеда Жгутовой И.В. на подготовительную группу.

Материал поможет учителям - логопедам правильно распределить программные задачи на все учебный год для проведения фронтально- подгрупповой работы с детьми с общим недоразвитием речи ....

Перспективный план работы учителя-логопеда с педагогами на 2012-2013 учебный год

Перспективный план работы учителя-логопеда с педагогами на 2012-2013 учебный год...

Перспективный план работы учителя-логопеда

Перспективный план работы учителя-логопеда на 2013-2014 учебный год....

Перспективный план работы учителя-логопеда на 2013-2014 учебный год

Перспективный план работы учителя-логопеда на 2013-2014 учебный год разработан с учётом возрастных особенностей детей с общим недоразвитием речи 4-7 лет, посещающих группу компенсирующей направленност...

перспективный план работы учителя-логопеда

В данной плане прописана работа учителя-логопеда с детьми, родителями, воспитателями, а также методическая работа....

Перспективный план работы учителя-логопеда в старшей группе для детей с ОНР

Материалы данного перспективного плана подойдут учителям-логопедам, работающим по программе Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной "Устранение общего недоразвития у детей дошкольного возраста". План рассчитан н...