Перспективный план работы учителя-логопеда в старшей группе для детей с ОНР
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) по теме
Материалы данного перспективного плана подойдут учителям-логопедам, работающим по программе Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной "Устранение общего недоразвития у детей дошкольного возраста". План рассчитан на детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 ур.. Содержит подробный перечень видов работы по следующим разделам: развитие общих речевых навыков, звукопроизношение, работа над слоговой структурой слова, развитие фонематического анализа и синтеза, лексика, грамматический строй речи, развитие связной речи и развитие мелкой моторики. Работа делится на три периода: I (сентябрь-ноябрь), II (декабрь-март), III (апрель - июнь).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektiv_3.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы учителя-логопеда Давыдовой Ю.С. в старшей группе для детей с ОНР на 2013 – 2014 учебный год
Обследование детей (первые 2 недели сентября)
- Обследование состояния речи и неречевых психических функций.
- Выявление структуры и механизмов речевых нарушений.
- Заполнение речевых карт на каждого ребенка.
I период обучения
(II половина сентября - ноябрь)
Развитие общих речевых навыков
- Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата.
- Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки).
- Работа над постановкой диафрагмального дыхания.
- Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.
Звукопроизношение
- Уточнить произношение гласных звуков и наиболее легких согласных [м]- [м’], [ б] - [б’], [д] - [д’], [н] - [н’], [в]-[в’], [г]-[г’], [п] - [п’], [т] - [т’], [ф]-[ф’], [к]-[к’], [х]-[х’].
- Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.
- Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).
Работа над слоговой структурой слова
(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)
- Работа над односложными словами со стечением гласных в начале и в конце слова (стол, мост).
- Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).
- Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек).
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений
- Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучание игрушки, хлопки), фонематического восприятия.
- Различение на слух гласных и согласных звуков.
- Знакомство со звуками [а], [у], [и], [о], [ы].
- Выделение в слове первого ударного гласного звука (Аня, Утка).
- Анализ звукосочетаний: [ау], [уа], [ауо], [уои].
- Определение в словах первого и последнего гласных звуков.
- Определение наличия звука в слове («Хлопни в ладоши, если есть этот звук в слове») – на материале изученных звуков.
Лексика
Расширение и уточнение словаря по темам: «Детский сад», «Игрушки», «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Сад – огород», «Лес. Грибы, ягоды, деревья», «Перелетные птицы», «Одежда», «Одежда, обувь, головные уборы», «Ателье».
Грамматический строй речи
- Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа (в винительном и родительном падежах).
- Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.
- Согласование существительного и глагола в числе.
- Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
- Навыки словообразования: существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с разными приставками.
- Образование прошедшей формы глаголов.
- Согласование числительных «один» и «одна» с существительными.
- Развитие умения сравнивать слова по их длине (короткие и длинные).
- Преобразование глаголов единственного числа повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения третьего лица настоящего времени.
Развитие связной речи
- Составление простых распространенных предложений.
- Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.
- Обучение детей навыку составления короткого рассказа по демонстрируемому действию.
- Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).
- Обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ) с использованием магнитной доски.
Развитие мелкой моторики
- Обводка, закрашивание и обводка по трафаретам (по лексическим темам первого периода)
- Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
II период обучения
( декабрь, 2 половина января, февраль, март)
Развитие общих речевых навыков
- Продолжать работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.
- Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.
Звукопроизношение
- Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).
- Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Работа над слоговой структурой слова
(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)
- Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость)
- Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана).
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений
- Определение в словах первого согласного звука.
- Анализ и синтез слогов, состоящих из двух звуков: согласного и гласного [ум], [мы].
- Знакомство со звуками [м], [н], [в], [ф], [б], [п], [д], [т].
- Определение наличия – отсутствия согласного звука в слове.
- Определение гласного звука в середине односложных слов.
- Определение позиции согласного звука в слове: начало, середина, конец.
- Дифференциация изученных твердых и мягких, глухих и звонких согласных звуков в изолированном положении, в слогах, в словах.
Лексика
- Расширение и уточнение словаря по темам: «Зима. Зимние забавы», «Мебель. Части мебели», «Семья», «Новогодний праздник», «Зимующие птицы», «Дикие животные зимой», «Почта», «Транспорт», «Комнатные растения», «Наша армия», «Весна. День рождения Весны».
- Уточнение представлений детей об основных цветах, о некоторых их оттенках и овладение соответствующим им словесным обозначениям.
Грамматический строй речи
- Закрепить употребление падежных окончаний существительных единственного числа (дательный, творительный, предложный падежи).
- Закрепить употребление окончаний существительных в именительном падеже множественного числа.
- Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
- Практическое употребление простых предлогов места (в, на, под).
- Образование относительных прилагательных, соотносящихся по значению с темами II периода обучения.
- Подбор определений к предметам и объектам (вопросы: какой по цвету? По форме? По величине? По материалу?).
- Выделение в словосочетаниях признаков предметов с помощью вопросов какой? какая? какое?
Развитие связной речи
- Совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации) по опорным словам, вопросам, демонстрации действий детей.
- Закрепление навыка построения предложений, распространение предложений путем введения однородных членов, первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных, сложноподчиненных предложений.
- Описание предметов и объектов с использованием схем.
- Обучать пересказу, составлению рассказа по картинке и серии картин.
Развитие мелкой моторики
- Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
- Работа по развитию конструктивного праксиса.
- Продолжать работу по обводке и штриховке фигур (по изучаемым темам).
- Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради.
III период обучения
(апрель, май, июнь)
Общие речевые навыки
- Продолжить работу над речевым дыханием.
- Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.
Звукопроизношение
- Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).
- Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Работа над слоговой структурой слова
- Закрепление слоговой структуры двухсложных слов со стечением согласных.
- Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных (крапива, пылинка, карандаш.).
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений
- Знакомство со звуками [г], [к], [х], [с], [з], [ц].
- Полный анализ и синтез слов.
- Преобразование слов путем замены одного звука (МАК-БАК, БАК-БЫК).
Лексика
- Расширение и уточнение словаря по темам: «Праздник 8 Марта», «Профессии», «Наша пища», «Откуда хлеб пришел», «Посуда», «Мой дом», «Домашние животные и их детеныши», «Домашние птицы и их птенцы», «Насекомые», «Наша страна. Мой родной край», «Человек», «Лето».
- Закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий.
Грамматический строй речи
- Закрепить употребление падежных окончаний существительных единственного и множественного числа.
- Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (с основой на твердый согласный; с основой на мягкий согласный).
- Согласование числительных с существительными.
- Усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами.
- Уточнение значений обобщающих слов.
- Образование притяжательных прилагательных.
Развитие связной речи
- Описание примеров и ответов с использованием схем сюжетных картинок.
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
- Пересказ рассказа, составленного по сюжетной картине.
- Составление рассказа по сюжетной картине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование работы учителя - логопеда в ДОУ (старшая группа).
Перспективное планирование работы учителя - логопеда в ДОУ (старшая группа)....
Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями старшей логопедической группы
В данном перспективном плане учитель-логопед указала формы работы с родителями,по коррекции речи у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи....
Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями (средняя группа)
Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями воспитанников средней группы с ТНР....
Планы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей старшей группы для детей с ТНР (фрагмент плана) ТЕМА НЕДЕЛИ Домашние животные
Планы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей старшей группы для детей с ТНР (фрагмент плана)ТЕМА НЕДЕЛИ Домашние животные...
Планы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей старшей группы для детей с ТНР (фрагмент плана) ТЕМА НЕДЕЛИ Мужские и женские профессии
Планы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей старшей группы для детей с ТНР (фрагмент плана) ТЕМА НЕДЕЛИ Мужские и женские профессии...
Планы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей старшей группы для детей с ТНР (фрагмент плана) ТЕМА НЕДЕЛИ Народная культура и традиции. Сибирские промыслы
Планы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей старшей группы для детей с ТНР (фрагмент плана)ТЕМА НЕДЕЛИ Народная культура и традиции. Сибирские промыслы...
Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями старшей логопедической группы
Индивидуальные беседы с родителямиСтенд для родителейИндивидуальные практикумы по правильному проведению комплексов артикуляционной гимнастикиРодительское собрание...