Настольно-печатная игра "Что сначала, что потом" в индивидуальной работе логопеда с детьми с ТНР
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Тершукова Елена Викторовна

Использование игры "Что сначала, что потом". Задачи работы. Рассказы к сериям сюжетных картин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование настольно-печатной игры

«Что сначала, что потом?»

в индивидуальной работе учителя-логопеда

с дошкольниками с ТНР (ОНР).

ОНР – это  системное нарушение речи, когда в речи ребенка нарушены почти все стороны речи: лексика, грамматика, слоговая структура, звукопроизношение. Задачами коррекционного обучения и развития являются не только постановка и отработка правильного звукопроизношения, но и коррекция неречевых психических функций, а также фонематических процессов и всех сторон экспрессивной речи: обогащение пассивного и активного словаря, устранение аграмматизмов, формирование связной речи.

В такой многосторонней работе учителю-логопеду могут существенно помочь настольно-печатные игры, как самостоятельно изготовленные, так и предлагаемые в продаже. Кроме того, игры помогают избежать утомления и пресыщения ребенка однообразной деятельностью в ходе автоматизации поставленных звуков, вызвать интерес и активность, развивать любознательность и познавательную мотивацию, преодолеть негативный настрой к занятиям, если таковой имеется.

 В этом плане интересна игра «Что сначала, что потом?» из серии «Готовимся к школе». Она направлена на развитие связной речи, понимания причинно-следственных связей, развитие логического мышления, внимания, наблюдательности и представляет собой серии картин на 10 сюжетов.

Я дополнила игру, составив примерные рассказы. Рассказы соответствуют  лексическим темам, изучаемым в течение учебного года,  и включают материал для автоматизации или дифференциации определенных звуков на этапах работы от уровня слова до уровня текста.

При работе с каждой серией можно решать следующие задачи (учитывая индивидуальные способности и потребности ребенка, уровень его личностного развития):

  1. Коррекция звукопроизношения -
  • Автоматизация звука в слове,
  • Автоматизация звука в предложении,
  • Автоматизация звука в тексте,
  • Дифференциация звуков.
  1. Коррекция фонематических процессов –
  • Выделение заданного звука на фоне слова (задание типа «Как ты думаешь, в слове «Лана» есть звук [Л]? А в слове «ваза»?),
  • Определение слов с заданным звуком (найди здесь слова со звуком [Л]),
  • Определение место звука в слове (в слове «Лана» где стоит звук [Л]?),
  • Различение слов с оппозиционными звуками (найди и назови слова со звуками [С] и [Ш]).
  1. Активизация словаря –
  • Называние по картинке слов – названий предметов, признаков и действий,
  • Определение обобщающих понятий.
  1. Коррекция грамматического строя речи –
  • Образование существительных множественного числа,
  • Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами,
  • Согласование прилагательных с существительными,
  • Согласование существительных с числительными 2, 5;
  • Использование  существительных в косвенных падежах без предлогов,
  • Работа с предложно-падежными конструкциями.
  1. Формирование связной речи –
  • Составление предложений,
  • Пересказ рассказа по картинкам,
  • Составление рассказа по серии картин,
  • Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.

Серии картин.

  1. «Девочка играет с куклой», 4 картинки.

Лексическая тема «Игрушки».

Задачи:

  • Автоматизация звука [Л];
  • Коррекция фонематических процессов (Назвать слова со зв. [Л], определить место зв. [Л] в словах);
  • Коррекция грамматического строя речи  - согласование прилагательных с существительными (табурет голубой, таз белый, блузка белая, мыло желтое и т.д.), употребление существительных в творительном падеже (Чем мыла? Вытирала? Причесывала? Украшала косички?), работа с предложно-падежными конструкциями (предлоги НА, В, ЗА, ПЕРЕД);
  • Формирование связной речи.

Текст рассказа:

У Ланы есть кукла. У куклы голубые глаза, длинные волосы. Лана играла с куклой. Потом она стала куклу купать. Лана поставила таз на табурет, налила теплую воду. Лана взяла мыло и намылила куклу, потом вымыла ее. Лана вытерла куклу полотенцем и высушила. Когда волосы у куклы высохли, Лана причесала их и заплела косички. Косички украсила белами бантиками. Надела на куклу голубое платье. Кукла стала чистая и нарядная.

  1. «Девочка сшила мишке штанишки», 4 картинки.

Лексические темы «Игрушки»,  «Ателье», «Профессии».

Задачи:

  • Автоматизация звука [Ш];
  • Коррекция фонематических процессов (Назвать слова со зв. [Ш], определить место зв. [Ш] в словах);
  • Коррекция грамматического строя речи  - употребление существительных в родительном падеже (нет мишки, нет Маши и т.д.);
  • Формирование связной речи.

Текст рассказа:

Мама подарила Маше мишку. Шерстка у Мишки пушистая, мягкая. Маша решила сшить мишке штанишки. Она нашла в книжке выкройку. Маша измерила мишку сантиметром, потом нарисовала выкройку на ткани и вырезала ножницами. Потом Маша взяла у бабушки катушку с нитками. Она аккуратно сшила штанишки. Штанишки мишке понравились.

  1. «Курица и цыплята», 4 картинки.

Лексическая тема «Домашние птицы».

Задачи:

  • Автоматизация звука [Ц];
  • Коррекция фонематических процессов (Назвать слова со зв. [Ц], определить место зв. [Ц] в словах);
  • Коррекция грамматического строя речи  - образование существительных множественного числа, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • Формирование связной речи.

Текст рассказа:

Мама-курица снесла три яйца и стала их высиживать. Однажды мама-курица пошла клевать зернышки, а скорлупа у яиц в это время стала трескаться. Наконец из яиц вылупились цыплята. Курица дала им имена: Цып, Цапа и Цыпочка. Цып любил смотреть на солнце, Цапа ловить гусениц, а Цыпочка собирать цветы. И все они очень любили маму-курицу.

  1. «Снеговик», 4 картинки.

Лексическая тема «Зима».

Задачи:

  • Автоматизация звука [С];
  • Коррекция фонематических процессов (Назвать слова со зв. [С], определить место зв. [С] в словах);
  • Коррекция грамматического строя речи  - образование существительных множественного числа,  согласование прилагательных с существительными (куртка синяя, брюки синие, кусты белые, снег белый, дом коричневый, собака коричневая, ботинки коричневые, елка зеленая, пуговицы зеленые).
  • Формирование связной речи.

Текст рассказа:

Наступила зима. Выпало много снега. Саня позвал собаку Сальму гулять. Саня захотел слепить снеговика. Сначала Саня скатал большой ком, затем ком поменьше и поставил его на большой. Третий ком Саня прикрепил сверху, а из самых маленьких комков сделал снеговику ноги и руки. Сальма принесла для рук палки. Потом Саня сбегал домой и принес ведерко, морковку и две пуговицы. Ведерко закрепил у снеговика на голове, из пуговиц сделал глаза, а из морковки получился нос. Снеговик получился просто прекрасный! Все им с удовольствием любовались.

  1. «Просто старушка», 4 картинки.

Лексические темы «Зима», «Семья».

Задачи:

  • Дифференциация звуков [С] - [Ш];
  • Коррекция фонематических процессов -  повторение цепочек слогов со звуками [С] и [Ш], различение слов с оппозиционными звуками (найди и назови слова со звуками [С] и [Ш]);
  • Коррекция грамматического строя речи  - образование существительных множественного числа,  согласование прилагательных с существительными.
  • Формирование связной речи.

Текст рассказа:

Однажды зимой Саша и Даша вышли на улицу. Выпало много снега, и Саша начал лепить снеговика, а Даша катала снежки. Мимо шла бабушка. Вдруг бабушка поскользнулась на льду и упала. Из сумки выкатились  продукты, на снег упали бабушкина палка и очки. Саша подскочил к бабушке и помог ей встать, а Даша подняла сумку и очки.

Саша спросил бабушку: - Бабушка, вы не ушиблись?

Бабушка ответила: - Нет, сыночек, все в порядке. Спасибо вам, мои хорошие!

Бабушка пошла дальше, а Даша спросила: - Саша, это твоя бабушка?

- Нет, это просто старушка, - ответил Саша.

  1. «Стройка зверей», 5 картинок.

Лексические темы «Стройка», «Сказки».

Задачи:

  • Дифференциация звуков [Л] - [Р];
  • Коррекция фонематических процессов -  повторение цепочек слогов со звуками [Л] и [Р], различение слов с оппозиционными звуками (найди и назови слова со звуками [Л] и [Р]);
  • Коррекция грамматического строя речи  - образование существительных множественного числа, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с числительными 2, 5;
  • Формирование связной речи.

Текст рассказа:

Однажды в лесу собрались звери: Медведь, Заяц и Белка. Решили они вместе построить дом. Медведь нарисовал чертеж. Потом из бревен построили стены, а из досок сделали двери и окна. Заяц сколотил крыльцо, Медведь смастерил балкон, а Белочка поставила на крыше трубу. Когда дом был готов, Белочка сшила красивые занавески и посадила на балконе цветы, Заяц украсил окно, а Медведь смастерил стол и скамейки. Дом получился красивый и крепкий. Друзья отдыхали, любовались  своим домом и пили чай из настоящего самовара.

  1. «Новый год», 5 картинок.

Лексические темы «Новый год», «Сказки».

Задачи:

  • Дифференциация свистящих и шипящих звуков;
  • Коррекция фонематических процессов -  повторение цепочек слогов со звуками [С] - [Ш], [З] - [Ж], различение слов с оппозиционными звуками (найди и назови слова с заданным  звуком);
  • Коррекция грамматического строя речи  - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование прилагательных с существительными.
  • Формирование связной речи.

Текст рассказа:

Однажды зимой собрались в лесу Медвежонок, Зайчонок и Ежонок и решили отпраздновать Новый Год. Нашли они в лесу красивую зеленую елочку и нарядили ее. На  елке появились украшения: шишки, шарики, ягоды, серпантин. Наверху блестит снежная звезда.  Зверята  позвали Деда Мороза. Дед Мороз прилетел в волшебных санях. Шуба и шапка у него красные с белым мехом, варежки и пояс желтые со снежинками, а в руке волшебный посох. Взмахнул Дед Мороз волшебным посохом – и появился мешок с подарками. Медвежонок, ежонок и Зайчонок попробовали угощение, а потом водили хоровод и пели новогодние песенки.

  1. «Утро», 6 картинок.

Лексическая тема «Здоровье», «Школа».

Задачи:

  • Автоматизация звука [Л];
  • Коррекция фонематических процессов (Определить место зв. [Л] в словах, назвать слова со зв. [Л] в конце слова);
  • Коррекция грамматического строя речи  - образование глаголов совершенного вида,  работа с предложно-падежными конструкциями.
  • Формирование связной речи.

Текст рассказа:

Наступило утро. Данила проснулся и улыбнулся новому дню. Потом Данила сделал зарядку, умылся и почистил зубы. Данила надел белую  рубашку, голубые джинсы, синие носки. Затем он собрал школьный рюкзак. За завтраком мальчик съел яблоко, булку с маслом и выпил чай. Мальчик надел рюкзак и пошел в школу.

  1. «Горох», 6 картинок.

Лексические темы «Овощи», «Весна», «Труд людей весной».

Задачи:

  • Дифференциация звуков [Л] - [Р];
  • Коррекция фонематических процессов -  повторение цепочек слогов со звуками [Л] и [Р], различение слов с оппозиционными звуками (найди и назови слова со звуками [Л] и [Р]);
  • Коррекция грамматического строя речи  - образование глаголов совершенного вида,  согласование прилагательных (красный, желтый) с существительными.
  • Формирование связной речи.

Текст рассказа:

Рома и Мила решили посадить горох. Рома взял лопату и вскопал грядку. Мила принесла на блюдце горошины. Она разложила горох на грядке, а Рома засыпал землей. Дети поливали грядку. Через несколько дней появились ростки. Ребята поливали ростки, а потом привязали их к палкам, чтобы ростки не упали и не сломались. В конце лета дети собрали урожай. Горох был вкусный, и родители похвалили маленьких огородников.

  1.  «Птичка», 6 картинок.

Лексическая тема «Дикие птицы».

Задачи:

  • Автоматизация звука [Ч];
  • Коррекция фонематических процессов (Назвать слова со зв. [Ч], определить место зв. [Ч] в словах);
  • Коррекция грамматического строя речи  - образование существительных множественного числа,  согласование прилагательных с существительными (куртка синяя, брюки синие, кусты белые, снег белый, дом коричневый, собака коричневая, ботинки коричневые, елка зеленая, пуговицы зеленые).
  • Формирование связной речи.

Текст рассказа:

Девочка Валечка летом жила на даче. Однажды она увидела, что хищная птица напала на маленькую птичку. Девочка закричала, большая птица улетела, а маленькая птичка упала в траву. У нее было сломано крыло, и она не могла лететь. Валечка осторожно положила птичку в свою шляпку и принесла домой. Девочка назвала птичку Чикой. Она перевязала Чике крыло, напоила водой и дала семечек. Валечка ухаживала за Чикой, кормила ее. Наконец крыло у Чики зажило, и девочка отпустила птичку. Лети, птичка! Будь здорова!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование индивидуальной работы логопеда с детьми.

Планирование индивидуальной работы логопеда с детьми....

"Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию учителя - логопеда"

Материал раскрывает особенности коррекционной направленности в работе воспитателя по осуществлению индивидуальной работы с детьми по развитию речи по заданию учителя - логопеда...

Индивидуальная работа логопеда с детьми. Темы: "Середина весны. Прилёт птиц", "Планета Земля. Космос".

Обобщённый вариант индивидуальной коррекционной работы логопеда с детьми. Темы: "Середина весны, прилёт птиц". " Планета Земля, космос"....

Индивидуальная и подгрупповая работа логопеда с детьми с ТНР. Темы: "Весна цветёт. Мир. Труд. Май. Весенние работы в саду и огороде", "День Победы"

Тематические недели «Весна цветёт. Мир, труд, май. Весенние работы в саду и огороде», «День Победы».Закрепить навык  чёткого произношения звуков [ ф, ф' ] в слогах, сл...

Индивидуальная работа логопеда с детьми с ТНР. Тема: "Лето. День независимости России"

Преобладающей формой коррекционной работы в логопункте ДОУ являются индивидуальные занятия, т.к. использование этой формы работы позволяет успешно устанавливать контакт и понимание между логопедом и р...

Настольно-печатные игры для формирования правильного звукопроизношения в работе логопеда.

Настольно-печатные игры для формирования правильного звукопроизношения в работе логопеда. Современные требования подготовки дошкольников к дальнейшему обучению в школе, быстрый темп и ритм жизни,...