Настольно-печатные игры для формирования правильного звукопроизношения в работе логопеда.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Настольно-печатные игры для формирования правильного звукопроизношения в работе логопеда.
Современные требования подготовки дошкольников к дальнейшему обучению в школе, быстрый темп и ритм жизни, а также позиция родителей, приводят к тому, что логопедические занятия превращаются в настоящие уроки. Особенно это заметно в старшем дошкольном периоде.
Но важно не забывать, что именно игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста. Это то, что вызывает у них интерес, чем они готовы заниматься, поэтому резонно, что в логопедической практике игровые приемы занимают особое место.
Игра – это не просто какое-то развлечение, а в какой-то мере это жизнь ребенка, его эмоции. В ходе игры у него накапливаются знания, развивается воображение и мышление.
Игры и игровые упражнения позволяют создать интересную, непринужденную обстановку, а также снизить общее эмоциональное напряжение, благодаря чему новый материал воспринимается намного легче.
С помощью игровых приемов решаются следующие задачи:
- побуждение мотивации ребенка самому участвовать в процессе исправления неправильного звукопроизношения;
- активизация процессов памяти, мышления, восприятия и внимания;
- повышение познавательной активности и работоспособности детей;
- регулировка поведенческих трудностей детей с постепенным приучением к принятию правил игры.
Какое значение имеет настольная игра для развития ребёнка?
Настольные игры в старшем возрасте также:
- помогают детям осваивать правила игры,
- не нарушать их,
- «ходить» по очереди.
Важно, чтобы игры не только были поучительными, но и вызывали интерес детей, радовали их. Только в этом случае они оправдывают свое назначение как средство воспитания.
Какие игры я использую в своей логопедической практике.
В коррекции звукопроизношения особое место отводят артикуляционной гимнастике, потому что с ее помощью удается подготовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.
Чтобы гимнастика не была скучным и утомительным занятием для ребенка, ее можно проводить с использованием игровых приемов.
Например, мы делаем артикуляционную гимнастику и помогаем ёжику собрать яблоки, или строим снежную крепость, или подбрасываем шарики вместе с клоуном-жонглёром, или раздаём конфеты героям любимого мультфильма, или зажигаем звёзды на небе.
Важнейшим условием правильной речи является длительный выдох. Для развития речевого дыхания используются такие игры, как: «Не поймаешь», «Воздушный змей», «Бабочки на лугу», «На пруду», «Винни-Пух и пчёлы», «Осень в нашем парке» и т.д.
Некоторые игры направлены и на развитие дыхания, и на выполнение артикуляционной гимнастики. Например: «Поможем дворнику», «Первый снег», «Бабочки на лугу» и другие.
Для автоматизации звуков мною было созданы следующие игры и игровые упражнения:
- Игровые упражнения, где ребёнок накладывает предметы на игровое поле и проговаривает какую-либо фразу с изучаемым звуком. Например:
- звук [К] «У Кати на комоде..»…
- звук[С] «Спасатель спасает..», Самосвал высыпает песок..»…
- звук [Ш] «Бабушка Маша вышивает…»
- звук [Л] «Мама гладит платье..», «Павел купил..», «Была белая стала голубая»,…
- звук [Ль] «У Полины на билете…», «Савелий и Полина клеят в альбом..», «У Лёни на медали..»…
- звук [Р] «В парке на горке…»…
- звук [Рь] «У царицы в карете..»…
- Игра «Карты с подсчётом». С помощью этой игры мы автоматизируем звук в нужной позиции в словах, упражняем детей в согласовании числительных с существительными, закрепляем навыки счёта.
- Игра «Прятки». С помощью этой игры мы автоматизируем звук в нужной позиции в словах, упражняем детей в использовании предлога ПОД, упражняем детей в умении задавать вопрос, прививаем усидчивость, приучаем соблюдать очередность ходов, играть по общим правилам, радоваться не только своей победе, но и победе друзей.
- Игра «Домино». С помощью этой игры мы автоматизируем звук в нужной позиции в словах, прививаем усидчивость, приучаем соблюдать очередность ходов, играть по общим правилам, радоваться не только своей победе, но и победе друзей.
- Игра «Мемори». С помощью этой игры мы автоматизируем звук в нужной позиции во фразе, развиваем внимание и память, приучаем соблюдать очередность ходов, играть по общим правилам, радоваться не только своей победе, но и победе друзей.
Конечно, перед тем, как играть в игры, ребёнок учится проговаривать звук в отдельных словах, заучивает слова, работает перед зеркалом. Комплексная работа с использованием игр и игровых упражнений существенно повышает интерес ребенка к логопедическим занятиям. Я убеждена, что игры выполняют достаточно серьезную функцию в коррекционно-образовательном процессе:
- Благодаря участию в игре, ребенок переключает свое внимание, отвлекаясь от того, что у него есть речевой дефект.
- Игровая деятельность побуждает детей к общению.
- Игра позволяет разнообразить скучные занятия, сделав их более веселыми и непринужденными.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/11/04/1_10.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/11/04/2_4.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/11/04/3_4.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/11/04/4_2.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/11/04/5_7.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/11/04/6_3.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/11/04/7_3.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/11/04/8_1.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/11/04/9_0.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/11/04/10_1.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/11/04/mesxmou1d-ugwrix6aeod6znlimp9axxyxy0mkr2gv-tcwpjv6y9lgficskjwrnxz0gqjxlmo4e_99yawgu3vzdp.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/24/picture-296829-1474718014.jpg)
ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ
КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/22/picture-705658-1490163969.jpg)
ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ
Методическая разработка...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/15/picture-1143982-1557942453.jpg)
ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ
ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/20/picture-345037-1482240430.jpg)
Игры для формирования правильного звукопроизношения формирование шипящих звуков
Игры для формирования правильного звукопроизношения формирование шипящих звуков...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/05/picture-604087-1425572941.jpg)
ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ
ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/23/picture-135275-1619175915.jpg)
Коррекционно-развивающие игры по формированию правильного звукопроизношения в работе воспитателя
Коррекционно-развивающие игры по формированию правильного звукопроизношения в работе воспитателя (консультация для воспитателей ДОУ)...