Программа дополнительного образования "Игровичок"
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)
Программа дополнительного образования "Игровичок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovichok_office_word_9.docx | 30.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Тополек» комбинированного вида
Рабочая программа кружка
«Игровичок»
Руководители:
учитель-логопед
Поддубная Марина Юрьевна;
педагог-психолог
Кашникова Елена Романовна
Маслянино 2017г.
Актуальность
Всё ярче замечается тенденция, что год от года детей с тяжелыми нарушениями речи приходит в детский сад все больше. Данные дети имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет коррекционную работу с ними. Эту группу детей объединяет отсутствие полноценной мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость, тот уровень речи, который есть у них не может служить полноценному общению.
У детей с тяжелыми нарушениями речи часто отмечается неврологическая симптоматика, в связи с чем, для них характерны: снижение психической активности, внимания, памяти, недостаточность целенаправленной деятельности, беспокойное поведение, двигательная расторможенность.
Педагогам зачастую бывает сложно вовлечь таких детей в полноценную образовательную деятельность, такие дети нуждаются в особом внимании и индивидуальном подходе.
Цель и задачи программы.
Цель программы: Развитие коммуникативных навыков у детей через обучение игре по правилам, формирование речевой активности, волевых усилий.
Задачи:
1. Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.
2. Развивать слуховое внимание и память.
3. Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.
4. Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение.
5. Укреплять костно-мышечный аппарат.
6. Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.
7. Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
8. Развитие коммуникативных навыков, навыков работы в команде.
9. Способствовать успешной социализации детей среди сверстников.
Принципы содержания программы.
- В основу программы заложен принцип комплексной коррекции психических процессов, развития органов голосового и речевого аппарата у детей. Процесс развития дошкольников построен на комплексе музыкально-двигательных, рече-двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, в ходе которых и осуществляется коррекция.
- Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребёнка ситуации успеха.
- Личностно – ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом, создаются раскованная, стимулирующая активность ребенка атмосфера.
- Погружение каждого ребенка в процесс: реализация задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
- Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в процесс.
Методы и приемы:
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы: словесные, наглядные, практические, чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
Словесные методы: беседа, вопросы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
Наглядные методы: показ, демонстрация, плакаты, рисунки и схемы обеспечивают зрительное и слуховое восприятие изучаемого действия.
Практический метод занимает большую часть времени в структуре занятия: игры, упражнения, театральные миниатюры.
Краткое содержание программы.
Занятия начинаются с сентября и проводятся один раз в неделю по 30 минут, во второй половине дня в малой подгруппе. Занятия рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушение речи и имеющих сложности в поведении, замкнутых, неактивных, тревожных, импульсивных. В группе 6 детей. Общее количество учебных занятий в год – 29. Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала.
Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.
• Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
• Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:
- на развитие внимания, памяти, мышления;
- регулирующие мышечный тонус;
- на развитие чувства темпа и ритма;
- на развитие координации движения;
- на координацию речи с движением;
- на координацию пения с движением;
- на развитие речевых и мимических движений;
-на развитие мелкой моторики;
- на расширение словарного запаса.
• Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
Этапы выполнения программы.
1. Формирование группы.
2. Подбор игр и упражнений, сценария, музыки и т. д.
3. Организация работы с детьми.
4. Итоговое выступление перед детьми с театральными миниатюрами.
Ожидаемые результаты:
1. Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
3.Способность выполнять пальчиковые упражнения, этюды для напряжения и расслабления тела;
4.Сформированность умения играть по правилам.
5.Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении;
6.Улучшение показателей слухового, зрительного и двигательного внимания, памяти;
7.Улучшения показателей диагностики развития речи.
8. Раскрытие возможностей для самореализации, т.е. удовлетворение потребности проявить и выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои творческие способности.
Список средств обучения:
Оборудование: экран, магнитофон, проектор, компьютер, колонки, столы, стулья, шторы для затемнения.
Инвентарь: фигурки, музыкальные инструменты, иллюстрации к сказкам, книжки-раскладушки, краски, пластилин, карандаши, музыкальная фонотека, куклы би-ба-бо, настольный театр, массажные мячи, набор игр с прищепками, пальчиковый театр, песочная зона, различные крупы, мячи разного размера, настольный театр.
Литература
1. Г. Шалаева «Логопедические игры» М. 2008 год.
2. Караманенко Т.Н. « Кукольный театр дошкольникам». М. 1995 год,
3. О. Новикова «1000 игр, заданий и упражнений», М. 2008 год.
4. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Лекарство кукольного театра.
5. Как развивать и воспитывать детей в игре? (из книги Л.В. Артемовой «Чем хороши театрализованные игры?»
6. Ларина Л.А. Кукольный театр - форма искусства и средство воспитания.
7. С.Е. Гаврина « Развиваем познавательные способности» Ярославль 2007 г.
8. М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей», М. 1996 г.
9. М. Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду», М. 2001г.;
10. Т. А. Воробьёва «Логопедические упражнения», М. 2005г.;
1.11. Расписание работы кружка.
День недели | Время |
Понедельник | |
Вторник | |
Среда | |
Четверг | 15-15- 15-45 |
Пятница |
План работы кружка:
№ занятия | Тема занятия | Количество часов |
1. | «Здравствуй осень золотая»
| 2 |
2. | «Овощи – фрукты» 1.Мелкая моторика: «Этот шарик непростой»» 2.Работа с ритмом: ритмический рисунок № 2 3. Логоритмика: «Передай мячик». 4. Игра на развитие лексико-грамматической стороны речи: «Четвёртый лишний» 5. Игра «Совушка-сова». | 3 |
3. | «Все работы хороши, выбирай на вкус» 1.Мелкая моторика: «Ёжик» 2.Работа с ритмом: ритмический рисунок № 3 3. Логоритмика: «Ходим в шляпах» 4. Игра на развитие лексико-грамматической стороны речи: «Узнай по тени» 5. Игра «Холодно-горячо». | 2 |
4. | «Домашние животные» 1.Мелкая моторика: «Весёлые мячики» 2.Работа с ритмом: ритмический рисунок № 4 3. Логоритмика: «Пролезем в обруч» 4. Игра на развитие лексико-грамматической стороны речи: «Чей голос?» 5. Игра «Замри». | 2 |
5. | «Такие разные птицы» 1.Мелкая моторика: «Колкие иголки» 2.Работа с ритмом: ритмический рисунок № 5 3. Логоритмика: «Играем с бубном» 4. Игра на развитие лексико-грамматической стороны речи: «Ориентация в пространстве» 5. Игра «Звери на болоте». | 2 |
6. | «Как звери к зиме готовятся. Дикие животные» 1.Мелкая моторика: работа с прищепками, упражнение «Солнышко». 2.Работа с ритмом: ритмический рисунок № 6 3. Логоритмика: «Крокодильчики» 4. Игра на развитие лексико-грамматической стороны речи: «Чей детёныш?» 5. Игра «Поводырь». | 2 |
7. | «Зимушка хрустальная» 1.Мелкая моторика: работа с прищепками «Игры-собиралки» 2.Работа с ритмом: ритмический рисунок № 7 3. Логоритмика: «Оркестр» 4. Игра на развитие лексико-грамматической стороны речи: «Назови ласково». 5. Игра «Телефон». | 2 |
8. | «Зимние забавы. В гости к Дедушке Морозу» 1.Мелкая моторика: работа с прищепками, упражнение «Накорми животных». 2.Работа с ритмом: ритмический рисунок № 8 3. Логоритмика: «Баскетбол» 4. Игра на развитие лексико-грамматической стороны речи: «Продолжи предложение». 5. Игра «Пантомимические этюды». | 2 |
9. | «Спортом занимайся - здоровым оставайся» 1.Мелкая моторика: работа с мячиком «Су-джок» упражнение «Орех». 2.Работа с ритмом: ритмический рисунок № 9 3. Логоритмика: «Играем в снежки» 4. Игра на развитие лексико-грамматической стороны речи: «Угадай вид спорта». 5. Игра «Почта». | 2 |
10. | «Мы актеры» 1.Мелкая моторика: работа с мячиком «Су-джок», упражнение «Волшебные пружинки». 2.Постановка спектакля «Колобок» (пальчиковый театр) 3.Подвижная игра: «Зеркало движений». | 2 |
11. | «Природа проснулась – весне улыбнулась» 1.Мелкая моторика: работа с мячиком «Су-джок», сказка «Ёжик»; 2.Работа с ритмом: ритмический рисунок № 10 3. Логоритмика: «Цветочек» 4. Игра на развитие лексико-грамматической стороны речи: «Бывает – не бывает». 5. Игра «Нос, пол, потолок». | 2 |
12. | «Транспорт» 1.Мелкая моторика: 2.Работа с ритмом: музыкальные инструменты. 3. Логоритмика: «Автобус» 4. Игра на развитие лексико-грамматической стороны речи: «Четвертый лишний» 5. Упражнение «Угадай и нарисуй». | 2 |
13. | «Подводный мир» 1.Мелкая моторика: работа с мячиком «Су-джок», упражнение «Колкие иголки». 2.Работа с ритмом: работа с музыкальными инструментами. 3. Логоритмика: «Тихо-громко» 4. Игра на развитие лексико-грамматической стороны речи: «Ориентация в пространстве». 5. Игра «Что было бы, если бы я…». | 2 |
14. | «Здравствуй лето! Насекомые» 1.Мелкая моторика: упражнение «Комарик». 2. Логоритмика: «Тётушка Веселуха» 3. Игра на развитие лексико-грамматической стороны речи: «Угадай, чья тень» 5. Игра «Комарик». | 2 |
И того | 29 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...