Конспект занятия по дифференциации звуков /П - Т/ «Корзинка с мячиками» в старшей группе компенсирующей направленности для детей
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Шуклина Ольга Александровна

Коррекционно - образовательные задачи: Закрепить артикуляционные уклады звуков П, Т. Учить дифференцировать звуки  П — Т. Учить правильно употреблять  в слогах, словах и предложе­ниях. Закрепить умение выделять звуки из начала и конца слова. Учить звуко-буквенному анализу и синтезу. Закрепить умение употребления предлогов НА, ПОД — договаривание и составление предложений.

Коррекционно - развивающие задачи: Развивать память, внимание, мышление, фонематическое вос­приятие, направление воздушной струи, общую и мелкую моторику.

Коррекционно - воспитательные задачи: Воспитывать желание познавать новое и мотивацию к обучению.

Оборудование: Мячи: поролоновые, су-джок, резиновые массажные – красного и синего цвета, надувные. Предметные картинки: тахта, батон, конфета, туфли, павлин, панамы, кот, пауки; стол, полка, табурет, сервант, тахта, мяч. Корзина, набор игрушечной мебели.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d1.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формирования правильного звукопроизношения с использованием здоровьесберегающей технологии (формирование речевого дыхания) по дифференциации звуков /П - Т/ «Корзинка с мячиками» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Коррекционно - образовательные задачи: Закрепить артикуляционные уклады звуков П, Т. Учить дифференцировать звуки  П — Т. Учить правильно употреблять  в слогах, словах и предложениях. Закрепить умение выделять звуки из начала и конца слова. Учить звуко-буквенному анализу и синтезу. Закрепить умение употребления предлогов НА, ПОД — договаривание и составление предложений.

Коррекционно - развивающие задачи: Развивать память, внимание, мышление, фонематическое восприятие, направление воздушной струи, общую и мелкую моторику.

Коррекционно - воспитательные задачи: Воспитывать желание познавать новое и мотивацию к обучению.

Оборудование: Мячи: поролоновые, су-джок, резиновые массажные – красного и синего цвета, надувные. Предметные картинки: тахта, батон, конфета, туфли, павлин, панамы, кот, пауки; стол, полка, табурет, сервант, тахта, мяч. Корзина, набор игрушечной мебели.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед демонстрирует детям корзинку, накрытую салфеткой.

- Хотите узнать, что лежит в моей корзинке? Отгадайте загадку.

Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут.

- Это мячик.

II. Основная часть.

1. Припоминание картинок на звуки П, Т.

Логопед достает два мяча из корзины.

- Какой предмет нарисован на мячике?

- Это палка.

- Саша, произнеси это слово и скажи, какой первый звук ты проговариваешь?

- Палка – звук П.

- Милена, какой предмет нарисован на втором мячике? Произнеси слово и определи первый звук в этом слове.

- Это танк. Танк – звук Т.

- Наташа, вспомни картинки в названиях которых есть звук П и звук Т.

- Павлин – первый звук П. Туфли – первый звук Т.

- Правильно. Данил, вспомни картинки со звуками П и Т.

- Тыква – первый звук Т, паук – первый звук П.

2. Повторение звуков  П, Т: произнесение, сопоставление, характеристика.

- Наташа, расскажи, как мы произносим звук П.

- Губы плотно закрываем и быстро выталкиваем звук.

- Наташа, звук П гласный или согласный?

- Согласный, потому что во рту есть преграда – это губы.

- Данил, какой фишкой мы обозначаем звук П?

- Синей фишкой, потому что звук твердый.

Аналогично проводится работа со звуком Т.

3. Упражнение для формирования правильного направления воздушной струи  «Фокус».

Легкий мячик я возьму,

Фокус-покус покажу.

- Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок). Положи маленький легкий шарик на кончик носа. Сделай вдох через нос. Сильно дуй через рот на поролоновый шарик, чтобы он полетел вверх.

4.Воспроизведение слоговых рядов:

- Кто правильно повторит ряд слогов, получит наклейку «Мячик». Слушайте внимательно, повторяйте слоги красиво.

АП-АП-АТ     АП-АТ-АТ     АП-АТ-АП     АТ-АТ-АП     АТ-АП-АП     АТ-АТ-АП

ПА-ПА-ТА    ПА-ТА-ТА      ПА-ТА-ПА     ТА-ТА-ПА     ТА-ПА-ПА     ТА-ПА-ТА

5. Пальчиковая игра «Мячик» с шариком су-джок.

- В моей корзине есть еще вот такие шарики. Как они называются и для чего нужны?

- Это шарики су-джок. Они нужны для массажа рук.

- Повторяйте слова и выполняет действия с шариком.

 Я мячом круги катаю,

 Взад — вперед его гоняю.

 Им поглажу я ладошку.

 Будто я сметаю крошку,

 И сожму его немножко,

 Как сжимает лапу кошка,

 Каждым пальцем мяч прижму,

 И другой рукой начну.

6. Игра «Эхо» — выделение последнего глухого согласного в словах.

Логопед бросает мяч ребенку и произносит слово, ребенок возвращает мяч, произнося последний звук в этом слове.

бант - т  

сноп - п        

топот        

эфиоп  

автостоп        

Айболит  

тулуп        

хобот        

сироп  

бегемот        

балет        

бинт  

потоп        

галоп        

хоккеист


7. Игра «Живые звуки» — звуковой анализ и синтез обратных слогов, преобразование и составление схем, с использованием мячей с шипами – красного и синего цвета. Дети работают в паре – у одного красный мяч (гласный звук), у второго – синий (согласный звук). Пара  получает задание - составить схему слога.

АП      AT      УТ      УП      АП      ПА      УТ      ТУ      AT       ТА       УП     ПУ

8. Гимнастика для глаз. «Мой веселый, звонкий мяч»        

- Посмотрите, какой яркий мяч. Сядьте прямо, держите голову ровно и проследите только глазами за движением мяча.

Мой веселый, звонкий мяч,                Посмотреть влево – вправо.

Ты куда помчался вскачь?                 Посмотреть влево – вправо.            

 Красный, синий, голубой,                Посмотреть вниз — вверх                  

 Не угнаться за тобой.                    Посмотреть влево – вправо.

Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз, (повторить 2 раза)

9. Игра «Невидимые мячи».  Различение звуков П—Т  на слух.

Логопед предлагает детям имитировать движение – поймал мяч, если в слове слышится звук Т, на звук  П — выталкивающее движение вперед прогнутыми ладонями.

Бинт, тулуп, хвост, выступ, аист, артист, стоп, пианист, хоккеист.

10. Различение звуков П—Т в произношении по предметным картинкам на панно.

Логопед предлагает подобрать картинки и отнести к надувным мячам. Картинки, в названиях которых есть звук П соотнести с мячом, на котором нарисована ПАЛКА. Картинки, в названиях которых слышится звук Т соотнести с мячом, на котором изображен ТАНК.

паук, батон, конфета, туфли, павлин, панамы, кот, стакан, попугай, тыква:

  • проговаривание слов по картинкам;
  • отбор картинок на звук П;
  • отбор картинок на звук Т.

III. Физкультминутка. Игра с мячиком с шипами.

Дети ритмично перебрасывают мяч из одной руки в другую. На последнее слово – приседают.

Вот какой веселый мячик

Так и скачет, так и скачет!

Мне б скорей его поймать,

Чтобы снова поиграть.

- Бам!

IV. Упражнение в употреблении предлогов НА, ПОД.

Логопед выставляет игрушечную мебель и берет маленький мяч. Логопед перемещает мячик по игрушечной комнате. Дети договаривают предложения:

Мячик закатился … (под кровать).

Мячик остался … (на столе).

Мячик забыли … (под диван).

Мячик упал … (на диван).

Логопед помещает на доске картинки и предлагает составить предложение по 2 опорным предметным картинкам с предлогами НА или ПОД по образцу.

Образец: Мячик – табурет – Мячик лежит под табуретом.

V. Итог занятия.

- Придумайте слова, которые начинаются на звуки П, Т.

- Вы сегодня молодцы: старательно выполняли задания и весело играли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Тема: Звук Ж.

Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука "Ж". Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции ар...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».

Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».Программное содержание:Расширять и закреплять знания детей о космосе, космонавтах, о первом космическом полете. Активизир...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «К. И. Чуковский «Федорино горе»

Тема с указанием возрастной группы детей: организованная образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «...