Конспект НОД (итоговое мероприятие по лексической теме: "Весна.Деревья") в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Помощники Лесовичка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад комбинированного вида№61» Медвежий Стан.
Конспект НОД на тему:
«Помощники Лесовичка».
Выполнила: воспитатель Караулова Е.Е.
п.Мурино.
2018 г.
Конспект НОД (итоговое мероприятие по лексической теме «Весна. Деревья»)
в старшей группе компенсирующей направленности детей с ТНР
«Помощники Лесовичка».
Цель: обобщить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе, о деревьях.
Задачи:
1.Коррекционно-образовательные-актуализировать имеющиеся знания у детей по изученной лексической теме: о весенних признаках, строение дерева, название деревьев, виды деревьев: хвойные и лиственные; формировать связную речь, активизировать словарь.
2.Коррекционно-развивающие-побуждать детей отвечать полным предложением на вопрос, делать вывод, высказывать своё мнение, обсуждать; развивать наблюдательность, внимание, память, умение анализировать при выборе материала; развивать мелкую моторику.
3.Коррекционно-воспитательные-воспитывать любовь к родной природе, ценить и беречь её; воспитывать желание прийти на помощь, дружеские взаимоотношения между детьми.
Целевые ориентиры-развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми, партнёрские отношения, совершенствовать коммуникативные навыки, создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра, создать чувство группового единства, воспитывать активность, уверенность
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие.
Методические приёмы:
словесный-беседа «Признаки весны», проблемные вопросы, задания от Зимы, закличка, считалка, заучивание стихотворения, объяснение заданий;
наглядный-демонстрация видео от Лесовичка, видео «Весна шагает по стране», наблюдение (весенние признаки), веточки хвойные и лиственные в вазах, демонстрационные картинки «Хвойные и лиственные деревья», разрезные картинки «Дерево», опорные картинки-символы к стихотворению «К нам весна шагает быстрыми шагами», макет;
практический- ручной труд-деревья, конструирование (коллективное)-макет «Лес ранней весной»;
игровой-дидактическая игра «Хвойные и лиственные деревья», игра «Собери дерево», хороводная игра-закличка, пальчиковая игра.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, мольберт с изображением солнышка, мольберт с опорными картинками-символами.
Материалы: классическая музыка А. Вивальди «Времена года. Весна», аудиозапись «Капель, ручей, пение птиц», 4 конверта с заданиями и 4 ленточки–«лучики»; 2 вазы: ветки сосны, ели, берёзы, дуба, природный материал (семена, шишки, ягоды, ракушки, песок, земля, вода и т. д) фонарь, макет, веточки деревьев, пластилин, ватные палочки,
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулке за весенними признаками.
Рассматривание картин о весне: А.К. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Март», «Весна», «Весна. Большая вода», «Весенняя пора. Последний снег»; И.И. Шишкин «Лес весной»; Борис Кустодиев «Весна»; В. Бакшеев «Голубая весна»; К. Юон «Мартовское солнце»; Альфред Сислей «Весна».
Чтение художественной литературы: Ф.И Тютчев «Весенние воды», «Весна»; И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», «Ранней весной»; Н. Сладков «Птицы весну принесли», «Весенние ручьи»; С. Маршак «Круглый год». Беседа: «Ранняя весна. Признаки весны».
Наблюдение за ветками сосны, ели, берёзы, дуба, стоящими в воде (3 недели)
Изготовление макета (большая неглубокая коробка, пенопласт внутри коробки, обрезанная пластиковая бутылочка 0,5л.)
Привлечение специалистов: учитель-логопед, музыкальный руководитель.
Время реализации деятельности:25-30 минут.
Дети играют. На середину группы выходит воспитатель. Слышится чей-то плач.
-Ребята, внимание! Вы что-то слышите? (ответы детей) на экране появляется видео.
Видео-обращение Лесовичка (проблема): «Ой. ой, ой, какая беда, что же делать? Не хочет уходить вредная Зима, не пускает Весну в лес .Она забрала несколько лучиков у солнышка, поэтому оно светит, но не греет .Не хватает деревьям тепла, чтобы проснуться ,не оживает лес .Зима вернёт лучики, если я выполню её задания, но я слишком стар ,боюсь, не справлюсь. Вот если бы вы, ребята, согласились мне помочь, я был бы очень рад!» (передаёт конверты-прямая передача, воспитатель принимает конверты с заданиями).
Сговор на помощь
-Ребята, вы согласны помочь Лесовичку? Хотите?
-Я не сомневалась, что вы согласитесь!
Мотивация
-А для чего нам нужно ему помочь? (ответы детей)- Воспитатель обращает внимание детей на изображение солнышка на мольберте
-Что вы заметили, глядя на солнышко? (ответы детей-грустное, не хватает лучиков)
-Тогда начнём!
Задание№1
Расскажите всё, что вы знаете о дереве.
-Дети, я предлагаю вам подойти к окну. Скажите, какое время года сейчас? (ответы детей). А почему вы так решили? Докажите! (дети называют признаки весны)
-А какие деревья весной? Давайте расскажем Зиме!
-Где растёт дерево? Где мы наблюдаем деревья? (парк, лес, двор)
-А почему в нашем районе так мало деревьев, как вы думаете? (ответы детей)
Воспитатель обращает внимание детей на картинки на полу.
Игра «Собери дерево»
-Ребята, посмотрите, на полу рассыпаны картинки. Нужно их правильно собрать, чтобы получилось дерево. (участвуют 4 ребёнка)
-Получилось у нас дерево? Правильно мы его собрали? Давайте повторим строение дерева: корни (где находятся? -в земле), далее-ствол и ветки. А с наступлением тепла что появится на ветках? (почки), а потом? (листья).
-Ребята, вспомните, пожалуйста, какие бывают деревья? (ответы детей)
-Почему деревья называются хвойные? Лиственные? (ответы детей)
-Перед вами стоят 2 вазы с веточками. Определите, где ветки с хвойных деревьев, а где с лиственных. Какие это деревья, вспомните, пожалуйста, их название? (сосна. ель, берёза, дуб).
Дидактическая игра «Хвойные и лиственные деревья»
На столе лежат перевёрнутые демонстрационные картинки по теме «Деревья».
-Ребята, возьмите каждый 1 картинку и прикрепите её на магнитную доску рядом с хвойными или лиственными ветками в вазе. Обратите внимание, на подносе лежат плоды и семена деревьев. Если вы знаете, что они подходят к вашему дереву на картинке, возьмите их и расскажите! Объясните свой выбор, а остальные -слушайте внимательно и, по необходимости, исправляйте друг друга (дети по очереди делают свой выбор).
-Молодцы, какое сложное и большое задание выполнили! Зима непременно услышала ваши рассказы о деревьях!
-Мы получаем 1 «лучик» от Зимы за правильные ответы (воспитатель достаёт из конверта «лучик»)
-А кто завяжет этот «лучик»? Нам поможет считалка.
Весенняя считалка
1.2.3.4.5-
На дворе весна опять:
Тает снег и тает лёд,
Ручеёк опять поёт,
Слышен капель перезвон…
Кто не слышит-
Выйди вон!
Ребёнок завязывает «лучик» на солнышке.
Задание№2
Чтобы получить 2 лучик, вам необходимо выучить стихотворение о весне.
-Дети, а кто нам поможет выучить стихотворение, правильно проговаривая все звуки. с выражением и интонацией?
Дети выбирают среди гостей учителя-логопеда.
Заучивание стихотворения наизусть «К нам весна шагает…» по опорным картинкам-символам вместе с учителем-логопедом.
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Видно, очень теплые
Ноги у весны.
(И. Токмакова)
Дети рассказывают выученное стихотворение хором, а потом один ребёнок самостоятельно. Можно привлечь 1 гостя рассказать стихотворение. Остальные дети смогут рассказать стихотворение на прогулке.
-Ребята, вы-молодцы, вернули 2 «лучик»!
Ребёнок (выбирается считалкой) завязывает «лучик» на солнышко.
Задание№3.
-Ребята, что это случилось с вредной Зимой? Вот это да! Неожиданно!
-Зима хочет от нас услышать закличку.
-Давайте ей покажем, как мы с нетерпением ждём весну.
-А кто нам в этом поможет? Посмотрите на гостей! С кем мы весело и споём, и спляшем? Дети приглашают музыкального руководителя.
Закличка «Весна».
Весна, весна, весна красная,
Весна, весна, весна ясная,
Приди, весна, приди с радостью,
Приди, весна, приди с милостью.
С солнцем горячим,
С дождиком обильным.
Принеси урожай
В наш родной край!
Приди, весна,
Приди, красна!
Приди, весна,
Приди, красна!
-Ребята, молодцы, отдохнули, повеселились, у вас здорово получилось позвать весну! Она вас точно услышала!
-Получайте очередной «лучик»!
Ребёнок (выбирается считалкой) завязывает «лучик» на солнышко.
Задание№4.
Создайте весенний лес.
-Ребята, подумайте, как можно создать лес? (ответы детей)
- Вспомните, какую большую поделку мы с вами задумали в начале недели? (макет леса).
Воспитатель подводит детей к макету на столе.
-Хотите закончить макет?
-Чего самого главного, на ваш взгляд, не хватает в этом макете? (деревьев)
-Посмотрите, перед вами на столе лежит разнообразный природный и бросовый материал.
-Как мы будем делать деревья, из чего? (варианты)
-Чтобы дело продвигалось быстрее, предлагаю вам работу в парах, согласны?
-Каждая пара создаст своё дерево!
Дети самостоятельно делятся на пары и берут веточки. Можно привлечь гостя, если не будет для ребёнка пары
-Подумайте, какое дерево вы хотите сделать: хвойное или лиственное?
-Каким оно будет ранней весной? (с почками)
-Из чего можно сделать почки? Выберите необходимый вам материал на столе.
-Подумайте, с помощью чего можно прикрепить почки к веточкам, что лучше подойдёт? (клей, скотч, пластилин или что-то другое)
-Давайте подготовим ручки к работе, сделаем пальчиковую гимнастику!
Пальчиковая гимнастика «Деревья».
Дети конструируют деревья с почками: самостоятельно выбирают необходимый материал для изготовления «почек», опытным путём определяют, с помощью чего лучше прикрепить готовые «почки» к веточкам. Воспитатель помогает детям только по мере необходимости.
Звучит классическая музыка А. Вивальди «Времена года. Весна»
-У кого готово дерево? Юля и Лиза, какое дерево вы сделали и как, расскажите?
- А вы, Миша и Тима? Оно хвойное или лиственное? Какой материал вы использовали для изготовления «почек»? А чем прикрепили «почки» к веточке?
-Теперь пришло время посадить ваши деревья в лесу! Кто догадался, как это сделать? (ответы детей-воткнуть веточку в пенопласт).
-Деревья посажены!
Скажите, что необходимо для роста дерева? (ответы детей)
Дети дополняют макет всем необходимым: солнце-фонарь, земля, вода в бутылочке-ручей, семена, шишки, сухие ягоды, жёлуди, вата-снег и т.д., при этом объясняют свой выбор.
-Выполнили мы задание Зимы? Что мы создали?
-Ребята, у нас в группе появился свой маленький весенний лес!
Получаем последний «лучик»!
Ребёнок (выбирается считалкой) завязывает «лучик» на солнышко.
Воспитатель незаметно прикрепляет улыбку на солнышко.
-Дети, как изменилось солнышко? (улыбается, повеселело)
-А почему? (ответы детей)
Звучит аудиозапись «Капель, ручей, пение птиц».
-Что вы слышите? (птицы запели, закапала капель, ручейки побежали)
-Интересно, а почему мы слышим пение птиц и капель? (ответы детей).
-Ребята, а вы любите весну? Почему? (дети делятся своим мнением).
Рефлексия.
-Вот и подошла к концу наша занимательная деятельность. Но впереди ещё полдня и мы сделаем много интересного.
Если у детей возникнет желание дополнить макет (заселить фигурками животных и т.д.).
-Напомните мне, пожалуйста, кому мы сегодня помогли? Как нас можно назвать? (ответы детей).
-Как мы помогали, давайте вспомним!
-Для чего собирали «лучики»?
Дети подводят итог деятельности (солнышко улыбнулось, засветило всеми лучами ярко и жарко и теперь деревья, и вся природа проснётся.
-Как вы думаете, ушла вредная Зима?
Рефлексия с помощью жестов.
-Если вам понравилось, как мы помогали Лесовичку, покажите такой жест: «Во!»-интересно, здорово -большой палец вверх, кулак зажат, а если было не интересно, ничего нового-скрестите руки на груди.
Рефлексия деятельности.
-Ребята, сейчас я вам задам вопросы, а вы прошепчите ответы своему другу на ушко.
-Что для тебя было самым интересным?
-Что для тебя было самым сложным?
-Кого бы ты хотел поблагодарить за работу на занятии?
-Что у тебя не получилось и почему?
-Ребята, а мне понравилось, что вы были дружными, быстро работали, находили ответы на вопросы! Спасибо вам, вы -молодцы!
-В заключение, предлагаю вам посмотреть видео, как весна «шагает» быстрыми шагами по нашей огромной стране.
На экране видео «Весна в разных уголках России».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированное занятие (музыкальная, театрализованная, конструктивная деятельность) «Наш веселый зоопарк» старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
Интегрированное занятие в рамках проекта "Наши меньшие друзья", презентация к занятию прилагается...
Конспект итогового комплексного занятия «Лунтик и его друзья» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие»)
Занятие проводится в игровой форме, материал к занятию легок в изготовлении, является частью предметно - развивающей среды среды (игрушки, дидактические игры). Цель занятия - выявить полученные знания...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Тема: Звук Ж.
Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука "Ж". Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции ар...
Конспект использования разных форм двигательной активности (ДА) на прогулке в старшей группе компенсирующей направленности для детей ТНР.
Материал будет полезен воспитателям ДОУ...
КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».
Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».Программное содержание:Расширять и закреплять знания детей о космосе, космонавтах, о первом космическом полете. Активизир...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «К. И. Чуковский «Федорино горе»
Тема с указанием возрастной группы детей: организованная образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «...
Планирование по лексической теме "Дикие животные" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Планирование недельное включает коррекционную работу, планирование организованной образовательной деятельности и повседневной работы в старшей логопедической группе....