Методическая разработка «Дифференциация звуков «Р» и «Л» на индивидуальном занятии в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Демочко Софья Владимировна

Разработка подготовлена для индивидуальной работы по дифференциации звуков Л и Р

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звуки «Р» и «Л» учитель-логопед Демочко С.В.

Слайд 2

Звук «Р»

Слайд 3

Звук «Л»

Слайд 4

Звуки «Р» и «Л»



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 51 комбинированного вида Красносельского района

Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: «Дифференциация звуков «Р» и «Л» на индивидуальном занятии в  логопедической группе для детей с ОНР»

используемые технологии:

- информационно-коммуникационная;

- здоровьесберегающая;

- игровая.

Составила:

учитель-логопед Демочко С.В.

Санкт-Петербург

2017

Цель:  Дифференциация звуков «Р» и «Л» в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять правильное произношение звуков «Р», «Л» в слогах, словах, предложениях.

- закреплять в речи названия цветов;

Коррекционные:

- развивать артикуляционную моторику;

- развивать фонематический слух;

- развивать навык фонематического  анализа;

- развивать зрительное и слуховое внимание, память.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность;

- воспитывать критическое отношение к своей речи.

Оборудование:

Зеркало,  игрушка Пчела Лара, фишки для звукового анализа, аппаратура для демонстрации слайдов.

Ход занятия.

I. Организационный момент

Логопед. Посмотри, к нам в гости прилетела пчела. Зовут ее Лара. Она поможет нам различать звуки «Р» и «Л» (слайд 1).

II.Основная часть

1.Артикуляция звуков

Логопед. Давай с тобой вспомним правильное положение языка, рта, губ, зубов, при произношении этих звуков.

Ребенок.

«Р» – губы в улыбке, рот открыт, зубы слегка разомкнуты, кончик языка находится за верхними зубами на бугорках и вибрирует (дрожит), горлышко молчит, а язычок дрожит.

«Л» – губы в улыбке, рот приоткрыт, зубы слегка разомкнуты, кончик языка находится за верхними зубами, но не дрожит.

2. Артикуляционные упражнения.

Логопед. Потренируем язычок. Упражнения выполняются с опорой на программу для планшетов «Звуки Р и Рь» Серия «Мама научит»

Упражнение «Чистим зубки»

Ребенок. Широко открыв рот, «чистит» кончиком языка за верхними зубами.

Упражнение «Маляр»

Ребенок. Открыв рот, водит кончиком языка по верхнему небу, как кистью.

Упражнение «Качели»  

Ребенок. Широко открыв рот, ставит кончик языка попеременно за верхние и нижние зубы.

Упражнение «Моторчик»

Ребенок. Заводит «моторчик» машины – р-р-.

Упражнение «Пароход»

Ребенок. Прижимает широкий кончик языка к верхним зубам и гудит - ы-ы-.

3. Повторяем слоги (дифференциация звуков «Р» т «Л» в слогах).

Логопед. Лара любит, летая петь песенки. Спой вместе с ней.

ла-ра-ла         ала-ара-ала        ал – ар - ал

лу-ру-лу         улу-уру-улу      ул – ур - ул

лы-ры-лы      ылы-ыры-ылы   ыл – ыр - ыл

ло-ро-ло       оло-оро-оло ол   ор – ол –ор

4. Поиграем со словами (дифференциация звуков «Р» т «Л» в словах).

Логопед. Назови картинки (слайд 2).

Ребенок. Роза, ромашка, костер, забор.

Логопед. Закрой глаза и повтори названия картинок.

Ребенок. Повторяет, правильно произнося «Р».

Логопед. В названии каких картинок звук «Р» слышится в начале?

Ребенок. Роза, ромашка.

Логопед. Назови картинки (слайд 3).

Ребенок. Лотос, ландыш, сокол, дятел.

Логопед. В названии каких картинок слышишь звук «Л» в конце?

Ребенок. Сокол. Дятел.

Логопед. Пчелка Лара собирает нектар с цветов. Вспомни названия цветов, которые ты называл.

Ребенок. Роза, ромашка, лотос, ландыш.

5. Найди цветок. (дифференциация звуков «Р» и «Л» в словах) (слайд 4).

Логопед. Как много цветов растет на лужайке. Лара летает от одного цветка к другому и не знает, какие ей выбрать цветы. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук «Р» и «Л».

Орхидея, астра, роза, мимоза, нарцисс, василёк, ромашка, гладиолус, колокольчик, ландыш, одуванчик, фиалка.

Ребенок. Орхидея, астра, нарцисс, роза, ромашка. Колокольчик, ландыш, фиалка, гладиолус.

6. Имя Лара (развитие навыка фонематического анализа и языкового анализа).

Логопед. Назови по порядку звуки в слове «Лара». Выложи схему этого слова кружочками. Сколько всего звуков в этом слове? Какой первый? Третий? Раздели это слово на слоги. Придумай предложение со словами пчела Лара. Посчитай количество слов в этом предложении.

7. Физминутка (заботимся о зрении).

Логопед. Пчелка устала, собирая мед.  Пусть теперь споет, а ты с ней.

К нам пчела влетела,

Влетела и  запела «Ла-ла-ла…»

Вот направо полетела. (ребенок смотрит направо, не поворачивая головы)

Вот налево полетела. (ребенок смотрит налево, не поворачивая головы)

Пчелка на нос хочет сесть, (ребенок смотрит на кончик носа)

не дадим мы ей присесть (хлопок).

8. Звуки меняются местами  (дифференциация звуков «Р» т «Л» в словах и фонематический анализ).

Логопед. Лара перелетает с цветка на цветок, а звуки «Р» и «Л» «перелетают»  и меняются местами.

Рама – лама

Роза – лоза

Ром – лом

Рука – Лука

Рак - лак

8. Исправь ошибку (дифференциация  звуков «Р», «Л» в предложениях).

Логопед. Пчела Лара хочет посмешить тебя. И говорит, будто она не взрослая пчела, а пчела-малышка. Исправь ее ошибки.

У камина стоит тлон

На него сел срон.

     Кусают больно комалы.

     Хоть и очень они мары.

В сказке фея жира

Она была добла.

     Искрится лучей

     От солнечных ручей.

Ребенок. Проговаривает предложение, исправляя ошибки.

III. Итог занятия.

Логопед. Попрощаемся с Ларой. Какие звуки мы учились не путать с ее помощью?

Дети. Звуки «Л» и «Р».

Логопед: Что вам понравилось на занятии?

Дети делятся впечатлениями.

Используемая литература и компьютерные программы:

- Н.В.Новоторцева «Рабочая тетрадь по развитию речи. На звуки «Р» и «Рь». Ярославль: «Академия развития», 1996

- В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко  «Домашняя тетрадь для закрепления звука Л.»– М.: ООО «Издательство «Гном и К», 2000.

Программа для планшетов «Звуки Р и Рь» Серия «Мама научит» Издательство «Таркос» 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по дифференциации звуков /П - Т/ «Корзинка с мячиками» в старшей группе компенсирующей направленности для детей

Коррекционно - образовательные задачи: Закрепить артикуляционные уклады звуков П, Т. Учить дифференцировать звуки  П — Т. Учить правильно употреблять  в слогах, словах и предложе­н...

Конспект интегрированного индивидуального занятия в группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом

Занятие направлено на закрепление материала по лексической теме "Дикие и домашние животные", на обогащение словаря, развитие процессов внимания, памяти, развитие мелкой моторики....

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по социально-нравственному воспитанию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Сотрем сердечные печальки»

Методическая разработка  организованной образовательной деятельности по социально-нравственному воспитанию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему  «Сотр...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по социально-нравственному воспитанию в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Все мы дружные ребята»

Методическая разработка  организованной образовательной деятельностипо социально-нравственному воспитаниюв средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНРна тему «Все мы д...

Методическая разработка: Технологическая карта занятия средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, 4-5 лет. На тему "Насекомые"

Технологическая карта занятия средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, 4-5 лет. На тему "Насекомые"...

Методическая разработка по познавательному развитию «Мой город – Санкт-Петербург» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

В данной методической разработке поставленые задачи: образовательные, коррекционные и воспитательные. Одна из основных задачь: расширять знания и представления детей о родном городе Санкт-Петербурге, ...

Методическая разработка по познавательному развитию «Мой город – Санкт-Петербург» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

В данной методической разработке поставленые задачи: образовательные, коррекционные и воспитательные. Одна из основных задачь: расширять знания и представления детей о родном городе Санкт-Петербурге, ...