Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Тема: Звук Ж.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука "Ж". Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции артикуляционного аппарата, формировать правильный речевой выдох.
Развивать фонематическое восприятие: умение давать акустико-артикуляционную характеристику звука. Упражнять в умении выделять слова с данным звуком из художественного текста, умение на слух выделять звук из речевого потока, определять место звука в словах.
Воспитывать у каждого ребёнка умение выслушивать ответы других детей, не перебивать отвечающего.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи.
Тема: Звук Ж.
Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука "Ж". Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции артикуляционного аппарата, формировать правильный речевой выдох.
Развивать фонематическое восприятие: умение давать акустико-артикуляционную характеристику звука. Упражнять в умении выделять слова с данным звуком из художественного текста, умение на слух выделять звук из речевого потока, определять место звука в словах.
Воспитывать у каждого ребёнка умение выслушивать ответы других детей, не перебивать отвечающего.
Ход:
Организационный момент. Предложить детям отгадать загадку:
Звенели ручьи, прилетели грачи.
В дом свой- улей- пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
После какого времени года наступает весна?
Вспомните, кто просыпается весной после долгой зимы? (медведь, ёж)
А ещё кто? (насекомые)
Посмотрите, кто к нам прилетел? (жук)
Сегодня мы продолжим беседу о весне, познакомимся с новым звуком, поселим слово в звуковой домик, а помогать нам будет наш необычный гость. Наш жучок- добрячок принес с собой фишки, получать фишки ребята будут за правильные ответы, тот у кого фишек будет больше всего получит подарок от жука- добряка.
А теперь пришло время пальчикам потренироваться.
Проводится пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять,
Насекомых надо знать:
Муха, бабочка, паук,
Стрекоза и майский жук.
Наш язычок тоже не отстаёт от пальчиков, он тоже хочет поиграть.
Проводиться артикуляционная гимнастика:
Логопед обращается к детям: "Прекрасное время весна. Всё вокруг просыпается, оживает. Мы рады солнышку. Улыбаемся солнышку (дети выполняют, логопед сопровождает выполнение стихотворением)."
1, 2, 3, 4, 5- улыбку я могу держать.
1, 2, 3, 4, 5- можно губки расслаблять.
Весело, шумно наступает весна. Запрыгал язычок от радости, вверх- вниз. Покачаем, язычок на качелях (дети выполняют упражнение "Качели", логопед сопровождает выполнение стихотворением).
Ах качели! Эх качели!
Вниз качели! Вверх качели!
Вверх и вниз- кач- кач!
Ты держись, не плач!
Устал язычок (дети выполняют упражнение "Лопатка", логопед сопровождает выполнение рифмовкой и показом с использованием игрушки).
Язык лопаткой положи,
И немного подержи.
Язык нужно расслаблять
И под счёт его держать,
Раз, два, три, четыре, пять-
Язык можно убирать.
Подскажите, а какой ветерок, дует весной? Холодный или тёплый? Предлагаю подуть тёплым, весенним ветерком, не забывайте, что вдох мы делаем спокойно, через нос, плечи не поднимаем и затем плавно, протяжно выдыхаем, а чтобы ветерок стал теплым губки вытягиваем вперёд (дети выполняют упражнение, проводят тактильный контроль ).
Ребята послушайте, какой звук чаще других встречается в стихотворении:
Жу-жу-жу, жу- жу- жу,
Я на ветке сижу.
Я на ветке сижу,
И звук "Ж" твержу.
Зная, звук жужжащий этот
Я жужжу весной и летом (звук Ж)
Ребята, как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?
Как вы думаете, звук "Ж" гласный или согласный звук? Предлагаю не спорить, а пройти за столы и познакомиться со звуком поближе (дети проходят за столы).
Педагог предлагает взять зеркала и рассказать, в каком положении находятся губы, зубы и язычок (губы вытянуты вперёд в форме овала, зубки почти сжаты, язычок в форме чашечки поднят за верхние зубы. рукой ощущаем выход тёплого ветерка- голосок встречает преграды, поэтому звук- согласный). Уточняем, что при произношении звука можно почувствовать вибрацию голоса- звук звонкий.
- Наш новый знакомый звук желает с нами поиграть. Звук Ж спрятался в сказке. Я буду читать вам сказку, а вы внимательно слушайте и запоминайте слова со звуком Ж.
Жили- были жук, уж и жаба.
Однажды жук говорит ужу:
Надо бы нам крышу покрасить.
- покрасить можно, только какой краской?
- Жёлтой,- важно сказал жук.
- Но у нас нет жёлтой краски.
-Ну, тогда оранжевой!
- И оранжевой тоже нет.
- пойдём попросим у жабы, у нее целая бочка оранжевой краски.
А жаба в это время ела джем из жбана. Увидела, что к ней идут жук и уж, быстренько спрятала джем и сидит ждёт.
- Здравствуй, жаба. Дай на, пожалуйста, оранжевой краски крышу покрасить.
- Не дам,- ответила жаба.- Жалко краску. Ушли жук и уж ни с чем.
Только жаба за джем принялась, прилетел шмель и жужжит:
- Дай немнож-жечко дж-жема, ж-жаба.
- нет у меня никакого джема!
- Ах ты ж-жадина,- рассердился шмель да как ужалит жабу.
Жаба с перепугу- прыг в бочку с оранжевой краской! Вылезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами:
-Пожалейте меня, несчастную-ю!
Но никому не было жалко жадную оранжевую жабу.
В каких словах спрятался звук "Ж" (дети называют слова, за правильный ответ, получают фишку).
-Раз-два, раз-два продолжается игра. Звук "Ж" спрятался среди других звуков. Я буду называть звуки и как только вы услышите звук Ж, хлопайте в ладоши. (ж, а, о, ж ,ж, к, б, м, ж, у, ж, ж, в, н, и, ж, ж), после выполнения задания, педагог отмечает детей, выполнивших задание без ошибок (раздаёт фишки).
Мы играли, мы играли и немножечко устали, мы немного отдохнём и опять играть начнём (проводится динамическая пауза):
Три весёлых братца гуляли на лугу,
Три весёлых братца затеяли игру,
Делали головками ник- ник- ник,
Пальчиками ловкими чик- чик- чик,
Топотали ножками топ- топ- топ,
Хлопали в ладоши хлоп- хлоп- хлоп (2-3 раза).
- Наш новый знакомый звук желает ещё с нами поиграть. Он спрятался в словах, а нам нужно определить, где он спрятался: в начале, в середине или в конце слова. Приготовьте схемы и фишки. Не забывайте, что красная черта располагается с левой стороны. Работаем от красной черты слева направо (ёж, лужа, жёлудь, медвежонок, этаж, жук, подснежник).
- Вот ещё одна игра, рисовать хотите? (да)
На листе нарисованы разные картинки, нужно обвести в круг только те картинки ,в названии которых спрятался звук "Ж" (при выполнении задания логопед контролирует карандашом какого цвета работает ребёнок, обводим синим цветом, так как звук Ж- твёрдый согласный звук. После выполнения задания на доску выставляется вариант правильного ответа, детям предлагается самостоятельно оценить свою работу. Нет ошибок- раскрась шарик внизу листа зелёным цветом, есть ошибки- синим, с заданиями не справился- красным).
- С каким звуком мы сегодня познакомились? Каким цветом обозначается звук Ж, почему? Какое задание вам понравилось больше всего?
Нашему жуку- добряку пора возвращаться на весеннюю лужайку, но он не забыл о своём обещании. Кто больше всех набрал божьих коровок? На память наш гость дарит тебе вот такие "пазлы".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте с детьми группы компенсирующей направленности подготовительного возраста «Полёт на воздушном шаре»
Тема: знакомство со звуками Р и Рь, буквой Р...
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема: Гласные звуки и буквы.
Цель:Коррекционно-образовательная:· Учить детей различать гласные звуки, подбирать соответствующие слова.Коррекционно-развивающая:·...
КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Тема: Звук «О», буква О.
Программное содержание:Развивать фонематическое восприятие: умение давать акустико-артикуляционную характеристику звука, умение определять первый звук в словах, выделять заданный звук из потока других...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему "Гласные звуки"
Поэтапное описание игровой образовательной деятельности на обощение материала по теме "Гласные звуки". Введение понятия о том, что количество слогов в слове соответствует количеству гласных ...
КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Тема: Гласные звуки. Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции на...
КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Гласные звуки.
Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции называть гласные звуки. Подвес...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе комбинированной направленности Тема: «Знакомимся с буквой И»
Конспект непосредственной образовательнойдеятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группекомбинированной направленностиТема: «Знакомимся с буквой И»...