Интегрированная непрерывная образовательная деятельность «Путешествие со Старичком-Лесовичком по осеннему лесу»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Панина Татьяна Алексеевна

Расширить и уточнить знания детей о лиственных и хвойных деревьях осенью, выделять их характерные и отличительные признаки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Путешествие со Старичком-Лесовичком по осеннему лесу»

Цель: Расширить и уточнить знания детей о лиственных и хвойных деревьях осенью, выделять их характерные и отличительные признаки.

Коррекционно-образовательные задачи:

- закрепить знания детей об осени, ее признаках.

- совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных множественного числа от существительных единственного числа, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными).

- развивать связную речь детей (умение составлять рассказ по плану), диалогическое общение с педагогом.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать произвольное внимание, память, логическое мышление;

- развивать координацию речи с движением, мелкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать у детей интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней.

Предварительная работа: Экскурсия по территории детского сада; рассматривание листьев и различение их по величине, форме, окраске;             сбор листьев и плодов для гербария; дидактические игры  «Угадай дерево по описанию», «Назови, от какого дерева листья»,  «Какого дерева не стало», «Четвертый лишний», «Выложи строение дерева».

Оборудование: предметные картинки с деревьями (дуб, береза, рябина, клен, ель, сосна),  их листьями и плодами (желуди, еловые и сосновые шишки, березовые сережки, ягоды рябины, семена клена);  картинки опоры («солнце», черная длинная и короткая желтая полоски, желтый лист, зонт, птицы летящие клином, люди), презентация.  

Раздаточный материал: натуральные листья и плоды деревьев, собранные детьми во время прогулок;  предметные картинки с деревьями (дуб, береза, рябина, клен, ель, сосна), разрезанные 4-5 частей;  счетные палочки.

НОД.

Организационный момент.

Логопед: Ребята, отгадайте загадку.

                        «Стали дни короче,

                          Длинней стали ночи

                          Урожай собирают.

                          Когда это бывает?»      (Осенью)

         

                  (Слайд №1 «Золотая осень»)

Логопед: А какое сейчас время года?   (Осень)

Назовите признаки осени? ( Показ картинки – опоры)

      (Дети с помощью картинок – опор называют признаки осени.)

 

1. Солнце греет меньше. (Солнце)

2. День становится короче, а ночь – длиннее. (Короткая желтая и длинная черная полоски и символы дня и ночи)

3. Часто идут дожди. (Зонт)

4. Начали желтеть и опадать листья. (Желтый лит)

5. Птицы улетают в теплые края, на юг. (Птицы, летящие клином)

6. Люди надели куртки, шапки и ботинки. (Люди)

Логопед: Осень прислала нам картинки осенних деревьев. Но вот беда, эти картинки кто-то разрезал. Давайте их сложим и узнаем,  какие деревья растут в ее осеннем лесу.    

                               

                                  Игра «Сложи картинку»  

(Дети самостоятельно выполняют задание  и называют деревья)                                    

Логопед: Ребята посмотрите, кто к нам пришел!                                                                                

                           

                            (Слайд№2 «Старичок-лесовичок»)

Да, это старичок-лесовичок.                                                                                                                 По лесу он ходит.
За порядком следит,
Деревьям помогает,
Птиц и зверей охраняет.

Старичок-Лесовичок приглашает вас всех в гости в лес.

В лес отправимся гулять,  (дети маршируют)
Будем весело шагать,
По тропинке пойдем  (ходят змейкой)
Друг за другом гуськом,
На носочки встали.
И к лесу побежали.     (бегут на носочках)
Наги выше поднимаем (с высоким подъемом колен)
И снова по дорожке мы  (шагают)
Весело шагаем.                  

 Логопед: Ребята, в лесу очень,  много деревьев и  Старичок-Лесовичок предлагает поиграть в игру «Один и много». Вы согласны поиграть?  (Да)

       

                    (Слайд №3   Игра «Один – много»)        

         Береза – березы                              Рябина – рябины

         Дуб – дубы                                     Сосна – сосны

         Клен – клены                                  Ель – ели

Логопед: Деревья очищают воздух, которым мы дышим. Их плодами и семенами питаются птицы и животные, поэтому нельзя ломать деревья. Осенью люди сажают молодые деревья. Убирают опавшую листву. Окапывают и подкармливают деревья.

               

              (Слайд №3 «Лиственные и хвойные деревья»)

Логопед: Посмотрите, среди этих деревьев два дерева не похожи на другие.  Что это за деревья? (Сосна и ель)

Чем они отличаются от других деревьев?  (Ответы детей)

Береза, дуб, клен, рябина – осенью желтеют и роняют листья – это какие деревья? (Лиственные деревья).

А сосна и ель всегда зеленые и на ветках у них иголки – это какие деревья? (Хвойные деревья).

Игра «Лиственные или хвойные»

(Дифференциация: лиственные или хвойные деревья)

Логопед: Разложите картинки с изображением лиственных деревьев, а теперь хвойных.   (Дети выполняют самостоятельно)

Молодцы! Мы научились различать лиственные и хвойные деревья.

Игра «Назови части дерева»

Логопед: Посмотрите внимательно и расскажите, какие части дерева вы знаете. (Ответы детей)

Верно! У всех деревьев есть корни, ствол, ветки, листья и плоды.

А какие части бывают разные?  (Листья и плоды)

               

Логопед: Старичок-Лесовичок насобирал нам листочки и  плоды деревьев. Он сложил их в коробочку и предлагает нам с ними поиграть. Вы согласны поиграть? Да.

                Игра «Угадай, с какого дерева лист и плод»

(В коробке лежат листья деревьев. Каждый ребенок с закрытыми глазами достает лист, называет его и прикрепляет на нужное дерево).

          Это лист с рябины – рябиновый лист

          Это лист с березы -  березовый лист

          Это лист от клена – кленовый лист  

          Это лист с дуба – дубовый лист

          Это шишка с ели – еловая шишка

          Это шишка с сосны – сосновая шишка

Логопед: Ай, да молодцы! Отгадали все листочки и плоды.

А теперь Старичок-Лесовичок хочет узнать, какие вы внимательные. Она приготовила для вас очень сложное задание.

Игра «Кто внимательный»

Логопед: Разложите плоды так, чтобы шишка оказалась между желудем и рябиной.  (Дети выполняют)

Какой плод оказался справа от шишки?

А какой плод слева?

Молодцы! Какие у меня все внимательные.

Старичок-Лесовичок любит играть, давайте поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Листья»

Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают и разжимают кулачки)

Будем листья собирать. (Загибают пальчики, начиная с большого)

Листья березы,

Листья рябины,

Листья клена, листья ели,

Листья дуба мы соберем,

Букет маме отнесем. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками)

                          Н. Нищева

Логопед: Старичку-Лесовичку очень нравятся осенние деревья.

Давайте назовем их ласково.

                                     

                                  Игра «Назови ласково»

Береза – березонька                                     Дуб – дубок

Рябина - рябинка                                          Клен – кленок        

Сосна – сосенка                                            Ель   -  елочка

Логопед: Еще для нас  Старичок-Лесовичок приготовил задание – дорисовать вторую половинку листочка и назвать, на каком дереве он растет?

(Дети самостоятельно дорисовывают вторую половинку листочка).    

 

Игра «На каком дереве растет листок?»

Лист березовый – на березе

Лист рябиновый – на рябине

Лист кленовый – на клене

Лист дубовый – на дубе

Иголки еловые – на ели

Иголки сосновые – на сосне

Логопед: Давайте отдохнем.

                                      Физкультминутка:

Листья осенние тихо кружатся,               (Плавно кружатся)                                             Прямо нам под ноги листья ложатся      (Приседают)                                                         И под ногами шуршат, шелестят.           ( Водят руками по полу)                                   Будто опять закружиться хотят.             (Плавно кружатся)                                                                                                            

Логопед: Есть у Старичка-Лесовичка для вас еще игра

                       

        Внимательно смотрите

                          Без промедления сейчас

                          Чего не стало, назовите.

                             (Слайд №4  Игра «Чего не стало?»)

(Дети по очереди называют листочек, которого не стало:

«Не стало березового листочка» и т.д.)

         

Логопед: Ребята, давайте порадуем Старичка-Лесовичка. Выложим для него елочки из счетных палочек.  Чтобы в его лесу стало больше хвойных деревьев.

            Игра «Выложи по схеме елочку из счетных палочек»

(У каждого ребенка на столе лежит схема с изображением елочки.

Дети самостоятельно выкладывают).

Логопед: Молодцы! Ребята, а Старичок-Лесовичок приготовил для вас игру.

                 

(Слайд №5-7  Игра «Четвертый лишний»)

                                             

Логопед: Выделите лишнее предмет, объясните Старичку-Лесовичку почему он лишний.  

Клен, рябина, ель, дуб;  

Береза, тюльпан,  сосна, липа;

Дуб, рябина, береза, клубника.

Логопед: Ребята заканчивается наше путешествие.

Как хорошо в лесу в любое время года, и лес нужно беречь и охранять, чтоб он нас всегда радовал своими лесными жителями.

А старичок-Лесовичок еще нас будет ждать в гости.

Он вас угощает своими лесными дарами – орешками кедровыми.

Логопед: Ну, а нам пора в детский сад возвращаться. Давайте помашем рукой и скажем дружно:

До свиданья, старый лес,  (Идут по кругу и машут рукой)                               Полный сказочных чудес.

По тропинкам мы гуляли, (Маршируют на месте)

На полянке поиграли,         (Прыгают на месте)

Подружились мы с тобой, (Обнимают себя руками)

Нам теперь пора домой.    (Идут по кругу и машут рукой)

Итог: 

Где мы побывали? (В осеннем лесу)  

Кто нас пригласил в осенний лес? (Старичок-Лесовичок)

Какие деревья мы сегодня рассматривали в лесу у Старичка-Лесовичка?  (Лиственные и хвойные)

Какую пользу приносят деревья?  (Деревья очищают воздух,  которым мы дышим.  Их плодами и семенами питаются птицы и животные).

Молодцы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению старших дошкольников с природой «В гости к старичку-лесовичку».

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности по развитию речи и  ознакомлению старших дошкольников с природой  «В гости к старичку-лесовичку» предназначен для воспитател...

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности "Путешествие по зимнему городу"

Конспект  интегрированнойнепрерывной образовательной деятельности«Путешествие по зимнему городу»Средний дошкольный возраст Актуальность:               ...

Технологическая карта интегрированной непрерывной образовательной деятельности «Путешествие в волшебную страну Знаний»

Тема "Путешествие в волшебную страну Знаний"Возрастная группа: группа компенсирующей направленности детей с ЗПР подготовительного возраста.Интеграция областей "Познавательное развитие&q...

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности «Путешествие в сказочный мир «Трех медведей» с детьми средней группы. С использованием технологии развивающих игр В.В. Воскобовича

конспект НОД с интеграцией образовательных областей: познавательное развитие,  речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. Использование технологии развивающих игр В.В. Воскобович...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «История осеннего леса»

уточнение и расширение представлений детей по теме «Деревья», профилактика дисграфии, стимуляция эмоционального фона у детей с помощью нетрадиционной   техники   рисова...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Прогулка по осеннему лесу» для детей старшей группы

Программные задачи: познакомить детей  с древнерусскими названиями осенних месяцев. Продолжать учить самостоятельно находить осенние изменения в природе. Обобщить и систематизировать  знания...

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности для детей от 2 до 3 лет Тема: «Ежики в осеннем лесу»

Цель: продолжать развивать изобразительные умения и навыки детей с использованием нетрадиционной техники рисования зубной щёткой.Программное содержание: - Закрепить представление детей о еже;  пр...