Интегрированная непрерывная образовательная деятельность «Путешествие со Старичком-Лесовичком по осеннему лесу»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Расширить и уточнить знания детей о лиственных и хвойных деревьях осенью, выделять их характерные и отличительные признаки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Путешествие со Старичком-Лесовичком по осеннему лесу | 33.99 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие со Старичком-Лесовичком по осеннему лесу»
Цель: Расширить и уточнить знания детей о лиственных и хвойных деревьях осенью, выделять их характерные и отличительные признаки.
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепить знания детей об осени, ее признаках.
- совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных множественного числа от существительных единственного числа, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными).
- развивать связную речь детей (умение составлять рассказ по плану), диалогическое общение с педагогом.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать произвольное внимание, память, логическое мышление;
- развивать координацию речи с движением, мелкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать у детей интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней.
Предварительная работа: Экскурсия по территории детского сада; рассматривание листьев и различение их по величине, форме, окраске; сбор листьев и плодов для гербария; дидактические игры «Угадай дерево по описанию», «Назови, от какого дерева листья», «Какого дерева не стало», «Четвертый лишний», «Выложи строение дерева».
Оборудование: предметные картинки с деревьями (дуб, береза, рябина, клен, ель, сосна), их листьями и плодами (желуди, еловые и сосновые шишки, березовые сережки, ягоды рябины, семена клена); картинки опоры («солнце», черная длинная и короткая желтая полоски, желтый лист, зонт, птицы летящие клином, люди), презентация.
Раздаточный материал: натуральные листья и плоды деревьев, собранные детьми во время прогулок; предметные картинки с деревьями (дуб, береза, рябина, клен, ель, сосна), разрезанные 4-5 частей; счетные палочки.
НОД.
Организационный момент.
Логопед: Ребята, отгадайте загадку.
«Стали дни короче,
Длинней стали ночи
Урожай собирают.
Когда это бывает?» (Осенью)
(Слайд №1 «Золотая осень»)
Логопед: А какое сейчас время года? (Осень)
Назовите признаки осени? ( Показ картинки – опоры)
(Дети с помощью картинок – опор называют признаки осени.)
1. Солнце греет меньше. (Солнце)
2. День становится короче, а ночь – длиннее. (Короткая желтая и длинная черная полоски и символы дня и ночи)
3. Часто идут дожди. (Зонт)
4. Начали желтеть и опадать листья. (Желтый лит)
5. Птицы улетают в теплые края, на юг. (Птицы, летящие клином)
6. Люди надели куртки, шапки и ботинки. (Люди)
Логопед: Осень прислала нам картинки осенних деревьев. Но вот беда, эти картинки кто-то разрезал. Давайте их сложим и узнаем, какие деревья растут в ее осеннем лесу.
Игра «Сложи картинку»
(Дети самостоятельно выполняют задание и называют деревья)
Логопед: Ребята посмотрите, кто к нам пришел!
(Слайд№2 «Старичок-лесовичок»)
Да, это старичок-лесовичок. По лесу он ходит.
За порядком следит,
Деревьям помогает,
Птиц и зверей охраняет.
Старичок-Лесовичок приглашает вас всех в гости в лес.
В лес отправимся гулять, (дети маршируют)
Будем весело шагать,
По тропинке пойдем (ходят змейкой)
Друг за другом гуськом,
На носочки встали.
И к лесу побежали. (бегут на носочках)
Наги выше поднимаем (с высоким подъемом колен)
И снова по дорожке мы (шагают)
Весело шагаем.
Логопед: Ребята, в лесу очень, много деревьев и Старичок-Лесовичок предлагает поиграть в игру «Один и много». Вы согласны поиграть? (Да)
(Слайд №3 Игра «Один – много»)
Береза – березы Рябина – рябины
Дуб – дубы Сосна – сосны
Клен – клены Ель – ели
Логопед: Деревья очищают воздух, которым мы дышим. Их плодами и семенами питаются птицы и животные, поэтому нельзя ломать деревья. Осенью люди сажают молодые деревья. Убирают опавшую листву. Окапывают и подкармливают деревья.
(Слайд №3 «Лиственные и хвойные деревья»)
Логопед: Посмотрите, среди этих деревьев два дерева не похожи на другие. Что это за деревья? (Сосна и ель)
Чем они отличаются от других деревьев? (Ответы детей)
Береза, дуб, клен, рябина – осенью желтеют и роняют листья – это какие деревья? (Лиственные деревья).
А сосна и ель всегда зеленые и на ветках у них иголки – это какие деревья? (Хвойные деревья).
Игра «Лиственные или хвойные»
(Дифференциация: лиственные или хвойные деревья)
Логопед: Разложите картинки с изображением лиственных деревьев, а теперь хвойных. (Дети выполняют самостоятельно)
Молодцы! Мы научились различать лиственные и хвойные деревья.
Игра «Назови части дерева»
Логопед: Посмотрите внимательно и расскажите, какие части дерева вы знаете. (Ответы детей)
Верно! У всех деревьев есть корни, ствол, ветки, листья и плоды.
А какие части бывают разные? (Листья и плоды)
Логопед: Старичок-Лесовичок насобирал нам листочки и плоды деревьев. Он сложил их в коробочку и предлагает нам с ними поиграть. Вы согласны поиграть? Да.
Игра «Угадай, с какого дерева лист и плод»
(В коробке лежат листья деревьев. Каждый ребенок с закрытыми глазами достает лист, называет его и прикрепляет на нужное дерево).
Это лист с рябины – рябиновый лист
Это лист с березы - березовый лист
Это лист от клена – кленовый лист
Это лист с дуба – дубовый лист
Это шишка с ели – еловая шишка
Это шишка с сосны – сосновая шишка
Логопед: Ай, да молодцы! Отгадали все листочки и плоды.
А теперь Старичок-Лесовичок хочет узнать, какие вы внимательные. Она приготовила для вас очень сложное задание.
Игра «Кто внимательный»
Логопед: Разложите плоды так, чтобы шишка оказалась между желудем и рябиной. (Дети выполняют)
Какой плод оказался справа от шишки?
А какой плод слева?
Молодцы! Какие у меня все внимательные.
Старичок-Лесовичок любит играть, давайте поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают и разжимают кулачки)
Будем листья собирать. (Загибают пальчики, начиная с большого)
Листья березы,
Листья рябины,
Листья клена, листья ели,
Листья дуба мы соберем,
Букет маме отнесем. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками)
Н. Нищева
Логопед: Старичку-Лесовичку очень нравятся осенние деревья.
Давайте назовем их ласково.
Игра «Назови ласково»
Береза – березонька Дуб – дубок
Рябина - рябинка Клен – кленок
Сосна – сосенка Ель - елочка
Логопед: Еще для нас Старичок-Лесовичок приготовил задание – дорисовать вторую половинку листочка и назвать, на каком дереве он растет?
(Дети самостоятельно дорисовывают вторую половинку листочка).
Игра «На каком дереве растет листок?»
Лист березовый – на березе
Лист рябиновый – на рябине
Лист кленовый – на клене
Лист дубовый – на дубе
Иголки еловые – на ели
Иголки сосновые – на сосне
Логопед: Давайте отдохнем.
Физкультминутка:
Листья осенние тихо кружатся, (Плавно кружатся) Прямо нам под ноги листья ложатся (Приседают) И под ногами шуршат, шелестят. ( Водят руками по полу) Будто опять закружиться хотят. (Плавно кружатся)
Логопед: Есть у Старичка-Лесовичка для вас еще игра
Внимательно смотрите
Без промедления сейчас
Чего не стало, назовите.
(Слайд №4 Игра «Чего не стало?»)
(Дети по очереди называют листочек, которого не стало:
«Не стало березового листочка» и т.д.)
Логопед: Ребята, давайте порадуем Старичка-Лесовичка. Выложим для него елочки из счетных палочек. Чтобы в его лесу стало больше хвойных деревьев.
Игра «Выложи по схеме елочку из счетных палочек»
(У каждого ребенка на столе лежит схема с изображением елочки.
Дети самостоятельно выкладывают).
Логопед: Молодцы! Ребята, а Старичок-Лесовичок приготовил для вас игру.
(Слайд №5-7 Игра «Четвертый лишний»)
Логопед: Выделите лишнее предмет, объясните Старичку-Лесовичку почему он лишний.
Клен, рябина, ель, дуб;
Береза, тюльпан, сосна, липа;
Дуб, рябина, береза, клубника.
Логопед: Ребята заканчивается наше путешествие.
Как хорошо в лесу в любое время года, и лес нужно беречь и охранять, чтоб он нас всегда радовал своими лесными жителями.
А старичок-Лесовичок еще нас будет ждать в гости.
Он вас угощает своими лесными дарами – орешками кедровыми.
Логопед: Ну, а нам пора в детский сад возвращаться. Давайте помашем рукой и скажем дружно:
До свиданья, старый лес, (Идут по кругу и машут рукой) Полный сказочных чудес.
По тропинкам мы гуляли, (Маршируют на месте)
На полянке поиграли, (Прыгают на месте)
Подружились мы с тобой, (Обнимают себя руками)
Нам теперь пора домой. (Идут по кругу и машут рукой)
Итог:
Где мы побывали? (В осеннем лесу)
Кто нас пригласил в осенний лес? (Старичок-Лесовичок)
Какие деревья мы сегодня рассматривали в лесу у Старичка-Лесовичка? (Лиственные и хвойные)
Какую пользу приносят деревья? (Деревья очищают воздух, которым мы дышим. Их плодами и семенами питаются птицы и животные).
Молодцы!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению старших дошкольников с природой «В гости к старичку-лесовичку».
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению старших дошкольников с природой «В гости к старичку-лесовичку» предназначен для воспитател...
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности "Путешествие по зимнему городу"
Конспект интегрированнойнепрерывной образовательной деятельности«Путешествие по зимнему городу»Средний дошкольный возраст Актуальность: ...
Технологическая карта интегрированной непрерывной образовательной деятельности «Путешествие в волшебную страну Знаний»
Тема "Путешествие в волшебную страну Знаний"Возрастная группа: группа компенсирующей направленности детей с ЗПР подготовительного возраста.Интеграция областей "Познавательное развитие&q...
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности «Путешествие в сказочный мир «Трех медведей» с детьми средней группы. С использованием технологии развивающих игр В.В. Воскобовича
конспект НОД с интеграцией образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. Использование технологии развивающих игр В.В. Воскобович...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «История осеннего леса»
уточнение и расширение представлений детей по теме «Деревья», профилактика дисграфии, стимуляция эмоционального фона у детей с помощью нетрадиционной техники рисова...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Прогулка по осеннему лесу» для детей старшей группы
Программные задачи: познакомить детей с древнерусскими названиями осенних месяцев. Продолжать учить самостоятельно находить осенние изменения в природе. Обобщить и систематизировать знания...
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности для детей от 2 до 3 лет Тема: «Ежики в осеннем лесу»
Цель: продолжать развивать изобразительные умения и навыки детей с использованием нетрадиционной техники рисования зубной щёткой.Программное содержание: - Закрепить представление детей о еже; пр...