Консультирование для педагогов «Логоритмика, как основа сочетания музыки и движения, система упражнений, заданий, игр».
консультация по логопедии
цель-систематизировать знания педагогов о возможностях использования логоритмических упражнений в группах детей дошкольногго возраста, обосновать значимость логоритмики в развитии ритма, музыкального слуха, координации и мелкой моторики у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsul_logoritm_sochet_muz_dvizh_i_igr.docx | 21.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультирование для педагогов «Логоритмика, как основа сочетания музыки и движения, система упражнений, заданий, игр».
ЦЕЛЬ: Систематизировать знания педагогов о возможностях использования логоритмических упражнений в группах детей дошкольного возраста, обосновать значимость логоритмики в развитие ритма, музыкального слуха, координации и мелкой моторики у детей.
Показать некоторые логоритмические игры.
Логоритмика – это система движений в сочетании с музыкой и словом. Понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. С помощью занятий логоритмикой дети с речевой патологией усваивают теоретические знания в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности. Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей с речевыми нарушениями костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку.
Воспитательные задачи этих занятий разнообразны: это и музыкальное развитие детей – развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; также воспитание способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, то есть воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности.
Следовательно, музыка является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания человека. Она учит воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать.
О влиянии музыки на детей, о её значении в эстетическом, умственном, физическом воспитании писали М.Я. Басов, Н.А. Ветлугина, А.В. Кеннеман и другие. Музыка является средством активизации умственных способностей детей, поскольку её восприятие требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Беседа по поводу прослушанной музыки учит детей делать первые обобщения и сравнения. Музыкальное воздействие на детей дошкольного возраста проявляется в совершенствовании личности ребёнка, его функциональных систем. Логопедическая ритмика в связи с музыкой помогает разрушить «почву», на которой возникло речевое расстройство и содействует нормализации речи и общедвигательной функции.
Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевой патологией.
Такими средствами являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счётные упражнения, формирующие чувство музыкального размера; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на инструментах; самостоятельная деятельность с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы.
Основной принцип построения всех перечисленных видов работы – тесная связь движения с музыкой и включение речевого материала. Слово вводится в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, инсценировок на заданную тему, драматизации с пением, команды водящего в подвижных играх.
Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. Например, длительно тянуть глухой звук, выполняя при этом определённые движения. Затем глухой звук заменяется гласными звуками, изолированными и в различных сочетаниях с согласными звуками. Далее на выдохе произносятся слова, фразы.
Воспитанию четкой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикулярные упражнения. Сначала под ритмическую музыку или счёт педагога гласные буквы обозначаются немой артикуляцией, затем произносятся шепотом и громко. Затем произносятся шепотом слоги и слова с согласными буквами, после чего громко – четверостишия, пословицы, поговорки со сменой ударения и темпа речи. Дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения включаются в подвижные игры, игры-драматизации, в ходьбу с замедлением, в упражнения с хлопками, счётом, пением.
В занятия по воспитанию дыхания, голоса и артикуляции включается пение и произношение междометий, которые выражают эмоции: радость, боль, гнев, страх и т.д. Затем междометия включаются в стихи с разной окраской звука: минорной или мажорной, с соответствующей музыкой.
Пение – сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса. Пение является методом, регулирующим дыхание, развивающим грудную клетку, а также помогающим вырабатывать плавную и полнозвучную речь.
Пение и движение на фоне музыки оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями. Органическим элементом песни является слово. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности.
Речевые упражнения без музыкального сопровождения впервые были предложены В.А. Гринер для работы с заикающимися. Эти задания могут быть использованы при проведении утренней зарядки или физкультминутки, с проговариванием стихотворных строк, как с движениями, так и без них. Речь идёт о произношении слов в стихотворной форме, как без движений, так и с движениями. Ритмизированное слово в сочетании с движением облегчает речь ребёнку, имеющему речевые патологии. Для проведения занятия необходимо специально подбирать материал, руководствуясь разной коррекционной направленностью логоритмических занятий:
- речевой материал для нормализации темпа и ритма заикающихся; для развития словаря у детей с общим недоразвитием речи; для автоматизации звукопроизношения у детей с дизартрией и т. д.;
- стихотворения подбираются так, чтобы можно было соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи;
- длина стихотворной строки должна быть средней, иначе трудно подобрать движение;
- преобладание в стихотворении глагольной лексики, чтобы было легче сопровождать текст движениями;
- в стихотворении должна присутствовать сюжетная линия или действующее лицо, чтобы исключить механические движения;
- стихотворения подбираются с учётом возраста, речевых и двигательных возможностей.
Звучащий при выполнении заданий ритм служит средством воспитания и развития у детей с речевыми нарушениями чувства ритма и включения его в речь. Ритм помогает соединить слово, музыку и движения в специальных комплексных упражнениях. Детям различные ритмы целесообразно давать в форме игр, драматизации, подражаний движениям птиц, животных, в форме построений и т. п. Содержание и формы драматизиции должны соответствовать возрасту, общему развитию и двигательным возможностям детей. В младшем дошкольном возрасте ритмы оформляются лёгкими движениями, а в старшем дошкольном возрасте детям предлагается большее количество ритмических рисунков, которые оформляют в образах животных, птиц, в разных построениях при работе с предметами.
В логопедической ритмике на занятиях используется игра на детских инструментах. Музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль, так как они вовлекают ребёнка в сферу музыки, помогают развивать его творческие способности.
На логоритмических занятиях для развития звуковысотного слуха используют колокольчики, звучащие различно по своей высоте и дети узнают, какой колокольчик поёт выше, какой ниже. Металлофон, поставленный наклонно, может стать «музыкальной лесенкой»: дети учатся различать направление звукоряда, расстояние между звуками. Например, игра «музыкальное эхо»: один ребёнок придумывает свой ритмический рисунок, а другой точно его повторяет.
На логоритмических занятиях полезно использовать игры-драматизации стихотворного, прозаического текстов на самые различные темы и сюжеты. Движениями, пантомимикой, мимикой, выразительной речью играющие передают содержание игры и образов.
Сочетание музыки, движения и слова в логоритмике различно, но какова бы не была доля музыки и слова, музыки и движения в упражнениях, в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребёнка, его деятельность, положительно влияют на личность.
Система логоритмических средств варьирует на занятиях в зависимости от речевого нарушения, состояния двигательной сферы ребёнка, от коррекционных задач каждого этапа логопедической работы, целей и задач логоритмического занятия.
Таким образом, с помощью логоритмики воспитываются общие и речедвигательная функция детей. Методические приёмы варьируются в зависимости от нарушения речи, но сводятся к одному: к максимальному использованию музыкального и двигательного ритма в целях оздоровления речевой мелодии, речевого ритма, просодии и пантомимической речи.
Логоритмическая работа направлена не только на устранение нарушений речи, но и способствует музыкальному развитию детей.
Литература:
- Н. Щербакова « музыкальное воспитание детей с нарушением речи».
- З. Пунина, Л. Брозелио, А. Кыштымова «Ритмика для детей с расстройством слуха и речи» М.1948 г.
- Н. Самойленко, В. Гринет «Логопедическая ритмика» М. 1941 г.
- С. Руднева, Э. Фиш «Ритмика. Музыкальное движение» М. 1972 г.
- Е. Раевский, С. Руднева, Т. Соболева, З. Ушакова « Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» М. 1969 г.
- С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковникова М. 1981, 1983, 1984.
- Н.А. Метлов «Музыка для утренней гимнастики в детском саду» М. 1965 г., М. 1970 г.
- Г.А. Волкова « Логопедическая ритмика» М. 1985 г.
- О.А. Новикова «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях» С-Пб. 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для педагогов ДОУ "Использование логоритмики на занятиях по музыке"
Конспект консультации старших воспитателей,музыкальных руководителей ДОУ....
"Логоритмика, как основа сочетания музыки и движения, система упражнений, заданий, игр."
Консультация для педагогов ДОУ "Логоритмика, как основа сочетания музыки и движения, система упражнений, заданий, игр"...
Консультация для педагогов «Логоритмика, как система музыкально-двигательных, музыкально-речевых, игровых упражнений»
Консультация для педагогов «Логоритмика, как система музыкально-двигательных, музыкально-речевых, игровых упражнений»...
План самообразования музыкального руководителя на тему "Логоритмика - связь слова, музыки и движения"
План самообразования музыкального руководителя на тему "Логоритмика - связь слова, музыки и движения" содержит:актуальность работы над заданной темой;цель и задачи;элементы логоритмических з...
Система диагностических заданий по выявлению у детей знаний по безопасности дорожного движения.
АктуальностьВ современной системе дошкольного воспитания остро обозначилась проблема кардинального изменения содержания, форм и методов организации работы по обеспечению безопасности...
"Логоритмика,как основа сочетания музыки и движения,система упражнений,заданий,игр"Консультация для педагогов.
Консультация для педагогов...
Самообразование на тему: «Логоритмика – связь слова, музыки и движения»
Самообразование на тему: «Логоритмика – связь слова, музыки и движения»...