План самообразования музыкального руководителя на тему "Логоритмика - связь слова, музыки и движения"
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа)
План самообразования музыкального руководителя на тему "Логоритмика - связь слова, музыки и движения" содержит:
актуальность работы над заданной темой;
цель и задачи;
элементы логоритмических занятий;
планирование по месяцам на 1 учебный год;
список используемой литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_nikolaeva_logoritmika.docx | 20.57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Планирование самообразования музыкального руководителя
Николаевой Е.В. на тему:
«Логоритмика – связь слова, музыки и движения»
Работа начата: 01.09.2018 г.
Предполагается закончить: 25.05.2020 г.
Возможно, самое лучшее, самое радостное,
что есть в жизни – это красивая речь
и свободное движение под музыку.
И ребенка можно этому научить.
А.И. Буренина
Современная жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным воспитанием в детском саду. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: слабое физическое здоровье, дефицит общения со взрослыми, экологические катастрофы, чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое. Анализируя процесс музыкального образования в детском саду, мы заметили, что с каждым годом увеличивается количество детей со сложными речевыми расстройствами, для устранения которых требуется комплексное воздействие педагогов, логопедов и музыкальных руководителей дошкольных учреждений.
У детей с ОНР плохо сформирована система управления движениями, поэтому страдает быстрота, точность, координация движений и техника их выполнения. В основных и танцевальных движениях у них страдают ритмичность и способность удерживать заданный темп. Эти дети малоэмоциональны и неуверенны в себе, застенчивы и замкнуты, что сказывается на выразительности и пластичности их исполнительской деятельности.
Логоритмика – это система музыкально-двигательных, рече-двигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, она основана на использовании связи слова, музыки и движения.
Музыка, движение и слово в логоритмике сочетаются различным образом. Но какова бы ни была доля музыки и слова, музыки и движения и т.д., в упражнениях в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребёнка, его деятельность, положительно влияют на личность. Важно то, что бы у ребенка эти процессы нормализовались неосознанно, естественно.
Музыка является могучим средством в решении коррекционных, воспитательных, развивающих задач. Доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально-речевой материал создают положительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в общении, развивая не только основные музыкально-ритмические навыки, но и нарушения общей моторики и речевого недоразвития детей.
Цель:преодоление речевого нарушения у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением.
Задачи:
- активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи;
- развитие ориентации в пространстве и зрительно-моторных координаций;
- формирование двигательных навыков;
- развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха и чувства ритма;
- развитие правильного дыхания и певческого диапазона голоса.
Логоритмические занятия включают следующие элементы:
- логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов идущих от рук;
- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
- фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития речевого дыхания;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
- упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.
Список литературы:
- Г.П.Федорова «Поиграем, потанцуем»: СПб, Издательство «Акцидент», 1997г.
- О.А.Новиковская«Логоритмика»: СПб, «Корона принт», 2005г.
- А.И.Буренина «Ритмическая пластика для дошкольников»:СПб, 1994 г.
- «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов: М., 1997год.
- М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия в детском саду».
Планирование на 2018-2019 уч.год:
Месяц | Методическая работа | Практическая работа |
Сентябрь | М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия в детском саду» | Разработка планов занятий. Подбор практического материала. |
Октябрь | О.А. Новиковская «Логоритмика» | Игры на развитие речевого дыхания. Изготовление папки-передвижки «Логоигры». |
Ноябрь | Е.В. Кузнецова «Логопедическая ритмика для детей с нарушениями речи» | Внедрение игр и упражнений на укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания. |
Декабрь | А.И. Буренина «Ритмическая пластика для дошкольников» | Игры на развитие силы высоты голоса. Внедрение игр и упражнений на развитие мелкой моторики. |
Январь | Г.А. Волкова «Логопедическая ритмика» | Консультация для родителей «Играем пальчиками, развиваем речь». Внедрение игр и упражнений на развитие артикуляционного аппарата. |
Февраль | Т.А. Овчинникова «Пение и логопедия» | Игры-диалоги на развитие музыкально-ритмических движений. |
Март | Е.Д. Макшанцева «Скворушка» (музыкально-речевые игры для дошкольного возраста) | Игры и упражнение, направленные на развитие голосовых навыков. |
Апрель | Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика» | Игры на развитие правильного звукопроизношения. |
Май | И.Г. Сухин «Веселые скороговорки для непослушных звуков» | Методические рекомендации «Логопедические распевки». Мастер класс « Дыхательная гимнастика Стрельниковой». |
Активно в работе в течение всего времени используются интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование музыкального руководителя по теме: «Восприятие классической музыки через народные сказки и поэзию»
План и программа по самообразованию...
план самообразования музыкального руководителя на 2017-2022 уч.гг.
План по самообразовании муз.рук на 2017-2022 уч.г...
План самообразования музыкального руководителя ДОУ «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность»
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, со...
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Тема: Развитие музыкальных способностей дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО
Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Как заинтересовать и увлечь ребенка музы...
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на 5 лет на тему: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».
Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» (О.П. Радынова «Музыкальн...
Конспект круглого стола для музыкальных руководителей в форме интерактивной игры "Музыка и движение"
Интерактивная игра прошла на методическом объединении музыкальных руководителей....
Самообразование на тему: «Логоритмика – связь слова, музыки и движения»
Самообразование на тему: «Логоритмика – связь слова, музыки и движения»...