Самообразование на тему: «Логоритмика – связь слова, музыки и движения»
проект по музыке
Самообразование на тему: «Логоритмика – связь слова, музыки и движения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2024-2025_logoritmika.docx | 20.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №15 «Нэбзый»
Материалы по теме самообразования:
««Логоритмика – связь слова, музыки и движения»»
Музыкальный руководитель
Екатерина Андреевна Губернаторова
2024 – 2025 г.
«Логоритмика – связь слова, музыки и движения»
Современная жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным руководителям в детском саду. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: слабое физическое здоровье, дефицит общения со взрослыми, экологические катастрофы, чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое. Анализируя процесс музыкального образования в детском саду, мы заметили, что с каждым годом увеличивается количество детей со сложными речевыми расстройствами, для устранения которых требуется комплексное воздействие педагогов, логопедов и музыкальных руководителей дошкольных учреждений.
У детей с ОНР плохо сформирована система управления движениями, поэтому страдает быстрота, точность, координация движений и техника их выполнения. В основных и танцевальных движениях у них страдают ритмичность и способность удерживать заданный темп. Эти дети мало эмоциональны и неуверенны в себе, застенчивы и замкнуты, что сказывается на выразительности и пластичности их исполнительской деятельности.
Логоритмика – это система музыкально-двигательных, рече-двигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, она основана на использовании связи слова, музыки и движения.
Музыка, движение и слово в логоритмике сочетаются различным образом. Но какова бы ни была доля музыки и слова, музыки и движения и т.д., в упражнениях в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребёнка, его деятельность, положительно влияют на личность. Важно то, чтобы у ребенка эти процессы нормализовались неосознанно, естественно.
Музыка является могучим средством в решении коррекционных, воспитательных, развивающих задач. Доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально-речевой материал создают положительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в общении, развивая не только основные музыкально-ритмические навыки, но и нарушения общей моторики и речевого недоразвития детей.
Цель: преодоление речевого нарушения у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением.
Задачи:
- активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи;
- развитие ориентации в пространстве и зрительно-моторных координаций;
- формирование двигательных навыков;
- развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха и чувства ритма;
- развитие правильного дыхания и певческого диапазона голоса.
Логоритмические занятия включают следующие элементы:
- логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук;
- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
- фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития речевого дыхания;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
- упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.
Список литературы:
- Г.П.Федорова «Поиграем, потанцуем»: СПб, Издательство «Акцидент», 1997г.
- О.А.Новиковская«Логоритмика»: СПб, «Корона принт», 2005г.
- А.И.Буренина «Ритмическая пластика для дошкольников»:СПб, 1994 г.
- «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов: М., 1997год.
- М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия в детском саду».
Планирование на 2024-2025 уч.год:
Месяц | Методическая работа | Практическая работа |
Сентябрь | М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия в детском саду» | Разработка планов занятий. Подбор практического материала. |
Октябрь | О.А. Новиковская «Логоритмика» | Игры на развитие речевого дыхания. Изготовление папки-передвижки «Логоигры». |
Ноябрь | Е.В. Кузнецова «Логопедическая ритмика для детей с нарушениями речи» | Внедрение игр и упражнений на укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания. |
Декабрь | А.И. Буренина «Ритмическая пластика для дошкольников» | Игры на развитие силы высоты голоса. Внедрение игр и упражнений на развитие мелкой моторики. |
Январь | Г.А. Волкова «Логопедическая ритмика» | Консультация для родителей «Играем пальчиками, развиваем речь». Внедрение игр и упражнений на развитие артикуляционного аппарата. |
Февраль | Т.А. Овчинникова «Пение и логопедия» | Игры-диалоги на развитие музыкально-ритмических движений. |
Март | Е.Д. Макшанцева «Скворушка» (музыкально-речевые игры для дошкольного возраста) | Игры и упражнение, направленные на развитие голосовых навыков. |
Апрель | Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика» | Игры на развитие правильного звукопроизношения. |
Май | И.Г. Сухин «Веселые скороговорки для непослушных звуков» | Методические рекомендации «Логопедические распевки». Мастер класс « Дыхательная гимнастика Стрельниковой». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на тему:"Логоритмика - как вид деятельности на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста."
Цель: воспитание целостной речевой и музыкально-двигательной активности на музыкальны занятиях....
Тема самообразования: «Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение»
В начале учебного года мной был составлен индивидуальный план работы по теме самообразования: «Развитие творческих способностей детей через восприятие музыки, песню, движение».Актуальность...
План работы по самообразованию на 2017-20178 учебный год Тема: «Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение»
Музыка – один из видов искусства, который обращён непосредственно к человеческому чувству. Музыка располагает своими специфическими средствами воздействия на состояние человека, она воздействует...
Консультирование для педагогов «Логоритмика, как основа сочетания музыки и движения, система упражнений, заданий, игр».
цель-систематизировать знания педагогов о возможностях использования логоритмических упражнений в группах детей дошкольногго возраста, обосновать значимость логоритмики в развитии ритма, музыкального ...
Программа по самообразованию на тему: «Логоритмика, как эффективное средство развития речи и музыкально - ритмических способностей дошкольников».
В данном материале содержится план по самообразованию и расчитан на методическую помощь воспитателям...
План самообразования музыкального руководителя на тему "Логоритмика - связь слова, музыки и движения"
План самообразования музыкального руководителя на тему "Логоритмика - связь слова, музыки и движения" содержит:актуальность работы над заданной темой;цель и задачи;элементы логоритмических з...
Тема самообразования: «Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение»
Тема самообразования:«Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение»...