Самообразование на тему: «Логоритмика – связь слова, музыки и движения»
проект по музыке

Губернаторова Екатерина

Самообразование на тему: «Логоритмика – связь слова, музыки и движения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2024-2025_logoritmika.docx20.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №15 «Нэбзый»

                                                                                           

Материалы по теме самообразования:

  ««Логоритмика – связь слова, музыки и движения»»

Музыкальный руководитель

Екатерина Андреевна Губернаторова

2024 – 2025 г.

«Логоритмика – связь слова, музыки и движения»

Современная жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным руководителям в детском саду. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: слабое физическое здоровье, дефицит общения со взрослыми, экологические катастрофы, чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое. Анализируя процесс музыкального образования в детском саду, мы заметили, что с каждым годом увеличивается количество детей со сложными речевыми расстройствами, для устранения которых требуется комплексное воздействие педагогов, логопедов и музыкальных руководителей дошкольных учреждений.

У детей с ОНР плохо сформирована система управления движениями, поэтому страдает быстрота, точность, координация движений и техника их выполнения. В основных и танцевальных движениях у них страдают ритмичность и способность удерживать заданный темп. Эти дети мало эмоциональны и  неуверенны в себе, застенчивы и замкнуты, что сказывается на выразительности и пластичности их исполнительской деятельности.

Логоритмика – это система музыкально-двигательных, рече-двигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, она основана на использовании связи слова, музыки и движения.

    Музыка, движение и слово в логоритмике сочетаются различным образом. Но какова бы ни была доля музыки и слова, музыки и движения и т.д., в упражнениях в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребёнка, его деятельность, положительно влияют на личность. Важно то, чтобы у ребенка эти процессы нормализовались неосознанно, естественно.

Музыка является могучим средством в решении коррекционных, воспитательных, развивающих задач. Доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально-речевой материал создают положительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в общении, развивая не только основные музыкально-ритмические навыки, но и нарушения общей моторики и речевого недоразвития детей.

Цель: преодоление речевого нарушения у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением.

Задачи:

  • активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
  • развитие слухового и зрительного восприятия;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи;
  • развитие ориентации в пространстве и зрительно-моторных координаций;
  • формирование двигательных навыков;
  • развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха и чувства ритма;
  • развитие правильного дыхания и певческого диапазона голоса.

Логоритмические занятия включают следующие элементы:

  • логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
  • пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук;
  • упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
  • вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
  • фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития речевого дыхания;
  • песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
  • музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
  • музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
  • упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
  • коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
  • упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.

Список литературы:

  1. Г.П.Федорова «Поиграем, потанцуем»: СПб, Издательство «Акцидент», 1997г.
  2. О.А.Новиковская«Логоритмика»: СПб, «Корона принт», 2005г.
  3. А.И.Буренина  «Ритмическая пластика для дошкольников»:СПб, 1994 г.
  4. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов:  М., 1997год.
  5. М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия в детском саду».

Планирование на 2024-2025 уч.год:

Месяц

Методическая работа

Практическая работа

Сентябрь

М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия в детском саду»

Разработка планов занятий.

Подбор практического материала.

Октябрь

О.А. Новиковская «Логоритмика»

Игры на развитие речевого дыхания.

Изготовление папки-передвижки «Логоигры».

Ноябрь

Е.В. Кузнецова «Логопедическая ритмика для детей с нарушениями речи»

Внедрение игр и упражнений на укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания.

Декабрь

А.И. Буренина «Ритмическая пластика для дошкольников»

Игры на развитие силы высоты голоса.

Внедрение игр и упражнений на развитие мелкой моторики.

Январь

Г.А. Волкова «Логопедическая ритмика»

Консультация для родителей «Играем пальчиками, развиваем речь».

Внедрение игр и упражнений на развитие артикуляционного аппарата.

Февраль

Т.А. Овчинникова «Пение и логопедия»

Игры-диалоги на развитие музыкально-ритмических движений.

Март

Е.Д. Макшанцева «Скворушка» (музыкально-речевые игры для дошкольного возраста)

Игры и упражнение, направленные на развитие голосовых навыков.

Апрель

Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика»

Игры на развитие правильного звукопроизношения.

Май

И.Г. Сухин «Веселые скороговорки для непослушных звуков»

Методические рекомендации «Логопедические распевки».

Мастер класс « Дыхательная гимнастика Стрельниковой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему:"Логоритмика - как вид деятельности на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста."

Цель: воспитание целостной речевой и музыкально-двигательной активности на музыкальны занятиях....

Тема самообразования: «Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение»

В начале учебного года мной был составлен индивидуальный план работы по теме самообразования: «Развитие творческих способностей детей через восприятие музыки, песню, движение».Актуальность...

План работы по самообразованию на 2017-20178 учебный год Тема: «Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение»

Музыка – один из видов искусства, который обращён непосредственно к человеческому чувству. Музыка располагает своими специфическими средствами воздействия на состояние человека, она воздействует...

Консультирование для педагогов «Логоритмика, как основа сочетания музыки и движения, система упражнений, заданий, игр».

цель-систематизировать знания педагогов о возможностях использования логоритмических упражнений в группах детей дошкольногго возраста, обосновать значимость логоритмики в развитии ритма, музыкального ...

Программа по самообразованию на тему: «Логоритмика, как эффективное средство развития речи и музыкально - ритмических способностей дошкольников».

В данном материале содержится план по самообразованию и расчитан на методическую помощь воспитателям...

План самообразования музыкального руководителя на тему "Логоритмика - связь слова, музыки и движения"

План самообразования музыкального руководителя на тему "Логоритмика - связь слова, музыки и движения" содержит:актуальность работы над заданной темой;цель и задачи;элементы логоритмических з...

Тема самообразования: «Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение»

Тема самообразования:«Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение»...