КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Логоритмика, как основа сочетания музыки и движения, система упражнений, заданий, игр» |
|
Логоритмика – это система движений в сочетании с музыкой и словом. Понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. С помощью занятий логоритмики дети с речевой патологией усваивают теоретические знания в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности. Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей с речевыми нарушениями костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку. Воспитательные задачи этих занятий разнообразны: это и музыкальное развитие детей – развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; также воспитание способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, то есть воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности. Следовательно, музыка является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания человека. Она учит воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать. О влиянии музыки на детей, о её значении в эстетическом, умственном, физическом воспитании писали М.Я. Басов, Н.А. Ветлугина, А.В. Кеннеман и другие. Музыка является средством активизации умственных способностей детей, поскольку её восприятие требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Беседа по поводу прослушанной музыки учит детей делать первые обобщения и сравнения. Музыкальное воздействие на детей дошкольного возраста проявляется в совершенствовании личности ребёнка, его функциональных систем. Логопедическая ритмика в связи с музыкой помогает разрушить «почву», на которой возникло речевое расстройство и содействует нормализации речи и общедвигательной функции. Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевой патологией. Такими средствами являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счётные упражнения, формирующие чувство музыкального размера; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на инструментах; самостоятельная деятельность с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы. Основной принцип построения всех перечисленных видов работы – тесная связь движения с музыкой и включение речевого материала. Слово вводится в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, инсценировок на заданную тему, драматизации с пением, команды водящего в подвижных играх. Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. Например, длительно тянуть глухой звук, выполняя при этом определённые движения. Затем глухой звук заменяется гласными звуками, изолированными и в различных сочетаниях с согласными звуками. Далее на выдохе произносятся слова, фразы. Воспитанию четкой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикулярные упражнения. Сначала под ритмическую музыку или счёт педагога гласные буквы обозначаются немой артикуляцией, затем произносятся шепотом и громко. Затем произносятся шепотом слоги и слова с согласными буквами, после чего громко – четверостишия, пословицы, поговорки со сменой ударения и темпа речи. Дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения включаются в подвижные игры, игры-драматизации, в ходьбу с замедлением, в упражнения с хлопками, счётом, пением. В занятия по воспитанию дыхания, голоса и артикуляции включается пение и произношение междометий, которые выражают эмоции: радость, боль, гнев, страх и т.д. Затем междометия включаются в стихи с разной окраской звука: минорной или мажорной, с соответствующей музыкой. Пение – сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса. Пение является методом, регулирующим дыхание, развивающим грудную клетку, а также помогающим вырабатывать плавную и полнозвучную речь. Пение и движение на фоне музыки оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями. Органическим элементом песни является слово. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности. Речевые упражнения без музыкального сопровождения впервые были предложены В.А. Гринер для работы с заикающимися. Эти задания могут быть использованы при проведении утренней зарядки или физкультминутки, с проговариванием стихотворных строк, как с движениями, так и без них. Речь идёт о произношении слов в стихотворной форме, как без движений, так и с движениями. Ритмизированное слово в сочетании с движением облегчает речь ребёнку, имеющему речевые патологии. Для проведения занятия необходимо специально подбирать материал, руководствуясь разной коррекционной направленностью логоритмических занятий: - речевой материал для нормализации темпа и ритма заикающихся; для развития словаря у детей с общим недоразвитием речи; для автоматизации звукопроизношения у детей с дизартрией и т. д.; - стихотворения подбираются так, чтобы можно было соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи; - длина стихотворной строки должна быть средней, иначе трудно подобрать движение; - преобладание в стихотворении глагольной лексики, чтобы было легче сопровождать текст движениями; - в стихотворении должна присутствовать сюжетная линия или действующее лицо, чтобы исключить механические движения; - стихотворения подбираются с учётом возраста, речевых и двигательных возможностей. Звучащий при выполнении заданий ритм служит средством воспитания и развития у детей с речевыми нарушениями чувства ритма и включения его в речь. Ритм помогает соединить слово, музыку и движения в специальных комплексных упражнениях. Детям различные ритмы целесообразно давать в форме игр, драматизации, подражаний движениям птиц, животных, в форме построений и т. п. Содержание и формы драматизиции должны соответствовать возрасту, общему развитию и двигательным возможностям детей. В младшем дошкольном возрасте ритмы оформляются лёгкими движениями, а в старшем дошкольном возрасте детям предлагается большее количество ритмических рисунков, которые оформляют в образах животных, птиц, в разных построениях при работе с предметами. В логопедической ритмике на занятиях используется игра на детских инструментах. Музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль, так как они вовлекают ребёнка в сферу музыки, помогают развивать его творческие способности. На логоритмических занятиях для развития звуковысотного слуха используют колокольчики, звучащие различно по своей высоте и дети узнают, какой колокольчик поёт выше, какой ниже. Металлофон, поставленный наклонно, может стать «музыкальной лесенкой»: дети учатся различать направление звукоряда, расстояние между звуками. Например, игра «музыкальное эхо»: один ребёнок придумывает свой ритмический рисунок, а другой точно его повторяет. На логоритмических занятиях полезно использовать игры-драматизации стихотворного, прозаического текстов на самые различные темы и сюжеты. Движениями, пантомимикой, мимикой, выразительной речью играющие передают содержание игры и образов. Сочетание музыки, движения и слова в логоритмике различно, но какова бы не была доля музыки и слова, музыки и движения в упражнениях, в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребёнка, его деятельность, положительно влияют на личность. Система логоритмических средств варьирует на занятиях в зависимости от речевого нарушения, состояния двигательной сферы ребёнка, от коррекционных задач каждого этапа логопедической работы, целей и задач логоритмического занятия. Таким образом, с помощью логоритмики воспитываются общие и речедвигательная функция детей. Методические приёмы варьируются в зависимости от нарушения речи, но сводятся к одному: к максимальному использованию музыкального и двигательного ритма в целях оздоровления речевой мелодии, речевого ритма, просодии и пантомимической речи. Логоритмическая работа направлена не только на устранение нарушений речи, но и способствует музыкальному развитию детей. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: УПРАЖНЕНИЕ 1 ТЫ ПЛЯШИ, ПЛЯШИ, ПЛЯШИ, ВЫПОЛНЯТЬ ПЛЯСОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ, АХ, КАК НОЖКИ ХОРОШИ ПРЫГАТЬ НА ДВУХ НОГАХ ХОРОШИ НЕ ХОРОШИ, ВЫСТАВЛЯТЬ ПОПЕРЕМЕННО ВСЁ РАВНО ТЫ ПОПЛЯШИ. НОГИ ВПЕРЁД НА ПЯТКУ. НОЖКАМИ ПОТОПАЙ, РИТМИЧНО ТОПАТЬ, РУЧКАМИ ПОХЛОПАЙ ! РИТМИЧНО ХЛОПАТЬ, ХОХОТУШКИ-ХОХОЧИ ! ВЕСЕЛО ПРОСМЕЯТЬСЯ, ПОСКАКУШКИ – ПОСКАЧИ ! ПОПРЫГАТЬ. УПРАЖНЕНИЕ 2 Я – КОШКА, ХВОСТ ПУШИСТЫЙ, МЯУ, МЯУ ПЕРЕБИРАТЬ ЛАПКАМИ С ПОВОРОТОМ, УМЕЮ БЕГАТЬ БЫСТРО, МЯУ, МЯУ ! ПОБЕГАТЬ ЛЮБЛЮ ПОСПАТЬ НА КРЫШЕ, МЯУ, МЯУ ! «ПОТЯГУШКИ» МЕНЯ БОЯТСЯ МЫШИ, МЯУ, МЯУ «ВЫПУСТИТЬ КОГОТКИ» УПРАЖНЕНИЕ 3 КАК СОЖМУ Я КУЛАЧОК, СЖАТЬ РУКИ В КУЛАЧКИ ДА ПОСТАВЛЮ НА БОЧОК, ПОСТАВИТЬ КУЛАЧКИ НА ПОЯС РАЗОЖМУ ЛАДОШКУ, РАСПРЯМИТЬ КИСТЬ ПОЛОЖУ НА НОЖКУ. ПОЛОЖИТЬ РУКУ НА КОЛЕНО УПРАЖНЕНИЕ 4 РЫБКИ ПЛАВАЮТ В ВОДЕ, ВОТ ТАК, ВОТ ТАК, «ПЛАВНИКИ ВВЕРХ-ВНИЗ, РЫБКИ ПЛАВАЮТ В ВОДЕ, ВОТ ТАК, ВОТ ТАК, ВПРАВО-ВЛЕВО. ТО СОЙДУТСЯ, РАЗОЙДУТСЯ, ПЛАВНИКИ СОЕДИНЯЮТСЯ ТО ЗАРОЮТСЯ В ПЕСКЕ. И РАСХОДЯТСЯ, ОПУСКАЮТСЯ ВНИЗ. УПРАЖНЕНИЕ 5 ОЙ, ЛАДЫ, ЛАДЫ, ЛАДЫ, НЕ БОИМСЯ МЫ ВОДЫ. ЧИСТО УМЫВАЕМСЯ, ВАРИАЦИИ МАМЕ УЛЫБАЕМСЯ. УПРАЖНЕНИЕ 6 ВОТ НА ВЕТКАХ ПОСМОТРИ, ПОКАЗ В КРАСНЫХ МАЙКАХ СНЕГИРИ, ГОЛОВОЙ ВЕРТЯТ, ПОВОРОТ ГОЛОВОЙ УЛЕТЕТЬ ХОТЯТ. ВЗМАХ «КРЫЛЬЯМИ». УПРАЖНЕНИЕ 7 ДИНЬ – ДИНЬ ДОН, ДИНЬ – ДИНЬ ДОН, КОЛОКОЛЬЧИК ЗВОНКИЙ МОЙ РАБОТА С КОЛОКОЛЬЧИКАМИ ДИНЬ – ДИНЬ ДОН, РИТМ: ТИ – ТИ – ТА. ДИНЬ – ДИНЬ ДОН, КОЛОКОЛЬЧИК ЗВОНКИЙ МОЙ УПРАЖНЕНИЕ 8 БАЮ – БАЙ, НАДО СПАТЬ, ВСЕ ПРИДУТ ТЕБЯ КАЧАТЬ ! ПРИДИ КОНЬ – УСПОКОЙ, ПРИДИ ЩУКА – УБАЮКАЙ, ПРИДИ СОМ –ДАЙ НАМ СОН, ВАРИАЦИИ ПРИДИ ПЕСТРУШКА – ДАЙ ПОДУШКУ, ПРИДИ СВИНКА – ДАЙ ПЕРИНКУ, ПРИДИ КОТИК – ЗАКРОЙ РОТИК, ПРИДИ ЛАСКА – ЗАКРОЙ ГЛАЗКИ ! БАЮ – БАЙ, НАДО СПАТЬ, ВСЕ ПРИДУТ ТЕБЯ КАЧАТЬ! УПРАЖНЕНИЕ 9 Я ХОЧУ НА САМОЛЁТЕ ВЫПОЛНЯЕМ ДВИЖЕНИЯ ПОЛЕТЕТЬ, ПОЛЕТЕТЬ, РУКАМИ, КАК КРЫЛЬЯМИ. И НА ГОРОД СВОЙ В ПОЛЁТЕ ПРИКЛАДЫВАЕМ ЛАДОНЬ ПОСМОТРЕТЬ, ПОСМОТРЕТЬ. КО ЛБУ, СМОТРИМ. УПРАЖНЕНИЕ 10 ВЕСНА СТУЧИТСЯ В ОКНА, ПОЁТ НА ВСЕ ЛАДЫ, ГОРЯТ ОТ СОЛНЦА СТЁКЛА И ЛУЖИЦЫ ВОДЫ. ВАРИАЦИИ Я БЕЛЕНЬКИЙ ПОДСНЕЖНИК ДЛЯ МАМЫ ПРИНЕСУ, ОН ПАХНЕТ НЕЖНО – НЕЖНО, КАК ТАЛЫЙ СНЕГ В ЛЕСУ. УПРАЖНЕНИЕ 11 ЗЕМЕЛЮШКА – ЧЕРНОЗЁМ , ДА ДЕТИ ИДУТ ПО КРУГУ ВЗЯВШИСЬ ЗА ЗЕМЕЛЮШКА – ЧЕРНОЗЁМ. РУКИ И ПОЮТ. ВЫПОЛНЯЮТ ТРИ ЧЕРНОЗЁМ - ЧЕРНОЗЁМ. ПРИТОПА, СЛЕГКА ПОВОРАЧИВАЯ ЗЕМЕЛЮШКА – ЧЕРНОЗЁМ. В ОДНУ СТОРОНУ, ЗАТЕМ В ДРУГУЮ. УПРАЖНЕНИЕ 12 ВЫШЛИ ДЕТИ В САД ЗЕЛЁНЫЙ, ПРУЖИНКИ ТАНЦЕВАТЬ, ТАНЦЕВАТЬ. СТАЛИ ГУСИ УДИВЛЁННО, ХЛОПКИ ГОГОТАТЬ, ГОГОТАТЬ. УПРАЖНЕНИЕ 13 КУПИЛИ МНЕ КУРТКУ КУПИЛИ ТЕЛЬНЯШКУ, И КОРТИК МОРСКОЙ И МОРСКУЮ ФУРАЖКУ, ВАРИАЦИИ ТЕПЕРЬ МНЕ ОСТАЛОСЬ НАЙТИ ПАРОХОД, ПОДНЯТЬСЯ НА МОСТИК, И – «ПОЛНЫЙ ВПЕРЁД»! УПРАЖНЕНИЕ 14 НАСТУПИЛ НА ЧТО-ТО МИШКА, УКОЛОЛСЯ ОЧЕНЬ БОЛЬНО. ГЛЯНУЛ МИШКА: «ЭТО – ШИШКА». И ЗАФЫРКАЛ НЕДОВОЛЬНО. ВАРИАЦИИ В СЛЕД ЕМУ СМЕЁТСЯ «ШИШКА»: «НЕ ДОГАДЛИВЫЙ ТЫ, МИШКА! НЕУЖЕЛИ НЕ ПОЙМЁШЬ, ЧТО НЕ ШИШКА Я, А ЁЖ»! Литература: 1. Н. Щербакова « Музыкальное воспитание детей с нарушением речи». 2. З. Пунина, Л. Брозелио, А. Кыштымова «Ритмика для детей с расстройством слуха и речи» М.2019 г. 3. Н. Самойленко, В. Гринет «Логопедическая ритмика» М. 2019 г. 4. С. Руднева, Э. Фиш «Ритмика. Музыкальное движение» М. 2020 г. 5. Е. Раевский, С. Руднева, Т. Соболева, З. Ушакова « Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» М. 2019г. 6. Н.А. Метлов «Музыка для утренней гимнастики в детском саду» М. 2018 г. 7. Г.А. Волкова « Логопедическая ритмика» М. 2018 г. 8. О.А. Новикова «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях» С-Пб. 2019 г.
|