"Логоритмика, как основа сочетания музыки и движения, система упражнений, заданий, игр."
консультация по коррекционной педагогике

Лёвкина Наталья Владимировна

Консультация для педагогов ДОУ "Логоритмика, как основа сочетания музыки и движения, система упражнений, заданий, игр"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ "Логоритмика, как основа сочетания музыки и движения, система упражнений, заданий, игр"

      Логоритмика – это система движений в сочетании с музыкой и словом. Понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. С помощью занятий логоритмикой дети с речевой патологией усваивают теоретические знания в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности. Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей с речевыми нарушениями костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку.

ЦЕЛЬ:      

Систематизировать знания педагогов о возможностях использования логоритмических упражнений в группах детей дошкольного возраста, обосновать значимость логоритмики в развитие  ритма,  музыкального  слуха,  координации  и  мелкой  моторики  у детей.

Показать некоторые логоритмические игры.

        Логоритмика – это система движений в сочетании с музыкой и словом. Понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. С помощью занятий логоритмикой дети с речевой патологией усваивают теоретические знания в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности. Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей с речевыми нарушениями костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку.

          Воспитательные задачи этих занятий разнообразны: это и музыкальное развитие детей – развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; также воспитание способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, то есть воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности.  

     Следовательно, музыка является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания человека. Она учит воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать.

            О влиянии музыки на детей, о её значении в эстетическом, умственном, физическом воспитании писали М.Я. Басов, Н.А. Ветлугина, А.В. Кеннеман и другие. Музыка является средством активизации умственных способностей детей, поскольку её восприятие требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Беседа по поводу прослушанной музыки учит детей делать первые обобщения и сравнения. Музыкальное воздействие на детей дошкольного возраста проявляется в совершенствовании личности ребёнка, его функциональных систем.  Логопедическая ритмика в связи с музыкой помогает разрушить «почву», на которой возникло речевое расстройство и содействует нормализации речи и общедвигательной функции.

          Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевой патологией.

          Такими средствами являются: ходьба и маршировка в различных направлениях;  упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание;  счётные упражнения, формирующие чувство музыкального размера;  ритмические упражнения;  пение; упражнения в игре на инструментах; самостоятельная деятельность с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы.

         Основной принцип построения всех перечисленных видов работы – тесная  связь движения с музыкой и включение речевого материала. Слово вводится в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, инсценировок на заданную тему, драматизации с пением, команды водящего в подвижных играх.

         Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. Например, длительно тянуть глухой звук, выполняя при этом определённые движения. Затем глухой звук заменяется гласными звуками, изолированными и в различных сочетаниях с согласными звуками. Далее на выдохе произносятся слова, фразы.

          Воспитанию четкой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикулярные упражнения. Сначала под ритмическую музыку или счёт педагога гласные буквы обозначаются немой артикуляцией, затем произносятся шепотом и громко. Затем произносятся шепотом слоги и слова с согласными буквами, после чего громко – четверостишия, пословицы, поговорки со сменой ударения и темпа речи. Дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения включаются в подвижные игры, игры-драматизации, в ходьбу с замедлением, в упражнения с хлопками, счётом, пением.

          В занятия по воспитанию дыхания, голоса и артикуляции включается пение и произношение междометий, которые выражают эмоции: радость, боль, гнев, страх и т.д. Затем междометия включаются в стихи с разной окраской звука: минорной или мажорной, с соответствующей музыкой.

          Пение – сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса. Пение является методом, регулирующим дыхание, развивающим грудную клетку, а также помогающим вырабатывать плавную и полнозвучную речь.

          Пение и движение на фоне музыки оказывают положительное воздействие на детей с разного рода  речевыми нарушениями. Органическим элементом песни является слово. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности.

          Речевые упражнения без музыкального сопровождения впервые были предложены В.А. Гринер для работы с заикающимися. Эти задания могут быть использованы при проведении утренней зарядки или физкультминутки, с проговариванием стихотворных строк, как с движениями, так и без них. Речь идёт о произношении слов в стихотворной форме, как без движений, так и с движениями. Ритмизированное слово в сочетании с движением облегчает речь ребёнку, имеющему речевые патологии.  Для проведения занятия необходимо специально подбирать материал, руководствуясь разной коррекционной направленностью логоритмических занятий:                            

- речевой материал для нормализации темпа и ритма заикающихся; для развития словаря у детей с общим недоразвитием речи; для автоматизации звукопроизношения у детей с дизартрией и т. д.;                                                 

- стихотворения подбираются так, чтобы можно было соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи;                                                                          

-  длина стихотворной строки должна  быть средней, иначе трудно подобрать движение;                                                                                                                   

- преобладание в стихотворении глагольной лексики, чтобы было легче сопровождать текст движениями;                                                                                     

- в стихотворении должна присутствовать сюжетная линия или действующее лицо, чтобы исключить механические движения;                       

- стихотворения подбираются с учётом возраста, речевых и двигательных возможностей.

          Звучащий при выполнении заданий ритм служит средством воспитания и развития у детей с речевыми нарушениями чувства ритма и включения его в речь. Ритм помогает соединить слово, музыку и движения в специальных комплексных упражнениях. Детям различные ритмы целесообразно давать в форме игр, драматизации, подражаний движениям птиц, животных, в форме построений и т. п. Содержание и формы драматизиции должны соответствовать возрасту, общему развитию и двигательным возможностям детей. В младшем дошкольном возрасте ритмы оформляются лёгкими движениями, а в старшем дошкольном возрасте детям предлагается большее количество ритмических рисунков, которые оформляют в образах животных, птиц, в разных построениях при работе с предметами.

          В логопедической ритмике на занятиях используется игра на детских инструментах. Музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль, так как они вовлекают ребёнка в сферу музыки, помогают развивать его творческие способности.                                                                            

          На логоритмических занятиях для развития звуковысотного слуха используют колокольчики, звучащие различно по  своей высоте и дети узнают, какой колокольчик поёт выше, какой ниже. Металлофон, поставленный наклонно, может стать «музыкальной лесенкой»: дети учатся различать направление звукоряда, расстояние между звуками. Например, игра «музыкальное эхо»: один ребёнок придумывает свой ритмический рисунок, а другой точно его повторяет.

          На логоритмических занятиях полезно использовать игры-драматизации стихотворного, прозаического текстов на самые различные темы и сюжеты. Движениями, пантомимикой, мимикой, выразительной речью играющие передают содержание игры и образов.

          Сочетание музыки, движения и слова в логоритмике различно, но какова бы не была доля музыки и слова, музыки и движения в упражнениях, в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребёнка, его деятельность, положительно влияют на личность.

          Система логоритмических средств варьирует на занятиях в зависимости от речевого нарушения, состояния двигательной сферы ребёнка, от коррекционных задач каждого этапа логопедической работы, целей и задач логоритмического занятия.

           Таким образом, с помощью логоритмики воспитываются общие и речедвигательная функция детей. Методические приёмы варьируются в зависимости от нарушения речи, но сводятся к одному: к максимальному использованию музыкального и двигательного ритма в целях оздоровления речевой мелодии, речевого ритма, просодии и пантомимической речи.   

Логоритмическая работа направлена не только на устранение нарушений речи, но и способствует музыкальному развитию детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по развитию мелких движений пальцев рук.

Система работы по развитию мелкой пальчиковой маторики...

Система упражнений на координацию речи с движением

Использование в деятельности всех специалистов группы компенсирующей направленности для детей с ТНР упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для проведения коррекционной р...

Консультирование для педагогов «Логоритмика, как основа сочетания музыки и движения, система упражнений, заданий, игр».

цель-систематизировать знания педагогов о возможностях использования логоритмических упражнений в группах детей дошкольногго возраста, обосновать значимость логоритмики в развитии ритма, музыкального ...

План самообразования музыкального руководителя на тему "Логоритмика - связь слова, музыки и движения"

План самообразования музыкального руководителя на тему "Логоритмика - связь слова, музыки и движения" содержит:актуальность работы над заданной темой;цель и задачи;элементы логоритмических з...

Система диагностических заданий по выявлению у детей знаний по безопасности дорожного движения.

АктуальностьВ современной системе дошкольного   воспитания остро обозначилась проблема кардинального изменения  содержания, форм и методов организации работы по обеспечению безопасности...

Самообразование на тему: «Логоритмика – связь слова, музыки и движения»

Самообразование на тему: «Логоритмика – связь слова, музыки и движения»...