Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старше-подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: «Осень. Путешествие в осенний лес»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Петрухина Елизавета Васильевна

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старше-подготовительной группе для детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zaniyati_po_formirovaniyu_lg_kategoriy_osen.docx1010.5 КБ

Предварительный просмотр:

http://laoblogger.com/images/cute-fall-border-clipart-4.jpg

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старше-подготовительной группе для детей

с общим недоразвитием речи

Тема: «Осень. Путешествие в осенний лес»

Программное содержание:

  1. Коррекционно-образовательные задачи.

Закрепить представления детей об осени и её приметах. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Осень». Совершенствовать грамматический строй речи, продолжая формировать навык употребления простого предложения. Развивать словообразовательную функцию речи на основе упражнения детей в использовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласовании числительных с существительными.

  1. Коррекционно-развивающие задачи.

Развивать у детей длительный плавный выдох, связную речь, зрительное внимание, мышление, воображение, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движениями.

  1. Коррекционно-воспитательные задачи.

Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, обитателям леса. Воспитывать чувство прекрасного.

Предварительная работа:  наблюдения за осенними изменениями в природе, разучивание стихов об осени, рассматривание картин об осени, заучивание текста к массажному упражнению, к игре на развитие мелкой моторики, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование числительных с существительными.

Форма работы: подгрупповая.

Оборудование и материалы: декорации (осенние украшения для зала, скамейка, пенек, сосна); дидактический материал: (шишки, листья, карточки с иллюстрациями признаков осени по количеству детей), магнитофон, музыкальные записи,  платок, корзинка, угощения для детей.

Содержание деятельности

Этапы

Содержание деятельности

Время

Процесс вовлечения

Под музыкальное сопровождение дети входят в зал и встают полукругом перед гостями. (аудиозапись «Времена года: Ноябрь. П.И. Чайковский)

Логопед: У нас сегодня гости. Посмотрите, какие они все красивые, приветливые, улыбаются нам. Давайте с ними поздороваемся. 

Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!

2 мин.

Процесс целеполагания

Логопед: а теперь все внимание на меня. Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие – экскурсию в лес.  А о чем мы будем говорить в лесу вы узнаете, отгадав  загадку.
- Листья желтеют, с деревьев слетают,
Прячутся звери в лесу.
Ветер холодный всех продувает,
Тучи нам дождик несут.
Солнце хоть светит,
Но всё же не греет.
Не зеленеет трава.
Птицы все в стаи собрались скорее.
- Что за пора к нам пришла?
Дети:  Осень.

Логопед: Правильно. Сегодня мы будем говорить об осени, в осеннем лесу.

1 мин.

Процесс планирования

Логопед: а как мы попадем в осенний лес. Что нам для этого нужно сделать?

Дети: ответы детей…

Логопед: дети, давайте, закроем глаза, и представим, как мы добираемся до леса.

(под музыкальное сопровождение и чтение стихотворения дети закрыв глаза фантазируют). Аудиозапись «Танцующая осень»

По тропинке мы идем
Да по узенькой идем,
Через ямки перепрыгнем,
Лужи все перешагнем!
Дружно, весело мы шли
И к лесочку подошли!
Птицы громко здесь поют
Звери дикие живут…
Лес осенний не молчит
Он сегодня зазвучит!

2 мин

Процесс осуществления действия

1.Упражнение,  «С какого дерева листок»

Логопед: Посмотрите, как красиво в лесу. Сколько листочков с разных деревьев.
- Красные листья, с какого дерева?
Дети: С клена.
Логопед: Значит какие?
Дети: Кленовые.
Логопед: А эти желтые листья, с какого дерева
Дети: С березы.
Логопед: Как можно назвать листья березы?
Дети: Березовые.
Логопед: Зеленые листья, с какого дерева?
Дети: С дуба.
Логопед: Значит они какие?
Дети: Дубовые.
Логопед: А все листья по цвету, какие?
Дети: Разноцветные.
Логопед: Правильно! Молодцы!

 2. Дыхательное упражнение.

-развитие физиологического дыхания.

Статическое упражнение. Вдыхаем аромат осеннего леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.

-работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата.

Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у-у» (тихо). Листочки (пальчики) шевелятся. Подул сильный ветер: «У-У-У-У (ГРОМКО). ЗАБЛУДИЛИСЬ МЫ В ЛЕСУ, ЗАКРИЧАЛИ МЫ : «АУ!» (сначала громко, потом тихо).

Осенние листочки на веточках висят, осенние листочки с нами говорят: «А-О-У-И».

 3.Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью (аудиозапись «Шум ветра»).

Звучит композиция «Шум ветра и дождя» в это время дети выполняют действия и движения пальчиками в соответствии с содержанием стихотворения.

Ветер северный подул:

«С-с-с», все листья

С липы сдул….

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап»

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил.

Снег потом припорошил,

Одеялом их накрыл.

 4.Совершенствование грамматического строя речи.

Логопед: Дети, давайте посчитаем капельки дождя.

Одновременно дети щипают края  ушных раковин сверху вниз.

Все   вместе: Одна капля, две капли, три капли, четыре капли, пять капель.

Логопед: Один, два, три – в круг иди. Шишку поймай – слово приласкай: лист – листочек, ветка – веточка, капля – капелька, ветер – ветерок, берёза – берёзонька.

 5.Мимические упражнения.

Дети садятся на пенечки.

Логопед: За что мы любим осень?

Д е т и: Мы любим осень за красивые листья, из которых можно сделать букет. Мы любим осень за лужи, по которым можно побегать в резиновых сапогах. Мы любим осень за первый снег.

Логопед: Покажите раннюю осень, весёлую, радостную, щедрую, добрую и красивую.. 

Дети мимикой изображают то, о чём говорит логопед.

Логопед: а теперь покажите удивление от увиденного огромного гриба.

Логопед: Изобразите позднюю осень, грустную, печальную, плачущую.

Дети показывают мимикой то, о чём говорит логопед.

 6. Признаки осени.

Логопед: Дети, посмотрите какие необычные шишки на этой сосне. (На сосне шишки, а на шишках признаки осени). Внимательно посмотрите на них и выберите себе одну шишку и расскажите, что изображено на картинке.

Дети: Осенью листья краснеют, желтеют и опадают. Осенью люди надевают более тёплую одежду. Осенью птицы улетают на юг. Осенью люди собирают урожай овощей, фруктов, грибов и ягод.

 7.Массаж. Аудиозапись «Шелест листьев»

Логопед: Дети, послушайте, кто-то шуршит. Кто бы это мог быть?

Дети: ежик.

Логопед: дети, давайте покажем ежу, как мы умеем играть и фантазировать. (Дети берут в руки по одной шишке, исполняется песня, дети катают шишку по ладошке, ножкам, спинке). Аудиозапись « Ежик»

 Катится колючий ёжик, 
Нет ни головы ни ножек,
Мне по пальчикам (по ножка вниз/по спинке вверх) бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, 
Мне щекотно, да, да, да!
Уходи, колючий ёж, 
В тёмный лес, где ты живёшь!

Логопед: Дети, а вы знаете, что ежик будет делать зимой?

Дети: спать.

Логопед: Да, дети, зимой еж впадает в спячку. А как он готовится к спячке? Еж делает в земле себе гнездо в ямке из сухой листвы и травы и в нем  спит до самой весны. А давайте мы ему подарим наши листочки, которые собрали в начале путешествия. Что бы его гнездышко получилось очень-очень теплым. А пока еж готовится к спячке мы с вами поиграем.

 7.Игра «Волшебный Платок». Под весёлую музыку дети пляшут, под спокойную приседают и закрывают глаза руками. Логопед  ходит между ребятами и накрывает кого – то из них платком. (аудиозаписи « Веселая мелодия» - «Спокойная мелодия»)

Раз, два, три,
Угадайте, кто внутри?

Дети угадывают, кто спрятан под платком. В конце игры Логопед  накрывает платком корзину с угощеньями, которые подготовил еж, пока дети играли. Дети находят их. Вот какие угощения нам приготовил еж в осеннем лесу.

Логопед: Вот и подошло время возвращаться. Ведь в саду нас ждут гости. Закрываем глаза и представляем, как возвращаемся в детский сад. ( Аудиозапись « Спокойная мелодия»).

Раз, два, три – вот мы в сад назад пришли!

23 мин

Рефлексия

Логопед:  Дети,  где мы с вами сегодня были? О чем мы говорили? Что понравилось больше всего?

Дети, давайте попрощаемся с нашими. И пойдем на группы угощать своих друзей.

Дети прощаются  и уходят угощать друзей.

2

мин

Воспитание доброжелательных отношений со сверстниками: «Угостим друга».

Переход в игровую деятельность: «Волшебный платок» (повторение игры со всеми детьми в группе).

ПРИЛОЖЕНИЕ

http://www.meteovesti.ru/pictures/63608661088.jpg

http://st3.depositphotos.com/4157421/12632/i/950/depositphotos_126328024-stock-photo-conifer-cone-hand-drawn-sketch.jpg

http://st3.depositphotos.com/4157421/12632/i/950/depositphotos_126328024-stock-photo-conifer-cone-hand-drawn-sketch.jpg

http://st3.depositphotos.com/4157421/12632/i/950/depositphotos_126328024-stock-photo-conifer-cone-hand-drawn-sketch.jpg

http://st3.depositphotos.com/4157421/12632/i/950/depositphotos_126328024-stock-photo-conifer-cone-hand-drawn-sketch.jpg

http://coloringpages10000.com/upload/images/18240/144327361256069b8c21e93.jpg

http://podelki-raskraski.ru/wp-content/uploads/2016/10/%D0%9B%D0%B8%D1%81%D1%82-%D0%B4%D1%83%D0%B1%D0%B0-%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B0-208x300.jpg

http://www.dvaporosenka.ru/images/dereviya-raskraski/listya-berezi-raskraska-dlya-detey/listya-berezi11.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия старшая группа для детей с общим недоразвитием речи Тема: «Гласные звуки» (закрепление)

Цели:Коррекционно-образовательные:1.  Закрепить понятие «гласные звуки», характеристику, обозначение; правильное произношение и различение гласных звуков «А», «У», «И», «О»;2.  Продолжить ра...

Конспект игрового логопедического занятия с детьми компенсирующей группы с общим недоразвитием речи. Тема: "Путешествие на ЛЕГО - остров".

Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий детей. Такой подход легко реализовать в образов...

Конспект логопедического занятия для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи Тема : «Животные жарких стран»

Данный конспект предназначен для воспитателей старшей группы корррекционного напрвления для детей с ОНР...

Рабочая программа логопеда в группе детей старше-подготовительного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи

Авторская разработка рабочей программы, реализующейся в рамках логопедической группы для детей с общим недоразвитием речи...

Конспект лексико-грамматического занятия для детей средней группы с общим недоразвитием речи Тема: «Обувь»

Цель: Формировать лексико-грамматическую сторону речи.                                         ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи. Тема: «Весна. Перелетные птицы»

Данный материал поможет воспитателям расширить, обобщить и закрепить  представления детей о весне и перелетных птицах. Использование игровых технологий поможет активизировать воспитанников, повыс...

Конспект занятия для детей подготовительной группы детского сада с общим недоразвитием речи Тема: «Добрые дела»

Познакомить детей с основными понятиями волонтерской деятельности.Расширять знания о тех, кто нуждается в добрых поступках.Продолжать учить детей правильно оценивать свои поступки и действия героев, в...