Конспект лексико-грамматического занятия для детей средней группы с общим недоразвитием речи Тема: «Обувь»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Цель: Формировать лексико-грамматическую сторону речи.
Задачи:
1) активизировать словарь по теме
2) учить образовывать имена существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами в игре «У девочки и у куклы»;
3)упражнять в образовании относительных прилагательных в игре «Помоги
Незнайке»;
4) упражнять в подборе антонимов посредством игры « Наоборот»;
5) упражнять в употреблении имён существительных в родительном падеже
в игре «Чего не стало?»
6)упражнять в употреблении имён существительных в единственном и
множественном числе в игре «Найди пару», закрепить обобщающее понятие
«обувь»;
7) упражнять в составлении предложений по выполняемому действию , в
употреблении предлогов на ,в;
8) развивать зрительную память в упражнении «Чего не стало?»;
9) развивать зрительное восприятие в игре «Найди пару»;
10) развивать мелкую моторику и долговременную память в пальчиковой
гимнастике «Посчитаем обувь»;
11) развивать самостоятельность мышления в мини-беседе;
12) воспитывать умение говорить по очереди , по одному, а не хором;
воспитывать бережное отношение к обуви.
Методические приёмы: мини-беседа, повторное проговаривание за другими
детьми, дидактические игры и упражнения, речевой образец, показ
иллюстраций, пальчиковая гимнастика, оценка детской речи, сюрпризный
момент, поисковые вопросы.
Оборудование:
1) предметы детской обуви ( валенки, сандалии, сапоги, ботинки, тапки);
2) предметные картинки с изображением обуви ( летней, зимней);
3) картинки с изображением времён года ( зима, лето);
4) мяч для динамической паузы;
5) кукла;
6) предметные картинки с изображением обуви разной величины (большие,
маленькие);
7) коробка для обуви.
Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики «Посчитаем
обувь», рассматривание картинок с изображением обуви, беседа воспитателя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 28.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект лексико-грамматического занятия для детей средней группы с общим недоразвитием речи Тема: «Обувь»
Цель: Формировать лексико-грамматическую сторону речи.
Задачи:
1) активизировать словарь по теме
2) учить образовывать имена существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами в игре «У девочки и у куклы»;
3)упражнять в образовании относительных прилагательных в игре «Помоги
Незнайке»;
4) упражнять в подборе антонимов посредством игры « Наоборот»;
5) упражнять в употреблении имён существительных в родительном падеже
в игре «Чего не стало?»
6)упражнять в употреблении имён существительных в единственном и
множественном числе в игре «Найди пару», закрепить обобщающее понятие
«обувь»;
7) упражнять в составлении предложений по выполняемому действию , в
употреблении предлогов на ,в;
8) развивать зрительную память в упражнении «Чего не стало?»;
9) развивать зрительное восприятие в игре «Найди пару»;
10) развивать мелкую моторику и долговременную память в пальчиковой
гимнастике «Посчитаем обувь»;
11) развивать самостоятельность мышления в мини-беседе;
12) воспитывать умение говорить по очереди , по одному, а не хором;
воспитывать бережное отношение к обуви.
Методические приёмы: мини-беседа, повторное проговаривание за другими
детьми, дидактические игры и упражнения, речевой образец, показ
иллюстраций, пальчиковая гимнастика, оценка детской речи, сюрпризный
момент, поисковые вопросы.
Оборудование:
1) предметы детской обуви ( валенки, сандалии, сапоги, ботинки, тапки);
2) предметные картинки с изображением обуви ( летней, зимней);
3) картинки с изображением времён года ( зима, лето);
4) мяч для динамической паузы;
5) кукла;
6) предметные картинки с изображением обуви разной величины (большие,
маленькие);
7) коробка для обуви.
Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики «Посчитаем
обувь», рассматривание картинок с изображением обуви, беседа воспитателя
по теме.
Ход занятия:
1.Организационный момент (на ковре)
Логопед сообщает детям, что здесь побывал Незнайка и что-то потерял у нас
в группе. Предлагает посмотреть вокруг и найти то, что он оставил./Дети
идут по группе и находят спрятанную обувь и называют её/
2.Игра «Найди пару», «Один-много» /Дети подбирают пару для найденной
обуви / (сидя на ковре)
Закрепление употребления существительных в единственном и
множественном числе, обобщающего понятия «обувь».
Ботинок – ботинки
Сапог – сапоги
Туфля - туфли
Валенок – валенки
Постановка цели занятия: «Сегодня мы будем говорить об обуви».
3. Упражнение «Чего не стало?»
Логопед выставляет перед детьми обувь (ботинки, сапоги, валенки,
туфли). Предлагает детям внимательно посмотреть и запомнить обувь, которая
перед ними. Затем просит детей закрыть глаза и убирает одну из пар обуви.
Спрашивает: « Чего не стало?» Логопед даёт речевой образец: «Не стало …»
(ботинок, сапог, валенок, туфель).
4. Мини-беседа о назначении обуви (садятся на стулья)
– для чего нужна обувь?
– как нужно ухаживать за обувью ?
- что было - бы, если бы не было обуви ?
5.Игра «Помоги Незнайке » /на магнитной доске располагаются картинки
/- Незнайка просит вас помочь разобрать обувь. Как называется обувь,
которую надевают зимой? (зимняя).
Найдите и назовите зимнюю обувь / дети называют валенки,
сапоги/(Логопед помещает названную обувь под картинку с изображением
зимы)
- Как называется обувь, которую надевают летом? (летняя)
- Найдите и назовите летнюю обувь/ дети называют сандалии, туфли,
босоножки/ (Логопед помещает названную обувь под картинку с
изображением лета)
- Как называется обувь, которую надевают мужчины? ( мужская)
– Как называется обувь, которую надевают женщины? (женская)
- Молодцы ,ребята, вы были очень внимательными и помогли Незнайке
назвать зимнюю и летнюю обувь.
6. Динамическая пауза с мячом игра «Наоборот» ( стоя на ковре)
чистая – грязная ,зимняя - летняя , длинный – короткий ,новая –
старая
7.Пальчиковая гимнастика «Посчитаем обувь» ( сидя на ковре)
Посчитаем в первый раз сколько обуви у нас :
Туфли, тапочки, сапожки,
Для Наташки и Серёжки,
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки .
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
–Давайте вспомним, какую обувь мы посчитали ?(туфли, тапочки, сапожки,
ботинки, валенки )
8.Игра « У девочки и у куклы»
-В эту игру нам поможет поиграть наша кукла Наташа.( показывает куклу)
Давайте сравним девочку и куклу .(Девочка большая , а кукла маленькая).
Посмотрите на обувь девочки и куклы.( У девочки обувь большая. У куклы
обувь маленькая.)
- Послушайте, как я назову обувь у куклы, чтобы было понятно, что она
маленькая: у девочки туфли , у куклы- туфельки. Теперь я буду показывать
картинки , а вы будете называть обувь девочки и куклы. Называйте обувь
куклы так, чтобы было понятно, что она маленькая.
Туфли-туфельки
тапки-тапочки
ботинки-ботиночки
сапоги-сапожки
9. Составление предложений по выполняемому действию, закрепление
предлогов на, в ( сидя на стульях)
Логопед просит детей выполнить его просьбу и рассказать что он сделал .
– Дима, положи пожалуйста туфли в коробку. Что ты сделал? ( Я положил
туфли в коробку.)
– Что сделал Дима?( Дима положил туфли в коробку .)
( Аналогично : Я поставила валенок на пол. Я положил чешки в мешочек.
Я поставил сандалии на стул).
Молодцы! Составили красивые предложения и не забыли сказать
маленькие
слова «на» и «в».
10.Итог занятия
-О чём мы сегодня говорили?
-Как называется обувь, которую надевают зимой?
- Как называется обувь, которую надевают летом?
- Как нужно ухаживать за обувью?
• Если ребенок 4-5 лет смягчает все звуки: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька» - обратитесь за консультацией к логопеду или психологу. В одном случае у ребенка речевое нарушение, в другом случае, может быть, психологические проблемы, и ребенок так привлекает к себе ваше внимание.
• Если ребенок оглушает звонкие согласные звуки: б, г, д, а возможно еще и в, з, ж – обратитесь к логопеду и сурдологу.
• Если ребенок искажает звуки, то есть «картавит, гнусавит, шепелявит» обратитесь к логопеду в любом возрасте, потому как искажения звуков самостоятельно не исправятся.
• Если ребенок в возрасте 3,5 – 4,5 лет не произносит звуки к, г или заменяет их на звуки т, д – к логопеду.
• Если ребенок в возрасте 4,5 – 5 лет не произносит звуки ш, ж, щ, ч, с, з, ц, л, ль, й – к логопеду.
.
• Говорите больше с ребенком.
Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.
• Озвучивайте любую ситуацию.
Ребенок должен видеть и слышать Вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активен, постоянно двигается, если ваш малыш ещё только лепечет или говорит мало слов. Старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.
• Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу.
Дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.
• Повторяйте помногу раз одно и то же слово, да и фразу,
меняя порядок слов: «Птичка прилетела! Красивая птичка прилетела! Прилетела птичка, села на окошко! Какая красивая птичка! Кто сидит на окошке? Птичка сидит! Иди к нам, птичка!» Это позволяет ребенку легче услышать и понимать: фразы делятся на слова. Если вы хотите, чтобы малыш усвоил какое-нибудь слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды. Обязательно спустя некоторое время рассмотрите птиц в книге, на улице во время прогулки, покормите птиц.
• Не употребляйте слишком много длинных фраз.
Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
• Очень важно: хорошее настроение.
Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается и впитывает информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.
• Изучать новое различными способами.
Очень важно, чтобы ребенок, постигая, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его. Если вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же называйте этот предмет несколько раз – коротко, четко, выразительно.
• Принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт.
Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, «приветствуя и одобряя» любой ответ (жест, выразительный взгляд). Поддерживайте его стремление общаться. «Дя-дя-дя, ма-ма-ма, ба-ба-ба, бя-бя-бя»; с разными гласными: «ба-бо-бу-бе-бы-би». Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел их повторить.
• Уважайте его попытки говорить.
В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет один или с вами, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания – поэтому ему необходимо слышать себя.
• Играя, учите подражать.
Играйте в игры «Две собачки лают», «Две киски мяукают», «Мы в лесу: ау – ау». Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.
• Расширяйте словарь малыша.
Ребенок владеет словами на двух уровнях: понимает слова – это пассивный словарь, говорит – это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Но если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесет в активный словарь то, чему вы его научили, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в активный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена зверей и существ на картинках и в книжках, и конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, где ручки, где ножки (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: «Где стол? Где часы?» и т.д. Затем «Что это?»
• Развивайте фонематический слух.
Побуждайте различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса – крыша, нос – нож): «Посмотри, это крыша. Где крыша? Вот крыша. Это крыса. Где крыса. Вот крыса. А где крыша? А где крыса?»
• Читайте короткие стихи, сказки.
Перечитывайте их много раз. Не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если возможно, постарайтесь разыграть стихотворение – покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.
• Обратите внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев рук.
Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами – все это поможет речи, а в будущем и письму.
• Только Вы.
Помните: только Вы и Ваша вера в его силы и способности помогут Вашему ребенку развиваться гармонично.
• Недостаточный опыт общения со взрослыми –
будет влиять тогда, когда взрослые очень мало говорят с малышом и ребенку не хватает услышанных слов. Взрослые сводят до минимума свое обращение с ребенком, их речь в основном состоит из запрещений типа «нельзя» и «замолчи». Кроме того, играет роль сама речь взрослого – её правильность и богатство.
Конспект интегрированного занятия в средней группе с детьми с ОНР «Игрушки»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Образовательные задачи:
Формировать у детей обобщающее понятие «Игрушки».
Учить детей инсценировать стихотворный текст.
Упражнять в умении находить недостающую часть игрушки. Закреплять приемы аккуратного наклеивания.
Учить различать средства музыкальной выразительности: характер, ритм.
Ритмично воспроизводить несложный ритмический рисунок.
Коррекционные задачи:
Обогащать и активизировать словарь по теме «Игрушки».
Закреплять знания детьми названий видов транспорта и профессий людей, управляющих им.
Продолжать учить согласованию слов во фразе в Винительном и Родительном падеже без предлога.
Совершенствовать слоговую структуру слов двух и трехсложной структуры.
Упражнять в употреблении в речи предлога НА.
Упражнять в согласовании речи с движениями.
Развивающие задачи:
Развивать слуховое восприятие и память, произвольное внимание.
Развивать интонационную выразительность голоса.
Развивать выразительность в передаче движений по тексту стихов.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей культуру речи: не выкрикивать, не перебивать товарищей.
ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
Чтение и рассматривание книг А.Барто «Игрушки», заучивание стихов «Игрушки», рассматривание игрушек, определение и называние их частей.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Существительные: игрушки: самолёт, кораблик, бычок, слон, козлёнок, лошадка, матрёшка, бычок, мишка, лягушки; транспорт: машина, поезд; пилот, лётчик, капитан; части игрушек: крыло, лапа, колесо, парус, хвост.
Глаголы: строить, скакать, спать, любить, гладить, тянуть, клеить, петь, танцевать.
Прилагательные: любимый, красивый, грустный.
Наречия: весело, тихо, громко, быстро.
Местоимения: мой, моя, мои, наши.
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:
В музыкальном зале: игрушки: самолёт, кораблик, бычок, слон, козлёнок, лошадка, матрёшка; шапочки лягушек, мишки, бычка, бескозырка для капитана, платочек,; мягкий модуль для «самолёта», книга А.Барто «Игрушки».
В группе: картинки с изображением игрушек без какой-либо части: медведь без лапы, самолёт без крыла, машина без колёс, корабль без паруса, лошадка без хвоста (по количеству детей); тряпочки, клеёнки, кисточки, клей.
Музыкальный репертуар:
«Маленький солдат» музыка Л.Сверделя, «Слон» музыка О.Девочкиной, «Самолёт»
музыка Е.Тиличеевой «На лугу пасётся кто?» музыка А.Пахмутовой, «Строим дом» музыка Т.Шутенко, «Капитан» музыка Г.Вихаревой.
Ход занятия:
1 часть: Организационный момент.
Дети входят в зал, высоко поднимая колени, «цокая» языком, под музыку Л.Сверделя «Маленький солдат».
Логопед: - Мы прискакали с вами на выставку. Я вижу матрёшку, а вы?
Дети: - Я вижу бычка (мишку, лошадку, козлика, кораблик, самолёт и т.д.)
Логопед: - Что на выставке?
Дети: - Игрушки. (повторить хором, прохлопать слово)
Логопед: - Не только игрушки есть на выставке, но и книга про них.(Показывает книгу)
- В книге стихи про игрушки, которые написала Агния Барто.
- Хотите попасть в книгу и «оживить» игрушки?
- Скажем вместе волшебные слова: 1, 2, 3, 4 – все мы в книге очутились!
2 часть: Инсценировка стихов А.Барто «Игрушки».
Логопед: - И на первой же странице слон вдруг грустный появился.
- Я спою вам песню про слона, а Владик и Ира мне помогут.
Логопед поёт песню «Слон» музыка О. Девочкиной, дети в шапочках бычка и мишки показывают по тексту стихотворения движения.
Логопед: - Какое сейчас время года?
Дети: - Осень.
Логопед: - Так хочется вернуться в лето! На чем можно отправиться в путешествие?
Дети: - На самолёте, на поезде, на машине, на корабле, на лошадке.
Логопед: - На каком виде транспорта быстрее всего добираться?
Дети: - На самолёте.
Логопед: - Кто управляет самолётом?
Дети: - Пилот, лётчик.
Логопед: - Есть и у нас свои лётчики-пилоты. Выходите пилоты, постройте самолёты.
Два мальчика выходят и строят на ковре из мягкого модуля «самолёт». Затем садятся на него и читают вместе стихотворение «Самолёт».
Упражнение «Самолёты»
Логопед: - Вот мы прилетели в лето! Приземлились на лугу. Кто же здесь пасётся?
Дети с логопедом поют строчку песни «Далеко, далеко…»
- Далеко, далеко, на лугу пасётся кто?
Воспитатель изображает ржание лошади: - И-го-го!
Дети: - Это лошадь.
Логопед: - А вот у Саши тоже есть лошадка! Расскажи нам про неё стихотворение.
Ребёнок выходит с игрушкой лошадкой на ковёр и рассказывает стихотворение «Лошадка» с движениями по тексту.
Логопед: - Кто же здесь ещё пасётся? Дети с логопедом поют строчку песни «Далеко, далеко…»
- Далеко, далеко, на лугу пасётся кто?
Воспитатель подаёт голос как козлик: - Ме-ме-ме!
Дети: - Это козлик.
Логопед: - Вероника хочет рассказать нам про козлёнка.
Ребёнок выходит с игрушкой козликом на ковёр и рассказывает стихотворение «Козлёнок» с движениями по тексту.
Логопед: - А недалеко от луга течёт река. По реке плывёт корабль.
- Кто главный на корабле?
Дети: - Капитан.
Логопед: - У нас тоже есть свой капитан.
Звучит музыка В.Вихиревой «Капитан»
Ребёнок выходит в бескозырке с корабликом в руках, за ним две девочки в масках-шапочках лягушек. «Капитан» рассказывает стихотворение «Кораблик» с движениями по тексту, за ним «скачут» девочки-лягушки.
Логопед: - Забыли мы ещё про одну игрушку. Ну-ка, ребятки, отгадайте загадку:
Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке, а всего – одна игрушка.
Дети: - Матрёшка.
3 часть: Музыкальная
Музыкальный руководитель: - Наталия Евгеньевна, а мы знаем песню про матрёшку, только у неё нет домика. Ребята, помогут построить дом для матрёшки? (Ответ)
Молоточки возьмём и построим новый дом.
Дети стучат кулачками на 1-ю часть музыки.
Музыкальный руководитель: Какая музыка по характеру?
Дети: Весёлая, бойкая.
Музыкальный руководитель: Да, песня эта весёлая, игривая. Проходи матрёшка в дом.
Матрёшка с платочком двигается под музыку по кругу.
Музыкальный руководитель: А как звучит 2-я часть песни?
Исполняется фрагмент 2-ой части
Дети: Легко, быстро.
Музыкальный руководитель: Да, музыка быстрая, плясовая, шутливая. Она зовёт матрёшку и ребят танцевать.
Песня-игра инсценируется целиком. Дети выполняют знакомые танцевальные движения.
4 часть: Аппликация
Воспитатель: Ребята, мы попали с вами на выставку. Что изображено на этих работах?
Дети: - Разные игрушки.
Воспитатель: - Только что в них не так?
Дети: не хватает разных частей.
Воспитатель: - Наверное, Незнайка поторопился. Давайте поможем ему исправить ошибки. Чего не хватает у мишки? (лапы). Козленка? (хвоста). Машинки? (колеса). Кораблика? (паруса). Лошадки? (гривы). Самолета? (крыла).
Выберите себе незаконченную работу и найдите на столах нужную часть для своей игрушки.
Самостоятельная деятельность детей.
5 часть: Рефлексия.
Воспитатель: - Какая игрушка на твоей картинке.
- Какой части не было у игрушки?
- Какую часть ты приклеивал?
Используемые материалы:
- Книга «Игрушки» А.Барто.
- Музыка «Маленький солдат» (музыка Л.Сверделя)
- Песня «Слон» (музыка О.Девочкиной, слова А.Барто)
- Музыка «Самолёт» (музыка Е.Тиличеевой)
- Песня «На лугу пасётся кто?» (музыка А.Пахмутовой, слова А.Барто)
- Музыка «Строим дом» (музыка Т.Шутенко)
- Песня «Капитан» (музыка Г.Вихаревой, слова А.Барто)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Использование различных наглядных моделей в работе по преодолению лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи...
Формирование лексико-грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи.
Использование разнообразных дидактических и игровых приемов для формирования лексико-грамматических средств языка у детей с тяжелым нарушением речи в дошкольном учреждении...
Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.
Перспективное планирование по лексико-грамматическому строю речи для детей с ОНР в старшей группе....
Статья на тему "Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня".
Восприятие во взаимодействии с другими познавательными процессами, такими как мышление, память, внимание, обеспечивает познание окружающей действительности. Без восприятия не может быть ц...
Использование наглядного моделирования в коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Работая с дошкольниками с различными речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю-логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующи...
Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в современных условиях."
Без освоения лексической и грамматической системы языка невозможно овладеть речью как средством общения. Поэтому развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР является одной из основных з...
Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи...