Конспект НОД в старшей группе комбинированной направленности. Звук и буква У.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Звук и буква У.
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Закрепить умение узнавать музыкальные инструменты по звуку.
2. Подготовить к усвоению звуко-слогового ряда в процессе ознакомления со сказкой «Репка».
3. Научить четко произносить звук [У].
4. Научить выделять звук [У] в начале слова в ударной позиции.
5. Сформировать понятия «звук», «буква».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_zvuk_i_bukva_u.docx | 16.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе комбинированной направленности.
Звук и буква У.
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Закрепить умение узнавать музыкальные инструменты по звуку.
2. Подготовить к усвоению звуко-слогового ряда в процессе ознакомления со сказкой «Репка».
3. Научить четко произносить звук [У].
4. Научить выделять звук [У] в начале слова в ударной позиции.
5. Сформировать понятия «звук», «буква».
Задание 1. Дидактическое упражнение «Узнай музыкальный инструмент по звуку» (развитие слухового внимания).
Логопед играет на каком-либо знакомом детям музыкальном инструменте (дудочке, колокольчике, барабане и т.д.), а дети с закрытыми глазами узнают по звуку и называют звучащий музыкальный инструмент.
Задание 2. Дидактическое упражнение «Репка».
Логопед читает сказку «Репка», рассматривают вместе с детьми иллюстрации в книге. В ходе беседы по этой сказке в пассивном и активном словаре детей уточнить и закрепить следующие понятия: первый, последний, начало, середина, конец; за, после, перед, между.
Для этого логопед задает детям вопросы: Кто тянул репку первым? Кто стоял за бабкой? Кто стоял перед бабкой? Кто стоял между бабкой и Жучкой? и т. д.
Задание 3. Знакомство со звуком [У].
Логопед предлагает детям рассмотреть картинки: утка, уши, улица, удочка. При этом громко и четко называет их, выделяя голосом первый звук [У] в словах. Затем просит детей ответить на вопрос: «Какой одинаковый первый звук ты услышал во всех этих словах?»
Логопед показывает и объясняет артикуляцию звука [У]: когда мы произносим звук [У], то:
— губки вытянуты вперед трубочкой;
— зубки не смыкаются;
— горлышко «работает» (для фиксации работы голосовых связок рука ребенка лежит на горлышке).
После показа и объяснения взрослого дети правильно произносят звук [У] перед зеркалом, а затем воспроизводят артикуляцию звука без голоса, обращая внимание при этом на положение губ. Логопед рассказывает детям о том, что звук [У] гласный, его можно петь, т. к. при произнесении звука [У] язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха. Для обозначения всех гласных звуков используется красный кружок.
Логопед знакомит детей с символом звука [У]: волк воет на луну: УУУУ...
Задание 4. Фонетические упражнения:
а) произнести вслед за взрослым на плавном длительном выдохе:
— волк воет: уууууууууу.
— поезд едет: уууууууууу...
б) произнести вслед за взрослым с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:
— поезд приближается: ууууУУУУУУ...
— поезд удаляется: УУУУууууу...
в) произнести самостоятельно звук [У] отрывисто столько раз, сколько выпадает точек на косточке от игры «Домино».
Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [У]».
Логопед произносит разные звуки, а дети хлопают в ладошки тогда, когда услышат звук [У]:
у, п, у, к, в, у, у, а, и, у, е, у, б...
Задание 6. Логопед предлагает детям внимательно выслушать ряд слов и выбрать:
имя, которое начинается со звука [У]: Аня, Арина, Уля, Алена;
лишнее слово, т.е. слово, которое не начинается со звука [У]: усики, мак, улитка, уголь.
Затем детям предлагается вспомнить все прозвучавшие ранее слова, начинающиеся со звука [У], произнести их четко, громко, выделяя голосом в них звук [У]. Логопед объясняет, что во всех этих словах звук [У] стоит в начале слов, и помогает детям обозначить место звука [У] в этих словах с помощью карточки и красного кружка.
Задание 7. Дидактическое упражнение «Договори словечко и назови первый звук в словах».
Логопед читает стихотворные строки и просит детей договорить последнее слово в них, а затем назвать первый звук в этом слове.
Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг —
Электрический... (утюг)
Длинная и гибкая,
Охотится за рыбками,
Порой пуста, как дудочка,
А петь не может... (удочка)
Задание 8. Логопед загадывает загадки, а дети отгадывают их, при этом четко называя первый звук в каждом слове-отгадке.
Гладит все, чего касается,
А дотронешься — кусается. (Утюг)
Пестрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочкой. (Утка)
Кто на себе свой домик носит? (Улитка)
Задание 9. Выучить чистоговорки:
У-у-у — губы хоботком тяну.
У-у-у — дай трубу.
У-у-у — всех детей зову.
Задание 10. Упражнения для координации речи с движениями.
Логопед читает стихотворения, голосом выделяя звук [У]. Затем дети повторяют стихотворения, выполняя соответствующие движения.
У опушки две старушки... Наклоняется, «собирает грибы».
Брали грузди и волнушки.
Филин: — У-ух!
Филин: — У-ух!
У старушек замер дух. Приседает.
Е. Благинина
Сидит ворон на дубу Ребенок имитирует игру на дудочке.
И играет во трубу:
«Ду-ду-ду! Ду-ду-ду!»
Задание 11. Знакомство с буквой У.
Логопед объясняет детям правило: звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем, благодаря этому люди могут читать и писать.
После этого взрослый показывает детям букву У. Для лучшего запоминания графического образа буквы детям предлагается прослушать и выучить стихотворное описание буквы У, предварительно рассмотрев ее в «Веселой азбуке».
У — как у зайчонка ушки.
Эти ушки — на макушке.
О. Гофман
Логопед предлагает ребенку ответить на вопрос: «На что еще похожа буква У?» (на рогатку, галочку...);
поиграть с пальчиками:
Зайки белые сидят
И ушами шевелят
Вот так, вот так.
(Буква У — ушки зайчика: средний и указательный пальцы — вверх, а остальные — сжать в кулак, пошевелить средним и указательным пальчиками);
Задание 12. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звук [У].
Логопед подводит итог занятия: С каким звуком мы сегодня знакомились? Какой это звук? Каким символом он обозначается? На Что похожа буква У?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое фронтально-групповое занятие для детей с ФФНР по формированию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности "Звуки Н, НЬ"
Занятие по формированию фонетических средств языка для детей старшей группы ДОУ. Проводится в форме сказки "Три поросенка"...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности."Звук [у]" (ЗКР)
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности."Звук [у]" (ЗКР)...
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности. Звук « Щ». Буквы Щщ.
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности.Тема: 1. Звук « Щ». Буквы Щщ. ...
Конспект занятия в старшей группе комбинированной направленности «Общение в древнем и в современном мире»
Цель:Создание условий для познавательного развития детей посредством ознакомления способов передачи информации у древних людей в современном мире.Задачи:1. Создать услови...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности. Звук [и] (ЗКР)
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности. Звук [и] (ЗКР)...
НОД в старшей группе компенсирующей направленности Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф. «Детский сад. Профессии».
НОД в старшей группе компенсирующей направленности Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф. «Детский сад. Профессии»....
Конспект подгруппового занятия старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР Тема: «Насекомые».
Конспект подгруппового занятия старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР Тема: «Насекомые».Ход деятельности занятия ТемаЦельЗадачиСловарная работаОборудование&laqu...