Открытое фронтально-групповое занятие для детей с ФФНР по формированию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности "Звуки Н, НЬ"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Занятие по формированию фонетических средств языка для детей старшей группы ДОУ. Проводится в форме сказки "Три поросенка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 2»
Открытое фронтально-групповое занятие
для детей с ФФНР
по формированию фонетических средств языка
в старшей группе компенсирующей направленности
Тема:
Подготовила и провела: учитель-логопед
Иванова Василина Александровна
Черемхово,2013 г.
Тема: « Три поросёнка. Звуки н, нь. »
Цель: закрепление знаний о звуках [н], [нь].
Задачи:
- развивать фонематический слух;
-учить выделять звуки из состава слова,
- дифференцировать звуки по признаку твердости-мягкости;
-формировать навыки звукового анализа;
- учить образовывать относительные прилагательные от существительных;
-упражнять в подборе слов-антонимов;
-развивать общую, пальчиковую, артикуляционную моторику,
- дифференцировать ротовое и носовое дыхание, физиологическое и
речевое дыхание;
- развивать голос, внимание, память, мышление.
Оборудование: планшет, картинки с изображением трех поросят, волка, яблони, канавы, дома; звуковые карточки, карандаши.
Ход занятия.
Вводная часть.
1. Организационный момент.
Звучит песенка из мультфильма «Три поросенка»
- Чья это песенка? (Песенка трёх поросят.)
- Правильно. Это песенка трёх поросят. Поросята были розовенькие, с одинаковыми хвостиками и пятачками. Имена у них тоже похожи.
- Как их звали? (Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф.)
Логопед демонстрирует картинки с изображением трех поросят.
- Одинаково ли звучат первые звуки в словах Наф, Ниф? Какой первый звук в их именах? ([н], [нь])
Повторение характеристики звуков [н], [нь].
[н]- согласный, твердый, звонкий
[нь]- согласный, мягкий, звонкий
2. Упражнение на развитие силы голоса, речевого дыхания и слухового внимания. «Запомнить и повторить» (с разной интонацией, громкостью, с изменением высоты голоса)
Дети на одном выдохе воспроизводят ряд слов (пропевают):
Наф – Нуф – Ниф
Нуф – Ниф – Наф
Ниф – Наф – Нуф
- Весело жили поросята, резвились на поляне, грелись на солнышке, нежились в лужах.
- Но вот наступила осень. С каждым днем становилось всё холоднее и холоднее. И наши поросята решили построить себе дома.
Нужен дом для трёх друзей,
Чтобы было им теплей.
Быстро принялись за дело,
Строят ловко и умело.
Основная часть.
1. Упражнение на развитие фонематического слуха и формирование лексико-грамматического строя речи.
-Весёлые поросята построили разные дома.
- Ниф-Ниф построил свой домик из соломы, значит у него домик какой…? (соломенный)
- Ниф-Ниф просит вас повторить так, как он стучал молоточком. А
молоточком он стучал вот так:
ни – ни – Ни
- Нуф-Нуф построил свой домик из веток и тонких деревьев, значит у него домик …(деревянный)
Он стучал молоточком вот так:
Ну – ну – ну
- Наф-Наф построил свой домик из чего? (из камней)
- И у него домик получился какой? …(каменный)
Он стучал своим молоточком вот так:
на – На – на
2. Динамическая пауза
Поросёнок Пятачок
Отлежал себе бочок.
Встал на ножки,
Потянулся, посмотрел на потолок,
А потом присел, нагнулся,
Осмотрел свой правый бок,
Улыбнулся и немножко поскакал,
И на место пошагал,
А потом опять прилёг,
Но уже на левый бок.
3. Дифференциация звуков [н], [нь].
а) Воспитание эмоциональной выразительности мимики.
- Бродивший по лесу волк услышал смелую песенку поросят и выскочил на полянку. Изобразите сердитого злого волка.
- Поросята испугались – а сейчас изобразите, как было страшно поросятам.
Дети с интонацией испуганных поросят произносят: «Ой-ой-ой!»
- Со всех ног они пустились наутек. Волк за ними.
б) – Бегут поросята, визжат на весь лес. На пути большая яблоня. Яблоня ветками машет, поросят не пропускает, говорит: «Потерялись звуки [н], [нь] у меня в словах. Найдите их».
апельси… ко… пе… реме…
осе… бана… сока стака… бараба…
Дети добавляют звуки [н], [нь] и поднимают сигнальные фонарики.
- Подняла яблоня свои ветки и пропустила поросят. А волк налетел на яблоню, засыпала его яблоня яблоками. Еще сильнее разозлился волк.
в) – Бегут поросята дальше, сверкая пятками, поднимая тучи пыли. А на пути канава. Не обойти, не перепрыгнуть.
Ну-ка, стойте, поросятки!
Куда бежите без оглядки?
Мостик через канаву построите
И пройдете вперед
Если скажите слова наоборот.
- Подберите «слова наоборот», начинающиеся на звуки [н], [нь].
Дети подбирают антонимы к словам:
день - … земля - …
высоко - … верхний -…
налево - … вылить - …
- Мостик готов. Поросята побежали дальше: от страха носы пересохли, каждая щетинка дрожит.
3.Пальчиковая гимнастика. «Замок»
- Бегут поросятки, от страха тоненькие хвостики мелко дрожат.
- Подбежали к каменному домику Наф-Нафа, да замок не могут открыть.
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Потянули, покрутили
Постучали и открыли!
- Замок открылся. Бросились поросята в дом. Быстро закрыли дверь на засов. Подбежал серый злодей к дому. Стал на дверь дуть. Покажите как волк дул.
4. Развитие физиологического дыхания. «Дуем, дуем».(2 раза)
5. Развитие чувства ритма. ( Воспитание чувства ритма, умения передать с помощью карандаша простой ритмический рисунок) «Постучим».
- Стал волк стучать в дверь. ..
I II; I III; II II; I II I; III I; III III I; II I II; III III; I III I
- Царапал когтями стены, ничего поделать не смог и убрался восвояси. А поросята радостно запели песенку:
Волк из леса никогда,
Никогда, никогда
Не вернется к нам сюда,
К нам сюда, к нам сюда!
Итог занятия.
- Ребята, вы хорошо прошли все испытания, которые выпали на долю трёх поросят. Они решили вас наградить за ваше мужество, умение и смекалку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Дифференциация звуков С – Ш в cловах»
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Дифференциация звуков С – Ш в cлова...
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки Н – Н\'. Буква Н»
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки Н – Н\'. Буква Н»...
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Дифференциация звуков Р – Л» (Путешествие на Марс)
План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Дифференциация звуков...
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»...
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /Зь/»"
Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /...
проведение организованной образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Тема: звук Щ
Проведение организованной образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием реч...
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ФРОНТАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
План предназначен для создания особых образовательных условий для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) старшего дошкольного возраста .Отвечает требованиям ФГОС ДО, учи...