НОД в старшей группе компенсирующей направленности Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф. «Детский сад. Профессии».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
НОД в старшей группе компенсирующей направленности
Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф. «Детский сад. Профессии».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_v_starshey_gruppe_kompensiruyushchey_napravlennosti_2.docx | 31.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №31 хутора Коржевского муниципального образования Славянский район
НОД в старшей группе компенсирующей направленности
Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф. «Детский сад. Профессии».
Шаповалова Светлана Александровна
Тема: Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Ф. «Детский сад. Профессии».
Коррекционно-образовательные задачи.
1 Активизация и актуализация словаря по теме «Детский сад. Профессии».
2. Познакомить детей с согласными звуками [Ф], [Ф’], их акустическими и артикуляционными признаками.
3. Закреплять понятия глухой согласный звук. Закреплять понятия твердый согласный звук, мягкий согласный звук
4. Формировать умение слышать звуки [Ф], [Ф’], в ряду звуков, слогов, слов, определять позицию звука.
5. Совершенствовать навык анализа, синтеза прямых слогов ФА, ФО, ФИ, слов со звуком Ф.
6. Познакомить детей с согласной буквой Фф.
7.Совершенствовать навык чтения слогов, слов с новой буквой.
8. Формирование навыков составления буквы Фф из палочек, печатания в тетради.
Коррекционно-развивающие задачи: Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Воспитательные цели: Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: магнитная доска, тетрадь №2 и «Мой букварь» по числу детей, контейнер с карандашами, предметные картинки со звуками (Ф-Фь), синие флажки по числу детей, фишки, элементы букв для магнитной доски.
Ход НОД:
- Организационный момент. Игра «Кому что нужно» (Активизация и актуализация словаря по теме «Детский сад. Профессии».
(Логопед встречает детей, приветствует их и предлагает взять по одной картинке).
- Выберете по одной картинке, назовите предмет и скажите, работнику какой профессии в детском саду нужен этот предмет.
Картинки: градусник, поварешка, зеркала, швабра, фартук белый, игрушки, компьютер, стиральная машина, пианино.
2. Сообщение темы ООД. (Развитие фонематических представлений.)
- Сегодня у нас в гостях фокусник Фома и фотограф Филя. Какой первый звук в словах фокусник, Фома, фотограф? (Звук Ф). А в имени Филя? (Звук Фь). Они одинаковые? Сегодня мы познакомимся с новыми звуками (Ф), (Фь) и буквой Ф.
3. Характеристика звуков [Ф-Фь] по артикуляционным и акустическим признакам.
—Произнесите звук [Ф].
— Обратите внимание: когда мы произносим этот звук, губы смыкаются и нижние зубы прижимаются к нижней губе. Значит, во рту есть преграда из губ и языка. Как вы думаете, звук [ф] — гласный или согласный?
Дети. Согласный.
- Его нельзя петь, открыв рот. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?
Дети. Синим.
- Закройте ушки руками и произнесите звук (Ф). Звенит в ушах. Нет. Значит звук (Ф) – глухой звук.
- Загибайте пальчики: звук (Ф) - согласный, твердый, глухой. Жить он будет в Синем замке, обозначать мы будем его синим кружочком без колокольчика.
- Произнесите звук [Фь]
- Звук [Ф’] — братец звука [Ф]. Произносится он мягко (Ф’). Попробуйте его спеть. (Он не поется.) Попробуем потянуть звук. Этот звук называется мягкий, глухой согласный. Погладим мягко свою ладошку.
—Согласные мягкие звуки живут в Зеленом замке. Согласный мягкий звук [Ф’] мы обозначим зеленым кружочком без колокольчика.
4. Развитие фонематического восприятия. Игра «Подними флажок».
- Поиграем в игру «Подними флажок». А теперь возьмите в руки по одному синему флажку. Вы будете поднимать их, как только услышите звук [ф].
Ф, б, п, ф, м, ф, у, б, ф, М.
Фа, бу, мо, фы, фу, па, фо, бо.
Флаг, батон, кофта, софа, фырчать, молчать, фарфоровый, столовый, могучий.
Дети слушают и поднимают флажки, услышав звук [ф].
5. Упражнение «Кто скорее?» [Развитие навыков звукового анализа и синтеза.]
Логопед убирает флажки.
Логопед. А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех. Ф, а. Что получилось?
1-йребенок. Фа.
Логопед. Верно. Получи фишку. Ф, о. Что получилось? 2-й ребенок. Фо.
Логопед. Правильно. Возьми фишку.
Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: фу, фи, фата. Логопед вместе с детьми определяет победителя и награждает его наклейкой на тетрадь.
6. Работа по книге «Мой букварь». (Знакомство с буквой Фф. Формирование навыка осознанного чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи.)
Логопед раздает детям буквари, открытые на стр. 40.
Логопед. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз.
Фиолетовый фломастер
Все неправильно раскрасил:
Флаг, жираф, фонтан —
все это Фиолетового цвета.
В каких словах этого стихотворения есть звук [ф]?
Дети. Фломастер, флаг, жираф, фонтан.
Логопед. Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Фф. Под ними вы видите два кружка: синий и зеленый. Что это значит?
Дети. Значит, буква Фф обозначает два звука: [ф] и [ф'].
Логопед. Верно. Давайте найдем на картинке в нижней части страницы все предметы, названия которых начинаются со звука [ф].
Дети. Футболист, футболка, футбольный (мяч), футбольное (поле), флаги, фотограф, фотоаппарат.
Логопед. Молодцы! Вы быстро нашли все предметы. Я вами горжусь. А теперь пройдите к доске. Давайте составим новую букву. Какие элементы вам для этого нужны?
Дети. Палочка и два полукруга.
Логопед. Как расположены полукруги по отношению к палочке?
Дети. В верхней части палочки, с двух сторон от нее.
Дети проходят к доске и составляют по одной букве ф.
Логопед. А теперь вернитесь за стол, садитесь. Давайте почитаем, что написано рядом с зелеными кружками.
1-йребенок. Фа.
2-й ребенок. Фу.
3-й ребенок. Фо.
4-й ребенок. Фи.
1-йребенок. Пуф.
2-й ребенок. Пиф.
3-й ребенок. Фото.
4-й ребенок. Фант.
1-йребенок. Кофта.
2-й ребенок. Муфта.
Логопед. Теперь рассмотрите картинки и прочитайте подписи под ними.
3-й ребенок. Пуф.
Логопед. Что такое пуф?
Дети. Это мебель. На пуфе можно сидеть.
4-й ребенок. У Кати муфта.
Логопед. Что такое муфта?
Дети. Это одежда. В муфту прячут руки от холода.
1-йребенок. Тут Пиф.
2-й р е б е н о к. Там Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф.
Логопед. Кто такой Пиф?
Дети. Это пес.
Логопед. Кто такие Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф?
Дети. Это поросята.
Логопед. Обратите внимание: слова Пиф, Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф написаны с большой буквы. Почему?
Дети. Клички животных всегда пишутся с большой буквы.
Логопед. Хочу обратить ваше внимание на то, что Ариша и Ваня прочитали предложения. Мы с вами уже говорили о том, что наша речь состоит из предложений. Давайте все вместе прочитаем предложения.
Дети. Тут Пиф. Там Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф.
Логопед. Посмотрите внимательно на то, как написаны предложения. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка. А теперь закройте буквари.
Дети закрывают буквари. Логопед убирает их.
7. Пальчиковая гимнастика «Повар». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности.]
8. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики.]
Логопед приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Посмотрите на правую страницу. Что вы видите в ее верхней части?
Дети. Флаг, футболку, большую и маленькую буквы Фф. Логопед. Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?
Дети. Синий, потому что буква Ф — согласная. Дети раскрашивают буквы.
Логопед. А теперь подумайте, как правильно раскрасить флаги футболку. Выполняйте задание.
Дети выполняют задание, логопед контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо.
Логопед. Теперь положите цветные карандаши и возьмите простые, давайте напишем букву Ф. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу сверху вниз прямую палочку, а потом два полукруга слева и справа в верхней части палочки. Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам. Слова и предложение мы будем писать на индивидуальных занятиях. Закройте тетради.
8. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтальной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности «Звук и буква О» учителя-логопеда Ковган Людмилы Александровны (г. Краснодар «Детский сад № 195)
Коррекционно-развивающие задачи:1.Развивать слуховое внимание, зрительное и слуховое восприятие.2. Упражнять детей в усвоении звуко-слоговых рядов путем уточнения пространственно-временных предс...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подгрупповое занятие с элементами логоритмики в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР и ФФНР «Профессии в детском саду»
Данный конспект, надеюсь, поможет Вам вместе с детьми совершить увлекательное путешествие по детскому саду. Повторить и закрепить знания детей о профессиях в детском саду. При помощи логоритмиче...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности «В гости буква А пришла».
Цель: Познакомить детей со звуком [а] и буквой А....
Конспект образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ на тему: «Все профессии важны - все профессии нужны!» в старшей группе компенсирующей направленности Приоритетная образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗна тему: «Все профессии важны - все профессии нужны!»в старшей группе компенсирующей направленности Приоритетн...
Календарный план воспитательно-образовательной работы старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Профессии на стройке"
Календарный план воспитательно-образовательной работы старшей группы компенсируюшей направленности для детей с ТНР на тему "Профессии на стройке"...
Конспект открытого занятия в старшей группе компенсирующего вида. "Звуки и буквы".
Конспект фронтального занятия в старшей группе №2,«Буквы и звуки»Подготовила и провела учитель-логопед Петрова Елена Алексеевна.Цели: Закрепление знаний о звуках и буквах А, У, О. Познаком...
Конспект НОД по ознакомление с предметным и социальным миром в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР №3 на тему: «Детский сад. Профессии»
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным миром в старшей группе на тему: "Детский сад. Профессии"...