план-конспект занятия в подготовительной логопедической группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Прыгунова Лариса Владимировна

Конспект занятия по подготовке детей к грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «Путешествие по сказке «Гуси – лебеди»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по подготовке детей к грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.

 Тема: «Путешествие по сказке

«Гуси – лебеди»

Учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №3»

Прыгунова Лариса Владимировна

высшая квалификационная категория

Дзержинск 2018г.

Цель: Формирование фонематического восприятия и навыков звукобуквенного анализа у детей с ОНР в процессе ознакомления их со звуками и буквами родного языка.

Образовательные задачи:

  1. Обобщить знания о гласных и согласных звуках и буквах;
  2. Закрепить навыки звуко-буквенного анализа;
  3. Продолжать обучать навыкам чтения односложных, двухсложных слов;
  4. Формировать умение выполнять слоговой анализ слов из 1,2,3-х слогов;
  5. Обогатить активный словарь детей на материале лексико-грамматических тем: «Весна. Перелетные птицы»
  6. Продолжать работу по профилактике дисграфии: закреплять навыки чтения, деления слов на слоги, восстановления деформированных слов;
  7.  формировать умение образовывать относительные прилагательные и согласовывать их с существительными.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать фонематический слух у детей;
  2. Продолжать развивать навыки правильного звукопроизношения поставленных звуков;
  3. Способствовать развитию психических процессов: внимания, восприятия, мышления.
  4. Развивать интонационную выразительность речи, фонематический и музыкальный слух, внимание, зрительное восприятие, чувство ритма.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитание навыков самоконтроля;
  2. Воспитание у детей стремления к самостоятельности ответов и суждений;
  3.  Привлекать детей к музыкально-театрализованной деятельности. Развивать способность к образному перевоплощению.
  4. Воспитание умения переключаться с одного вида деятельности на другой;

Оборудование:

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, иллюстрирующая задания

Раздаточный материал: наборы для звукового анализа слов, карточки с заданиями (яблочки, пирожки, камешки), картинки для определения количества слогов

Методы и приемы:

Словесные: вопросы проблемного и поискового характера,  чтение стихов и загадок, поддержка и поощрение

Практические: физкультминутка, дидактические игры, индивидуальный подход

Наглядные: сюжетные картинки в виде мультимедийной презентации

Предварительная работа:

Активизация словаря детей по лексико-грамматическим темам: «Весна. Перелетные птицы» на занятиях воспитателей и логопеда; обучение детей навыкам звуко-буквенного анализа; развитие фонематического восприятия; постановка и автоматизация звуков.

Способы организации детей:

Фронтально, стоя и сидя на ковре и за столами, индивидуально с картинками и карточками.

Ход занятия:

№ п\п

Деятельность педагога

Вид детской деятельности

Деятельность детей

1.

2.

Организационный момент:

Дети стоят в кругу и, передавая друг другу мяч, по цепочке читают стихотворение В.Берестова «Читалочка»

Дети подходят к своим стульчикам и на экране просматривают сценку, разыгранную детьми группы заранее.

Хочу я вам ребята о Маше сказку рассказать:

Жила на свете девочка.

Читать она умела.

И каждый вечер с книгой

Возле окна сидела.

Логопед. Дети, поможем Маше? Перед тем как отправиться в путешествие по сказке, поверим все ли здоровы? Дети выполняют упражнение «Не болей-ка»

Логопед.

Долго шли мы все по лесу.

Видим яблоньку-красу.

Что-то яблонька грустна.

Клонит ветки вниз она!

Яблоня.

Я стою совсем одна.

Оттого я и грустна.

Яблок много - груз тяжёл.

Кто на помощь бы пришёл?!

Яблонька. Ну, спасибо, помогли! Вот вам буква её гуси обронили!

Логопед.

Дальше отправляемся в дорогу.

Видим речка на пути.

 (голубая полоска ткани с изображением камней из картона). На каждом камне напечатано слово. Рядом с полоской ткани стоят три подноса, на каждом написана цифра: 1,2 или 3.

Речка.

Течь мне стало трудновато.

Помогите мне, ребята.

Уберите камни!

Речка. Ну, спасибо, помогли! Вот вам буква, её гуси обронили!

Мне течением коробочку принесло, возьмите!

 Логопед.

А в коробочке еще камушки. Да не простые, на них что-то написано. Прочитайте.

Логопед:

Отправимся дальше в путь.

Печка. Дети, здравствуйте! Я - печка. Напекла я пирогов, для друзей, не для врагов. Вы пироги мои возьмите и гостей своих угостите.

Печка. Ну, спасибо, помогли! А за это скажу я вам, где Баба-яга буквы спрятала. Вон там, на опушке, стоит её избушка.

И вот вам буква её гуси обронили!

Раздается голос Бабы-яги.

Что за шум? Ну, надо, даже дети в городе про меня знают. Зачем пожаловали?

Вот вам буквы, забирайте!

Но сперва их угадайте!

Дети читают перепутанные  буквы.

Логопед: Вам понравилось путешествие? Помогли мы Маше, вернуть буквы. Ведь она так хочет в школу. А вы хотите? Тогда я подарю вам книги.

Игровая

Речемыслительная

Познавательная,

Художественная,

Речедвигательная

Речеслуховая

Коммуникативная

Мыслительная

Продуктивная

Познавательная,

Речедвигательная

Речеслуховая

Коммуникативная

Мыслительная

Продуктивная

Игровая

Речемыслительная

Познавательная,

Речемыслительная

Познавательная,

Художественная,

Коммуникативная

Мыслительная

Художественная,

Речедвигательная

Речемыслительная

Познавательная,

Коммуникативная

Мыслительная

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать.

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Почти!

Не надо умолять сестрицу:

Ну, прочитай ещё страницу».

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять и почитать!

Маша.

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать...

К Маше подходят две девочки и мальчик.

Девочки.

Маша, Маша, выходи!

Что сидеть-то взаперти?!

Маша. Не пойду я гулять! Я хочу читать!

Девочка.

Маша, Маша, погляди.

Кто летит там, впереди?

Мальчик.

Это злые гуси

Бабушки-ягуси!

Дети в испуге убегают. Вбегают два ребёнка в шапочках-масках гусей. Наскакивают на Машу, выхватывают из книги несколько заранее вложенных туда букв, вырезанных из картона.

Маша.

Гуси, гуси, погодите!

Буквы в книгу вы верните!

Вы ведь не плохие

И совсем не злые!

Первый гусь.

Буквы мы не отдадим –

Не умеем мы читать.

Если будешь нам мешать,

Можем и тебя забрать!

Ш-ш-ш-ш-ш...

Второй гусь.

Га-га-га, ге-ге-ге!

Служим мы Бабе-яге!

И живём - не тужим,

С музыкой мы дружим.

Гуси исполняют танец «Жили у бабуси». Затем улетают.

Маша.

Где найти мне буквы, где?

Кто поможет мне в беде? (Плачет.)

Проводится игра «Собери яблоки». Дети снимают с яблони половинки яблок и составляют из слогов слова: шап-ка, гру-ша и т.п.

Дети читают слова на камнях, определяют количество слогов в каждом слове и кладут камень на поднос с цифрой, обозначающей количество слогов в слове. Затем строят мост через реку - выкладывают схему слова «мост» из квадратов синего и красного цвета.

Дети читают загадки. Отгадывают и выкладывают индивидуальные звуко-слоговые схемы слов-отгадок. (работ а в парах)

Печка раздаёт вырезанные из картона пирожки, на которых напечатаны названия начинок. Каждый ребёнок читает название начинки своего пирожка, образует прилагательное от существительного и говорит, обращаясь к гостям: «Я угощаю вас яблочным (мясным, капустным и т.д.) пирожком».

Проводится логоритмическое упражнение «Баба-яга».

В тёмном лесу

(Качают вытянутыми вверх руками вправо-влево.)

Есть избушка,

(Складывают руки в виде крыши.)

Стоит задом наперёд. (Хлопают перед собой.)

А в избушке той

(Складывают руки в виде крыши.)

Старушка,

(Поворачивают голову вправо-влево.)

Бабушка-яга

(«Повязывают платок».)

Живёт.

(Вытягивают руки вперёд, раскрыв ладони.)

Нос крючком

(Подносят правую руку к носу, сгибают указательный палец.)

Глаза как плошки,

(Прикладывают кулаки к глазам.)

Словно угольки горят.

(Покачивают головой вправо-влево.)

И сердитая,

(Взмахивают правой рукой.)

И злая,

(Взмахивают левой рукой.)

Дыбом волосы стоят!

(Поднимают руки над головой, растопыривают пальцы.)

Когти остры как у кошки,

(Сгибают-разгибают пальцы.)

И всего одна нога,

(Поднимают правую ногу, согнутую в колене.)

Не простая, костяная.

(Грозят пальцем одной, потом другой руки.)

Вот так Бабушка-яга!

(Трижды ударяют кулаками по коленям. Вытягивают руки вперёд.)

Дети отвечают.

Составляют слово: ШКОЛА

Ответы детей



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по подготовке детей к грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.

 Тема: «Путешествие по сказке

«Гуси – лебеди»

Учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №3»

Прыгунова Лариса Владимировна

высшая квалификационная категория

Дзержинск 2018г.

Цель: Формирование фонематического восприятия и навыков звукобуквенного анализа у детей с ОНР в процессе ознакомления их со звуками и буквами родного языка.

Образовательные задачи:

  1. Обобщить знания о гласных и согласных звуках и буквах;
  2. Закрепить навыки звуко-буквенного анализа;
  3. Продолжать обучать навыкам чтения односложных, двухсложных слов;
  4. Формировать умение выполнять слоговой анализ слов из 1,2,3-х слогов;
  5. Обогатить активный словарь детей на материале лексико-грамматических тем: «Весна. Перелетные птицы»
  6. Продолжать работу по профилактике дисграфии: закреплять навыки чтения, деления слов на слоги, восстановления деформированных слов;
  7.  формировать умение образовывать относительные прилагательные и согласовывать их с существительными.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать фонематический слух у детей;
  2. Продолжать развивать навыки правильного звукопроизношения поставленных звуков;
  3. Способствовать развитию психических процессов: внимания, восприятия, мышления.
  4. Развивать интонационную выразительность речи, фонематический и музыкальный слух, внимание, зрительное восприятие, чувство ритма.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитание навыков самоконтроля;
  2. Воспитание у детей стремления к самостоятельности ответов и суждений;
  3.  Привлекать детей к музыкально-театрализованной деятельности. Развивать способность к образному перевоплощению.
  4. Воспитание умения переключаться с одного вида деятельности на другой;

Оборудование:

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, иллюстрирующая задания

Раздаточный материал: наборы для звукового анализа слов, карточки с заданиями (яблочки, пирожки, камешки), картинки для определения количества слогов

Методы и приемы:

Словесные: вопросы проблемного и поискового характера,  чтение стихов и загадок, поддержка и поощрение

Практические: физкультминутка, дидактические игры, индивидуальный подход

Наглядные: сюжетные картинки в виде мультимедийной презентации

Предварительная работа:

Активизация словаря детей по лексико-грамматическим темам: «Весна. Перелетные птицы» на занятиях воспитателей и логопеда; обучение детей навыкам звуко-буквенного анализа; развитие фонематического восприятия; постановка и автоматизация звуков.

Способы организации детей:

Фронтально, стоя и сидя на ковре и за столами, индивидуально с картинками и карточками.

Ход занятия:

№ п\п

Деятельность педагога

Вид детской деятельности

Деятельность детей

1.

2.

Организационный момент:

Дети стоят в кругу и, передавая друг другу мяч, по цепочке читают стихотворение В.Берестова «Читалочка»

Дети подходят к своим стульчикам и на экране просматривают сценку, разыгранную детьми группы заранее.

Хочу я вам ребята о Маше сказку рассказать:

Жила на свете девочка.

Читать она умела.

И каждый вечер с книгой

Возле окна сидела.

Логопед. Дети, поможем Маше? Перед тем как отправиться в путешествие по сказке, поверим все ли здоровы? Дети выполняют упражнение «Не болей-ка»

Логопед.

Долго шли мы все по лесу.

Видим яблоньку-красу.

Что-то яблонька грустна.

Клонит ветки вниз она!

Яблоня.

Я стою совсем одна.

Оттого я и грустна.

Яблок много - груз тяжёл.

Кто на помощь бы пришёл?!

Яблонька. Ну, спасибо, помогли! Вот вам буква её гуси обронили!

Логопед.

Дальше отправляемся в дорогу.

Видим речка на пути.

 (голубая полоска ткани с изображением камней из картона). На каждом камне напечатано слово. Рядом с полоской ткани стоят три подноса, на каждом написана цифра: 1,2 или 3.

Речка.

Течь мне стало трудновато.

Помогите мне, ребята.

Уберите камни!

Речка. Ну, спасибо, помогли! Вот вам буква, её гуси обронили!

Мне течением коробочку принесло, возьмите!

 Логопед.

А в коробочке еще камушки. Да не простые, на них что-то написано. Прочитайте.

Логопед:

Отправимся дальше в путь.

Печка. Дети, здравствуйте! Я - печка. Напекла я пирогов, для друзей, не для врагов. Вы пироги мои возьмите и гостей своих угостите.

Печка. Ну, спасибо, помогли! А за это скажу я вам, где Баба-яга буквы спрятала. Вон там, на опушке, стоит её избушка.

И вот вам буква её гуси обронили!

Раздается голос Бабы-яги.

Что за шум? Ну, надо, даже дети в городе про меня знают. Зачем пожаловали?

Вот вам буквы, забирайте!

Но сперва их угадайте!

Дети читают перепутанные  буквы.

Логопед: Вам понравилось путешествие? Помогли мы Маше, вернуть буквы. Ведь она так хочет в школу. А вы хотите? Тогда я подарю вам книги.

Игровая

Речемыслительная

Познавательная,

Художественная,

Речедвигательная

Речеслуховая

Коммуникативная

Мыслительная

Продуктивная

Познавательная,

Речедвигательная

Речеслуховая

Коммуникативная

Мыслительная

Продуктивная

Игровая

Речемыслительная

Познавательная,

Речемыслительная

Познавательная,

Художественная,

Коммуникативная

Мыслительная

Художественная,

Речедвигательная

Речемыслительная

Познавательная,

Коммуникативная

Мыслительная

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать.

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Почти!

Не надо умолять сестрицу:

Ну, прочитай ещё страницу».

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять и почитать!

Маша.

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать...

К Маше подходят две девочки и мальчик.

Девочки.

Маша, Маша, выходи!

Что сидеть-то взаперти?!

Маша. Не пойду я гулять! Я хочу читать!

Девочка.

Маша, Маша, погляди.

Кто летит там, впереди?

Мальчик.

Это злые гуси

Бабушки-ягуси!

Дети в испуге убегают. Вбегают два ребёнка в шапочках-масках гусей. Наскакивают на Машу, выхватывают из книги несколько заранее вложенных туда букв, вырезанных из картона.

Маша.

Гуси, гуси, погодите!

Буквы в книгу вы верните!

Вы ведь не плохие

И совсем не злые!

Первый гусь.

Буквы мы не отдадим –

Не умеем мы читать.

Если будешь нам мешать,

Можем и тебя забрать!

Ш-ш-ш-ш-ш...

Второй гусь.

Га-га-га, ге-ге-ге!

Служим мы Бабе-яге!

И живём - не тужим,

С музыкой мы дружим.

Гуси исполняют танец «Жили у бабуси». Затем улетают.

Маша.

Где найти мне буквы, где?

Кто поможет мне в беде? (Плачет.)

Проводится игра «Собери яблоки». Дети снимают с яблони половинки яблок и составляют из слогов слова: шап-ка, гру-ша и т.п.

Дети читают слова на камнях, определяют количество слогов в каждом слове и кладут камень на поднос с цифрой, обозначающей количество слогов в слове. Затем строят мост через реку - выкладывают схему слова «мост» из квадратов синего и красного цвета.

Дети читают загадки. Отгадывают и выкладывают индивидуальные звуко-слоговые схемы слов-отгадок. (работ а в парах)

Печка раздаёт вырезанные из картона пирожки, на которых напечатаны названия начинок. Каждый ребёнок читает название начинки своего пирожка, образует прилагательное от существительного и говорит, обращаясь к гостям: «Я угощаю вас яблочным (мясным, капустным и т.д.) пирожком».

Проводится логоритмическое упражнение «Баба-яга».

В тёмном лесу

(Качают вытянутыми вверх руками вправо-влево.)

Есть избушка,

(Складывают руки в виде крыши.)

Стоит задом наперёд. (Хлопают перед собой.)

А в избушке той

(Складывают руки в виде крыши.)

Старушка,

(Поворачивают голову вправо-влево.)

Бабушка-яга

(«Повязывают платок».)

Живёт.

(Вытягивают руки вперёд, раскрыв ладони.)

Нос крючком

(Подносят правую руку к носу, сгибают указательный палец.)

Глаза как плошки,

(Прикладывают кулаки к глазам.)

Словно угольки горят.

(Покачивают головой вправо-влево.)

И сердитая,

(Взмахивают правой рукой.)

И злая,

(Взмахивают левой рукой.)

Дыбом волосы стоят!

(Поднимают руки над головой, растопыривают пальцы.)

Когти остры как у кошки,

(Сгибают-разгибают пальцы.)

И всего одна нога,

(Поднимают правую ногу, согнутую в колене.)

Не простая, костяная.

(Грозят пальцем одной, потом другой руки.)

Вот так Бабушка-яга!

(Трижды ударяют кулаками по коленям. Вытягивают руки вперёд.)

Дети отвечают.

Составляют слово: ШКОЛА

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект совместной образовательной деятельности с детьми Интегрированное занятие в подготовительной логопедической группе «Путешествие с Золушкой в страну электроприборов»

План – конспект   совместной образовательной   деятельности  с детьмиИнтегрированное занятие в подготовительной логопедической  группе«Путешествие с Золушкой в стра...

План-конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе логопедической группе по теме "Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]".

План-конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме "Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]"....

План-конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе логопедической группе по лексической теме «Осень».

План-конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе логопедической группе по лексической теме "Осень"....

План - конспект открытого занятия в подготовительной коррекционной группе на тему "Путешествие в зимний лес"

1. Развитие связной речи.2. Развитие общей моторики.3. Развитие мелкой моторики.4. Развитие фонематического слуха....

План - конспект фронтального занятия для старшей логопедической группы по теме: «Звуки [с], [ш]. Игрушки»

План - конспект фронтального занятия для старшей логопедической группы по теме: «Звуки [с], [ш]. Игрушки»Цель: учить детей различать звуки [с], [ш]; расширить и с...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «Волшебная страна забавных геометрических фигур»

ЦЕЛЬ: обобщить и систематизировать знания детей по геометрических фигурахЗАДАЧИ:Образовательные:Закреплять представления детей о свойствах геометрических фигур.Закреплять знания детей о свойствах геом...

План - конспект итогового занятия в средней логопедической группе по теме: «Осень»

Закрепить у детей знания полученные ранее. Обогащение и активизация словаря.  Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных, образование существит...