План-конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе логопедической группе по теме "Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]".
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Малардырова Лидия Николаевна

План-конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме "Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – Детский сад № 89 «Парус»

городского округа «город Якутск»

План-конспект открытого логопедического занятия

в подготовительной к школе группе

Тема: Звуки [Ш], [Ж].

Выполнила: учитель-логопед

Малардырова Л.Н.

2017 г.

                                 

Тема: Звуки [Ш], [Ж].

Цели: дифференциация звуков [Ш] и [Ж] в слогах и словах, закрепление лексической темы «Грибы».

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные: уточнить характеристики звуков [Ш], [Ж]; закрепить понятия, характеризующие звуки: глухой – звонкий согласный; учить дифференцировать звуки [Ш] и [Ж] в слогах и словах; совершенствовать умение правильно произносить многосложные слова с одним стечением согласных. Закрепить знания о грибах; учить детей согласовывать существительные с числительными, упражнять в образовании предложно-падежных конструкций.
  2. Коррекционно-развивающие: закрепить умение различать звуки Ш-Ж на слух, в слогах и словах; развивать навык звукослогового анализа слов; активизировать словарный запас; развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата; развивать речевое дыхание, фонематическое восприятие. Развивать мелкую моторику рук; развивать зрительное восприятие, память, внимание, мышление, оптико-пространственные представления.
  3. Коррекционно-воспитательные: создать положительное психоэмоциональное настроение, развивать умение планировать и контролировать свои действия; воспитать интерес к занятию через использование занимательных упражнений.

Оборудование: индивидуальные зеркала, салфетки, предметные картинки на звуки [Ш] и [Ж], картинки с колокольчиком и наушником, раздаточный материал к упражнению «Художник», предметные картинки на тему «Грибы» (3 подосиновика, 5 лисичек, 4 волнушки, 2 масленка), презентационный материал.

Ход занятия:

  1. Орг. момент.

- Приветствие.

- Сядут дети, у которых название картинки начинается со звука [Ш]. А теперь сядут дети, у которых название картинки начинается со звука [Ж] (Шапка, жук, шахматы, жаба).

2. Характеристика звуков (слайд 1).

- С каких звуков начинались названия этих картинок? ([Ш], [Ж])

- Вспомним артикуляцию этих звуков.

- Произнесите звук Ш, в каком положении находятся губы, зубы, язык? (При произнесении звука [Ш] губы округлены, зубы разомкнуты, язык у верхних зубов «чашечкой», дует «теплый ветерок», голосовой моторчик не работает)

- А теперь произнесите звук Ж. В каком положении находятся губы, зубы, язык?  (При произнесении звука [Ж] губы округлены, зубы разомкнуты, язык у верхних зубов «чашечкой», дует «теплый ветерок», голосовой моторчик работает).

- Расскажите, что это за звуки? (Звук [Ш] – согласный, твердый, глухой. Звук [Ж] – согласный, твердый, звонкий).

- Чем похожи эти звуки? (Оба звука согласные, твердые, похожие по артикуляции).

- А чем отличаются? ([Ш] – глухой, [Ж] – звонкий).

3. Артикуляционная гимнастика (слайд 2)

- Для того, чтобы звуки [Ш], [Ж] получались красиво и правильно, давайте сделаем артикуляционную гимнастику.

- Заборчик-рупор

- чистим зубки

- чашечка

- маляр

- лошадка.

4. Игра «Поймай звук»

- Язычок наш отлично поработал. А сейчас посмотрите, что у меня.   Картинки с колокольчиком и наушником. Возьмите колокольчик в правую руку, а наушник в левую.

- Я буду произносить слова со звуками [Ш] и [Ж]. Если я произнесу слово со звуком [Ш], вы поднимете и опустите картинку с наушником, а если я произнесу слово со звуком [Ж], что вы сделаете? Да, вы поднимете и опустите картинку с колокольчиком. Итак, начали:

«Шайба, журнал, петушок, швабра, жадный, шапка, жаба, лужа, желтый, кувшин, журавль, пожар, школа, жираф, шмель, дождик, чашка».

- Молодцы, хорошо справились с заданием, поймали все слова со звуками [Ш] и [Ж].

5. Дыхательная гимнастика.

- А сейчас мы с вами будем петь слоги. Внимательно слушаем и повторяем за мной:

жа     жо

жа     жо     жу

жа     жо     жу     жи

жа     жо     жу     жи    же

ша    шо

ша    шо     шу

ша     шо    шу     ши

ша     шо    шу     ши    ше

 

6. Игра «Четвертый лишний»

- Давайте поиграем в игру. Она называется «Четвертый лишний»

- Перед вами четыре картинки, в названиях которых спрятаны звуки [Ш] и [Ж]. Одна из картинок лишняя. Вы должны назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.

  • Итак, начали:

Картинки: снежинка, жук, пиджак, лошадь. Какая картинка лишняя, почему? (слайд 3).

  • В слове ЛОШАДЬ звук [Ш] находится в начале, середине или конце слова? (слайд 4).

Картинки: желудь, шляпа, шкаф, шиповник. Какая картинка лишняя, почему? (слайд 5).

  • В слове ЖЕЛУДь звук [Ж] находится в начале, середине или конце слова? (слайд 6).

Картинки: подушка, машина, ежи, ландыши.  Какая картинка лишняя, почему? (слайд 7).

  • В слове ЕЖИ звук [Ж] находится в начале, середине или конце слова? (слайд 8)

Картинки: баклажан, мышь, лыжи, ножи. Какая картинка лишняя? Почему? (слайд 9).

- В слове МЫШЬ звук [Ш] находится в начале, середине или конце слова? (слайд 10)

 - Хорошо справились с заданием, нашли все лишние предметы.

7.  Упражнение «Художник»

- Ребята, сейчас мы с вами нарисуем необычный рисунок. Перед вами лежат листы картона и картинки дерева, человека, гриба, белки, зайчика.

- Начнем рисовать. Посередине листа выросло дерево. Слева от дерева нарисуем человека, справа от дерева нарисуем зайчика, на дерева сидит белка, а под деревом вырос гриб.

- Сравним с моим рисунком (слайд 12).

- Где сидит белка?

- Где находится еж? Заяц? Где стоит человек? Где вырос гриб?

- Что мы нарисовали под деревом? (Гриб)

- Как вы думаете, что делает человек в лесу? (Собирает грибы)

- Давайте и мы с вами пойдем в лес за грибами.

8. Физминутка (слайд 13)

Дети утром рано встали,

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте)

Приседали, приседали, белый гриб в траве нашли. (Приседания)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери! (Наклоны).

9. Игра «Собери грибы» (слайд 14).

- А мы не просто будем собирать грибы, а делить их на слоги. Названия грибов из 3 слогов собираем в первую корзинку, с 4 слогами во вторую корзинку и названия грибов, состоящие из 5 слогов, собираем в последнюю корзинку.  (На экране три корзинки с 3, 4, 5 цифрами и грибы). (Подосиновик, масленок, сыроежка, мухомор).

- А мухомор мы положим в корзинку? Почему?

- Какие грибы мы с вами собирали? Какие еще грибы знаете? Назовите.

10. Игра «У кого сколько»

- Мы с вами собрали грибы. Давайте посчитаем, сколько грибов вы собрали. Постарайтесь составить красивое предложение. (У каждого ребенка картинки с грибами).

- Я нашла три подосиновика.

- Я нашел пять лисичек.

- Я нашла четыре волнушки.

- Я нашел два масленка.

- Молодцы!

11. Итог

- Какие звуки мы сегодня повторяли?

- Какую тему повторили?

- Какое задание понравилось?

- Какое задание было самым трудным?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дифференциация звуков Ш - Ж (Презентация к занятию) Выполнила учитель-логопед: Малардырова Лидия Николаевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад № 89 «Парус» городского округа «город Якутск»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия в подготовительной к школе логопедической группе по теме «Дифференциация звуков [р] - [р\'] в словах. Закрепление знаний по теме "Перелетные птицы"».

Целями данного занятия являются дифференциация звуков [р] - [р\'] в словах; закрепление знаний  по теме «Перелетные птицы». ...

План-конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Ш"

План-конспект фронтальной ООД содержит раздаточный материал, задания для закрепления вне занятий для воспитателей с детьми...

План-конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе логопедической группе по лексической теме «Осень».

План-конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе логопедической группе по лексической теме "Осень"....

Конспект непосредственно-образовательная деятельность с детьми подгрупповое занятие в подготовительной к школе логопедической группе «Прогулка по улице звуков»

Проверит и систематизировать знания детей по теме ЗВУКИ РЕЧИ.  Закреплять навык чёткого произношения и различения звуков [И], [Ы] . Закреплять умение звукового анализа слов....

Конспект непосредственно-образовательная деятельность с детьми подгрупповое занятие в подготовительной к школе логопедической группе «Осы весело летают и нас в гости приглашают»

Проверить и систематизировать знания детей по теме ЗВУКИ РЕЧИ.Закреплять навык чёткого произношения  звука  [С] . Научить правильно употреблять притяжательные прилагательные.Учит правил...

План-конспект образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной к школе логопедической группы по познавательному развитию (ФЭМП) Тема: «Космическая математика"

Интеграция  образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие&raq...