занятие по развитию фонематической стороны речи "Звук ы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема: Звук [ы].
Цель: уточнить произношение звука [ы]; учить интонировать звук [ы]; выделять звук [ы] из состава слова; обучать анализу звукового ряда гласных; развивать голос, артикуляционную и мелкую моторику; упражнять в образовании существительных множественного числа, в согласовании числительных, прилагательных и существительных.
Оборудование: зеркала, символы гласных звуков, сигнальные фонарики, схема анализа артикуляции звука, сюжетные картинки.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед предлагает детям озвучить звуковую дорожку, составленную из символов гласных звуков, например:
2. Артикуляционная гимнастика.
Чередование «Улыбка» — «Трубочка». «Окошко» — «Хоботок». «Прятки».
3. Знакомство со звуком [ы].
а) Логопед вывешивает картинку медведя.
Медведь у пчел отведал мед.
Мишка жалобно ревет.
— Ы-ы-ы —
Покусали меня пчелы!
— Как ревет медведь?
б) Дети произносят хором и индивидуально звук [ы], наблюдая за артикуляцией звука в зеркале.
в) Анализ артикуляции звука [ы].
Дети по схеме анализируют звук [ы]: губы в улыбке, но не напряжены; зубы разомкнуты; кончик языка отодвинут от зубов; воздушная струя выходит свободно, голос работает. Дети делают вывод: звук [ы] — гласный;
— Посмотрите на положение губ на рисунке. Какой звук они показывают? Почему я показываю красную фишку? Посмотрите, как изображено на фишке положение губ при произнесении звука [ы].
г) Работа над голосом. Произнесение звука [ы] с усилением и ослаблением голоса.
4. Развитие фонематического слуха.
а) «Зажги фонарик».
Выделение звука [ы] из ряда гласных: о, ы, э, у, ы, а, ы,у,э,ы.
Выделение звука [ы] из ряда слогов: ма, мы, ты, ну, ка, пы, по, ба, вэ, бы.
Выделение звука [ы] из состава слова: дом, дым, мак, усы, бык, кот, мох, эхо, дыня, зубы, сок, весы.
б) — Видим мы зеленый холм,
В глубине его есть дом.
В доме том живет семья:
Папа, мама, брат, сестра.
Дети рассматривают картину «Мышиная семья» и называют слова со звуком [ы], выделяя его голосом. (Мышь, мышонок, сыр, мыло, часы, весы, рыба, бусы, буквы, умывальник.)
5.Звуковой анализ.
а) — Мышата в магазин пошли.
Дали им корзины.
Вы продукты назовите,
Их в корзины положите.
Дети рассматривают схемы на корзинах, определяют место звука [ы] в схеме слова, называют картинки (сыр, макароны, рыба, конфеты, тыква) и «раскладывают» продукты по корзинам.
Логопед делает вывод: Нет слов с начальным звуком [ы]. Звук [ы] «трусливый», как и мышки, прячется в середину и в конец слова. Он никогда не стоит в начале слова.
б) «Запомни, повтори, составь».
Логопед произносит ряд гласных. Дети повторяют и изображают его символами:
о у а ы
у ы а о
а ы у э
6. Физминутка.
а) Дети произносят стихотворение «Черный кот» с имитацией движений.
Вот идет черный кот, | Ходьба на месте |
Притаился, мышку ждет. | Присесть. |
Мышка норку обойдет И к коту не попадет. | Ходьба на носочках по кругу. |
б) Пальчиковая гимнастика. «Мышки — шалунишки».
В нашем маленьком домишке | Дети изображают дом, |
Завелись серые мышки, | мышек, |
Так и шмыгают кругом, Все на кухне кувырком. То топочут за столом, | стол, |
Лакомятся молоком, На скамейку сесть хотят | скамейку, |
И пугают там ребят. То на шкаф залезут мышки, | шкаф, |
То на стуле шалунишки! | стул, |
Так и хочется поймать, А они — шмыг под кровать. | Быстро прячут мышек. |
7. Упражнение в образовании множественного числа существительных.
—Мыши стали играть в игру «Доскажи словечко».
На берегу растет сосна,
А рядом с нею ... (сосны).
Горит прекрасная звезда,
А рядом с нею ... (звезды).
Стал красным-красным помидор,
А рядом ... (помидоры).
Вот гном один,
Вот гном второй.
А вместе это ... (гномы).
8. Упражнение в согласовании прилагательных и существительных.
Мышки нарисовали картинки, в названии которых есть их любимый звук [ы]. Назовите их. (Крыша, язык, ягоды, мыло.)
Мышки сказали: «Мы будем слово называть, а твы к слову картинку подбирать».
спелые... (ягоды)
длинный... (язык)
душистое... (мыло)
дырявая... (крыша)
9.Упражнение в согласовании числительных и существительных.
— Мышки предложили игру «Сосчитайка».
Один — два — три — четыре — пять —
Будем тыквы мы считать.
Дети считают предметы на картинке.
10. Итог занятия.
—Что вы узнали о звуке [ы]?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Буквы Ф, ф"
Цель: закрепить звуки [ф], [ф’]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Тема "Зима"Формирование семантического поля слова "Зима", развитие валентности слов и совершенствование функций словоизменения....

Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б.
Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б....

Использование сказок на разных этапах логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи..
Сообщение из опыта работы. Речевой материал, разработанный на основе русских народных сказок (игры, упражнения)....

Конспекты фронтально-групповых занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте.
Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. (Цуканова СП., Бетц Л.Л. "УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ".)...

Занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте. Подготовительная группа
Занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте . Подготовительная группа...