занятие по развитию фонематической стороны речи "Звук ы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема: Звук [ы].
Цель: уточнить произношение звука [ы]; учить интонировать звук [ы]; выделять звук [ы] из состава слова; обучать анализу звукового ряда гласных; развивать голос, артикуляционную и мелкую моторику; упражнять в образовании существительных множественного числа, в согласовании числительных, прилагательных и существительных.
Оборудование: зеркала, символы гласных звуков, сигнальные фонарики, схема анализа артикуляции звука, сюжетные картинки.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед предлагает детям озвучить звуковую дорожку, составленную из символов гласных звуков, например:
2. Артикуляционная гимнастика.
Чередование «Улыбка» — «Трубочка». «Окошко» — «Хоботок». «Прятки».
3. Знакомство со звуком [ы].
а) Логопед вывешивает картинку медведя.
Медведь у пчел отведал мед.
Мишка жалобно ревет.
— Ы-ы-ы —
Покусали меня пчелы!
— Как ревет медведь?
б) Дети произносят хором и индивидуально звук [ы], наблюдая за артикуляцией звука в зеркале.
в) Анализ артикуляции звука [ы].
Дети по схеме анализируют звук [ы]: губы в улыбке, но не напряжены; зубы разомкнуты; кончик языка отодвинут от зубов; воздушная струя выходит свободно, голос работает. Дети делают вывод: звук [ы] — гласный;
— Посмотрите на положение губ на рисунке. Какой звук они показывают? Почему я показываю красную фишку? Посмотрите, как изображено на фишке положение губ при произнесении звука [ы].
г) Работа над голосом. Произнесение звука [ы] с усилением и ослаблением голоса.
4. Развитие фонематического слуха.
а) «Зажги фонарик».
Выделение звука [ы] из ряда гласных: о, ы, э, у, ы, а, ы,у,э,ы.
Выделение звука [ы] из ряда слогов: ма, мы, ты, ну, ка, пы, по, ба, вэ, бы.
Выделение звука [ы] из состава слова: дом, дым, мак, усы, бык, кот, мох, эхо, дыня, зубы, сок, весы.
б) — Видим мы зеленый холм,
В глубине его есть дом.
В доме том живет семья:
Папа, мама, брат, сестра.
Дети рассматривают картину «Мышиная семья» и называют слова со звуком [ы], выделяя его голосом. (Мышь, мышонок, сыр, мыло, часы, весы, рыба, бусы, буквы, умывальник.)
5.Звуковой анализ.
а) — Мышата в магазин пошли.
Дали им корзины.
Вы продукты назовите,
Их в корзины положите.
Дети рассматривают схемы на корзинах, определяют место звука [ы] в схеме слова, называют картинки (сыр, макароны, рыба, конфеты, тыква) и «раскладывают» продукты по корзинам.
Логопед делает вывод: Нет слов с начальным звуком [ы]. Звук [ы] «трусливый», как и мышки, прячется в середину и в конец слова. Он никогда не стоит в начале слова.
б) «Запомни, повтори, составь».
Логопед произносит ряд гласных. Дети повторяют и изображают его символами:
о у а ы
у ы а о
а ы у э
6. Физминутка.
а) Дети произносят стихотворение «Черный кот» с имитацией движений.
Вот идет черный кот, | Ходьба на месте |
Притаился, мышку ждет. | Присесть. |
Мышка норку обойдет И к коту не попадет. | Ходьба на носочках по кругу. |
б) Пальчиковая гимнастика. «Мышки — шалунишки».
В нашем маленьком домишке | Дети изображают дом, |
Завелись серые мышки, | мышек, |
Так и шмыгают кругом, Все на кухне кувырком. То топочут за столом, | стол, |
Лакомятся молоком, На скамейку сесть хотят | скамейку, |
И пугают там ребят. То на шкаф залезут мышки, | шкаф, |
То на стуле шалунишки! | стул, |
Так и хочется поймать, А они — шмыг под кровать. | Быстро прячут мышек. |
7. Упражнение в образовании множественного числа существительных.
—Мыши стали играть в игру «Доскажи словечко».
На берегу растет сосна,
А рядом с нею ... (сосны).
Горит прекрасная звезда,
А рядом с нею ... (звезды).
Стал красным-красным помидор,
А рядом ... (помидоры).
Вот гном один,
Вот гном второй.
А вместе это ... (гномы).
8. Упражнение в согласовании прилагательных и существительных.
Мышки нарисовали картинки, в названии которых есть их любимый звук [ы]. Назовите их. (Крыша, язык, ягоды, мыло.)
Мышки сказали: «Мы будем слово называть, а твы к слову картинку подбирать».
спелые... (ягоды)
длинный... (язык)
душистое... (мыло)
дырявая... (крыша)
9.Упражнение в согласовании числительных и существительных.
— Мышки предложили игру «Сосчитайка».
Один — два — три — четыре — пять —
Будем тыквы мы считать.
Дети считают предметы на картинке.
10. Итог занятия.
—Что вы узнали о звуке [ы]?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Буквы Ф, ф"
Цель: закрепить звуки [ф], [ф’]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Тема "Зима"Формирование семантического поля слова "Зима", развитие валентности слов и совершенствование функций словоизменения....
Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б.
Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б....
занятие по развитию фонематической стороны речи "Звук ш"
Знакомство детей со звуком ш...
Использование сказок на разных этапах логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи..
Сообщение из опыта работы. Речевой материал, разработанный на основе русских народных сказок (игры, упражнения)....
Конспекты фронтально-групповых занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте.
Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. (Цуканова СП., Бетц Л.Л. "УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ".)...
Занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте. Подготовительная группа
Занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте . Подготовительная группа...