Главные вкладки
Савченко Любовь Сергеевна
"Сайт учителя-логопеда"
Профессия: Учитель-логопед
Профессиональные интересы: Использование символов в логопедической работе.
Увлечения: Театр ,
Регион: Камчатский край
Населенный пункт: г. Елизово
Место работы: МАДОУ "Детский сад №1 "Ласточка"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/savchenko-lyubov-sergeevna«Любите детство: будьте внимательны к его играм и забавам, к его милому инстинкту»
«Я в профессии»
«Символ – то, что служит условным знаком
какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлеченного».
С.И. Ожегов
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Дети играют всегда, начиная с самого раннего возраста, просто игры бывают разные. Иногда это игра нужна, чтобы выяснить свойства и качества предметов. Ребенок подбрасывает игрушку вверх или кидает вниз, слушает, как она разбивается, разлетается вдребезги – это он учится манипулировать предметом. Ребенок трогает, вертит, разбирает, ломает игрушку, пытается узнать, что внутри, из чего она сделана – это у него развивается наглядно-действенное мышление. Затем к ощущениям добавляются образы, которые откладываются в памяти и ребенок уже может описывать предметы – это у него формируется наглядно-образное мышление.
Наглядно-образное мышление – это основной вид мышления у ребенка-дошкольника, поэтому я, как учитель-логопед, широко использую в своей работе систему символов.
Символы — это тоже своего рода правила игры. Они несут на себе определенные свойства и качества предметов, которые характеризуют их. Например, символы гласных звуков- красного цвета и напоминают нам наши губы. Ведь когда мы произносим гласные звуки, наши губы принимают определенное положение, поэтому символ каждого гласного звука — это поза наших губ, что помогает с одной стороны детям опираться на значение этих символов, а с другой хорошо их запоминать и оперировать ими.
Согласные звуки тоже имеют свои качественные характеристики, но очень сложно объяснить ребенку, что звуки бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими, поэтому все эти характеристики я стараюсь привязать к понятиям. Мягкий согласный звук - как зеленая травка, твердый- как синий лёд, глухой – ничего не слышит, а звонкий звенит как колокольчик.
Соответственно этим символам прикрепляются действия ребенка, то есть определение глухого или звонкого звуков возможно, когда кладешь руку на горлышко. С твердыми и мягкими звуками гораздо сложнее, тут нужна долгая работа по формированию у ребенка определенных понятий; но если взять твердый синий кубик и мягкую зеленую мочалку, то очень быстро можно сформировать эти понятия в игре с помощью символов.
При изучении согласных звуков мы опираемся на то, как звучит определенный предмет в нашей жизни. Например, с чем может быть связан звук К – с каплей, причем большая капля – согласный твердый звук, а маленькая капля – согласный мягкий звук. А если добавить картинки-символы, то раскрашивая их, ребенок быстрее запомнит эти звуки и впоследствии может опираться на них.
С помощью символов очень удобно обобщать и систематизировать звуки речи. На занятиях мы «заселяем» звук или букву в звукобуквенный домик. У каждого звука или буквы есть место: гласные звуки, которые смягчают согласный звук «живут» на первом этаже, другие гласные «живут» на втором. Согласные звонкие звуки «живут» на втором этаже и имеют колокольчик на крыше, а глухие согласные звуки «живут» на первом этаже.
При дифференциации звуков [С-Ш] и [З-Ж] нам помогают символы-стрелки, они направляют язык ребенка вверх или вниз, помогая правильно произносить звук.
Схема предложения – это тоже находка для логопеда. Мы можем наглядно записать предложение, используя символы-«полосочки», которыми обозначаем слово, тем самым закрепляя, что каждое слово в предложении пишется раздельно, обозначаем первую заглавную букву и ставим в конце предложения соответствующий знак препинания. Схема помогает ребенку определить количество слов в предложении, правильно его сформулировать.
Символы воспринимаются детьми как часть игры. Таким образом, использование системы символов позволяет перенести игровую ситуацию в учебную, что помогает детям усвоить сложный материал
Систему символов я использую на занятиях по формированию фонематической стороны речи, обучению грамоте, а также по развитию связной речи и лексико-грамматических категорий.
Символы являются опорой для детей. Они способствует лучшему запоминанию сложных и важных понятий, что впоследствии успешно скажется на обучении детей в школе и позволит им комфортно ощущать себя в обществе.
О себе
Эмоциональная, творческая натура.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
.ОТВОРЯЯ ДВЕРИ НАДЕЖДЫ. МОЙ ОПЫТ ПРЕОДОЛЕНИЯ АУТИЗМА
Мой взгляд на мир
«Нет бесталанных детей. Главное – вовремя увидеть «искорку Божьего дара» и помочь разгореться таланту!»
Мои достижения
Лауреат муниципального конкурса "Лучший воспитатель - 2007"
Лауреат 5 муниципального конкурса "Воспитатель года - 2012"
Номинация "Талант без границ" краевого конкурса "Воспитатель года - 2012"
Участие в краевом конкурсе "Учитель - дефектолог года" 2019г. номинация - "Педагогическое вдохновение"
Моё портфолио
Используя в работе с детьми символы мы:
формируем фонетическую сторону речи, развиваем фонематическое восприятие, обучаем навыкам звукового анализа;
учим добывать информацию, проводить исследования, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания.
Следовательно, использование символов в работе с дошкольниками состоит в том, что:
• во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ТНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование же символов вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
• во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
• в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.