Использование сказок на разных этапах логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи..
статья (старшая группа)
Сообщение из опыта работы. Речевой материал, разработанный на основе русских народных сказок (игры, упражнения).
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Малыш»
Тема: Использование сказок на разных этапах логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи.
(Сообщение из опыта работы)
Подготовила: учитель-логопед Никитина О.Н.
2019 г.
Использование сказок на разных этапах логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи.
Сказка как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Возможности сказок огромны.
Рассказывая сказку, взрослый имеет возможность предложить ребёнку связанные с сюжетом сказки задания, сначала простые, а затем и более сложные; эти задания направлены на развитие речи, мышления, внимания, ориентировки в пространстве. Мотивация к выполнению «сказочных» заданий у детей огромная.
В текстах сказок много повторов, устойчивых оборотов — все это значительно облегчает понимание текста детьми, способствует лучшему усвоению новых слов, так как именно в тексте полнее отражается значение слова, его возможные связи с другими словами.
Развернутые инструкции к заданиям, обыгрывающим действия персонажей и сюжетные ходы сказки, также понимаются легче в связи с текстом сказки, даже если в обыденной жизни для ребенка затруднительно выполнить задание по многоступенчатой инструкции.
Сказка в системе логопедических занятий решает следующие задачи:
- Коммуникативную.
- Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
- Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
- Развитие диалогической и монологической речи.
- Эффективность игровой мотивации детской речи.
- Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
- Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.
- Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка (умение сопереживать героям сказки, умение передавать эмоциональное состояние героя сказки, развитие мимики, пантомимики, общей моторики).
- Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору.
Разыгрывая сюжеты любимых сказок, ребёнок учится различать и правильно произносить звуки речи, делать занимательную гимнастику для губ и языка, составлять предложения, получает начальные навыки чтения.
Логопедические занятия — основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе.
В своей работе я использую игровые приемы, смену видов заданий, поощрения, элементы соревнования, которые позволяют поддерживать интерес детей на протяжении определенного отрезка времени, выбираю занятия такого уровня сложности, чтобы оно было посильно, интересно и увлекательно для детей.
В ходе рассказывания и наглядной демонстрации хорошо знакомой детям сказки предлагаю помочь персонажам, выполнив различные задания (замесить вместе с бабушкой тесто, «пробежаться» с Колобком по дорожке, перехитрить лису и т.д.). А также использую авторские сказки, собственного сочинения, придумываем и разыгрывает вместе с детьми с помощью картинок или игрушек.
Например: дети получают письмо: от Незнайки, помогают Петушку, Белоснежке и т. д. оптимальной является подача материала «маленькими порциями».
Использую занятия на основе сказок разработанные А.А.Гуськовой «Развитие монологической речи детей 6-7 лет». Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников.
Для того чтобы поддержать интерес у детей к занятиям по развитию связной речи, изготовила методическое пособие «Логопедический островок». Оно представляет собой небольшое панно, которое можно изготовить самостоятельно. К нему крепятся липучки, шнурки. Дети могут самостоятельно выбирать героев, предметы для своих сказок и помещать их на панно. Развивая пальцы рук, мы развиваем речь, а развивая речь — готовим ребенка к школьному обучению. Игра способствует их речевому развитию.
Для развития связной речи, воображения, творческого мышления
использую дидактические игры: «Салат из сказок», «Сказочные задачи» и т. д.
Дети не только смотрят и слушают, но и является активным участником сказки, выполняя предложенные задания.
Например: занятие по автоматизации [л] в слогах и словах можно провести на основе сказки «Репка».
Для развития высоты и тембра голоса можно предложить ребенку изобразить, как рычит медведь, медведица, медвежонок в сказке «Три медведя» или превратиться в зайца, медведя, лису из сказки « Колобок» и сказать: «Колобок, колобок, я тебя съем!» - разными голосами.
Сказка для ребенка — это игра, это волшебство. В игре, с улыбкой, с радостным отношением к миру всегда будут положительные результаты.
Приложение.
Пальчиковая гимнастика.
Гусь - пальчиковое упражнение «Гуси».
Петушок - пальчиковое упражнение «Петушок».
Лиса - пальчиковое упражнение «Лиса».
Волк - пальчиковое упражнение «Волк».
Медведь - пальчиковое упражнение «Медведь».
Игра «Четвёртый лишний».
Коза, волк, кузнец, петух.
Рога, перо, копыто, шерсть.
Дверь, печка, лес, избушка.
Коза, овца, волк, корова.
Волк, медведь, коза, лиса.
Игра «Один - много».
Бык - быки. Лиса - лисы.
Баран - бараны. Медведь - медведи.
Свинья - свиньи. Изба - избы.
Гусь - гуси. Крыло - крылья.
Петух - петухи. Дверь - двери.
Волк - волки. Стена - стены.
Игра «Назови ласково».
Румяный пирог - румяненький пирожок.
Узкая дорога -узенькая дорожка.
Пушистый хвост - пушистенький хвостик.
Полное ведро - полненькое ведёрочко.
Игра «Назови ласково».
Родная сторона - родненькая сторонка.
Вкусный сыр - вкусненький сырок.
Маленький кусок -малюсенький кусочек.
Хитрая лиса - хитренькая лисичка
Игра «Назови ласково».
Бык - бычок. Лиса - лисонька.
Баран - барашек. Изба - избушка.
Гусь - гусачок. Крыло - крылышко.
Петух - петушок. Дверь - дверка.
Волк - волчок. Стена - стеночка.
Игра «Сосчитай».
2 быка, 5 быков. 2 лисы, 5 лис.
2 барана, 5 баранов. 2 медведя, 5 медведей.
2 свиньи, 5 свиней. 2 избы, 5 изб.
2 гуся, 5 гусей. 2 крыла, 5 крыльев.
2 петуха, 5 петухов. 2 двери, 5 дверей.
2 волка, 5 волков.
Игра «Слова наоборот».
Зима -лето. Хитрый -простодушный.
Тепло -холод. Сытый - голодный.
Дружба - вражда. Впускать -выпускать.
Защита - нападение. Дальше - ближе.
Тёплый - холодный. Тепло - холодно.
Зимний — летний. Хорошо - плохо.
Подбор слов-родственников.
Зимовье, зима, зимушка, зимовать, зимний.
Лиса, лисичка, лисонька, лисий.
Хитрый, хитрость, перехитрить.
Игра «Слова-друзья».
Путь - дорога. Друзья - товарищи.
Враг - неприятель. Лень - безделье.
Развитие общей моторики «Дикие животные».
По лесу шагал косолапый медведь,
(Изобразить походку медведя.)
Навстречу шёл волк на овец посмотреть,
(Изобразить походку волка.)
Увидел их зайка косой из-под ёлки
(Изобразить прыжки зайца.)
И так задрожал, что упали иголки.
(Присесть, изобразить дрожь, руки вверх и резко вниз.)
Знакомство детей с пословицами.
В сильный холод птица на ветру замерзает.
Сетью от холода не прикроешься.
Глаза страшатся, а руки делают.
Дружные чайки и ястреба забьют.
Игра «Слова наоборот».
Разлука - встреча. Молодой - старый.
Гордость - скромность. Прилежный - ленивый.
Стужа - жара. Гордиться - стыдиться.
Строгость - ласка. Радовать - огорчать.
Труд - безделье. Много - мало.
Вежливый - грубый. Умно - глупо.
Горячий - холодный. Встречать - провожать.
Легкий - трудный.
Игра «Слова-друзья».
Посох - палка.
Трудолюбивая - работящая.
Приветливая - почтительная.
Горевать - грустить.
Продрогнуть - замёрзнуть.
Рыдать - плакать.
Развитие общей моторики «Мороз».
Я Мороза не боюсь.
С ним я быстро подружусь.
Подойдет ко мне Мороз,
Тронет щеки, тронет нос.
Значит, надо не зевать –
Прыгать, бегать и играть!
Движения по тексту
Игра Слова-родственники».
Снег, снежок, снежочек, снеговик,
Снегурочка, снежинка, снежный.
Костёр, костерок, костерочек, кострище.
Слова-друзья».
Плестись - тащиться.
Смекнул - догадался.
Браниться - ругаться.
Колотить - бить.
Горевать - расстраиваться.
Хитрить - обманывать.
Стянуть -украсть.
Швырнуть - бросить.
Отгадывание загадок.
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима.)
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша - толстое стекло. (Лёд.)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?(Волк.
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.(Лиса.)
Три братца,
Пошли на речку купаться.
Два купаются,
Третий на берегу валяется.
Искупались, вышли,
На третьем повисли.(Вёдра с коромыслом.)
Игра «Слова наоборот».
Скромность - Хвастовство.
Хитрый - простодушный.
Хитрость - простодушие.
Румяный - бледный.
Радость - огорчение.
Радовать - огорчать.
Скромный - хвастливый.
Дальше - ближе.
Игра «Кто внимательный».
Назови, из каких продуктов бабка замесила тесто? (Мука, масло, сметана.)
Назови, в какой последовательности бабка делала колобок. (Амбар мела, сусеки скребла, тесто места, в печку сажала, на окне студила.)
Назови, какие части дома встречаются в сказке? (Окно, дверь, порог, сени, крыльцо.)
Подбор слов-родственников.
Медведь, медведица, медвежонок, медвежата, медвежий.
Лиса, лис, лисёнок, лисята, лисичка, лисонька, лисий.
Лес, лесок, лесочек, лесной, лесник.
Сыр, сырок, сырочек, сырный, сыровар.
Подбор слов-признаков
Медведица (какая?)... (старая).
Луг (какой?)... (шёлковый).
Лес (какой?)... (густой).
Сыр (какой?) ... (вкусный).
Кусок (какой) ... (малюсенький, здоровенный).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Тема "Зима"Формирование семантического поля слова "Зима", развитие валентности слов и совершенствование функций словоизменения....
Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б.
Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б....
занятие по развитию фонематической стороны речи "Звук ы"
Знакомство детей со звуком Ы...
занятие по развитию фонематической стороны речи "Звук ш"
Знакомство детей со звуком ш...
План логопедических занятий по развитию моторной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Данный материал поможет правильно и поэтапно провести индивидуальное занятие по постановке свистящих звуков у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией....
Конспекты фронтально-групповых занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте.
Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. (Цуканова СП., Бетц Л.Л. "УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ".)...
Занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте. Подготовительная группа
Занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте . Подготовительная группа...