Использование сказок на разных этапах логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи..
статья (старшая группа)
Сообщение из опыта работы. Речевой материал, разработанный на основе русских народных сказок (игры, упражнения).
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Малыш»
Тема: Использование сказок на разных этапах логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи.
(Сообщение из опыта работы)
Подготовила: учитель-логопед Никитина О.Н.
2019 г.
Использование сказок на разных этапах логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи.
Сказка как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Возможности сказок огромны.
Рассказывая сказку, взрослый имеет возможность предложить ребёнку связанные с сюжетом сказки задания, сначала простые, а затем и более сложные; эти задания направлены на развитие речи, мышления, внимания, ориентировки в пространстве. Мотивация к выполнению «сказочных» заданий у детей огромная.
В текстах сказок много повторов, устойчивых оборотов — все это значительно облегчает понимание текста детьми, способствует лучшему усвоению новых слов, так как именно в тексте полнее отражается значение слова, его возможные связи с другими словами.
Развернутые инструкции к заданиям, обыгрывающим действия персонажей и сюжетные ходы сказки, также понимаются легче в связи с текстом сказки, даже если в обыденной жизни для ребенка затруднительно выполнить задание по многоступенчатой инструкции.
Сказка в системе логопедических занятий решает следующие задачи:
- Коммуникативную.
- Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
- Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
- Развитие диалогической и монологической речи.
- Эффективность игровой мотивации детской речи.
- Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
- Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.
- Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка (умение сопереживать героям сказки, умение передавать эмоциональное состояние героя сказки, развитие мимики, пантомимики, общей моторики).
- Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору.
Разыгрывая сюжеты любимых сказок, ребёнок учится различать и правильно произносить звуки речи, делать занимательную гимнастику для губ и языка, составлять предложения, получает начальные навыки чтения.
Логопедические занятия — основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе.
В своей работе я использую игровые приемы, смену видов заданий, поощрения, элементы соревнования, которые позволяют поддерживать интерес детей на протяжении определенного отрезка времени, выбираю занятия такого уровня сложности, чтобы оно было посильно, интересно и увлекательно для детей.
В ходе рассказывания и наглядной демонстрации хорошо знакомой детям сказки предлагаю помочь персонажам, выполнив различные задания (замесить вместе с бабушкой тесто, «пробежаться» с Колобком по дорожке, перехитрить лису и т.д.). А также использую авторские сказки, собственного сочинения, придумываем и разыгрывает вместе с детьми с помощью картинок или игрушек.
Например: дети получают письмо: от Незнайки, помогают Петушку, Белоснежке и т. д. оптимальной является подача материала «маленькими порциями».
Использую занятия на основе сказок разработанные А.А.Гуськовой «Развитие монологической речи детей 6-7 лет». Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников.
Для того чтобы поддержать интерес у детей к занятиям по развитию связной речи, изготовила методическое пособие «Логопедический островок». Оно представляет собой небольшое панно, которое можно изготовить самостоятельно. К нему крепятся липучки, шнурки. Дети могут самостоятельно выбирать героев, предметы для своих сказок и помещать их на панно. Развивая пальцы рук, мы развиваем речь, а развивая речь — готовим ребенка к школьному обучению. Игра способствует их речевому развитию.
Для развития связной речи, воображения, творческого мышления
использую дидактические игры: «Салат из сказок», «Сказочные задачи» и т. д.
Дети не только смотрят и слушают, но и является активным участником сказки, выполняя предложенные задания.
Например: занятие по автоматизации [л] в слогах и словах можно провести на основе сказки «Репка».
Для развития высоты и тембра голоса можно предложить ребенку изобразить, как рычит медведь, медведица, медвежонок в сказке «Три медведя» или превратиться в зайца, медведя, лису из сказки « Колобок» и сказать: «Колобок, колобок, я тебя съем!» - разными голосами.
Сказка для ребенка — это игра, это волшебство. В игре, с улыбкой, с радостным отношением к миру всегда будут положительные результаты.
Приложение.
Пальчиковая гимнастика.
Гусь - пальчиковое упражнение «Гуси».
Петушок - пальчиковое упражнение «Петушок».
Лиса - пальчиковое упражнение «Лиса».
Волк - пальчиковое упражнение «Волк».
Медведь - пальчиковое упражнение «Медведь».
Игра «Четвёртый лишний».
Коза, волк, кузнец, петух.
Рога, перо, копыто, шерсть.
Дверь, печка, лес, избушка.
Коза, овца, волк, корова.
Волк, медведь, коза, лиса.
Игра «Один - много».
Бык - быки. Лиса - лисы.
Баран - бараны. Медведь - медведи.
Свинья - свиньи. Изба - избы.
Гусь - гуси. Крыло - крылья.
Петух - петухи. Дверь - двери.
Волк - волки. Стена - стены.
Игра «Назови ласково».
Румяный пирог - румяненький пирожок.
Узкая дорога -узенькая дорожка.
Пушистый хвост - пушистенький хвостик.
Полное ведро - полненькое ведёрочко.
Игра «Назови ласково».
Родная сторона - родненькая сторонка.
Вкусный сыр - вкусненький сырок.
Маленький кусок -малюсенький кусочек.
Хитрая лиса - хитренькая лисичка
Игра «Назови ласково».
Бык - бычок. Лиса - лисонька.
Баран - барашек. Изба - избушка.
Гусь - гусачок. Крыло - крылышко.
Петух - петушок. Дверь - дверка.
Волк - волчок. Стена - стеночка.
Игра «Сосчитай».
2 быка, 5 быков. 2 лисы, 5 лис.
2 барана, 5 баранов. 2 медведя, 5 медведей.
2 свиньи, 5 свиней. 2 избы, 5 изб.
2 гуся, 5 гусей. 2 крыла, 5 крыльев.
2 петуха, 5 петухов. 2 двери, 5 дверей.
2 волка, 5 волков.
Игра «Слова наоборот».
Зима -лето. Хитрый -простодушный.
Тепло -холод. Сытый - голодный.
Дружба - вражда. Впускать -выпускать.
Защита - нападение. Дальше - ближе.
Тёплый - холодный. Тепло - холодно.
Зимний — летний. Хорошо - плохо.
Подбор слов-родственников.
Зимовье, зима, зимушка, зимовать, зимний.
Лиса, лисичка, лисонька, лисий.
Хитрый, хитрость, перехитрить.
Игра «Слова-друзья».
Путь - дорога. Друзья - товарищи.
Враг - неприятель. Лень - безделье.
Развитие общей моторики «Дикие животные».
По лесу шагал косолапый медведь,
(Изобразить походку медведя.)
Навстречу шёл волк на овец посмотреть,
(Изобразить походку волка.)
Увидел их зайка косой из-под ёлки
(Изобразить прыжки зайца.)
И так задрожал, что упали иголки.
(Присесть, изобразить дрожь, руки вверх и резко вниз.)
Знакомство детей с пословицами.
В сильный холод птица на ветру замерзает.
Сетью от холода не прикроешься.
Глаза страшатся, а руки делают.
Дружные чайки и ястреба забьют.
Игра «Слова наоборот».
Разлука - встреча. Молодой - старый.
Гордость - скромность. Прилежный - ленивый.
Стужа - жара. Гордиться - стыдиться.
Строгость - ласка. Радовать - огорчать.
Труд - безделье. Много - мало.
Вежливый - грубый. Умно - глупо.
Горячий - холодный. Встречать - провожать.
Легкий - трудный.
Игра «Слова-друзья».
Посох - палка.
Трудолюбивая - работящая.
Приветливая - почтительная.
Горевать - грустить.
Продрогнуть - замёрзнуть.
Рыдать - плакать.
Развитие общей моторики «Мороз».
Я Мороза не боюсь.
С ним я быстро подружусь.
Подойдет ко мне Мороз,
Тронет щеки, тронет нос.
Значит, надо не зевать –
Прыгать, бегать и играть!
Движения по тексту
Игра Слова-родственники».
Снег, снежок, снежочек, снеговик,
Снегурочка, снежинка, снежный.
Костёр, костерок, костерочек, кострище.
Слова-друзья».
Плестись - тащиться.
Смекнул - догадался.
Браниться - ругаться.
Колотить - бить.
Горевать - расстраиваться.
Хитрить - обманывать.
Стянуть -украсть.
Швырнуть - бросить.
Отгадывание загадок.
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима.)
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша - толстое стекло. (Лёд.)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?(Волк.
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.(Лиса.)
Три братца,
Пошли на речку купаться.
Два купаются,
Третий на берегу валяется.
Искупались, вышли,
На третьем повисли.(Вёдра с коромыслом.)
Игра «Слова наоборот».
Скромность - Хвастовство.
Хитрый - простодушный.
Хитрость - простодушие.
Румяный - бледный.
Радость - огорчение.
Радовать - огорчать.
Скромный - хвастливый.
Дальше - ближе.
Игра «Кто внимательный».
Назови, из каких продуктов бабка замесила тесто? (Мука, масло, сметана.)
Назови, в какой последовательности бабка делала колобок. (Амбар мела, сусеки скребла, тесто места, в печку сажала, на окне студила.)
Назови, какие части дома встречаются в сказке? (Окно, дверь, порог, сени, крыльцо.)
Подбор слов-родственников.
Медведь, медведица, медвежонок, медвежата, медвежий.
Лиса, лис, лисёнок, лисята, лисичка, лисонька, лисий.
Лес, лесок, лесочек, лесной, лесник.
Сыр, сырок, сырочек, сырный, сыровар.
Подбор слов-признаков
Медведица (какая?)... (старая).
Луг (какой?)... (шёлковый).
Лес (какой?)... (густой).
Сыр (какой?) ... (вкусный).
Кусок (какой) ... (малюсенький, здоровенный).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б.
Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б....

План логопедических занятий по развитию моторной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Данный материал поможет правильно и поэтапно провести индивидуальное занятие по постановке свистящих звуков у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией....

Конспекты фронтально-групповых занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте.
Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. (Цуканова СП., Бетц Л.Л. "УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ".)...

Занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте. Подготовительная группа
Занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте . Подготовительная группа...

Задания для использования на разных этапах логопедического занятия
Задания для использования на разных этапах логопедического занятия...