занятие по развитию фонематической стороны речи "Звук ш"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема: звук[ш]..
Цель: уточнить произношение звука [ш]; развивать фонематический слух; упражнять в звуковом анализе, в составлении предложений по схеме; отрабатывать дикцию; развивать логическое мышление.
Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, индивидуальные схемы, предметные картинки, сюжетная картина, сюжетные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
— Составьте цепочку слов так, чтобы следующее слово начиналось с последнего звука данного слова. Кот,...
2. Артикуляционная гимнастика.
«Лопаточка».
«Обними языком верхнюю губу».
«Чашечка».
3. Знакомство со звуком [ш].
Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал.
(Шар)
Шар воздушный, шаловливый
Залетел под колесо,
Лопнул, хлопнул — вот и все.
— Шар лопнул, послышалось: ш-ш-ш-ш.
4. Анализ артикуляции звука [ш].
— Произнесите звук [ш], наблюдая за артикуляцией в зеркале.
Губы округлены, слегка выдвинуты вперед. Зубы сближены. Широкий кончик языка поднят вверх, образуя щель с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя теплая, идет по середине языка. Голос не включается.
— Расскажите, какой это звук? Звук [ш] всегда только твердый.
Дети раскрашивают картинку-символ (шарик).
5. Упражнение в произношении звука [ш].
— «Мышка шуршит» — произношение прерывистого звука ш-ш-ш.
— «Лес шумит» — длительное произношение звука шшш.
— «Прогоним воробьев»: кыш, кыш.
— «Гусь шипит»: ша — ша — ша
шо — шо — шо шу — ша — шо ши — шу — ша
6. Закрепление звука [ш].
а) — Посмотрите, как лопнул шар. Что послышалось, когда он лопнул? Какую фишку я держу? Почему?
б) Игра «Сигнальщики».
— Поднимите фонарик, если услышите в слове звук [ш]:
шар воздушный хвостик шипит лопнувший выпускает синий шаловливый
в) Выделение звука [ш] из состава слова.
— Посмотрите на картинку: собака держит шары. По первым звукам названий картинок отгадайте, как зовут собаку? (Шарик.)
— Шарик держит шары. Что нарисовано на розовом (желтом, голубом) шарике? Где стоит звук [ш] в этих словах?
— Обозначьте место звука [ш] в схеме слова. Назовите одним словом, что нарисовано на шарах.
г) Упражнение в произношении скороговорки.
— Давайте потренируемся в произношении скороговорки.
Даша под душем
Моет шею и уши.
7. Физминутка.
а) Пальчиковая гимнастика «Шарик».
Все пальцы обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуть на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальцы принимают исходное положение.
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел —.
Стал он тонкий и худой.
б) Имитация движений.
Логопед читает стихотворение. Дети имитируют движения.
Шарик, шарик мой воздушный, Непоседа непослушный! | Подкидывают шарик то левой, то правой рукой. |
Шарик круглый, шарик гладкий, Шарик тонкий, шарик мягкий. | Описывают руками круг. Трогают шарик, гладят. |
Я на шарик нажимаю, | Нажимают. |
И из рук он вылетает Вверх. Но я его поймал, Нитку к пальцу привязал. | Поднимают руки кверху, «ловят» шарик. «Наматывают» нитку. |
Вправо — шарик, влево — шарик, Мой светящийся фонарик! | Руки параллельно вправо и влево. |
Дай, тебя я обниму | Обнимают шарик. |
И к щеке своей прижму. Ты меня не покидай, Будь со мной, не улетай! | Прижимают к щеке. |
8. Составление предложения по схеме.
— Рассмотрите схему предложения. Сколько слов в предложении? О чем (о ком) рассказывается в этом предложении?
— Составьте предложение по схеме о шубе (о мышке, о камыше).
.
.
.
9. Звуковой анализ.
— Составьте схему слова шуба (мышка, камыш). Где стоит звук [ш] в этих словах?
10. Развитие фонематического слуха. Игра «Подбери рифму».
У детей по одной картинке для подбора рифмы: шишка кошка подушка рубашка
мышка картошка лягушка ромашка
вышка гармошка пушка неваляшка
Логопед называет слова: малышка, мошка, катушка, кашка, а дети по картинкам называют рифмующееся слово.
11. Итог занятия.
Детям предлагается найти по сюжетной картинке слова со звуком [ш].
— Какой мы звук изучали?
— Что особенного узнали о нем?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Буквы Ф, ф"
Цель: закрепить звуки [ф], [ф’]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/09/picture-900432-1547050905.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Тема "Зима"Формирование семантического поля слова "Зима", развитие валентности слов и совершенствование функций словоизменения....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/18/picture-531857-1416322974.jpg)
Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б.
Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/30/picture-1001186-1517317945.jpg)
Использование сказок на разных этапах логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи..
Сообщение из опыта работы. Речевой материал, разработанный на основе русских народных сказок (игры, упражнения)....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/17/picture-833744-1645118063.jpg)
Конспекты фронтально-групповых занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте.
Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. (Цуканова СП., Бетц Л.Л. "УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ".)...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/15/picture-1347074-1631728906.jpg)
Занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте. Подготовительная группа
Занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте . Подготовительная группа...