занятие по развитию фонематической стороны речи "Звук ш"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема: звук[ш]..
Цель: уточнить произношение звука [ш]; развивать фонематический слух; упражнять в звуковом анализе, в составлении предложений по схеме; отрабатывать дикцию; развивать логическое мышление.
Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, индивидуальные схемы, предметные картинки, сюжетная картина, сюжетные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
— Составьте цепочку слов так, чтобы следующее слово начиналось с последнего звука данного слова. Кот,...
2. Артикуляционная гимнастика.
«Лопаточка».
«Обними языком верхнюю губу».
«Чашечка».
3. Знакомство со звуком [ш].
Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал.
(Шар)
Шар воздушный, шаловливый
Залетел под колесо,
Лопнул, хлопнул — вот и все.
— Шар лопнул, послышалось: ш-ш-ш-ш.
4. Анализ артикуляции звука [ш].
— Произнесите звук [ш], наблюдая за артикуляцией в зеркале.
Губы округлены, слегка выдвинуты вперед. Зубы сближены. Широкий кончик языка поднят вверх, образуя щель с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя теплая, идет по середине языка. Голос не включается.
— Расскажите, какой это звук? Звук [ш] всегда только твердый.
Дети раскрашивают картинку-символ (шарик).
5. Упражнение в произношении звука [ш].
— «Мышка шуршит» — произношение прерывистого звука ш-ш-ш.
— «Лес шумит» — длительное произношение звука шшш.
— «Прогоним воробьев»: кыш, кыш.
— «Гусь шипит»: ша — ша — ша
шо — шо — шо шу — ша — шо ши — шу — ша
6. Закрепление звука [ш].
а) — Посмотрите, как лопнул шар. Что послышалось, когда он лопнул? Какую фишку я держу? Почему?
б) Игра «Сигнальщики».
— Поднимите фонарик, если услышите в слове звук [ш]:
шар воздушный хвостик шипит лопнувший выпускает синий шаловливый
в) Выделение звука [ш] из состава слова.
— Посмотрите на картинку: собака держит шары. По первым звукам названий картинок отгадайте, как зовут собаку? (Шарик.)
— Шарик держит шары. Что нарисовано на розовом (желтом, голубом) шарике? Где стоит звук [ш] в этих словах?
— Обозначьте место звука [ш] в схеме слова. Назовите одним словом, что нарисовано на шарах.
г) Упражнение в произношении скороговорки.
— Давайте потренируемся в произношении скороговорки.
Даша под душем
Моет шею и уши.
7. Физминутка.
а) Пальчиковая гимнастика «Шарик».
Все пальцы обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуть на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальцы принимают исходное положение.
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел —.
Стал он тонкий и худой.
б) Имитация движений.
Логопед читает стихотворение. Дети имитируют движения.
Шарик, шарик мой воздушный, Непоседа непослушный! | Подкидывают шарик то левой, то правой рукой. |
Шарик круглый, шарик гладкий, Шарик тонкий, шарик мягкий. | Описывают руками круг. Трогают шарик, гладят. |
Я на шарик нажимаю, | Нажимают. |
И из рук он вылетает Вверх. Но я его поймал, Нитку к пальцу привязал. | Поднимают руки кверху, «ловят» шарик. «Наматывают» нитку. |
Вправо — шарик, влево — шарик, Мой светящийся фонарик! | Руки параллельно вправо и влево. |
Дай, тебя я обниму | Обнимают шарик. |
И к щеке своей прижму. Ты меня не покидай, Будь со мной, не улетай! | Прижимают к щеке. |
8. Составление предложения по схеме.
— Рассмотрите схему предложения. Сколько слов в предложении? О чем (о ком) рассказывается в этом предложении?
— Составьте предложение по схеме о шубе (о мышке, о камыше).
.
.
.
9. Звуковой анализ.
— Составьте схему слова шуба (мышка, камыш). Где стоит звук [ш] в этих словах?
10. Развитие фонематического слуха. Игра «Подбери рифму».
У детей по одной картинке для подбора рифмы: шишка кошка подушка рубашка
мышка картошка лягушка ромашка
вышка гармошка пушка неваляшка
Логопед называет слова: малышка, мошка, катушка, кашка, а дети по картинкам называют рифмующееся слово.
11. Итог занятия.
Детям предлагается найти по сюжетной картинке слова со звуком [ш].
— Какой мы звук изучали?
— Что особенного узнали о нем?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Буквы Ф, ф"
Цель: закрепить звуки [ф], [ф’]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Тема "Зима"Формирование семантического поля слова "Зима", развитие валентности слов и совершенствование функций словоизменения....
Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б.
Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б....
занятие по развитию фонематической стороны речи "Звук ы"
Знакомство детей со звуком Ы...
Использование сказок на разных этапах логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи..
Сообщение из опыта работы. Речевой материал, разработанный на основе русских народных сказок (игры, упражнения)....
Конспекты фронтально-групповых занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте.
Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. (Цуканова СП., Бетц Л.Л. "УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ".)...
Занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте. Подготовительная группа
Занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте . Подготовительная группа...