Конспекты фронтально-групповых занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте.
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Ермошина Галина Николаевна

Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. (Цуканова СП., Бетц Л.Л. "УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ".)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Понятие о речи. Функции речи.

Цель: познакомить детей с понятием «речь», функциями речи; учить отвечать на вопросы, составляя полную фразу; развивать способность к самостоятельным выводам; учить правилам обращения с книгой; развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Оборудование: сюжетные картинки, альбом 1*.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сначала садятся девочки, называя свое имя, затем — мальчики.

2. Знакомство с понятием «речь».

Логопед выставляет на доску картинки (человек, кошка, птица, рыба) и просит детей выделить лишний предмет (человек). После того, как дети справятся с заданием, логопед сообщает: «Только человек умеет говорить. Все, что мы говорим — это речь».

3. Знакомство с функциями речи.

а) Сказка «Невидимка» (рассказывает логопед).

— Жил-был мальчик Петя. Он ходил в детский сад. Он очень хотел стать невидимкой, чтобы его никто не видел и не слышал. И вдруг желание его исполнилось. Он пришел в детский сад. Воспитатель спросила: «Где Петя?». «Я здесь», — крикнул Петя, но его никто не услышал. Петя понял, что стал невидимкой. Дети пошли на прогулку. Они играли, разговаривали друг с другом, шутили, смеялись, рассказывали разные истории. Петя тоже хотел поиграть с ребятами, рассказать свою интересную историю, но ребята не слышали и не замечали его. Пете стало скучно, и он побежал домой. Увидев дома маму, он крикнул: «Мама, вот я!» Но мама не видела и не слышала его.

«Очень плохо быть невидимкой, — заплакал Петя. — Я хочу разговаривать с мамой, с ребятами, со всеми людьми. Я не хочу быть невидимкой». Сказав это, Петя снова стал обыкновенным мальчиком.

Логопед спрашивает:

— Почему Петя не захотел быть невидимкой?

Логопед подводит детей к выводу: Без речи плохо жить на свете. Невозможно поиграть, поговорить с ребятами, с мамой, другими людьми, спросить или попросить

их о чем-то, поделиться радостью.

б) Чтение стихотворения А. Барто.

— Послушайте, как рассказал мальчик своей сестренке о просмотренном кинофильме в стихотворении А.Л. Барто «Сильное кино».

— Они ползут,

А он им — раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Она им — раз!

Но тут как раз

Ее он спас,

Он был с ней заодно.

Ух сильное кино!

А сестренка сказала:

Нет, видно я еще мала,

Я ничего не поняла.

—Как вы думаете, почему сестренка не поняла брата?

—Чтобы тебя понимали, надо уметь правильно говорить.

Пословицы: Хорошую речь приятно слушать.

Хорошая речь слаще меда.

4. Психотерапия (психологический настрой детей).

Логопед читает:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Дети проговаривают с логопедом:

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

5. Физминутка.

Произнесение стихотворения с движением рук.

Мы летаем высоко.

Мы летаем низко.

Мы летаем далеко.

Мы летаем близко.

6. Знакомство с альбомом

Логопед демонстрирует альбом и рассказывает:

— На землю спустилась летающая тарелка. В ней инопланетянин. Его зовут

Юпик. Он живет на далекой планете. Летая в космосе, Юпик заметил красивую голубую планету. Это была наша Земля. Он решил побывать на ней. Спустился, увидел детей, сидящих с книгой на поляне. Подошел к ним. Дети обрадовались, стали с ним разговаривать, спрашивать: «Кто ты? Откуда?» Но Юпик не мог ответить, потому что не умел говорить, как мы. Перед нами книга «Я учусь говорить и читать». Догадайтесь по названию, чему учит эта книга. Занимаясь по этой книге, вы вместе с Юпиком научитесь правильно говорить и

читать, перелетая со страницы на страницу на его летающей тарелке.

7. Закрепление понятия «речь», функции речи.

а) Логопед знакомит детей с правилами обращения с книгой.

б) Дети рассматривают картинки (с. 4):

— дети общаются друг с другом;

—дети работают на участке;

—семья смотрит телевизор;

—дети на занятии в детском саду;

—папа читает сыну книгу;

Дети отвечают на вопрос: Для чего нужна речь? Логопед подводит детей к выводу: «С помощью речи люди общаются друг с другом, узнают новое».

8. Итог занятия.

Детям раздаются сюжетные картинки. Логопед предлагает детям поднять картинки, на которых с помощью речи:

—люди разговаривают друг с другом;

—узнают новое;

—работают;

—играют;

—делятся радостью, утешают друг друга.

Затем логопед спрашивает: «Для чего нужна речь?»

ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Понятие о предложении. Понятие о слове.

Цель: дать понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании; показать, что предложения состоят из слов, познакомить со схемой предложения; тренировать в составлении простых предложений по картине, по опорным словам, по схеме; упражнять в передаче повествовательной интонации предложения; учить определять количество слов в предложении.

Оборудование: цветные карандаши, тетради, ручки, альбом 1.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

— Наступил сентябрь. Школьники пошли в школу. А вы — в детский сад. Сейчас я буду говорить о школе, а вы назовете Похожих людей, предметы, явления в детском саду.

учитель — ... (воспитатель)

директор — ... (заведующая)

класс —...(группа)

парты — ... (столы)

урок — ... (занятие)

2. Знакомство с понятием, «предложение».

— Юпик никогда не ходил в детский сад и очень хочет там побывать.

Раз! Два! Три!

Летающая тарелка,

На страницу 5 лети.

С этими словами дети открывают пособие. В дальнейшем в стишке изменяется только номер страницы.

а) Дети рассматривают картинки и отвечают на вопрос «Что изображено на картинках?»

— Дети завтракают.

— Мальчики строят башню из кубиков.

Логопед делает вывод:

—Вы сказали предложение. Когда мы разговариваем, спрашиваем, отвечаем, мы говорим предложения.

У нас идет занятие. Я сказала предложение. Все дети внимательно слушают логопеда. Я сказала еще одно предложение. Сегодня вы узнаете много нового. Что я еще сказала?

б) — Юпик посмотрел, чем занимаются дети в детском саду, и тоже захотел составить о них предложение. Он сказал:

Катя поливает цветы из .... Это предложение? Нет, это не предложение, потому что оно не закончено. Помогите Юпику составить предложение.

Аналогично проводится работа по второй картинке: Наташа дает рыбкам корм. Логопед делает вывод: Предложения должны быть закончены. Логопед упражняет детей в передаче повествовательной интонации.

в) — В детском саду дети сами ухаживают за игрушками. Посмотрите картинки о купании куклы (с. 6).

Дети рассматривают картинки, составляют по ним предложения и показывают, кружком какого цвета обозначены картинки.

— Расставим предложения по порядку и раскрасим кружки в этом порядке. Что сначала делает девочка? Каким цветом раскрасим первый кружок?

Дети устанавливают последовательность предложений и раскрашивают пустые кружки.

3. Физминутка.

Выполнение движений с речевым сопровождением,

а) В детском садике ребятки

Могут ловко встать на пятки,

Пошагать и покружиться,

Вправо, влево наклониться.

Снова встать и потянуться,

И друг другу улыбнуться.

б) «Встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики — «Ура!»

В детский сад идти пора!

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем (можно под счет 1, 2, 3, 4) касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

4. Знакомство с понятием «слово» (с. 6).

— Юпик увидел картину «Осень» и стал рассматривать ее. Рассмотрите ее и вы. Что изображено на картине?

Дети отвечают одним словом: небо, тучи, деревья и т. д.

— Что делают деревья? Листья? Какой лес осенью?

Логопед делает вывод: Небо, деревья, листья, качаются, Летят, разноцветный, нарядный — это слова.

Всему название дано —

И зверю и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету.

А. Шибаев

5. Знакомство с составом предложения.

— Составим предложение по картине «Осень». Осень. Я сказала предложение, в котором только одно слово. Скажу еще одно предложение. Посчитайте, сколько в нем слов: «Небо потемнело».

Дети определяют количество слов. Называют первое, второе слово в предложении.

— Каждое слово в предложении будем обозначать линией. Маленькая вертикальная черточка указывает, что это начало предложения, а в конце предложения ставится точка. У нас получится схема предложения.

Осень. |___.

Небо потемнело. |___   ___.

—Прочитайте схему предложения.

—Составьте предложение о ветре (о деревьях), начертите схему этого предложения. Прочитайте схему, называя каждое слово.

6. Составление предложения по схеме (с. 7).

—А вот еще картинки. Юпик не может понять, что это за линии под картинками. Объясните ему.

—Составьте предложение по схеме.

7. Упражнение в согласовании слов в предложении. «Поправь Юпика».

— Юпик посмотрел, как играют дети в детском саду, и сказал: «Маша, кукла,

укладывать». Правильно он сказал?

Скажите предложение правильно.

Логопед делает вывод: Слова в предложении должны дружить и следовать в определенном порядке. Аналогичная работа проводится по второй картинке.

8. Итог занятия.

А в конце игра для вас.

В ней проверим мы сейчас

Ваше умение:

Различать слова и предложения.

— Если я скажу слово, вы вытяните руки вперед и скажите: «Слово». Если предложение — руки разверните в стороны и скажите: «Предложение».

ЗАНЯТИЕ №3

Тема: Слова, называющие предметы.

Цель: дать понятие о словах, называющих предметы; уточнить представление об одушевленных и неодушевленных предметах; учить ставить к словам вопросы кто? что?; упражнять в передаче вопросительной интонации; развивать логическое мышление, зрительное восприятие.

Оборудование: контурные картинки, предметные картинки, цепочка, мяч, альбом 1.

Ход занятия

1. Организационный момент. Задание: «Слово или предложение? »

Логопед произносит слово или предложение. Детям предлагается определить, что произнес логопед. Например:

Сильный... Дует сильный ветер.

2. Знакомство с темой занятия.

а) Логопед предлагает:

— Посмотрите вокруг — сколько разных предметов окружает нас. И каждый из них называется словом: стол, окно... Назовите словами предметы, которые нас окружают.

Дети с логопедом идут по групповой комнате, указывают на предмет и называют его словом. Логопед обобщает: Вы говорили слова, называющие предметы.

б) У каждого ребенка на столе контурная предметная картинка с изображением одушевленного или неодушевленного предмета.

— Неживые предметы: стол, шторы, аквариум, а живые: рыбы, люди. Все живое питается, движется, растет — это люди и животные. А неживое этого не делает. Юпик увидел на Земле много незнакомых ему предметов. Зарисовал их. Некоторые рисунки находятся в нашей группе. Пройдемте по ней, найдем рисунки Юпика, узнаем нарисованные предметы и назовем их.

Картинки по количеству детей разложены в разных уголках групповой комнаты.

—Поднимите рисунки, изображающие живые предметы. Поднимите рисунки, изображающие неживые предметы.

—Послушайте, как я спрошу про ваш предмет.

Логопед задает вопрос к каждой картинке с одушевленным предметом: «Кто это?»

—Какой вопрос я задавала? Понаблюдайте, как я повышаю голос в конце вопроса.

— Про людей и животных (про я: и вые предметы) спрашивают: «Кто это?»

Такая же работа проводится по картинкам с неодушевленными предметами.

—Про неживые предметы спрашивают: «Что это?»

—Послушайте, как Юпик спрашивал о предметах, изображенных на картинках.

Юпик допускает ошибки, дети его исправляют.

3. Физминутка «Спроси правильно».

Логопед бросает мяч и произносит слово. Дети ловят мяч, ставят вопрос «Кто это?» или «Что это?» и возвращают мяч логопеду.

4. Закрепление по пособию темы занятия (с. 8).

а) Логопед предлагает рассмотреть картинку в левом верхнем углу страницы 8 и назвать предметы, стоящие на полке (игрушки: мяч, пирамидка, кубики, машинка).

—Это живые предметы?

—Как о них спрашивают?

—Что еще можно поставить на эту полку?

Такое же задание дается по картинке справа «В зоопарке» (в клетках сидят звери: волк, медведь, лиса, заяц).

б) Дети рассматривают картинку «В живом уголке».

—Куда пришли воспитатель и дети?

—Какие предметы окружают детей?

—Про какие предметы на картинке вы спросите: «Кто это?»; «Что это?»

в) — Юпик получил задание помочь Ивану провести границу между царствами живых и неживых предметов. Покажите, как он ее проведет.

Задание выполняется карандашом, шнурком или цепочкой, начиная с пунктирной линии.

5. Логическое упражнение «Четвертый лишний».

Логопед ставит четыре картинки: три с изображением живых предметов и одну — неживого предмета, и наоборот. Дети выделяют лишний предмет и объясняют свой выбор.

6. Итог занятия.

— Сегодня мы познакомились со словами, называющими предметы.

—О каких предметах спрашивают: «Кто это?»

—О каких предметах спрашивают: «Что это?»

ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: Слова, называющие действия.

Цель: дать понятие о словах, называющих действие; уточнить и расширить глагольный словарь; развивать логическое мышление; закрепить умение составлять схему предложения.

Оборудование: схема «эстафеты», предметные картинки о спорте, раздаточные картинки с изображающие животных, альбом 1.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед демонстрирует предметные картинки: боксер, футболист, хоккеист, парашютист, пловец, мяч, перчатки, ракетка, гиря, скакалка, велосипед.

Один ребенок ставит к картинкам вопросы «Кто это?» или «Что это?» Другой ребенок отвечает.

2. Знакомство со словами, называющими действия предмета.

—Боксер, футболист, хоккеист — это спортсмены. И мы сегодня, как спортсмены, будем участвовать в эстафете, передавая флажок с одного этапа на другой.

На доске изображена схема эстафеты и передвижной флажок.

Первый этап эстафеты.

—На старт! Внимание!

— Плывите!

— Прыгайте!

— Приседайте!

— Бегите!

Дети имитируют движения.

— Что вы делали?

Логопед делает вывод: Плавали, прыгали, приседали, бегали — это слова, называющие ваши действия. К ним ставится вопрос «Что делали?».

— Скажите еще слова, называющие действия спортсменов.

Флажок переставляется на второй этап.

Второй этап эстафеты.

Работа по пособию (с. 9). Дети рассматривают картинку «В спортивном зале».

— Что делают дети? Скажите только, слова, называющие действия детей.

Третий этап эстафеты. Физминутка.

а) Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке!

Потянулись, потянулись.

Вправо, влево поклонились

И на месте в бег пустились.

—Что вы делали?

—Что называют эти слова?

б) Пальчиковая гимнастика.

— Гонки многоножек (попеременное передвижение пальцами-ножками по столу. Каждая ножка делает по одному шагу).

—Гонки двуножек (движения выполняются средним и указательным пальцами).

Четвертый этап эстафеты.

—Животные тоже соревнуются, кто быстрее передвигается.

—Как передвигается медведь (сорока, змея, заяц, лягушка, щука)?

—Ходит, летает, ползает, бегает, прыгает, плавает — что называют эти слова?

У детей картинки с изображениями животных: слон, гусеница, бабочка, кит, кузнечик, волк и т. д.

—Подумайте, как передвигается ваше животное?

—Составьте предложение по схеме:

—Кто из них передвигается быстрее?

—Поставьте картинки в ряд по мере увеличения скорости передвижения животных.

Пятый этап эстафеты. «Лишнее слово» (с. 10).

едет                                         коньки

плывет                                 клюшка

мяч                                         бежит

забивает                                 шайба

— Что изображено на картинке: предмет или действие предмета? Назовите лишнее слово.

3. Итог занятия.

— Сегодня мы познакомились со словами, называющими действие предмета.

Назовите каждый по одному слову, называющему действие предмета.

Финиш.

ЗАНЯТИЕ № 5

Тема: Слова, называющие признаки предмета.

Цель: дать понятие о словах, называющих признаки предмета; расширить и уточнить словарь признаков предмета; упражнять в согласовании имен прилагательных с

именами существительными; тренировать детей в составлении простого распространенного предложения; развивать логическое мышление.

Оборудование: простые карандаши, звездочки, мяч, предметные картинки, альбом 1.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед произносит слово, называющее предмет, а дети к нему подбирают слово, называющее действие предмета.

солнце ... (светит)

дождь...

ветер ... и. т. д.

2. Знакомство со словами, называющими признаки предмета.

Дети открывают пособие: «Раз, два, три, летающая тарелка на страницу 11 лети».

— В сказочной стране жили-были три гнома. Жили они дружно, но были очень

разные. Найдите их на странице книги. Какие они?

Дети описывают гномиков по форме туловища, цвету одежды и настроению.

— У гномиков были домики. Найдите каждому гномику свой домик и проведите к нему дорожку. Как узнали домик сердитого гномика (веселого, грустного)?

Логопед делает вывод: Круглый, квадратный, треугольный, красный, желтый, синий, грустный, веселый, сердитый — это слова, называющие признаки предмета.

3. Упражнение в согласовании имени прилагательного с именем существительным.

— В саду гномы выращивали яблоки, груши, ягоды, в огороде — лук. Рассмотрите картинки — здесь они нарисованы. Гномики предлагают нам игру «Кто больше?» Назовите как можно больше слов, называющих признаки яблока (груши, лука, ягод). Яблоко какое?

Логопед обращает внимание детей на окончание в вопросе и в прилагательном. Дети называют слова, получая звездочку за каждое слово.

Подводятся итоги игры.

4. Физминутка.

а) Имитация движения с речевым сопровождением.

— Вспомните, какие слова, называющие признаки мяча, прозвучали в стихотворении.

Мой веселый звонкий мяч,

Прыжки на правой ноге с имитацией отбивания мяча правой рукой.

Ты куда помчался вскачь?

Прыжки на правой ноге с имитацией отбивания мяча левой рукой.

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

Прыжки на обеих ногах с имитацией отбивания мяча обеими руками.

б) Игра « Наоборот ».

Логопед, бросая ребенку мяч, называет слово, а ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Большой — ...

Длинный — ...

Высокий — ...

Широкий — ... и т. д.

5. Упражнение в употреблении слов, называющих признаки предмета, в загадках.

— По вечерам гномики любили собираться вместе и загадывать загадки. Вот одна из них:

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный.

— Что это?

— Какие слова помогли отгадать загадку?

—Какие это слова?

— А теперь попробуйте составить загадку о лисе (о солнце), используя слова,

называющие ее (его) признаки.

6. Логическое упражнение «Назовите лишнее слово».

— Послушайте слова, назовите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее?

Высокий, широкий, дом, большой.

Прыгать, добрый, бежать, спать.

7. Итог занятия.

Игра «Узнай предмет». На доске выставлены картинки по количеству детей.

— Гномики прислали нам картинки с изображением разных предметов. Вы получите картинку на память, если угадаете ее по слову, называющему признак этого предмета.

Слова

Картинки

кислый

карандаш

острый

волк

злой

лимон и т.д.

ЗАНЯТИЕ № 6

Тема: Понятие о звуке.

Цель: дать понятие о звуке и звуковой структуре слова; развивать фонематический слух; учить выделять начальный гласный звук в слове и конечный согласный;

развивать мелкую моторику.

Оборудование: волшебная веточка, альбом 1.

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Слушай и отгадывай».

Логопед предлагает детям закрыть глаза и отгадать, что он делает (шелестит бумагой, хлопает в ладоши, режет бумагу, рвет бумагу, играет мячом, листает книгу).

— Как вы узнали, что я делала, вы же не видели?

—Вы слышали звуки.

2. Знакомство с понятием, звук. «Путешествие» в древние времена.

—Давным-давно на земле жили древние люди. Жили они в пещерах, охотились на древних животных, но говорить не умели. В одном племени жила девочка по имени Таффи. Она была очень любознательная, внимательная, умная. Таффи гуляла по лугам и лесам, прислушивалась к разным звукам. По звуку она могла определить животное:

ч-ч-ч — это стрекочет кузнечик;

ы-ы-ы — ревет медведь;

и-и-и — ржет лошадь;

р-р-р — рычит тигр;

Рассмотрите картинку «Лес» (с. 12). Как шипит змея? Как фыркает ежик? Как воет волк? Как звенит комар? Как жужжит жук? Как долбит дятел?

Таффи повторяла услышанные звуки, училась соединять их: шшшуууммм, дддыыыммм, У нее стали получаться слова.

Логопед подводит детей к выводу: Слова состоят из звуков.

— Чтобы услышать звуки в слове, надо произнести слово протяжно.

У Таффи была волшебная веточка. Она играла с ней. Как только веточка касалась предмета, слово протяжно звучало: жжжууук. Вот эта веточка. Давайте и мы так поиграем.

Вы молчите, я молчу,

И веточка молчит.

Предмета веточка коснется —

Сразу слово зазвучит.

На столе у логопеда игрушки-предметы: волк, мак, лиса и. т. д. Дети упражняются в протяжном произнесении слов.

— Вместо звука Таффи рисовала веточкой на песке квадратик: .Слово жук она написала так: . И мы с вами будем обозначать звук квадратиком.

3. Физминутка.

а) Выполнение движений с речевым сопровождением.

Перед нами луг широкий,

А над нами лес высокий.

А над нами сосны, ели

Головами зашумели.

Грянул гром (хлопок)

Побежали быстро в дом.

б) Пальчиковая гимнастика. «Здравствуй».

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга.

4. Выделение начального гласного звука в слове.

— Таффи любила играть со звуками. И мы с вами сейчас поиграем в одну из таких игр. Называется игра «Умная машина» (с. 12).

5. Выделение конечного согласного звука в слове.

— У девочки Таффи был друг Дракоша-Звукоедик. Его так звали потому, что он

любил проглатывать звуки в словах. Какой последний звук в словах съел Дракоша?

По двору ходил пету ..., индю ..., бара ..., ко ...

6. Закрепление понятия «звук». Игра «Узнай слово».

—Из чего состоят слова?

—Таффи соединяла звуки в слова и произносила их протяжно. Попробуйте

узнать, какие слова у нее получались:

сссооок нннооос

7. Итог.

 — Произнося слово протяжно и внимательно прислушиваясь, вы научитесь слышать все звуки в слове.

ЗАНЯТИЕ № 7

Тема: Звук [у].

Цель: дать детям понятие о гласном звуке [у], уточнить его артикуляцию;

научить четко интонировать звук [у] в словах; выделять звук [у] из ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции; развивать дыхание и голос, артикуляционную моторику; упражнять в употреблении существительных мужского рода в форме единственного числа дательного падежа и существительных женского рода в форме единственного числа винительного падежа; учить образовывать глаголы с приставкой у-.

Оборудование: индивидуальные зеркала, звуковые сигнальные фонарики, схема для анализа артикуляции звука, игрушка — паровоз, набор индивидуальных схем, альбом 1.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «Умная машина». Выделить первый звук в слове (гласный).

2. Артикуляционная гимнастика для губ.

«Трубочка»

«Хоботок»

«Поцелуй»

Движение губ «хоботком» вправо — влево.

3. Анализ артикуляции звука [у].

а) Звучит сигнал паровоза: У-У-У!

— Что это гудит?

Логопед показывает паровоз, произносит звук [у] и анализирует артикуляцию звука по схеме (с. 5 данного пособия), привлекая детей к анализу.

— Посмотрите, воздушная струя выходит через «Трубочку» свободно, нет никакой преграды. Мы можем звук [у] голосом долго тянуть, петь. Поэтому он называется гласным, от слова «голос», «глас».

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос поет.

Звук получается гласный.

—Его обозначим красным квадратиком, фишкой. А Юпик на нем зарисовал

положение губ, чтобы лучше запомнить произношение звука [у].

4. Упражнение в произношении звука [у].

а) Хоровое и индивидуальное произнесение.

б) Произнесение звука [у] на длительном выдохе («паровоз дает долгий сигнал»),

на прерывистом выдохе («паровоз дает короткие сигналы»).

5. Развитие фонематического слуха.

—Паровоз приглашает нас в удивительное путешествие. Но сначала надо проверить, как мы слышим звук [у].

Игра «Сигнальщики».

У детей в руках звуковые сигнальные фонарики красного цвета. Услышав звук [у], дети поднимают фонарики. Выделение звука:

а) из ряда гласных звуков: а, о, у, и, у...;

б) из слогов: ух, ап, ос, ум...

— Отправляемся в «путешествие».

Дети имитируют руками движение паровоза.

6. Выделение звука [у] из состава слова. Работа по пособию (с. 13).

Станция «Повторяй-ка». Закрепление звука [у].

—Посмотрите на паровоз в левом верхнем углу страницы.

—Как он гудит?

—В правом верхнем углу изображены губы. Какой звук они показывают?

—Как вы догадались?

— Почему Юпик держит красную фишку?

Станция «Озерная». Выделение звука [у] из начала слова.

— Паровоз привез нас к озеру.

Дети рассматривают картину «У озера». Логопед называет слова: удод, уха, удочка, уж, улитка, утка, утята, выделяя голосом звук [у], а дети находят соответствующую картинку, повторяют слово по образцу логопеда.

— Какой первый звук мы произносим в этих словах? Звук [у] стоит в начале слова, обозначим его место на схеме слова:

Логопед показывает схему на доске, а дети выполняют работу на индивидуальных схемах.

Станция «Отгадай-ка». Образование глаголов с приставкой у-.

— Утка, удав и удод загадали с лова-действия, которые начинаются со звука [у].

Дети смотрят на картинки (с. 14), а логопед произносит:

—Утка плыла и у.... (Дети договаривают слово: уплыла).

—Удав полз и у....

—Удод летел и у....

—Какие слова-действия загадали вам утка, удав и удод?

— Где стоит звук [у] в этих словах?

— Как изменилось значение слов: плыла — уплыла! (полз — уполз, летел — улетел).

Станция «Игровая» (физминутка). Дети проговаривают стихотворение с имитацией движений.

Утки стайкою летели,

На полянку тихо сели.

Походили, походили,

Поклевали, поклевали,

К речке быстро побежали,

Плавали, ныряли,

Корм себе искали.

Станция «Подумай-ка». Выделение звука [у] из конца слова.

— Паровоз остановился на поляне. Какие животные были на поляне? (Осел, кот, заяц.) А справа корм для них. Назовите его (Трава, морковка, рыба.) Подумайте, кому что дадим?

Дети отвечают полным ответом, выделяя голосом звук [у] в окончаниях существительных.

— Звук [у] в словах стоит в конце слова. Обозначим его место на схеме слова:

Логопед показывает схему на доске, а дети выполняют работу на индивидуальных схемах.

Станцця «Домики». Выделение звука [у] из начала и конца слова (с. 13).

— Приехали на станцию. Встретили Юпика. О чем задумался Юпик?

Дети называют животных, определяют, кто в каком домике живет. Доказывают свой выбор.

Станция «Итоговая».

—С каким звуком мы сегодня познакомились?

—Какой это звук?

—Почему?

—Вспомните слова со звуком [у].

ЗАНЯТИЕ №8

Тема: Буквы У, у.

Цель: закрепить у детей произнесение звука [у], познакомить с его графическим обозначением; учить соотносить звук и букву, передавать восклицательную интонацию; обучать звуковому анализу; познакомить с предлогом у; учить строить предложения по схеме; развивать мышление, графические навыки.

Оборудование: кассы букв, тетради, ручки, «Домики букв», картинка-паровоз, буквы У, у, наборы букв, альбом 1.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

—Придумайте слово со звуком [у]. Произнесите его, выделяя голосом звук [у].

2. Знакомство с буквами.

— Вы произносили и слушали звук [у].

Логопед выставляет картинку с изображением паровоза, в окошко которого вставлена буква У.

— На прошлом занятии мы путешествовали на паровозе. Кто управляет паровозом?

А на нашем паровозе машинист — буква У. У — это знак звука [у]. Чтобы прочитать эту букву, надо произнести звук [у]. Прочитаем ее.

Сколько элементов (частей) у буквы У?

3. Закрепление буквы У. Работа по пособию (с. 15).

— Посмотрите на буквы У, у. Прочитайте. Чем они отличаются? На что похожа буква У?

Дети рассматривают картинку: ушки зайца.

— Посмотрите, как букву У можно построить из пальцев рук. Постройте ее.

4. Знакомство с кассой букв.

Логопед знакомит с назначением кассы. Дети ставят буквы в кармашек.

5.Печатание букв в тетрадях.

6.Чтение (с. 15).

Чтение: У-у-у! Логопед объясняет: «! — это восклицательный знак. Он указывает, что читать надо с повышением интонации голоса».

После прочтения логопед объясняет значение прочитанного: «Так воет волк».

7. Звуковой анализ.

Дети называют картинки: уж, ухо. Дети вместе с логопедом протяжно произносят слова и находят схему. Читают схему, выделяя голосом звук [у].

8. Знакомство с предлогом у.

— Рассмотрите картинку с изображением гнома. Его зовут  У. Он никогда не ходит с пустыми руками. У него в руках всегда что-нибудь есть.

Логопед выделяет голосом предлог у.

У гнома колпачок. У гнома корзинка. Маленькое слово у показывает, что

предметы принадлежат гному. Посмотрите на схемы предложений. Прочитайте предложение по схеме, называя букву и картинки.

Логопед делает вывод: У — маленькое слово-предлог, стоит отдельно от других слов.

9. Отгадывание ребусов.

—Юпик задумался, увидев зашифрованные слова. Чтобы расшифровать их, прочитайте букву и сразу назовите картинку. Получится слово... (Уточка, улица.)

10. «Заселение» буквы У в домик.

—Как и люди, буквы у нас будут жить в домиках. Посмотрите на домики. Крыши у них разного цвета. В каком домике живет буква У? Почему?

11. Итог занятия.

—Машинист паровоза просит вас найти среди букв букву У. Прочитайте их.

ЗАНЯТИЕ № 9

Тема: Звук [а].

Цель: уточнить артикуляцию звука [а]; учить детей четко интонировать звук [а] в слове, выделять его из ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции; развивать дыхание, голос, артикуляционную и мелкую моторику; упражнять в образовании формы винительного падежа одушевленных существительных мужского рода единственного числа.

Оборудование: зеркала, звуковые сигнальные фонарики, схема для анализа артикуляции звука, индивидуальные схемы, альбом 1.

Ход занятия.

1.Организационный момент. «Запомни и повтори».

жук — сук — тук

сухо — ухо — муха

будь — дуть — путь

суп — дуб — зуб

пух — сух — дух

2. Артикуляционная гимнастика.

«Покусать верхнюю губу» «Покусать нижнюю губу» «Окошко» (рот) открыть — закрыть.

3. Знакомство со звуком [а] (с. 16).

а) Колыбельку мышь качала,

Мышка тихо напевала: А-а-а1

Мышка губы округляла,

Широко рот открывала: А-а-а!

— Покажите, как пела мышка.

Дети, наблюдая в зеркале за артикуляцией, хором и индивидуально произносят звук[а].

б) Работа над голосом и дыханием.

—Мышка очень старалась усыпить мышонка. Она спела ему длинную песенку:

ааааааа. Спойте и вы так же.

—Короткую: а-а-а-а.

—Тихую.

—Громкую.

—С постепенным усилением голоса.

—С постепенным ослаблением голоса.

в) Анализ артикуляции звука [а].

Логопед, привлекая детей, анализирует артикуляцию звука [а] по схеме (с. 5 данного пособия) и делает вывод: Звук [а] — гласный.

— Какую фишку держит Юпик? Почему? Какой кружок нарисован на фишке? Почему? Еще раз посмотрите в правый верхний угол страницы, на положение губ.

4. Упражнение в интонировании звука [а].

Долго пела мышка-мать,

Но сынок не хочет спать.

Прибегают к ней собака,

Гусь, лягушка помогать.

— Как собака лает? Как гусь гогочет? Как лягушка квакает?

Какой одинаковый звук слышится в их голосах?

Дети произносят звукоподражания, выделяя голосом звук [а].

5. Физминутка.

а) Пальчиковая гимнастика.

Построить из пальцев рук фигуры животных: мышки, собаки, гуся, лягушки.

б) «Кто как передвигается».

Имитация движений этих животных.

6. Развитие фонематического слуха. Игра «Зажги фонарик».

а) выделение звука [а] из ряда гласных: а, у, о, а, и, а, э, ы, а;

б) выделение звука [а] из ряда слогов: ох, ам, ум, эк, па, вы, ти, ма.

7. Формирование фонематического восприятия.

Но мышонок спать не хочет —

Был мышонок болен очень.

Тут решила мышка-мать:

«Надо доктора позвать».

—Какого доктора позовет мышка?

—Рассмотрите картинку (с. 16). Чем занят Айболит?

—Назовите слова со звуком [а], «нажимая» на него голосом.

Слова: Айболит, автобус, аптечка, аист, антилопа, акула, азбука, апельсин, антенна, астра.

—Где стоит звук [а] в этих словах? Покажите на схеме слова место звука [а].

8. Упражнять в образовании формы единственного числа винительного падежа одушевленных существительных (с. 17).

—К Айболиту приходили разные звери: морж, тигр, лев, жираф, слон, бобр... Посмотрите на картинки. Узнайте, кого из них лечил Айболит? (Моржа, льва, слона, бобра.)

—Где стоит звук [а] в этих словах?

—Обозначьте его на схеме слова.

9. Итог занятия.

—Помог Айболит и нашему мышонку.

А-а-а, — сказал мышонок громко,

Рот открыв свой широко.

Да у вас, дружок, ангина.

Нужно вылечить ее.

— Айболит вылечил мышонка, и мышонок уснул. Какой звук произнёс мышонок? Что узнали вы о звуке [а]?

ЗАНЯТИЕ №10

Тема: Звук [а] (закрепление).

Цель: закрепить артикуляцию звука [а]; учить детей выделять звук [а] из состава

слова, упражнять в образовании формы множественного числа существительных с

окончанием -а; воспитывать внимание к изменению грамматической формы глагола;

уточнить и расширить словарь.

Оборудование: картинки с изображением арбуза, ананаса, айвы, абрикоса, апельсина в корзинке, индивидуальные схемы, апельсины, альбом 1.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети называют слова, начинающиеся со звука [а], и садятся.

2. Введение в тему.

— Название какого летнего месяца начинается со звука [а]? (Август.)

Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.

— Посмотрите, какой урожай везет автомашина (с. 18).

Логопед читает стихотворение:

Что везет автомашина?

Все что есть на букву А

Вот арбузы, апельсины,

Ананасы и айва.

— Что везет автомашина? Какой первый звук в этих словах? Сегодня на занятии мы продолжим изучать звук [а].

3. Повторение характеристики звука [а].

—Посмотрите, какие плоды лежат в нашей корзине.

В прорези «корзинки» вставлены картинки с изображением плодов: арбуз, ананас, апельсин, абрикос, айва. На картинках изображены глаза, нос, рот.

—Они радуются, улыбаются нам и пришли к нам с заданиями от звука, [а].

Ананас.

—Ананас — это самый любимый фрукт у звука [а], потому, что в этом слове он звучит три раза: ааа-нааа-нааас.

Я — спелый, сочный ананас.

О звуке [а] спрошу у вас:

Что вы знаете о нем?

4. Выделение звука [а] из состава слова.

а) Арбуз.

Я — сладкий, сахарный арбуз.

Прошу вас выбрать овощи

На зайкин вкус.

— Зайка с корзиной пришел на овощной базар (с. 18).

Что продается на базаре? (Репа, свекла, капуста, картофель, редька, лук, перец, чеснок.) Посмотрите на корзинку. Догадались, с каким звуком нужны зайцу овощи?

Какие овощи заяц положит в корзину?

б) Абрикос.

А я — абрикос.

Задаю вам вопрос:

Где же место звука [а]

В словах аист? Рак? Лиса?

Дети обозначают место звука [а] на схеме слова.

5. Упражнение в образовании формы глагола прошедшего времени женского рода и существительных множественного числа, (с. 17).

Апельсин.

А я — апельсин, круглая голова,

Послушаю, как вы измените слова,

Произнесете в них звук [а].

Дети выполняют задание «Папа и мама» и «Один — много». Логопед обращает внимание детей на окончания слов.

6.Физминутка. См. занятие № 1.

7.Уточнение и развитие словаря, (с. 17).

Айва.

Я — полезная айва,

Предлагаю вам слова.

На картинах их найдите,

И значенье объясните.

Все слова начинаются на [а]. «Акварель»... Аналогичные задания даются со словами аквариум, аллея, Африка.

— Закончите предложения этими словами.

Картинка нарисована... .

Дети гуляют по садовой ... .

Папа купил рыбок для нашего ... .

Зебры, жирафы, страусы живут в ... .

8. Итог занятия.

Фрукты благодарят детей за правильные ответы и угощают детей апельсинами.

ЗАНЯТИЕ № 11

Тема: Буквы А, а.

Цель: закрепить звук [а]; познакомить детей с его графическим обозначением; учить соотносить звук и букву; обучать составлению сложного предложения с противительным союзом а по схеме, чтению схемы предложения, интонационному чтению; развивать зрительное восприятие.

Оборудование: предметные картинки, картинка «Аист» с конвертом, кассы букв, разрезные буквы, тетради, ручки, альбом 1.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

У детей в руках предметные картинки.

— Поднимите картинки, в названии которых звук [а] стоит:

а) в начале слова;

б) в конце слова;

в) в середине слова.

2. Знакомство с буквами А, а.

а) Загадка.

Это старый наш знакомый –

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками в болото. (Аист)

Выставляется картинка с изображением Аиста. В клюве он держит конверт. В конверте буквы А, а.

—Почему к нам прилетел аист?

Логопед открывает конверт и достает буквы.

—Что принес нам аист? (Буквы.) Зачем они нам? (Чтобы читать и писать.)

б) Анализ букв.

—Вот большая буква А, а вот маленькая буква а. Они похожи? Сколько элементов у большой буквы А? Какие элементы?

Две палочки наискосок, А между ними поясок.

—Сколько элементов у маленькой буквы а? Какие?

—Прочитаем эти буквы.

3. Закрепление букв. Работа по пособию (с. 19).

—Посмотрите на буквы А, а в розовой рамочке. Прочитайте. Буква А выложена из фруктов. Из каких? Почему из апельсинов? Посмотрите на дом. На какую часть дома похожа буква А? В правом верхнем углу буква А построена с помощью рук. Постройте ее так же.

4. Работа с кассой букв.

Нахождение места букв А, а в кассе букв.

5.Печатание буке А а в тетради.

6.Физминутка. «Аист»

Раз, два, три, четыре, пять.

Очень трудно так стоять.

И не падать, не качаться,

И за столик не держаться.

Дети стоят на одной ноге, руки в стороны.

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

— Топай — правою ногой (раз, два, три),

Топай — левою ногой (раз, два, три),

Снова — правою ногой,

Снова — левою ногой,

После — правою ногой,

После — левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

7. Обучение интонационному чтению (с. 19). «Характер буквы А».

— У буквы А разный характер. Посмотрите на картинку. Девочка качает куклу. Прочитаем спокойно: А-а-а. У буквы а спокойный характер.

Дети читают по образцу логопеда хором и громко индивидуально, указывая читаемую букву.

— Мальчик громко плачет. Около буквы А восклицательный знак. Надо повысить голос и передать плаксивый характер буквы А: А-а-а!

А этот мальчик любопытный. Любит задавать вопросы. Около буквы А стоит вопросительный знак. Он указывает, что надо спросить: А? У буквы А любопытный характер.

8. Работа над предложением.

Дети рассматривают картинку. Составляют предложение о каждом ребенке, соединяют их союзом а и прочитывают полученное предложение по схеме.

9. Решение кроссворда «Буква А » (с. 20).

(Аня, аист, акула).

10. Ребус «Лак».

—Если около рисунка стоит зачеркнутая буква и рядом стоит другая, то произнесите слово, заменив один звук на другой.

11. Развитие зрительного восприятия.

Задания «Сколько здесь букв А?», «Вылечи больные буквы».

12. «Заселение» буквы А в «домик букв».

- В каком домике живет буква А? Почему?

13. Итог занятия.

- С какой буквой вы сегодня познакомились?

Всем известно, буква А —

Буква очень славная.

Да к тому же буква А

В алфавите главная.

Э. Успенский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте "Звук и буква Ч"

занятие по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Буквы Ф, ф"

 Цель: закрепить звуки [ф], [ф’]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие....

Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б.

Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б....

Занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте. Подготовительная группа

Занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте . Подготовительная группа...

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе по теме: «Звук П». Презентация к занятию.

Цель: Знакомство с глухим согласным звуком П. Задачи: Коррекционно-образовательные:1. Познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;2. Познакомить детей с понятием &laq...

Методика развития фонематической стороны речи и обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Методика развития фонематической стороны речи и обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста....